Оглавление:
Людвиг Андреас Фейербах занимает особое положение в немецкой классической философии: с одной стороны, его творчество является ее неотъемлемой частью, с другой стороны, он порывает с традициями, созданными Кантом, Шеллингом, Фихте, Гегелем. Он не смог увидеть великих достижений этих философов, не понял сути немецкой классической философии, которая заключается, прежде всего, в том, что главное в человеке — разум, а в мире и его познании — развитие. Фейербах видит мир с другой точки зрения, его философия содержит вполне рациональные моменты, которые стоит понять. Его философское учение завершает этап немецкой классической философии.
Концепция Фейербаха в рамках немецкой классической философии предстает как какантиподальный идеализм, как он его понимал. Переломный момент в его взглядах, переход от приверженности философии Гегеля к ее всесторонней критике, происходит в статье «Zur Kritik der Hegelschen Philosophie». Более того, он приходит к полному разрыву с идеализмом во всех его формах и проявлениях и считает атеизм главным содержанием своей доктрины.
Фейербах показывает, что стремление идеалистов логически вывести существование внешнего мира, природы, из мысли, из сознания, вытекает из признания сверхъестественного начала. По его мнению, признание идеалистами примата идеала закрывает путь к истине. Если философ — идеалист, то истина ложна, а ложность истины объединяет идеализм и религию. Он приходит к выводу, что если человек принимает абсолютный разум как основу всего сущего, то он придерживается религиозных представлений о Боге и его сотворении мира. Хотя философия и религия — это разные типы мировоззрения, идеализм и религия тесно связаны между собой. Фейербах пишет об идеалистической философии: «Само собой разумеется, что философия и религия в целом, то есть без учета их специфического различия, тождественны». По его мнению, идеалистическая философия — это «рационализированная теология».
Будучи атеистом, Фейербах считал «Критику религии» самой важной работой своей жизни. Прежде всего, он утверждает, что у человека нет врожденного чувства религии и что возникновение религии является естественным историческим процессом — «ее содержание даже внешне связано с определенным периодом истории, с определенным местом и именем».
В своей работе, рассматривающей различные современные формы религии, философ уделяет наибольшее внимание христианству, которое его предшественники считали высшей формой религии. Для Фейербаха христианство, как и другие его формы, исторически преходяще. Исследуя природу и происхождение религии, Фейербах отрицает скорее Бога, чем религию в целом. Он не призывает к отмене религии, а стремится ее улучшить.
Убежденный в том, что религиозное чувство непреодолимо, философ предлагает новый принцип: «Человек человеку — Бог».
Происхождение и сущность религии.
В своих трудах Фейербах подробно рассматривает проблему происхождения религии и дает ей свою интерпретацию. Сама причина возникновения религии коренится в «человеческой природе» и условиях жизни. Он прослеживает его происхождение на раннем этапе истории человечества, когда у человека не было правильного понимания природных явлений и окружающего его мира. Фейербах считает, что человек боготворит все, от чего он зависит (реальное или воображаемое), и заключает: «В основе религии лежит чувство зависимости человека.
В первую очередь религиозное чувство вызвано страхом перед природными силами, но философ считает, что религия отражает не только страхи и страдания, но и стремления, надежды и идеалы человека. Бог — это то, чем человек хочет быть. Религия — это продукт человеческого опыта. Философ пишет: «Человек верит в богов не только потому, что у него есть воображение и чувства, но и потому, что он желает быть счастливым. Он верит в совершенное существо, потому что сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертное существо, потому что сам не хочет умирать». Христианская религия выражает отношение человека к самому себе, к своему бытию, которое он рассматривает как нечто чуждое». Фейербах отмечает: «В религии человек разделен в самом себе: он противостоит Богу как нечто противоположное ему». Эту дихотомию Фейербах понимает как отчуждение человека от самого себя: внешнее бытие отчуждается от человека, объективируется и приписывает ему независимое существование. Бог теперь воспринимается как отдельная, независимая сила, превратившаяся из творения человека в его Творца и первопричину всего сущего. Таким образом, человек как бы удваивается и вспоминает свое собственное бытие в лице Бога. «Сущность и сознание религии исчерпывается тем, что лежит в сущности человека, в его сознании и самосознании. Религия не имеет собственного особого содержания», — пишет Фейербах. Таким образом, в его понимании религия теряет свое значение как часть культуры и предстает лишь как человеческое заблуждение.
Поставив в центр своей философии толкование истинного человека и природы религии, философ приходит к выводу, что основой теологии является антропология. Фейербах утверждает, что «теология уже давно стала антропологией», под которой он подразумевает учение, в котором реальный естественный человек является как отправной точкой, так и конечной целью.
Оценивая вклад Фейербаха в историю философской мысли, несомненно, следует учитывать гуманистическую направленность его философии. Он ставит в центр своей «новой» философии реальную человеческую личность, хочет рассматривать человека в его целостности, предпочитая его биологическую природу. С позиции атеизма он критикует религию и исследует ее происхождение. При этом философ как бы отступает от достижений своих предшественников: он не увидел в разуме сущность человека, не смог постичь диалектику и сохранил в своем учении лишь некоторые ее моменты.
Этика Фейербаха.
Этика Фейербаха основана на эвдемонизме, учении, согласно которому мораль неотделима от стремления к счастью. Фейербах раскрывает свое понимание морали в своей теории счастья. «Стремление к счастью — это стремление к стремлению», «это фундаментальное, изначальное стремление всего, что живет и любит, что существует и хочет существовать». Занимаясь проблемой счастья в своей работе «Евдемонизм», Фейербах вступает в полемику с Кантом, отстаивая позицию, согласно которой основой нравственного поведения, фундаментальным принципом и условием морали должно быть человеческое счастье. Признавая, что без добродетели нет счастья, философ подчеркивает, что «без счастья нет и добродетели». Человек должен быть счастлив хотя бы в удовлетворении своих первых потребностей в пище и условиях жизни. Если это не так, то от человека нельзя требовать нравственных поступков. Он пишет: «Но там, где начинается настоящая нужда и бедность, где желание счастья опускается так низко, что ограничивается только удовлетворением потребностей в пище, только удовлетворением голода, там Дельфийский оракул и категорический императив молчат. Каждый человек имеет право на счастье и стремится к нему, но универсального понимания счастья не существует; у каждого человека свое представление о счастье. Философ пишет: «Какова бы ни была страна, каков бы ни был народ и каков бы ни был человек, таково их счастье.
Стремление человека к счастью — это принцип жизни, «основа», «фундамент», «предпосылка» морали, но еще не мораль. Это эгоистическое стремление может стать нравственным и разумным только при условии любви не только к себе, но и к другим. Фейербах, однако, не говорит о любви ко всем людям, а переносит проблему морали в сферу межличностных отношений, межличностного общения. Он утверждает, что стремление к собственному счастью недостижимо без человеческого единства и общения. Таким образом, моральная теория Фейербаха построена на единстве и взаимосвязи индивидов, «Я» и «Ты». По его мнению, «Я» не может быть счастливым и вообще не может существовать без «Ты». Люди нуждаются друг в друге, и их стремление друг к другу в первую очередь обусловлено чувственностью, которая может проявляться в различных формах: Любовь к жизни, любовь друг к другу, стремление к счастью и удовольствию в самом широком смысле этого слова. Фейербах пишет: «Мораль, по общему признанию, не знает собственного счастья без счастья других, не знает и не хочет знать отдельного счастья, отдельного и независимого от счастья других, … оно знает только общее счастье.
По мнению Фейербаха, высшим проявлением счастья является любовь, особенно любовь к другому человеку, которая основана на взаимоотношении полов. Фейербах особенно подчеркивает чувственную и эмоциональную сферу общения между людьми, которая придает полноту жизненному опыту. Только через личные чувства между людьми раскрывается сущность человека и познается личность другого; в более общем смысле любовь — это «познание человека». В любви проявляются лучшие человеческие качества; человек получает такую радость, которая включает в себя удовольствие и счастье другого. Любовь делает жизнь лучше, совершеннее, поскольку каждый любящий человек стремится творить добро. По словам философа, «Добро — это то, что соответствует стремлению человека к счастью; зло — то, что сознательно противоречит ему».
Следуя традиции немецкой классической философии, Фейербах рассматривает этику как практическую философию. Согласно этому подходу, мораль — это набор правил, принципов человеческого поведения, и долг каждого разумного существа — выполнять их при любых обстоятельствах. Вместе с Кантом Фейербах формулирует свой принцип поведения для всех людей: «Мое моральное требование к людям ограничивается только тем, что они не делают зла». В то же время он признает, что это идеал, к которому нужно стремиться, но до которого человеческим существам еще очень далеко.
Идеализм — это не что иное
В середине 19 века немецкий философ Людвиг Фейербах выступил с резкой критикой идеализма. По мнению Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия, по своей сути, считал Фейербах, противоположны друг другу. Религия основывалась на вере в догмы, а философия — на знании, стремлении познать истинную природу вещей. Поэтому первую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в раскрытии тех иллюзий, которые составляют суть религиозного сознания. Согласно Фейербаху, религия и духовно близкая к ней идеалистическая философия возникают из отчуждения человека путем приписывания Богу тех качеств, которые на самом деле принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, чтобы освободиться от религиозного заблуждения, необходимо понять, что человек — это не творение Бога, а часть — и самая совершенная часть — вечной природы. Он писал: «Мою доктрину или мировоззрение можно выразить двумя словами: Природа и человек. Существо, которое предшествует человеку, существо, которое является причиной или основанием человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, это, с моей точки зрения, не Бог — мистическое, смутное, многозначительное слово, а природа — ясное, чувственное, определенное слово и существо. Существо, в котором природа становится личным, сознательным, разумным существом, я имею и называю человеком. Ф. Энгельс писал на эссе Фейербаха «Сущность христианства»: Природа существует всегда, независимо от всякой философии. Это фундамент, на котором выросли мы, люди, продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, а высшие существа, созданные нашим религиозным воображением, являются лишь фантастическими отражениями нашего собственного бытия. Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века тем, что, в отличие от последнего, он не сводит всю реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а как организм. Она характеризуется как антропологическая, поскольку в центре внимания Фейербаха находится не абстрактное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическая сущность, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отказывается от идеалистического взгляда, который рассматривает человека прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело во всей его полноте составляет сущность человеческого «я». Духовное начало в человеке нельзя отделить от телесного; дух и тело — это две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, трактуется Фейербахом прежде всего в биологических терминах, а индивид для него не является, как у Гегеля, исторически духовным образованием, а звеном в развитии человеческого рода. Критикуя идеалистическую концепцию познания и будучи неудовлетворенным абстрактным мышлением, Фейербах обращается к чувственному восприятию. Вера в то, что ощущения являются единственным источником нашего познания. Согласно Фейербаху, только то, что дано нам через органы чувств — зрение, слух, осязание и обоняние — обладает истинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто абстрактного познания посредством разума, считая последний изобретением идеалистической спекуляции.
Не Бог создал человека, а человек создал Бога
Антропологический принцип Фейербаха в эпистемологии выражается в том, что он по-новому трактует само понятие объекта. Согласно Фейербаху, понятие объекта впервые формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первым объектом для каждого человека является другое человеческое существо, Ты. Именно любовь к другому человеку — это путь к признанию его объективного существования, а значит, и к признанию существования внешних вещей вообще. Именно из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна занять место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, по мнению немецкого философа, является лишь отчужденной, ложной формой истинной любви — любви к другим людям. Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализм и особенно на учение Гегеля, в котором доминирование общего над единичным доводилось до крайности. Настолько, что отдельное человеческое существо было бесконечно малым, которое должно было быть полностью преодолено, чтобы достичь всемирно-исторической позиции абсолютного духа. Фейербах отстаивал то самое природно-биологическое начало в человеке, от которого немецкий идеализм в значительной степени абстрагировался после Канта.
В «Мыслях о смерти и бессмертии» Фейербах заявил, что бессмертным может быть только человечество, а человек смертен. Эта идея, а также отрицание Бога, атеизм закрыли философу преподавательскую деятельность, он жил один в деревне и умер в нищете, забытый всеми. Основные работы В направлении критики гегелевской философии, лекции о природе религии, природе христианства.
Не Бог создал человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию (Л. Фейербах).
Фейербах решительно выступал против идеализма. Философия — это не наука о развитии разума, а наука о реальности, о природе, о законах развития живого, реального человека. Истина — это жизнь, а не мысли, которые остаются на бумаге. Идеализм должен быть отвергнут в пользу материалистического понимания мира. Наше сознание, мысль, является продуктом материального, физического органа — мозга. Материя не является продуктом разума, но разум является конечным продуктом материи. Фейербаха интересует не идея человека, а реальный человек, который выше всякой природы, тела, чувственности и потребностей. Единственные существующие реальности — это природа и человек. Человек — часть природы, природа (материя) вечна и бесконечна.
Другая проблема, которую Л. Фейербах исследует в своей работе «Бытие христианства», — это проблема религии: «Первой моей мыслью был Бог, второй — разум, третьей и последней — человек. Как и Гегель, Фейербах исходит из единства конечного и бесконечного. Это единство, однако, реализуется в человеке, а не в Боге или Абсолютной Идее. Не Бог создал человека, а человек создал Бога. Из страстного желания избавиться от страха перед окружающим миром. В религии человек разделен внутри себя: Бог бесконечен, человек — конечное существо; Бог совершенен, человек несовершенен; Бог вечен, человек смертен; Бог всемогущ, человек бессилен; Бог свят, человек грешен. В религии человек может найти утешение: Бог — это слеза любви, упавшая в самые сокровенные глубины человеческой души, где покоится тайна ее бессилия и ничтожества. Другой причиной возникновения религии является инфантильная потребность человека в постоянной заботе, человек должен верить не в Бога, а в себя, в свои силы, судьба человека зависит не от существа вне его, а от него самого. Не верующие, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся к будущему, а изучающие мир иной, не христиане-полузвери и полуангелы, а люди во всей их полноте. В противоположность объективному идеализму Гегеля, Фейербах выдвигает теорию антропологического материализма. Теология должна быть заменена антропологией.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Физическое и математическое моделирование
- Мыслящий мозг и компьютер. (Проблема моделирования творческих процессов) — Программисткие технологии
- В чем состоит значение философии сегодня
- Нравственный идеал – недостижимое, но необходимое условие индивидуального и общественного бытия
- Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии
- Позитивизм
- Техническое наследие Античности в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре»
- Гуссерлинцы Шпет и Лосев — русские философы
- Эрих Фромм, немецко-американский философ и социолог, главный представитель неофрейдизма
- Н.Федоров и его философия