Для связи в whatsapp +905441085890

Различные формы детерминации мира: свобода и необходимость, возможность и действительность — Свобода и необходимость

Общий теоретический принцип детерминизма, наряду с принципом содержательного единства мира и принципом развития, является основополагающим принципом философской доктрины бытия. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира своим существованием и развитием, носит ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, он дает ответ на вопрос, является ли мир в его существовании и развитии упорядоченным космосом или беспорядочным хаосом.

Первоначальное значение слова «определение» связано с его буквальным значением и носит антропоморфный характер. Термин «определение» происходит от латинского «determinare», означающего «определять», «отделять», «демаркировать», и в этом смысле обозначает процесс определения объекта путем идентификации и определения его характеристик, которые отделяют один объект от другого. Позднее в философии детерминация понималась в объективном смысле, как формирование, формирование объективных характеристик объекта под действием объективных факторов. Именно это объективное значение термина «детерминированность» характеризует существование в мире отношения объективной обусловленности[1], которое современная философия имеет в виду, когда утверждает детерминированность всех объективных явлений.

Детерминизм — это доктрина универсальной обусловленности объективных явлений. Это мировоззрение основано на универсальной взаимосвязи всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением существенного единства мира и способа его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Существование общей универсальной взаимосвязи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм — это общая доктрина, которая признает существование универсальной взаимосвязи и отрицает существование любых явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.

Однако содержание принципа детерминизма этим не ограничивается. Философский детерминизм также предполагает определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, которая находит выражение в доктрине причинности, необходимости (в ее соотношении с случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении некоторых других проблем.

В расширенной форме общий теоретический принцип детерминизма может быть представлен в серии следующих тезисов:

  1. тезис об универсальной условности материальных систем и процессов, с помощью которого каждая отдельная вещь приобретает и сохраняет свою характерные черты, и это объясняет изменение явлений.
  2. основой всего многообразия отношений детерминации является генетика,
  3. причинно-следственная производительность. Иными словами, принцип детерминизма, как включает принцип причинности как обязательный компонент.
  4. тезис о многообразии режимов детерминации и существовании некаузальных

Отношения определения. Это означает, что принцип детерминизма включает в себя не все

отношения определения причинно-следственных связей, но постулирует существование различных типов отношений детерминации, которые не являются непосредственно не сводится напрямую к причинно-следственной связи. В то же время, причинно-следственное определение кажется.

В то же время причинно-следственная связь оказывается основой для всех других видов определения.

4 Регулярность или закономерность тезиса причинно-следственных связей: Процесс причинной обусловленности имеет регулярно упорядоченный характер. Согласно этому тезису, каждое явление, каждое событие в процессе его существования и изменения подлежит регулярным отношениям.

Различные формы детерминации мира: свобода и необходимость, возможность и действительность

Свобода и необходимость

Нравственная свобода — это ценность, к достижению которой стремится человек и владение которой приносит ему пользу. Это одновременно условие для проявления его нравственности, для совершения нравственных поступков и поступков. Это отправная точка, с которой можно прийти к безудержному «беззаконию», к бегству от реальности, к ее безоговорочному принятию, к рациональным нравственным действиям.

Проблема свободы — одна из самых сложных нравственных проблем человека и человечества. Что означает это понятие? Насколько свободен человек в своих действиях? Каковы пределы его свободы и каковы последствия? Философия и этика традиционно рассматривают все эти вопросы с точки зрения взаимосвязи между свободой и необходимостью.

Необходимость нравственного субъекта — это те внешние условия и обстоятельства, при которых он вынужден действовать. В этой связи в качестве необходимости могут выступать объективные факторы и жизненные ситуации (гражданская война, рыночные цены, землетрясения), а также сложившиеся нормы и традиции нравственности и даже капризы другого человека, который предписывает субъекту тот или иной вид поведения. В какой степени человек свободен в рамках данной необходимости?

Существует как минимум две крайние и непримиримые точки зрения на эту проблему — этический фатализм и этический эволюционизм. Во-первых, абсолютизация необходимости, ставит человека в полную — роковую — зависимость от объективных обстоятельств, превращает его в запрограммированный прибор, действующий по строго определенной (Богом, судьбой, космическими силами и т.д.) схеме. Таким образом, человек не свободен в своих поступках: вся его жизнь предопределена, он не может ничего изменить в ней, но и не несет никакой ответственности за свои поступки. Следствием такого отношения обычно является моральная пассивность, смирение с обстоятельствами и зависимость от них: «Что будет, то не будет».

Другой, казалось бы, противоположный взгляд, этический волюнтаризм, отрицает любую необходимость и утверждает, что человек абсолютно свободен делать моральный выбор и должен действовать только по своей воле. Такое понимание свободы в конечном итоге приводит к полному отказу от нравственных норм, что, в свою очередь, позволяет утверждать произвол своих действий как модель поведения.

Но свобода ни в коем случае не является синонимом произвола. Напротив, свобода невозможна без ограничений. Более того, наличие этих ограничений является необходимым условием свободы любого человека. Дело в том, что запреты направлены на всех людей, и поэтому, когда они ограничены, одновременно защищают нас от возможного произвола других, создают в обществе атмосферу реальной безопасности и обеспечивают право каждого члена общества жить спокойно.

Поэтому американский философ Дж. Дьюи считает, что рассматривать все социальные институты «как врагов свободы — значит отрицать единственное средство, с помощью которого можно обеспечить позитивную свободу действий». Только на первый взгляд может показаться, что отказ от моральных запретов и ограничений увеличивает свободу человека. Такое «освобождение» на практике означало бы возвращение в животное состояние, в котором есть только одно право — право сильнейшего. Поэтому, как отмечает другой американский ученый, Дж. Кэмпбелл, «…общество не может настаивать на свободе в каждом случае». Пока мы отрицаем… Такое ощущение свободы, как свобода грешить, вредить, ошибаться, мы признаем, что порой свобода должна быть ограничена».

Парадоксально, но оправдание произвола — это не что иное, как отказ от свободы, ибо тогда человек становится рабом своих страстей и прихотей. Он подвержен случайным влияниям, и его цели не согласуются с его окружением. В результате Спиноза утверждал, что элементы подавляют человека, лишают его воли, лишают его достоинства и смысла жизни.

Действительность

Принцип актуальности и возможности как бы сводит воедино пройденный отрезок, так как он интегрирует в себя рассмотренные предыдущие модификации материи, содержит их в усеченном виде, выражает в себе диалектическое развитие этого отрезка в целом, в его полноте, всеохватности. Следовательно, она более конкретна и более существенна, хотя и труднее усваивается.

Понятия реальности и возможности, зародившиеся в древней философии, также имели свой путь развития — от отдельных, односторонних моментов непосредственного, чувственного созерцания до современного, конкретного, целостного научного понимания их в марксистской философии.

Аристотель рассматривает эту проблему в контексте развития таких категорий, как движение, материя и форма. В его понимании, фактическое движение — это переход возможности в реальность и реализация того, что существует в возможности. Рассматривая вещь как единство формы и материи, он доказывает, что материя — это возможность, а форма — это реальность. Материя и форма — одно и то же, первое — в возможности, второе — в реальности. Первый пассивный, второй активный. Развивая основные принципы формальной логики, Аристотель разделил мнения на предложения возможности, реальности и необходимости (соответственно проблемные, ассертарные и аподиктические). Все суждения — это либо суждения о том, что является внутренне присущим, либо суждения о том, что является внутренне необходимым, либо о том, что является внутренне возможным. Доктрина Аристотеля о реальности и возможностях является важным вкладом в развитие этих категорий. Однако его представление о пассивности материи и активности формы, о «форме форм», о энтелеки и т.д. не позволило ему решить проблему возможности и реальности научно.

Еще одним шагом в развитии этих категорий стал материализм XVII-XVIII веков, который, борясь против схоластики и идеализма, опираясь на достижения естествознания, выработал научный взгляд на действительность. Однако эта точка зрения исторически была ограничена, поскольку материалисты того времени определили непредвиденные обстоятельства и возможности и отрицали объективное наличие как непредвиденных обстоятельств, так и возможностей.

Кант пытался преодолеть это ограничение механического материализма, рассматривая реальность и возможность в их единстве, но делал это на субъективно-идеалистической и формально-логической основе. И если материалистические метафизики отрицали только объективное существование возможности, то Кант отрицает объективное существование и возможности, и реальности, рассматривая их как продукт разума, как априорные категории модальности. По Канту, это. возможно, что соответствует формальным условиям опыта (если мы имеем в виду Anschauung и Vorstellung). То, что связано с материальными условиями опыта (Empfindung), является действительным. То, чье отношение к фактическому определяется в соответствии с общими условиями опыта, обязательно существует. Он разделяет возможности на логические, реальные и практические.

Формализм и субъективизм логики Канта критикуется Гегелем, который наиболее полно и всесторонне развивает эти категории на идеалистической основе. По его мнению, возможность — это то, что необходимо для реальности, но она настолько существенна, что в то же время это только возможность. Реальность — это непосредственное единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Реальность, как единство сущности и внешнего вида, богаче по содержанию и конкретнее, чем возможность, которая является лишь абстрактным моментом реальности; что-то возможно или невозможно, это зависит от содержания, то есть от целостности моментов реальности, которая оказывается необходимой.

Возможность

Реальность обязательно содержит в себе свою противоположность — возможность, как тенденцию и способность ее законного движения. Возможность также имеет свои собственные аспекты, которые имеют самостоятельное значение в познании.

  1. реальная возможность. Если мы изучаем историю какого-либо реального существующего явления, то неизбежно приходим к следующему выводу: Прежде чем явление станет реальным, действительным, оно существует в глубине своего непосредственного предшествующего явления в виде возможности. При определенных условиях эта возможность становится реальностью, то есть появлением явлений в реальности. Таким образом, каждое существующее в реальности явление, объект, вещь и процесс — это возможность, так или иначе реализованная.

С другой стороны, данное явление является не только реализуемой возможностью, но и, в свою очередь, воплощает в себе возможность другого своего явления: оно «забеременело» от другого. Само по себе очевидно, что не было бы никакого развития, если бы сама реальность не содержала в себе внутренней возможности нового явления. Реальность как реализованная возможность не лишена возможности, но всегда содержит в себе внутреннее противоречие, способность порождать новые явления, тенденцию к развитию. В этом контексте обоснованна постановка вопроса: где возникает феномен? Ответ: он развивается в своем контрагенте, который должен существовать сам по себе, который он питает в своем развитии и к которому он, наконец, преобразует себя, что означает преобразование внешнего вида в реализацию возможности. В этом смысле возможна тенденция развития феномена.

Тогда реальная возможность. — Именно то, что еще не реализовано в данных условиях, но существует объективно, возникает естественным образом в процессе развития, является причинно-следственным и содержится в самой действительности. Она имманентна в реальности и выражает не только абсолютную тенденцию развития явления, но и относительную, то есть не только возможный конечный результат, но и каждый уровень его развития, каждое состояние или этап феноменального процесса. Характер возможностей, степень их зрелости, их определенность обусловлены самой действительностью, законами ее развития. В реальных вещах, явлениях, как и в познавательной мысли, всегда есть много различных, порой противоречивых возможностей, тенденций, рассмотрение которых необходимо для познания и практики.

Таким образом, под реальной возможностью мы понимаем то, что рождается при определенных исторических условиях, имеет необходимые непосредственные корни, предпосылки в реальности само по себе на определенном этапе его развития и на этом же этапе при наличии определенных условий может быть реализовано.

  1. абстрактная возможность . Помимо реальной возможности, существует также такая возможность, которая не рождается в данном состоянии развития реальности, не имеет прямых корней и предпосылок в реальности, и на данном этапе не имеет условий для реализации. Это может быть выражение латеральных тенденций развития, или это может быть выражение очень отдаленных, опосредованных, но полностью реализованных других условий. Абстрактная возможность может соответствовать мечте человека.
  2. абстрактно-формальная возможность — это то, что формально возможно, но никогда не реально осуществимо, т.е. абсолютно пустая возможность** . Познание должно четко определять различные аспекты возможностей, начиная с рассмотрения реальности и реальных возможностей. В то же время он должен указывать на научную несостоятельность абстрактных и формальных возможностей.

Преобразование реальности и возможности

Эволюция — это вечный и бесконечный законный процесс взаимного преобразования возможностей и реальности. Реальность и возможность одновременно идентичны и различны. Их идентичность заключается в их взаимопроникновении и трансформации. Их отличие заключается в том, что в своем единстве они занимают разные места, играют разные роли, имеют разные особенности и т.д. Возможность это и в то же время не реальность.

Во-первых, не все возможности реализуются напрямую, но реальная возможность становится реальностью. Во-вторых, для ее реализации необходимы определенные условия, без которых она может стать просто невозможной, т.е. не может быть реализована как нечто иное, а как нечто совершенно иное. Так называемое «простое» уничтожение — это не что иное, как уничтожение данной реальной возможности, т.е. превращение последней в невозможность, или, что одно и то же, ее превращение в какую-то иную, только не в иную. Однако не все реальные возможности на самом деле уничтожены, ибо если бы они были, то не было бы никакого развития. Несмотря на то, что на самом деле происходит «голое» разрушение реальных возможностей, определенная их часть при определенных условиях превращается в свою другую и наоборот. В то же время следует подчеркнуть, что если в природе возможности реализуются сами собой, спонтанно, то в обществе как целенаправленная деятельность людей, для которой необходимы следующие условия:

  1. Прежде всего, необходимо учитывать другие возможности — как негативные, так и позитивные для этой возможности. Без строгого рассмотрения всех реальных возможностей, без научного анализа этих возможностей реализовать эту возможность невозможно.
  2. поскольку, как правило, существуют не только условия для реализации данной возможности, но и другие противоположные возможности, реализовать данную возможность можно только при ликвидации последней. В общественной жизни, например, одни возможности, которые представляют новое, прогрессивное, в конце концов, выигрывают, а другие, которые представляют старое, терпят поражение, потому что они защищают интересы устаревших.
  3. не только другие выступают против этой возможности, но и есть те, кто ее пропагандирует. Отсюда вытекает необходимость надлежащего и всестороннего рассмотрения и использования этих благоприятных возможностей для реализации данной возможности.
  4. далее необходимо находить, находить и создавать новые внутренние и внешние возможности, способствующие реализации данной возможности.
  5. необходимо твердо отвергнуть теорию самопотока и организовать победу предоставленной возможности.

Таким образом, победа предоставленной реальной возможности в развитии общества объясняется совокупностью внутренних и внешних условий, средств, способов, преимуществ новой, активной деятельности субъективных факторов и т.д.

Таким образом, практическая реализация этой возможности происходит через преодоление всей системы противоречий между практикой и познанием, общего и частного, качества и количества, абсолютного и относительного, преемственности и непрерывности, конечной и бесконечной, идентичности и различия, сущности и явления, содержания и формы, необходимости и случайности, причины и следствия и т.д., и т.п.

Появление и растворение, растворение и возникновение противоречия между реальностью и возможностью — это непрерывный процесс, возникает новая, более высокая ступень развития, возникает реальность диалектики материи. Но говоря это, мы логически обобщаем, сокращаем путь исторического развития материи и выражаем его в основных этапах, которые характеризуются такими большими скачками в их развитии, как появление жизни и человеческого общества.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия французского просвещения
  2. Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования
  3. Свободомыслие как многовековая традиция: возможен ли научный атеизм?
  4. Античная философия
  5. Современная цивилизация: философский анамнез и диагноз
  6. Единичное, особенное и общее в философии
  7. Феноменологический анализ искусства
  8. Проблемы познания в истории философии.
  9. Поздняя античная и ранняя христианская философия
  10. Мораль как основа общечеловеческих ценностей