Оглавление:
Марксизм относится к «научной теории» коммунизма, разработанной Карлом Марксом, которая претендует на роль «Всеобщей теории всего». По сути, эта теория представляет собой смесь различных работ и содержит множество концепций, идей и методов, взятых из различных философских и экономических школ девятнадцатого века и некоторых теологических учений прошлого.
К началу 1880-х годов уже сложились условия для возникновения и распространения пролетарской идеологии в России. Ленин был первым русским марксистом, который поставил в качестве неотложной практической задачи создание партии рабочего класса в России и возглавил борьбу революционных социал-демократов за ее осуществление. Он считал, что это должна быть пролетарская партия нового типа, принципы, формы и методы деятельности которой должны отвечать требованиям новой эпохи, эпохи империализма и социалистической революции. Он взял на вооружение центральную идею марксизма об исторической миссии рабочего класса как убийцы капитализма и строителя коммунистического общества. Ленин сделал все, что мог, и отличился как вождь рабочего класса.
Здесь уместно вспомнить хрестоматийное высказывание Ленина из его книги «Инфантильная болезнь левого коммунизма»: «Марксизм как единственно правильная революционная теория действительно выстрадал в России полвека неслыханных мук и жертв, неслыханного революционного героизма, невероятной энергии и самоотверженных исканий, изучения, проверки на практике, разочарований, испытаний, сравнения с опытом Европы. В этой связи Ленин особо вспоминал «таких предтеч русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящую плеяду революционеров 70-х годов». Тема развития марксизма в России не потеряла своей актуальности и в наши дни. История нашей Родины позволяет сделать анализ действий и предотвратить возникновение подобной ситуации.
Основная цель работы содержится в названии — рассмотреть развитие марксизма в России и сделать вывод — как он влияет на развитие страны в целом.
В наиболее развитых странах Европы в 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией вышла на первый план (восстания ткачей Лиона в 1831 и 1834 годах, подъем английских чартистов в середине 30-х — начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии в 1844 году).
В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс вступили в «Лигу коммунистов» — тайное пропагандистское общество, организованное немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. Для этого общества они написали знаменитый «Манифест Коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 года. В ней провозглашалась неизбежность разрушения капитализма пролетариатом и приводилась краткая программа, показывающая переход от капиталистической к коммунистической формации общества:
Пролетариат должен использовать свое политическое господство, чтобы постепенно лишить буржуазию всего капитала, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как правящий класс, и, возможно, увеличить сумму производительных сил.
Конечно, сначала это может быть сделано только репрессивным вмешательством в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть действиями, которые кажутся экономически недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают себя и становятся неизбежными как средства для революции всего способа производства.
Коммунистическая идеология
Карл Маркс резко критиковал утопический «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на всех («общая частная собственность»). Он утверждал, что грубый коммунизм был продуктом «мировой зависти».
В 1864 году был основан марксистский Первый Интернационал. Социал-демократические партии, организованные марксистами, отличались как радикальным, революционным направлением, так и умеренным, реформистским. Идеологом последнего был немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. Во Втором Интернационале революционная точка зрения преобладала до начала 1900-х годов. Принятые на съездах резолюции касались невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протестов против милитаризма и войны и т.д. Позже реформисты стали играть большую роль в Интернационале, что привело к обвинениям в оппортунизме со стороны радикалов.
В 1890-х годах в России появился так называемый «легальный марксизм». Она рекламировалась в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало». Представители: Петр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, осуждали Народничество и выступали за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму и стали центром кадетской партии.
В первой половине двадцатого века коммунистические партии возникли из наиболее радикального крыла социал-демократии. Социал-демократы чаще всего выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, впервые пришедшие к власти в России в 1917 году Коммунисты, впервые пришедшие к власти в России в 1917 году (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (хотя формально исповедовали их) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества.
Поэтому люксембургизм возник в начале 1918 года как оппозиция пробуржуазной политике социал-демократии, с одной стороны, и большевизму — с другой. Его основательницей была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.
Коммунистический Интернационал, основанный 4 марта 1919 года по инициативе РКП (б) и лично его лидера В. Ленина, должен был развивать и распространять идеи революционного международного социализма в противовес реформистскому социализму Второго Интернационала.
Взгляды некоторых коммунистических теоретиков, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но критиковали ее развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма и рассматривали его как государственный капитализм, были названы левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) выступала за внутрипартийную демократию в 1920-х годах, против «нэпманов, кулаков и бюрократов». «Левая оппозиция» в СССР прекратила свое существование из-за репрессий, но идеология ее лидера Л. Троцкого, высланного из страны (троцкизм), стала очень популярной за рубежом.
Коммунистическая идеология, ставшая доминирующей в СССР в 1920-х годах, называлась «марксизмом-ленинизмом». Позже возник так называемый «западный марксизм». Его основателями считаются Д. Лукач, Карл Корш и Антонио Грамши.
Предпосылки распространения марксизма в России
В конце периода становления капитализма, датируемого советскими историками периодом примерно 1861-1882 гг: В результате промышленной революции капитализм укрепился в городе и, разрушая общину, стал проникать в сельскую местность. Это способствовало росту темпов роста пролетариата, в основном за счет крестьянства, которое все больше «сжималось». Только в начале 1980-х годов промышленный пролетариат сформировался как класс. Рабочее движение приобрело размах и организацию, необходимые для того, чтобы отделиться как независимая пролетарская структура от общедемократического течения: К этому времени возникли первые политические организации пролетариата: «Южнорусский союз рабочих» в 1875 году и «Северный союз русских рабочих» в 1878-1880 годах. Начались массовые забастовки (например, в Санкт-Петербурге на Новой бумажной фабрике в 1878 и 1879 годах с участием тысяч рабочих), которые можно рассматривать как предтечу Морозовской стачки 1885 года.
Одним из важнейших факторов возникновения российской социал-демократии стала победа марксизма в западноевропейском рабочем движении и возможность воспользоваться плодами этой победы, тем более что марксизм уже давно проник в Россию, хотя и не был изначально привит на русской почве как мировоззренческая система. Прогрессивные русские люди познакомились с ранними работами К. Маркса и Ф. Энгельса (В.Г. Белинского и, возможно, А.И. Герцена) уже в 1940-х годах. В России, особенно с конца 1960-х годов, интерес к марксизму начал быстро расти. Народники, познакомившись с трудами Маркса и Энгельса, занялись их переводом.
25 сентября 1883 года в небольшом кафе на берегу Роны в Женеве пять русских революционных эмигрантов, членов Общества черного передела, объявили о разрыве с движением «Народник» и основали новую организацию — группу «Освобождение труда», главной целью которой было перевооружение русского революционного движения и перевод его с пути утопического социализма на путь научного социализма под знаменем Маркса и Энгельса. Так родилась первая организация русских марксистов, положившая начало распространению марксизма в России, начало русской социал-демократии. Поскольку она родилась в год смерти Маркса, то тем самым засвидетельствовала, так сказать, бессмертие марксизма.
Основателями группы «Освобождение труда» были Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дайк и В.Н. Игнатов. Каждый из них прошел долгий и трудный путь от народничества к марксизму. На этом пути проявились их выдающиеся качества, прежде всего — их общепризнанного лидера, Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918).
Г. Г.В. Плеханов был восьмым из четырнадцати детей (от двух жен) гусарского штабного комиссара Валентина Петровича Плеханова и Марии Федоровны Белинской (племянницы В.Г. Белинского), воспитанницы Института благородных девиц. От своего вспыльчивого, но трудолюбивого отца он унаследовал прямоту, мужество и правило жизни: «Мы всегда должны работать. Когда мы умрем, мы отдохнем», а от доброй, нежной, заботливой матери — душевная чуткость, неприятие зла, сострадание к простым людям. В начале 1880 года он был вынужден эмигрировать. Таким образом, Плеханов на время отошел от практических дел и сосредоточился только на теории.
Группа «Освобождение труда»
Ближайшим сотрудником и самым верным другом Плеханова была Вера Ивановна Засулич (1849-1919). Эта «героическая гражданка», как назвал ее Фридрих Энгельс, была первой русской женщиной-террористкой, выстрел которой в могущественного царского сатрапа Ф.Ф. Трепова 24 января 1878 года вызвал не только всероссийский, но и международный резонанс. По воле истории она стала первой русской женщиной-марксисткой, которая прошла через все фазы народного движения с конца 1960-х до начала 1980-х годов, отправляясь в изгнание, находясь в заключении и эмигрируя. При этом она сумела отличиться редким умом, освоила несколько иностранных языков и стала едва ли не самой образованной русской женщиной в истории мирового революционного процесса. Ее личное обаяние признавали даже ее враги. «Я прямо не помню ее недостатков, — вспоминал Л. А. Тихомиров. — Она была очень умна, очень начитана, ее мнение было хорошо продумано и хорошо отстаивалось. Но она была чрезвычайно скромна, как будто не замечала своего ума и не обладала ни унцией тщеславия.
Мягко, ласково, нежно Засулич удавалось сглаживать плехановские резкости, но когда это не удавалось, она кротко, «с героизмом раба», по выражению Ленина, несла «ярмо плехановщины».
Павел Борисович Аксельрод (1850-1928) был видным деятелем революционного народничества. Уже в 1873-1874 годах он начал вести пропаганду среди рабочих, но выдвигался в основном как публицист: работал в газете «Работник», редактировал журнал «Община», был правой рукой Плеханова на «Черном переделе». Высокообразованный литератор, пропагандист и популяризатор, он мог бы быть оригинальным мыслителем благодаря своему природному уму и обширным знаниям, но привык десятилетиями в основном пересказывать Плеханова, будучи, по замечанию А.В. Луначарского, «исполнен благоговения и изумления перед Плехановым».
Лев Григорьевич Дейч (1855-1941), еще один член группы «Освобождение рабочих», имел не менее революционное популистское происхождение. Вся Россия знала о его участии в знаменитом Чигиринском заговоре 1877 года и о его двух побегах из киевской тюрьмы и сибирской ссылки, через Японию и Америку в Европу. Но в отличие от других членов группы, Дейч был увлечен не столько теорией, сколько практикой революционной работы: Он был предприимчивым, изобретательным и напористым, дополняя своих менее практичных товарищей.
Наконец, Василий Николаевич Игнатов (1854-1885), не имея такого звучного революционного имени, как его четыре товарища, оказался опытным и стойким борцом: он участвовал в Казанской демонстрации 1876 года, был трижды арестован и дважды сослан, после чего эмигрировал из России. Будучи намного богаче всех остальных членов группы вместе взятых, он обеспечивал материальную сторону их деятельности.
Группа «Освобождение труда» поставила перед собой две основные задачи:
1) Перевод на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса для распространения идей научного социализма в России;
2) Критика народничества и разработка проблем российской общественной жизни с позиций марксизма.
Основные отличия классического марксизма
В марксизме отсутствовало понятие «партии нового типа». Диктатура пролетариата, согласно марксистской доктрине, была необходимым средством для перехода от капитализма к коммунизму. Доктрина марксизма-ленинизма о «партии нового типа» по сути сводила диктатуру пролетариата к диктатуре революционной партии, которая контролировала все аспекты жизни общества, от политики, экономики до частной жизни своих членов. Правящая партия, монопольно находящаяся у власти, сочетала идеологию, которая должна была внушать энтузиазм, с террором, который постоянно внушал страх. Она утверждала, что у нее есть новые решения всех экзистенциальных аспектов существования, касающихся смысла истории и человеческой жизни, человеческого счастья, справедливости и т.п. Она также установила новый моральный кодекс, провозгласивший своим высшим долгом служение самой партии, а не обществу в целом. По замыслу Маркса и Энгельса, Коммунистическая партия должна была быть похожа на другие политические партии, особенно партии рабочего класса.
Другим важным пунктом, в котором марксизм-ленинизм отходил от марксизма, было его отношение к условиям победы социалистической революции. Согласно Марксу, победа социалистической революции возможна только в том случае, если она произойдет одновременно в наиболее развитых капиталистических странах. Марксизм-ленинизм выдвинул идею о возможности победы социализма в одной стране, если эта страна является отсталой, преимущественно крестьянской. Теория перманентной революции Л.Д. Троцкого, разработанная им в 1905 году, отрицала разрыв между антифеодальной (буржуазной) и антикапиталистической (социалистической) революциями и утверждала, что переход от национальной революции к международной неизбежен: начавшись в России как буржуазная революция, она обязательно начнется и в промышленно развитых странах, но станет социалистической. Долгое время Ленин не соглашался с Троцким, но в 1917 году он заявил, что русская революция будет успешной только в том случае, если за ней последует международная революция. Положение о возможности победы социализма в той или иной стране было выдвинуто Сталиным. Однако он сделал все возможное, чтобы сохранить анонимность своего авторства. Он приписал эту идею Ленину, для чего исказил высказывания как Ленина, так и Троцкого. Таким образом, Сталин смог резко противопоставить «ленинизм», утверждающий, что построение социализма в одной стране возможно, «троцкизму», который он изображает как пораженческую, антиленинскую позицию.
Согласно классическому марксизму, каждая социальная революция развивается следующим образом: Материальные условия производства подготавливаются и растут, пока не вступают в конфликт с правовыми и социальными условиями и, вырастая из них, как одежда, разрывают их на части. Политическая революция может привести только к смене правителей, которые придут на смену предыдущим, что является не более чем простой сменой государственных чиновников. События октября 1917 года в России опровергли аргументы Маркса о природе «грядущей революции». Но вместо того, чтобы признать это опровержение, марксизм-ленинизм переосмыслил как общую теорию социалистической революции, так и октябрьские события, чтобы они совпали. В результате эта теория стала принципиально недоказуемой и потеряла всякое эмпирическое содержание. Аналогичным образом, марксизм-ленинизм пересмотрел ключевые идеи марксизма о соотношении базиса и надстройки и о социализме как кратком переходном периоде от капитализма к коммунизму. Философ Г.П. Федотов отметил, что все внесенные изменения стали «интерпретировать марксизм в духе, от которого сам Маркс пришел бы в ярость».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Душа в средневековой философии индии
- Концепция «воли к власти» Ф. Ницше
- Гносеология Локка
- Прагматизм
- Человек как субъект деятельности, общения, познания и ценностного освоения мира
- Социальные и философские воззрения античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи возрождения
- Почвенничество
- Основные проблемы патристики
- Иоанн Дамаскин
- Давид Фридрих Штраус, немецкий теолог и философ-младогегельянец