Оглавление:
Понятие истины всегда было в центре философских дискуссий, начиная с античности и заканчивая философией наших дней. Вопрос Понтия Пилата к Христу: «Что есть истина?». — на который он не получил ответа — был и остается одним из главных вопросов философии.
Давайте обратимся к значению этого слова.
Современные ученые восходят к древнерусскому, старославянскому слову «истина», которое имеет несколько значений, таких как реальная, настоящая, действительная, точная, единственная. Можно говорить об истинной красоте, истинной справедливости в указанных выше значениях.
Великий философ и исследователь русского языка П. Флоренский определял истину от глагола исти, историй. По его словам, понятие истины тесно связано со словами «есть», «природа».
В гносеологии понятие истины используется для характеристики непроизвольных вещей, предметов, явлений и знаний о них.
В философском смысле проблема истины шире, чем вопрос об истинности научного знания, о чем свидетельствует многообразие форм познавательной деятельности. Соответственно, истина имеет множество аспектов и может рассматриваться с разных точек зрения: эпистемологической, научной, художественной, логической и теологической, и отмечается, что существуют различные интерпретации истины, которые несовместимы друг с другом. Споры между философами о понятии истины, носят не терминологический, а философский характер.
Основные толкования истины
Вот основные толкования истины.
- Истина — это соответствие знания и реальности.
- Истина — это свойство самосогласованности знания.
- Истина — это полезность знания, его эффективность.
- Истина — это конгруэнтность.
Приведенные выше трактовки истины воплощены в соответствующих понятиях. Основные концепции истины включают классическую концепцию истины и неклассическую концепцию истины, которая включает когерентную, прагматическую и конвенциональную концепции истины.
Классическая концепция истины, иногда называемая теорией соответствия (корреспонденции), является одним из величайших достижений философской мысли. Она накопила многовековой опыт человеческих знаний в различных областях, особенно в науке. Классическое понятие истины философски неоднородно и претерпело различные философские интерпретации — как материалистические, так и идеалистические.
Основные определения классической концепции истины были изложены в античности в работах Платона и Аристотеля. Именно у Платона понятие истины впервые было связано с понятием соответствия. В диалоге «Сократ» из уст Сократа прозвучало, что истина должна определять степень соответствия знания бытию: «Тот, кто говорит о вещах, как они есть, говорит истину, тот, кто говорит о них иначе — лжет. В трудах Аристотеля по логике формализованы основные положения теории соответствия. Аристотель утверждал, что истина не существует в вещах, а является продуктом мышления, возникающим при сочетании субъекта и предиката в высказываниях, которые могут быть истинными или ложными. Развивая определения концепции истины Аристотеля, Фома Аквинский сформулировал определение истины, которое связано со всей теорией соответствия в целом, заявив, что «истина есть соответствие вещи и понимания».
Истина как объективное свойство предложений
В философии нового времени — в работах Р. Декарта, Дж. Локка, Г. Лейбница — формируется категориальный аппарат понятия соответствия и его основные положения. Истина стала пониматься как объективное свойство предложений, не зависящее от человеческого мышления и процесса познания, который их обнаруживает.
В философии нового времени эту концепцию отстаивали такие выдающиеся философы, как К. Поппер, Л. Витгенштейн, Б. Рассел и другие.
Важной особенностью понимания истины в классической теории является ее объективность, т.е. независимость от воли и желания людей, их признания или непризнания. Соответствие мысли объекту определяется объектом, его свойствами, а не нашим желанием. Стандартная версия интерпретации критерия истинности предполагает соответствие высказываний фактам, положению дел, событиям и определенным ситуациям.
Преемницей классической концепции истины является диалектико-материалистическая теория истины, разработанная в марксистско-ленинской философии.
Объективность
Преемственность выражается в обосновании объективности истины. Как писал Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм», понятие объективной истины характеризует содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от какого человека и от человечества[3]. Это означает, что он характеризует знание не по его субъективной форме, а по его объективному содержанию.
Помимо объективности, истина также характеризуется абсолютностью и относительностью.
Абсолютность истины заключается в ее полноте, безусловности, наличии независимого от субъекта содержания знания, которое сохраняется и воспроизводится в процессе развития знания. Поскольку наше знание точно воспроизводит объект, оно обладает абсолютной истиной.
Относительность истины
Относительность истины заключается в ее неполноте, приблизительности, незавершенности, которые устраняются из знания в процессе познания как несовместимые с природой вещей.
Соответствие знания действительности объясняется на основе так называемой теории отражения или «ленинской» теории отражения. Ее главное отличие от предыдущих стандартных вариантов теории соответствия состояло в том, что отражение признается не как особое отношение, возникающее между знанием и познаваемым миром, а как свойство материи, присущее всем ее уровням. Основным условием существования истины в теории отражения является принцип конкретности истины, то есть соответствие истины реальным социально-историческим условиям. Абстрактной истины не существует, истина всегда конкретна, потому что она добывается субъектом в определенных условиях.
С материалистической точки зрения истину можно определить как адекватное отражение познающим субъектом объективной реальности, в ходе которого познаваемый объект представляется таким, каким он существует вне и независимо от сознания.
Долгое время в эпистемологии доминировала классическая концепция истины, но со временем эта концепция столкнулась с рядом проблем, которые привели к ее критическому пересмотру и ограничили сферу ее применения.
Центральным понятием этой концепции является понятие соответствия мысли реальности, что означает: то, что утверждается мыслью, действительно происходит.
Реальность
Сторонники классической концепции истины изначально считали, что поставленная перед ней цель — соответствие мысли реальности — относительно легко достижима. Они явно или неявно сделали следующие предположения:
- Реальность, с которой человек непосредственно связан и которая является объектом его познания, независима от самого познания;
- мысли могут быть приведены в простое, однозначное соответствие с реальностью;
- существует интуитивно ясный и однозначный критерий для определения того, соответствуют ли мысли реальности или нет.
Со временем стало очевидно, что эти предложения, на которых основывается классическая концепция истины, отнюдь не являются бесспорными, и что сама классическая концепция истины столкнулась с рядом проблем, которые привели к ее пересмотру и ограничению сферы ее применения.
Главной среди этих проблем является проблема, связанная с природой соответствия мысли и реальности. Вообще говоря, говорят: «Как можно сравнивать знание, которое является идеальным, с материальными вещами?».
До сих пор неясно, что подразумевается под «соответствием» мысли реальности или реальному состоянию. Если это чувственный образ, то это соответствие все равно можно интерпретировать как «сходство» образа и вещи: Мы можем предположить, что чувственный образ дерева каким-то образом похож на само реальное дерево (и даже тогда это спорно). Но о каком сходстве мы можем говорить, когда речь идет о мыслях и предметах? В каком смысле математические понятия соответствуют реальности? Геометрия (греч. geometria, от ge — земля и metreo — измеряю) в своих истоках была связана с измерением земли. Но чему соответствуют неевклидовы геометрии? Или мнимые числа? Понятно, что здесь нельзя говорить о «переписке». Но тогда в чем заключается «соответствие» мысли объекту? Этот вопрос до сих пор остается открытым.
Другой проблемой была сфера применимости этой концепции не только к естественным наукам, но и к другим областям знания, особенно к гуманитарному знанию. В какой степени мы можем говорить об объективности гуманитарного знания?
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Шарль Монтескьё, французский просветитель, правовед, философ
- Первые высшие технические учебные учреждения в России
- Понятие эстетических категорий, идеалов, норм, принципов
- Л. Лопатин и его философия
- Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков
- Николай Кузанский (Николай Кребс), крупнейший немецкий мыслитель xv века, философ, теолог
- Генезис философии в древней Греции
- Рационалистическая философия нового времени
- Представление о «естественном» и «сверхъестественном»
- Рационалистическая гармонизация бога и мира в философии Фомы Аквинского