Оглавление:
Философия — древнейшая из всех наук, это ценная область знаний, она возникла в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии, Древней Греции. В древние времена философия была системой, включавшей в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было мало, и их можно было объединить в одну систему. Философия включала в себя знания в области физики, медицины, астрономии, математики, алхимии. По мере развития общества, накопления знаний и их отделения от философии гуманитарные науки выделялись в последнюю очередь. В настоящее время существует разделение наук (например: генетика отделяет такую самостоятельную науку, как генная инженерия), в то же время происходит обратный процесс — интеграция наук (например: биофизика, биохимия), происходит слияние философии с математикой, медициной и др. Самые серьезные открытия делаются на стыке различных наук.
В середине 19 века перед философией встает острый вопрос о том, что остается самой философии. Ответить на этот вопрос одним словом: это мысль. Мысль, ее происхождение, ее сущность, ее истинные формы, ее методы, приемы и процедуры.
Сегодня сама философия — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мысли. Личность, общество, окружающая среда — смысл и цель философии.
Предмет философии
Термин «философия» в древнегреческом языке означает любовь к мудрости, а от древнеиндийского происходит видение истины.
Греческий математик и мыслитель Пифагор первым использовал слово «философ» в отношении тех людей, которые стремятся к интеллектуальным знаниям и правильному образу жизни. Интерпретация и консолидация термина «философия» в европейской культуре связана с именем Платона.
Появление философии означало появление особого интеллектуального отношения, то есть поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом, с его убеждениями, идеалами, надеждами.
Философия задумывалась в своем замысле не как простое собрание истин, а как стремление к истине, как такое идеальное отношение человеческой души и духа, которое могло бы привести к гармоничному равновесию.
Появление философии в VI веке до н.э. означало постепенный переход людей к самостоятельному мышлению о мире, о человеческой судьбе, о желании обрести истину, о желании обрести мудрость. Мудрость — это знание того, что является самым необходимым в мире, а значит, самым важным для жизни человека. Философы стремились узнать высшую истину, указывающую верный путь в жизни. Поэтому самое главное в философии — это проблема всеобщего, стабильного и неизменного за множеством отдельных изменчивых вещей, желание найти первопричину, которая порождает и управляет всем в мире. Философия направлена на познание истины, т.е. первобытного, вечного и неизменного Бытия.
Философия обобщает достижения всей мировой культуры, мировой исторической практики и знания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).
Существует много понятий «философии». Давайте представим некоторые из них:
Философия — это форма интеллектуальной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение фундаментальных вопросов мировоззрения, связанных с формированием целостного представления о мире и месте человека в нем.
Философия — это многогранное изучение жизни, ее смысла, смерти и Бога.
Философия — это совокупность принципов, которые являются основой человеческой деятельности и поведения.
Философия — это теория, все теоретические знания.
Философия — это особая форма общественного сознания, действующая совместно с другими формами общественного сознания: Религия, искусство, нравственность, наука и т.д.
Философия — это туманное, бесцельное рассуждение, оторванное от жизни.
Сегодня философия — это и наука об общих законах природы, общества, мысли, знания, и особая форма общественного сознания, теоретические основы мировоззрения, система философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.
Структура философских знаний. Философское социальное мировоззрение
Философские знания имеют четкую структуру. Философия традиционно включает онтологию (от греческого ontos — бытие, логос — учение) — учение о существовании; гносеологию (от греческого gnosis — знание, тогос — учение) — учение о знании; аксиологию (от греческих axios — ценность, логос — учение) — учение о ценностях. Существует философская антропология (от греческого antropos — человек и логотипы — учение) — учение о человеке, история философии, этики, эстетики. История философской мысли приводит примеры преобладающего интереса того или иного философа к проблемам когнитивной деятельности (Д. Хьюме, Э. Гуссерл, Л. Витгенштейн), к проблемам бытия (Парменид), аксиологии (С. Кьеркегор, Ф. Ницше), антропологии (А. Камю).
Философская онтология, или доктрина бытия, занимается вопросами бытия. Главный вопрос онтологии: что существует аутентично, а существование того, что является вымыслом, иллюзией. Онтология пытается создать некую картину мира, которая не только дает представление о мире в целом, но и раскрывает его скрытую природу, первопричины.
Еще в древности философы замечали, что не все, что дается нам прямым восприятием, то есть то, что открывается нам через чувства, имеет истинную реальность. Мир, который мы видим и ощущаем, нестабилен, подвижен, изменчив. Он постоянно фрагментирован и разбит на бесконечное количество отдельных частей, объектов, элементов. А как насчет того, что она стабильна, надежна, абсолютна? Древние мыслители пришли к выводу, что особая, сверхчувствительная реальность действительно существовала. Она была доступна для разума, но не для чувств. В этом и заключалось происхождение метафизики, изучение сверхчувствительной реальности с гораздо более высокой степенью стабильности, чем вечно струящиеся, разрушающиеся вещи, которые мы воспринимаем непосредственно.
Гносеология — это изучение познания, изучение природы познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: откуда человек знает окружающий мир? Каковы стадии или этапы познания? Что такое правда в познании? Каким образом это достижимо? И так далее.
Философия давно обнаружила, что познание — сложный процесс. Человек не может узнать правду без усилий. На пути познания существует множество трудностей и препятствий, которые необходимо преодолеть. Существуют также сомнения принципиального характера: способен ли человек познать мир, не искажая и не добавляя в него чего-то? Философы дали различные ответы на этот вопрос. Одни разделяли настроение эпистемологического оптимизма, другие — дух эпистемологического скептицизма и пессимизма. Одни выражали веру в способность человеческого разума понимать суть вещей, в то время как другие сомневались в этой способности.
Эпистемология, как особая отрасль философского познания, особенно интенсивно развивалась в европейской философии в XVII-XIX веках. В этот период философы, в частности, активно обсуждали вопрос об основных этапах и формах познания
Философская антропология — это отрасль философских знаний, которая размышляет о человеке. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частную, прежде всего культурологическую науку. Чаще всего культурную антропологию понимают в мировой литературе как изучение повседневной жизни, традиций, обычаев, образа мышления, культурных особенностей различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, связанных с человеком, прежде всего широтой своего подхода. Философия интересуется человеком не как представителем определенного племени, нации или культуры, а как человеком в целом.
Когнитивная ценность философии. Философские и ненаучные знания
Предметом философии являются универсальные свойства и отношения (отношения) реальности — природа, человек, отношения объективной реальности и субъективности мира, материального и идеального, бытия и мышления. При этом универсальными являются свойства, отношения, отношения, присущие как объективной реальности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и другие свойства, отношения относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Объект философии следует отличать от проблем философии, потому что проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Универсальные свойства и отношения (производство и время, количество и качество) существовали тогда, когда науки философии как таковой не существовало.
Основные функции философии:
1)Синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному этапу развития науки, культуры и исторического опыта;
2) Обоснование, обоснование и анализ мировоззрения;
3) Разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
Каждая наука изучает свой набор проблем. С этой целью она разрабатывает собственные концепции, которые применяются к более или менее ограниченному кругу явлений в строго определенной области. Однако ни одна из наук, за исключением философии, не занимается конкретно вопросом о том, что такое «необходимость», «шанс» и т.д., хотя они могут использовать эти понятия в своей области. Такие понятия чрезвычайно широки, универсальны и универсальны. Они отражают универсальные отношения, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи или проблемы касаются прояснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мыслью и существом, которое нас окружает.
Иногда философия понимается как относящаяся к конкретному виду деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда имеем в виду долгосрочное, отделенное, как бы, рассмотрение сиюминутной проблемы. Когда кто-то расстраивается из-за невыполненных планов, мы советуем ему посмотреть на это более «философски». Смысл здесь не в том, чтобы преувеличивать мгновенный момент, а в том, чтобы все рассматривать в перспективе. Мы придаем этому слову другое значение, когда понимаем философию как попытку оценить или объяснить то, что есть или имеет смысл в жизни.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют конкретные формы знаний. При проведении различия между научными знаниями, основанными на рациональности, и ненаучными знаниями важно понимать, что ненаучные знания не являются чьей-то выдумкой или изобретением. Она производится, в частности, интеллектуальными сообществами в соответствии с различными (нежели рационалистическими) нормами, стандартами и имеет свои собственные источники и средства знаний. Очевидно, что многие формы ненаучных знаний старше, чем знания, признанные научными, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры различные формы знаний, отклоняющиеся от классического научного образца и стандарта и классифицируемые как ненаучные знания, объединяются под общим термином эзотерика.
Выделяются следующие формы ненаучных знаний:
- Ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализовано и не описано законами, противоречит существующей научной картине мира;
- Донаучный — как прототип, предпосылка для научного знания;
- Паранаучный — как несовместимый с существующим эпистемологическим стандартом. Широкий класс пара-научных (пара-научных с греческого — около, среди прочих) знаний включает доктрины или рассуждения о явлениях, объяснение которых неубедительно с точки зрения критериев научности;
Основные функции философии
Функции философии — это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и задачи.
Можно определить следующие функции философии: идеологическую, методологическую, идеолого-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, педагогическо-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую, объединяющую.
Функция мировоззрения способствует формированию целостного образа мира, представлений о его структуре, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает основные методы познания окружающей действительности, раскрывает характер взаимосвязи философии с другими науками. С одной стороны, философия основывается на данных, полученных всеми науками, а с другой стороны, философия дает всем наукам общие методы, приемы и средства получения истинных знаний. Философия сама по себе функционирует как общий метод познания по отношению к другим наукам.
Мысль-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуальному мышлению и теоретизированию, то есть максимальному обобщению окружающей действительности, созданию мысле-логических схем, систем мира.
Гносеология — одна из основных функций философии имеет своей целью правильное и достоверное знание окружающей действительности (т.е. механизма знания).
Задача критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать его новые свойства, качества, выявлять противоречия. Конечной задачей этой функции является расширение границ знания, уничтожение догм и окостенения знания, его модернизация, повышение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценная) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — моральных, этических, социальных, идеологических и др. — чтобы оценить. Аксиологическая функция особенно усиливается в критические периоды истории (начало Средневековья, поиск новых (богословских) ценностей после распада Рима, Ренессанс, Реформация, кризис капитализма в конце 19-го и начале 20-го веков и т.д.).
Социальная функция — объяснение общества, причин его формирования, развития, нынешнего состояния, его структуры, элементов, движущих сил; выявление противоречий, демонстрация путей их устранения или смягчения, совершенствование общества.
Педагого-гуманитарная функция философии — культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их людям и обществу, пропагандировать нравственность, помогать людям адаптироваться к окружающему миру и находить смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в прогнозировании тенденций развития, будущего материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества на основе существующих философских знаний о мире и человеке, познавательных достижений.
Общая культурная функция. Философия выполняла свою общую культурную функцию с момента своего возникновения, а когда объект философии сужался, ее общая культурная функция была противоположной: ее роль в жизни общества становилась все больше и больше.
Это тем более верно в наше время. Без преувеличения можно сказать, что сегодня философия является важнейшим элементом интеллектуальной культуры человечества. Философия координирует и синтезирует выполнение всех видов человеческого опыта (практического, научно-познавательного, ценностного). Философия также функционирует как конструктор принципиально новых идей, новых мировоззрений, новых социальных идеалов, как критик против всевозможных мировоззрений и методологических ошибок и предрассудков; как рационализатор нефилософских форм мировоззрения, указывая на их «рациональное зерно».
Специфика философского знания
Традиция приписывает введение термина «философия» Пифагору: это если не исторически очевидно, то, по крайней мере, правдоподобно. На этот термин явно влияет религиозный дух: только для Бога была определенная «софия», мудрость, т.е. обладание полной и окончательной истиной, считавшейся возможной, тогда как для человека оставалось только стремление к ней, постоянное стремление, никогда не завершенное, любовь к мудрости, как подразумевает сам термин.
Но чего добились греки, которые любили и искали мудрости?
С момента своего рождения философия предстает как триединство взаимосвязанных моментов: а) содержание, б) метод, в) цель.
а) содержание, философия стремится объяснить всю совокупность вещей, реальность во всех ее частях и моментах без исключения. Выделяя определенные науки, мы хотим подчеркнуть, что это объяснение частей, секторов реальности. Но уже вопрос первого философа: С чего все начинается? — предполагает как свою предметную реальность в целом. И мы увидим, что это инициал, то есть первое «почему» из всех вещей раскрывается как единое целое.
b) что касается методики, то философия стремится рационально объяснить универсальность как предмет. Только рациональный аргумент, логическая мотивация, логотипы, имеет для него смысл. Недостаточно установить данные факта, опыта: философия должна выходить за рамки факта и опыта, чтобы найти причины с помощью разума. Это и есть научный характер философии, в котором в то же время становится очевидным различие между философией, религией и искусством. Последние также имеют дело с реальностью в целом, но в то время как искусство описывает ее с помощью мифа и воображения, религия с помощью веры, философия ищет объяснения всему на уровне логотипов.
с) конечной целью философии является чистое созерцание истины, чистое стремление к ее достижению. Греческая философия в целом — это бескорыстная любовь к истине. «Люди, — писал Аристотель, — в философии ищут знания ради самого знания, а не для какой-либо практической пользы». И действительно, философия возникает только после того, как люди решают фундаментальные проблемы своего существования и тем самым освобождаются от материальных нужд. «Это проявляется, — говорит Аристотель, — что мы не занимаемся философией ради пользы вне ее; наоборот, это проявляется в том, что так же, как человека можно назвать свободным только тогда, когда он сам по себе является целью, так и только тогда, когда науку, которая сама по себе имеет цель, можно назвать свободной». Цель сама по себе в том смысле, что она заинтересована в искомой, предполагаемой, самодостаточной истине, т.е. как таковой. Это следует понимать следующим образом: «Все другие науки более необходимы, но нет лучшей». (Аристотель). Все греческие мысли подтвердили это. Философия, учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. — Прогноз, 2010 г. — 672 с.
Мы хотим отметить, что созерцание, специфическое для греческой философии, не является чистым вакуумом. Она выходит за рамки утилитарных целей, но имеет моральное и политическое содержание. Очевидно, что созерцание целого неизбежно меняет все повседневные перспективы, понимание смысла жизни, выстраивает новую иерархию ценностей. Истина созерцания несет в себе огромную нравственную энергию, и, как мы увидим, именно этой энергией Платон обязан построению своего идеального государства.
Абсолютная оригинальность этого греческого творения очевидна. А восточные народы обладали формой мудрости, которая охватывала все и была свободна от прагматических целей, но смешивалась с фантастическими идеями, которые втягивали их в сферу искусства, поэзии или религии. Пережить все в целом, только с помощью разума (логотипов) и рационального метода, было великим открытием греческой философии. Это структурно определило развитие западной культуры.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Актуальность философии для осмысления современных проблем науки
- Философия как потребность человеческого духа
- Позитивизм и научное познание
- Гносеология
- Умберто Эко, итальянский учёный, философ
- Философские проблемы пространства и времени — Понятие пространства и времени
- Философия и религия как типы мировоззрения
- Греческое «чудо» — период становления европейской традиции в философии
- Аксиология
- Современная социальная философия о прогрессе и смысле истории