Оглавление:
Личность — одна из основных категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и определить основные черты, позволяющие описать психическую складку личности, мы рассматриваем это понятие в серии «индивидуум — субъект деятельности — личность — индивидуальность» в классической тетради понятий, предложенной Б.Г. Ананьевым, в которой человек описывается как единое целое.
Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее, во множестве миров, из которых выдающийся социальный философ Юрген Хабермас предложил выделить 3 мира как фундаментальные: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который включены другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования).
Внешний мир — это мир природы, которым человек овладевает, изучая законы природы и используя эти законы для изменения природы в своих целях. Это мир науки, технологии, практики. Это мир целенаправленной деятельности, где ничему не верят, и все требует доказательств: Истина знаний требует доказательств или эмпирической проверки, инженерное проектирование оценивается с точки зрения осуществимости и снова требует доказательств или практической проверки, хозяйственная деятельность оценивается с точки зрения утилитарной полезности. Это трудный мир, в котором нельзя просто сказать: «Я знаю это!», потому что ответом будет требование: «Докажи это, дай факты» или «Я могу!». — ответ будет: «Сделай это, покажи!» или «Это полезно!». — ответ будет: «Как я могу его использовать?» Это мир, который особенно ценит те знания и способы, которые можно представить и передать другим в понятной и повторяемой форме, то есть они теряют свой индивидуальный характер и становятся частью общего опыта. Это безличный, тотальный мир, в котором нет индивидуальной логики, но есть логика, обязательная для всех, или нет логики, в котором нет «моего» или «его» восприятия мира, но есть «истинное» или «ложное», в котором утверждение «эта вещь дорога мне» бессмысленно, и «эта вещь полезна мне» имеет смысл. Это мир познаваемых и действующих законов природы, где присутствие человека не изменяет самих законов: сила тяжести будет действовать на объект, наблюдаем мы за ним или нет; это мир объектных отношений, в котором нет ничего личного, мир инструментального разума.
Социальный мир — это мир, в который человек вовлечен прежде всего через деятельность субъекта. Базовой единицей предметной деятельности является целенаправленное, основанное на истинных представлениях, осуществимое и полезное действие с точки зрения цели и результата. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним миром» — это формирование деятельности и развитие человека как субъекта субъективной деятельности. В ходе этого развития формируются основные оперативные механизмы психики. По содержанию это направление развития связано с приобретением человеком способов и средств действия, представленных в совокупности человеческим опытом, культурой, с формированием знаний, умений и навыков, проникновением в культуру, инкультивированием. Таким образом, развитие индивида как субъекта индивидуальной субъективной деятельности связано в своей отправной точке с процессом приобретения индивидом неиндивидуального, социального опыта, т.е. интернационализации изначально принадлежащих другим людям способов действия, переноса паттернов действий из внешнего во внутренний план психической деятельности. По окончании периода ученичества усвоенные, интернализированные режимы действия затем включаются в индивидуальную деятельность субъекта, экстериоризируются, и в дальнейшем субъект получает возможность приобрести индивидуальный опыт, отработать новые режимы и приемы действий на основе усвоенных режимов действия. В этом смысле субъект деятельности одновременно становится субъектом познания и сознания как сознания, в содержании которого фактически интегрированы как единицы непосредственного отражения действительности — «сенсорная ткань» сознания (ощущения, образы, движения, действия), так и единицы, опосредованные языком, передаваемым опытом других людей, ценностями и значениями, возникающими в связи с ними.
В свою очередь, овладение различными способами действия приводит к обобщению психической деятельности, с помощью которой регулируются действия и деятельность субъекта. С.Л. Рубинштейн назвал систему обобщенных умственных действий, которые фиксируются в индивидууме, способностях. В каждом случае высшими интегративными характеристиками человека как субъекта деятельности являются способности, которые характеризуют умственную деятельность, прежде всего, с ее операционной стороны и определяют скорость преодоления, многообразие способов и эффективность деятельности, т.е. инструментальные проявления личности.
Однако, как отметил С.Л.Рубинштейн, опосредующая деятельность психических процессов не имеет самостоятельной линии развития. Поэтому необходимо найти определенное начало, которое контролирует умственное развитие человека и определяет тенденции этого развития. Психические качества формируются в деятельности, но сама деятельность не обладает этими качествами, они принадлежат субъекту. Если попытаться понять деятельность субъекта не из способов ее осуществления, а из того, что определяет необходимость самой деятельности и ее осуществления, ее ценность, направленность и цель, то деятельность предстает как осуществление определенного отношения индивида к миру (к которому относится и сам индивид). Если мы рассматриваем человека во всей совокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, то мы рассматриваем его как личность. В.Н. Мясищев отметил, что психология обезличенных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности.
Концепция идентичности
Для того, чтобы понять человека в многообразии его отношений с окружающим миром и с самим собой, найти истоки и понять направленность его действий, необходимо определить место, положение, которое человек занимает в мире. Подход к человеку как к личности в первую очередь связан с рассмотрением человека как социальной единицы (социальной личности), определяемой его местом в социальной ткани. Фундаментальной характеристикой, отличающей человека как биологическую личность, как единицу вида, от животного, является социальность, принадлежность к обществу, к обществу.
Отправной точкой для рассмотрения индивида является, таким образом, его социальный статус, его интеграция в систему общественных отношений.
Дело в том, что когда мы рассматриваем отношение человека к внешнему миру как деятельность, то в качестве субъекта деятельности мы получаем не индивидуальную личность, а организованную совокупность людей, общество. По мере развития общества состав и разнообразие деятельности постоянно меняются: Сбор, охота, земледелие, производство, сферы деятельности возникают, которые касаются именно организации сосуществования людей: Администрация, политика, право, образование, военная служба и т.д. Эта деятельность распределяется в структуре общества между людьми как социальные единицы и образует некую взаимосвязанную систему частной деятельности, реализующую характеристику отношения конкретного общества к внешнему миру.
Таким образом, природа деятельности человека напрямую связана с его статусом в обществе и реализует определенную связь между людьми как носителями статуса, и в этом смысле, как реализованная связь, деятельность получает свой смысл, цель и ориентацию. В этом смысле человек всегда является как субъектом деятельности субъекта, так и субъектом и объектом социальных отношений, взаимодействия между людьми и социального поведения. Заняв определенную ячейку в обществе (руководитель, рабочий, студент, преподаватель, врач и т.д.), человек выполняет не только предметную деятельность, но и целый комплекс ролей по отношению к другим людям и сталкивается с другими людьми с социальными ожиданиями относительно способа их поведения (норм) и социальными критериями оценки социального поведения (ценностей), т.е. их поведение нормативно регулируется обществом и окружающими их людьми, и в этом смысле человек является объектом социальных отношений.
Через приобретение норм и ценностей во взаимодействии с другими людьми, человек социализируется, он постепенно становится объектом социальной регуляции поведения к субъекту социальной регуляции поведения, от объекта социального поведения и отношений к своему субъекту. Консолидация индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающей среде означает, что у человека есть свой внутренний стандарт для суждения о своем поведении и поведении других людей, он меньше зависит от мнений и суждений других людей, он выбирает цели и ценности поведения, соответствующие нормам, то есть становится социально зрелой, независимой личностью.
Таким образом, основным механизмом возникновения личностных преобразований является переход внешних отношений личности во внутренние, превращение объекта социальных отношений в своего субъекта.
Этот механизм опосредованно вовлекает человека в «наш мир», социальный мир. Это мир политики, права, этики. Это мир конвенций, соглашений, пониманий, традиций, языка, когда люди сходятся во мнении о том, как звучит звуковое сочетание «мать», какое социальное поведение является нормой, а какое — запрещенным отношением, что является ценностью, общественным благом, а что — злом. Принятые нормы и ценности экстернализируются в их единстве в различных социальных институтах (община, организация, семья, государство, церковь, право, статусная и ролевая системы и т.д.). Таким образом, в социальном мире разворачивается процесс институционализации как типизации и закрепления письменных и неписаных норм и ценностей в социальных институтах. Общество становится не только социальной культурой, но и социальным порядком. В этом смысле люди создают, объективируют социальный мир как социальную реальность и как человеческий продукт одновременно.
Однако, когда в этот мир вступает новый человек, социальный порядок, созданный другими, может быть совсем не очевидным и не очень понятным для него. Поэтому социальный порядок должен быть объяснен и оправдан для этого человека, то есть он должен стать легитимным для этого человека. Таким образом, интернационализация социального порядка основывается на его легитимации. Легитизация институционального порядка достигается с помощью различных средств: пословиц, поговорок, легенд, сказок, народной мудрости, ролевых игр, семейных и организационных традиций, жизни святых и великих людей — все эти средства внушения и убеждения, сочетающие в себе эмоциональную и рациональную составляющую, необходимы человеку для принятия и веры в социальный порядок, социальные условности, нормы и ценности. Следовательно, социальный мир — это мир веры. Социальный контроль необходим тогда, когда социальные институты неэффективны, когда нет веры, когда общество вынуждено прибегать к репрессиям за ненормальное поведение. Человек становится истинным членом человеческого сообщества, когда он принимает его символ веры и в этом смысле приобретает социальную идентичность.
Социализация
Через приобретение норм и ценностей во взаимодействии с другими людьми человек социализируется, постепенно переходя от объекта социальной регуляции к субъекту регулирования собственного социального поведения, от объекта социального поведения и социальных отношений к своему субъекту. Консолидация индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающей среде означает, что у человека есть свой внутренний стандарт суждения о своем поведении и поведении других людей, он меньше зависит от мнений и суждений других людей, он выбирает ценностно-ориентированные цели и соответствующее поведение, то есть становится социально зрелой, самостоятельной личностью.
Таким образом, основным механизмом возникновения личностных преобразований является переход внешних отношений личности во внутренние, превращение объекта социальных отношений в своего субъекта.
Этот механизм опосредованно вовлекает человека в «наш мир», социальный мир. Это мир политики, права, этики. Это мир конвенций, соглашений, договоренностей, традиций, языка, в котором также существует согласие в отношении того, что означает фонетическая комбинация «мать», какое социальное поведение является нормой, а какое — запрещенным отклонением, что является ценностью, общественным благом, а что — злом. Принятые нормы и ценности экстернализируются в их единстве в различных социальных институтах (община, организация, семья, государство, церковь, право, статусная и ролевая системы и т.д.). Таким образом, в социальном мире разворачивается процесс институционализации как типизации и закрепления письменных и неписаных норм и ценностей в социальных институтах. Общество становится не только социальной культурой, но и социальным порядком. В этом смысле люди создают, объективируют социальный мир как социальную реальность и как человеческий продукт одновременно.
Однако, когда в этот мир вступает новый человек, социальный порядок, созданный другими, может быть совсем не очевидным и не очень понятным для него. Поэтому социальный порядок должен быть объяснен и оправдан для этого человека, то есть он должен стать легитимным для этого человека. Таким образом, интернационализация социального порядка основывается на его легитимации. Легитизация институционального порядка достигается с помощью различных средств: пословиц, поговорок, легенд, сказок, народной мудрости, ролевых игр, семейных и организационных традиций, жизни святых и великих людей — все эти средства внушения и убеждения, сочетающие эмоциональную и рациональную составляющие, необходимы человеку для того, чтобы принять, поверить в социальный порядок, социальные условности, нормы и ценности. Соответственно, социальный мир — это мир веры. Социальный контроль необходим тогда, когда; когда социальные институты неэффективны, когда нет веры и общество вынуждено прибегать к репрессиям за ненормативное поведение. Человек становится истинным членом человеческого сообщества, когда он принимает его символ веры и в этом смысле приобретает социальную идентичность.
Вера далеко не всегда рациональна: можно верить в Бога или верить в то, что его не существует, и то и другое — дело веры и одинаково недоказуемо. В «нашем» мире мы оцениваем поведение человека не с точки зрения «правдивости» и «утилитарной полезности», а с точки зрения «правильности» или «ценности», т.е. соответствия социальным нормам и ценностям. Последствия «ложного» социального поведения — изменение социального статуса или даже исключение индивида из общины — отличаются от последствий «неверной» деятельности субъекта, основанной на ложных убеждениях, ошибка или неэффективность которой социально оправдана, но не может повлечь за собой изменения социальной позиции субъекта. То, что считается правильным и ценным в конкретном обществе или сообществе людей, не может быть верным и полезным вообще с точки зрения предметной деятельности, инструментального разума.
Единица социального поведения — это не акт, а поступок. С точки зрения конечного результата, поступок направлен на утверждение ценности, а не на прагматическую цель (как в объектном действии). Когда человек спасает ребенка или отказывается предать друга, он сохраняет и утверждает свои ценности, то, что ему дорого, даже ценой прагматической выгоды. Когда нет жизненных ценностей, приходит отчаяние (Р.Май). С точки зрения способов и средств исполнения, акт как действие является общественно-нормативным. Спасая друга, мы используем только те средства действия, которые оправданы, законны, легитимны и соответствуют нашим внутренним нормам. Действия всегда направлены на других людей, и их основная функция заключается в выражении конкретного отношения индивида как субъекта к объекту как к ценности: другому человеку, социальному институту, предметной деятельности.
Таким образом, вовлечение человека в социальный мир основано на понимании и освоении им системы субъектно-объектных отношений, существующей в этом мире. С этой точки зрения субъективные, психологические отношения человека с окружающей его средой формируют его основное содержание как личности.
Однако существование личности в социальном и внешнем мире — это деятельность. Именно в деятельности формируется, выражается и совершенствуется личность. Если рассматривать деятельность со стороны того, какие отношения личности реализуются в деятельности, то мы говорим об ориентации личности. Когда мы смотрим на деятельность со стороны того, как реализуются отношения личности, мы говорим о способностях личности. Когда мы рассматриваем интеграцию, единство и взаимосвязь ориентации и способов действия, интеграцию социального поведения и деятельности субъекта, мы говорим о характере. Таким образом, структура личности в ее отношениях и взаимодействии с миром включает в себя ориентацию, способности и характер.
Когда мы говорим о личных отношениях человека с миром и связанных с ним переживаниях, мы имеем в виду самый близкий мир, в котором живет человек, а именно «мой», внутренний мир. Это мир, наполненный переживаниями, личными смыслами, чувством личной принадлежности, личной связи с чем-то, «насыщенности» бытия с другими людьми, это мир, в который деятельность субъекта может войти как «моя личная» деятельность, как творчество, может войти в преобразованный мир, и не только утилитарная и полезная деятельность, обезличенное предметное действие, социальное поведение входит в «мой» мир как межличностное общение, как контакт с внутренними мирами других людей, как способ открыть себя другим, как самовыражение, как «драматургическое действие». В «моем» мире также появляются специфические виды деятельности: игра, искусство, религия, общение как наложение внутренних миров.
Личное отношение человека к внешнему и социальному миру проявляется в той мере, в какой он становится частью внутреннего мира, в той мере, в какой его бытие становится «событием» или событием для человека. Этот мир базируется не на объектно-объектных отношениях, как во внешнем мире, не на субъектно-объектных отношениях, как в социальном мире, а на субъектно-субъектных отношениях. Чтобы понять другого человека, мы должны понять этого человека с точки зрения его субъективных характеристик (каковы его мотивы, намерения и т.д.). Мы можем любить домашнее животное, кошку или собаку только в том случае, если «гуманизируем» ее, если придаем ей свойства субъекта, если возводим ее в ранг субъекта, точно так же, как мы любим себя. Поэтому основным критерием межсубъективного поведения при построении поистине личных, «эмпирических» отношений между людьми является не полезность или корректность, а искренность, правдивость и открытость. Мы верим художнику (актеру, писателю, художнику), когда видим опыт, который он выражает, как искренний. В этом случае мы развиваем эмпатию, и «мой» внутренний мир обогащается новым опытом, новым взглядом на мир, которого у меня еще не было в моем собственном опыте.
Мотивация как психологическая категория
Мотивация, понимаемая как источник деятельности и в то же время как система стимулов для любой деятельности, изучается в самых разных аспектах, что делает ее по-разному интерпретируемой авторами. Исследователи определяют его как специфический мотив и единую систему мотивов, а также как особую область, включающую потребности, мотивы, цели, интересы в их сложной взаимосвязи и взаимодействии.
Интерпретация мотива соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (J. Nytenn, A. Maslow), либо с опытом этой потребности и ее удовлетворения (S.L. Rubinstein), либо с субъектом потребности. Таким образом, в рамках теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» используется не для переживания потребности, а для того объективного понятия, в котором эта потребность конкретизируется в данных условиях и на которое деятельность направляется как стимул этой потребности. Отметим, что понимание А.Н. Леонтьевым мотива как объективированной потребности позволяет определить его как внутренний мотив, содержащийся в структуре самой деятельности.
Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л.И. Божовичем. По мнению Л.И. Божовича, мотивом может быть нечто, ради чего осуществляется деятельность, объектами внешнего мира, идеями, идеями, чувствами и переживаниями. Одним словом, все, в чем нужда нашла свое воплощение. Такое определение мотива устраняет многие противоречия в его интерпретации, в которой объединены энергетическая, динамическая и существенная стороны. В то же время следует подчеркнуть, что понятие «мотивация» является более узким, чем понятие «мотив», которое действует как сложный механизм взаимосвязи между внешними и внутренними факторами поведения, определяющий возникновение, направление, а также способ реализации тех или иных форм деятельности.
Самой широкой концепцией является мотивационная сфера, включающая в себя как аффективную, так и волевую сферы личности (Л.С. Выготский), опыт удовлетворения потребностей. В общем психологическом контексте мотивация — это сложное слияние, «сплав» мотивационных сил поведения, раскрывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, побуждений, целей, идеалов, непосредственно определяющих человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле этого слова понимается с этой точки зрения как ядро личности, к которому «тяготеют» такие характеристики, как ориентация, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, стремления, эмоции, качества воли и другие социально-психологические особенности. Таким образом, можно сказать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнообразных факторов, определяющих поведение и действие человека.
В исследовании мотивации (В.Г. Асеев, Я. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.К. Савонко) продуктивным является представление о ней как о сложной системе, включающей в себя определенные иерархические структуры. Здесь под структурой понимается относительно устойчивая единица элементов, их целостностные отношения объекта, как инвариант системы. Анализ мотивационной структуры позволил В.Г. Асееву выделить в ней: а) единство процедурных и дискретных признаков и б) бимодальные, то есть положительные и отрицательные основания ее составляющих.
Важно также отметить, что структура мотивационной сферы не является застывшей, статичной и развивающейся, меняющейся в процессе жизнедеятельности.
Б.И. Додонов счел необходимым изучить структуру мотивации, выделив ее четыре структурных составляющих: удовольствие от самой деятельности, важность ее непосредственного результата для человека, «мотивирующую» силу вознаграждения за деятельность, принудительное давление на человека. Первый структурный компонент условно называется «гедонистическим» компонентом мотивации, в то время как остальные три компонента являются компонентами цели. Здесь первая и вторая показывают ориентацию, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), которая является внутренней по отношению к ней, а третья и четвертая фиксируют внешние (негативные и позитивные по отношению к деятельности) факторы влияния. Важно также, что последние два, определяемые как вознаграждение и избежание наказания, являются компонентами мотивации достижения, по мнению Дж. Аткинсона. Следует отметить, что такое структурное представление компонентов мотивации, связанное со структурой учебной деятельности, оказалось очень продуктивным для анализа мотивации обучения. Интерпретация мотивации в ее структурной организации осуществляется также в отношении основных человеческих потребностей (Х. Мюррей, Дж. Аткинсон, А. Маслоу и др.).
Одним из самых ранних исследований мотивации личности (в смысле личностных потребностей), как мы знаем, была работа Х. Мюррея (1938 г.). Он определил четыре основные потребности из различных поведенческих мотиваторов: Достижение, Доминирование, Независимость и Присоединение. Эти потребности, рассмотренные в более широком контексте, М. Аргайл добавил к общей структуре мотивации (потребностей): 1) несоциальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, пище, деньгах); 2) потребность в зависимости как принятие помощи, защита, принятие лидерства, особенно от авторитарных людей, обладающих властью; 3) потребность в принадлежности, т.е. желание быть в обществе других людей, для дружеской реакции, принятия группой, сверстниками; 4) потребность в доминировании, i) потребность в доминировании.т.е. принятие себя другими или группой других в качестве лидера, которому предоставляется больше времени для разговоров, принятия решений; 5) сексуальная потребность — физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие одного пола с привлекательным представителем другого; 6) потребность в агрессии, т.е. в нанесении вреда, физического или устного; 7) потребность в самоуважении, самоидентификации, т.е. принятие себя в качестве значимого. Очевидно, что потребность в зависимости, в самоутверждении и в то же время в агрессии может представлять большой интерес для анализа учебной деятельности и поведения учащихся.
Для рассмотрения структуры человеческой сферы потребностей большой интерес представляет «треугольник потребностей» А. Маслоу, который более четко подчеркивает, с одной стороны, социальную, интерактивную зависимость индивида, а с другой — когнитивную, связанную с самореализацией. При их рассмотрении обращается внимание, во-первых, на место и значение, придаваемое познавательным и коммуникативным потребностям человека, а во-вторых, на то, что сфера человеческих потребностей рассматривается вне структуры человеческой деятельности, только по отношению к личности, ее самореализации, развитию, комфортному существованию (в понимании Ж. Брунера).
Основания для классификации мотивации (мотивов)
Общая система представления мотивационной сферы личности позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотиваций) поведения (деятельности) различаются по разным основаниям. Это: а) вид вовлечения в деятельность (понятные, известные и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву); б) время (продолжительность) обусловливающей деятельности (далекая — короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову); в) социальная значимость (социальная — близко личная, по П.Н.).М. Якобсон); г) факт его вовлечения в саму деятельность или вне ее (широкие социальные мотивы и узкие личные мотивы, по Л.И. Божовичу); д) определенный вид деятельности, например, мотивация к обучению и т.п.
Схемы Х. Мюррея, М. Аргайла, А. Маслоу и др. также могут быть использованы в качестве основы для классификации. Мюррей, М. Аргайл, А. Маслоу и др. П.М. Якобсон заслуживает похвалы за распознавание мотивов по типу общения (деловое, эмоциональное). Продолжая это направление исследований, социальные потребности, определяющие групповую интеграцию и коммуникацию, по мнению А.А. Леонтьева, можно условно разделить на три основные потребности, которые ориентированы на а) объект или цель взаимодействия, б) интересы самого коммуникатора и в) интересы другого человека или общества в целом. В качестве примера проявления первой группы потребностей (мотивов) автор приводит появление перед товарищами члена производственной группы, направленной на изменение их производственной деятельности. Потребности, мотивы фактического социального плана связаны с интересами и целями общества в целом. Эта группа мотивов определяет поведение человека как члена группы, интересы которого становятся интересами самого человека. Очевидно, что эта группа мотивов, характеризующая, например, весь образовательный процесс в целом, может охарактеризовать и свои предметы: учителя, учеников в виде далеких, общих, понятных мотивов. Когда А.А. Леонтьев говорит о мотивах (потребностях), направленных на себя, коммуникатора, он имеет в виду мотивы, направленные либо непосредственно на удовлетворение желания узнать что-то интересное или важное, либо на дальнейший выбор способа поведения, способа действия. Эта группа мотивов представляет наибольший интерес для анализа доминирующей мотивации для обучения в учебной деятельности.
Целесообразно также подойти к определению доминирующей мотивации деятельности с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой сферы самой личности как субъекта. Соответственно, высшие духовные потребности человека могут быть представлены как потребности (мотивы) нравственных, интеллектуально-познавательных и эстетических планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных желаний, потребностей человека, которые, по мнению П.М. Якобсона, неотделимы от таких мотивов, как чувства, интересы, привычка и т.д. Иными словами, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) можно условно разделить на три группы мотивов (потребностей): интеллектуально-познавательные, морально-этические и эмоционально-эстетические.
Потребность — это состояние потребности в объективных условиях, объектах, предметах, без которых невозможно развитие и существование живых существ, их жизненная активность. Потребностью считается особое душевное состояние индивида, воспринимаемое или ощущаемое «напряжением», «неудовлетворенностью», «дискомфортом», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности — это источники человеческой деятельности.
Отправной точкой их формирования является социальная обусловленность положения человека в окружающей среде. Самые основные человеческие потребности — это драйвы, наиболее близкие к инстинктам. В зависимости от источника и происхождения все потребности делятся на биологические (на продукты питания, кров и т.д.) и социальные — потребности физического и социального существования человека. Однако биологические потребности человека трансформируются его жизнью в обществе и носят социальный характер, они проявляются и развиваются иначе, чем у животных. Биологические потребности носят постоянный характер и часто имеют циклический характер. В своей работе «Намерение, воля и потребность» (1926) Клевин развил квазипотребности, под которыми он понимал производные и промежуточные потребности, имеющие более преходящий характер и часто выражающиеся в намерениях.
В процессе развития человеческого общества не только расширяется спектр биологических потребностей и качественно меняется, но и постоянно возникают новые специфические человеческо-социальные потребности. Основными чертами человеческих потребностей являются объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность. Потребности человека разнообразны: сохранение вида и потребность в деятельности; потребность в смысле жизни и потребность в свободе, работе, знаниях, общении.
Неспособность удовлетворить жизненные потребности человека препятствует возникновению и развитию других потребностей, а иногда снижает активность человека или изменяет направление его деятельности. Голодный человек менее способен к творчеству; человек, который не удовлетворен своим творчеством и не может удовлетворить свои творческие потребности, находит в приёме пищи замещающее занятие, имеет различные увлечения, которые имеют компенсационный характер. Длительная неспособность удовлетворить жизненно важные потребности человека приводит к состоянию разочарования. Фрустрация (по-латыни — «тщетное ожидание, заблуждение») — это психическое состояние тревоги, гнева, разочарования, внутреннего дискомфорта и общего напряжения, которое возникает тогда, когда ожидаемые события или надежды не сбываются, а на пути к цели возникают препятствия. Фрустрация возникает тогда, когда человек не может ни достичь цели, ни отказаться от нее. Связанная с этим концепция — это угроза или опасность.
В ситуации опасности, однако, гнев только угрожает, тогда как в разочаровании он уже присутствует. Таким образом, опасность вызывает мобилизующее психическое состояние, ориентированное на будущее, а разочарование — состояние, ориентированное на настоящее и прошлое.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции:
- Управление собственным бизнесом
- Закономерности управленческих решений
- Аспекты воздействия и цели организационной культуры
- Планирование и контроль мотивации в менеджменте
- Cистема менеджмента качества
- Совершенствование мотивации персонала в малом бизнесе
- Диаграмма Ганта
- Психология менеджмента
- Классификация конфликтов
- Внедрение организационных изменений