Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема выбора субъектом жизненных ориентиров, сознательного построения образа жизни — Освобождение от стереотипов

В отличие от общественной жизни, в личной жизни человека нет критериев, норм и стандартов; нет примеров, чтобы судить и оценивать, является ли его жизнь хорошей, процветающей, правильной или нет. Жизненные достижения, успехи оцениваются по социальным стандартам и критериям: человек стал хорошим профессионалом, достиг славы, успехов, должностей, материальных благ и т.д. Однако трудно представить, что именно эти достижения, со всей их социальной значимостью, могут быть критерием для тех, кто их не достиг, не получил, не заслужил.

В этом случае возникают вопросы: можно ли ставить проблему личной жизни; можно ли, в ее понимании, идти по пути сравнения судеб людей, когда эти судьбы настолько разные? Одна мать скажет другому, что ее сын еще не определился профессионально, что он обменивает один институт на другой, что он думает, есть ли смысл поступать в университет. Но другая мать не может этого понять, потому что ее сын интересовался физикой в школе, сейчас он занимается серьезными научными исследованиями и просто говорит, что с самого начала все шло легко и как бы само собой. Так что вряд ли она сможет дать полезный совет своей подруге.

Часто можно привести аналогичные личные проблемы. И все же, говоря об отсутствии критериев и стандартов, по которым можно было бы оценить жизнь человека извне, он сам имеет важнейший безошибочный критерий, который не может быть объяснен логически, но вряд ли может быть истолкован произвольно. Этот критерий — удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. Критерий имеет множество оттенков, в зависимости от типа людей. Человек недоволен своей жизнью, но винит в этом окружающих. Он говорит, что они не создавали условий, не открывали путь. Другой несет в себе глубокое недовольство собой, он полон сожаления, что он пропустил много вещей в свое время, но не понимает, что он продолжает жить в соответствии с выбранным стандартом, он не пытается ничего изменить в своей жизни, хотя его жизнь далека от завершения.

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью — это сложное, но всегда обобщенное ощущение жизни, которую держат или не держат, преуспевают или терпят неудачу. Это также сложно, потому что человек сам играет с ней в двойную игру. Он испытывает разочарование в одном и утешается победой в другом, что приводит все в своеобразный баланс. При этом, однако, он не понимает, что он только успокаивает себя и толкает в себя чувство неудовлетворенности, вместо того, чтобы раскрыть причины этого и сделать реальное изменение в своей жизни. Удовлетворенность, чувство верности, подлинности своей жизни, иногда является почти единственным источником жизненной силы, жизненной силы, жизненной инициативы, способности идти вперед. Недовольство, с другой стороны, иногда достигая полного отчаяния, также может побудить человека сделать решительный и единственно верный шаг — попытаться изменить свою жизнь.

Проблема выбора субъектом жизненных ориентиров, сознательного построения образа жизни -  Освобождение от стереотипов

Освобождение от стереотипов

Подход к проблеме личной жизни предполагает освобождение от тех бесчисленных стереотипов, в которых мы привыкли ее понимать. Либо личная жизнь — это семья, хозяйство, семья, крохи свободного времени, оставшиеся на чтение, хобби, здоровье. Или же частная жизнь — это альтернатива общественной жизни, т.е. эгоизм, предпочтение личных интересов перед общественными и т.д. Чтобы восстановить полноту реалий и представлений о личной жизни, необходимо освободиться от тех стандартов понимания общественной жизни и тех обезличенных форм, к которым сводится общественная жизнь индивида.

Создание, понимание, построение личной жизни не является альтернативой общественной жизни, а, прежде всего, условием для включения в последнюю. Такое включение может происходить только на основе индивидуального отношения человека к общественной жизни и ее формам. Тогда частная жизнь — это не та личная жизнь, которая противопоставляется общественной. Частная жизнь предполагает как общественное, так и когнитивное, этическое и эстетическое отношение к миру и людям.

Вот пример следующего эксперимента. Я попросил двух молодых женщин описать их работу. Одна из них начала с описания непосредственно того, что она делала; она описала бумаги, которые заполняла, затем, куда она их брала, путь к своему начальнику, и таким образом, начиная с меня, как центра, она дала описание учреждения, в котором она работала. Другая женщина начала с описания структуры института и, очертив всю иерархию, нашла в нем свое место. Этот пример показывает, что разные люди имеют свое собственное представление о той или иной структуре государственных учреждений, и эта картина всегда структурирована по-своему. Иными словами, люди ссылаются на многие социальные условия, формы и структуры жизни (особенно профессиональной), на явные и неявные принципы и механизмы и определяют в них свою собственную траекторию. Это первая и самая важная проблема в его личной жизни.

Соотнести себя с теми формами социальной жизни, в которых человек должен жить и действовать, раскрыть свои возможности, особенности, и на этой основе определить свое место в этих формах — это одна из основных задач индивидуальной жизни. Задача выработки собственной индивидуальной «траектории» в социальной жизни должна решаться каждым человеком самостоятельно, независимо от решения общества, а также от того, в какой степени общество способно обеспечить развитие и расстановку индивидуальностей, а не среднестатистических индивидов.

Личная жизнь

Личная жизнь, таким образом, является личным, индивидуальным участием и конкретным способом реализации общественной, профессиональной жизни и т.д. Самая большая трудность в представлении проблемы личной жизни — это осознать ее как проблему, представить ее не так, как она спонтанно сформировалась, а так, как она может быть в присутствии разума и усилий. Трудность заключается в том, что не всегда можно заглянуть за факты жизни, события и явления, в их суть.

Трудность обсуждения проблемы жизни заключается в том, что у человека есть два ряда: это и внешние поступки, и события, и действия, и стоящие за ними цели, намерения, которые не всегда могут быть реализованы в объективном ходе жизни. Поэтому жизнь нельзя оценивать по каким-либо фактам или намерениям. Для решения этой проблемы необходимо обратиться к философским и психологическим традициям, в рамках которых выработаны концепция жизни человека и концепция жизни.

На протяжении веков философы и писатели пытались определить, что такое жизнь. Философское понимание бытия, существования было основным определением жизни. Физическая жизнь и стремление к ее сохранению, материальное обеспечение, нравственная жизнь как стремление к добру и счастью, духовная жизнь как возвышение над обычной жизнью — все эти стороны жизни всегда были в центре философской мысли разных эпох. Таким образом, эпикурейцы видели смысл жизни в наслаждении, в достижении счастья; последователи аскетизма умоляли о подавлении плоти, эмоций; стоики переносили смысл жизни в царство логических построений, оторванных от страстей жизни. Это самые ранние философские интерпретации жизни, ее смысла, назначения, которые очень разные, очень противоположные.

Особенность этих философских трактовок жизни заключается в том, что при обсуждении человеческих жизненных позиций (пассивных — как слияние с природой, активных — как стремление к добру, аскетичных — как отрицание жизненных благ и т.д.) роль человека как созидания существа и определения его жизни не осознается, не принимается во внимание.

В современной психологической науке такие явления, как характер, жизненная ориентация (смысл жизни, философия жизни, «линия жизни»), склонность и жизненный опыт суммируются под понятием «жизненный путь человека». Проблемы, связанные с их изучением, называются биографическими. Они тесно переплетены с социально-историческими процессами того времени. «Человек — это личность только в той мере, в какой у него есть своя история».

Жизненный путь

Жизненный путь — это история индивидуального развития человека. Человек вовлечен в различные сферы социально-исторического процесса, он принадлежит к определенному поколению, а события эпохи становятся фактами его биографии.

По мнению И.С. Кана, «изучение жизненного пути человека требует сочетания социологического, психологического и исторического анализа». Con I.S. Психология раннего подросткового возраста.

До недавнего времени психологи изучали процессы индивидуального развития так, как если бы эти процессы происходили в неизменном социальном мире, в то время как историки и социологи следили за изменениями в социальном мире, не обращая внимания на смещения в содержании и структуре хода индивидуальной жизни. Теперь стало ясно, что в меняющемся мире необходимо изучать развивающуюся личность. В свете новой методологической перспективы возрастные различия являются не просто следствием универсальных этапов онтогенеза, а результатом сложного переплетения траекторий индивидуального психологического развития, социально-производственных, профессиональных карьерных, брачных и семейных циклов.

Культурно-исторический анализ жизненного пути и его отдельных компонентов ни в коей мере не отрицает онтогенетического развития. Но она проясняет и подчеркивает ведущую роль, которую играют исторические условия во взаимодействии биологического и социального. С последовательностью циклов детства, взрослой жизни и старости ничего нельзя поделать, но длительность и содержание каждого из них зависит, в основном, от социальных факторов. Причем эта зависимость носит не только количественный характер, что отчетливо видно при изучении динамики процессов продолжительности жизни или ускорения, но и качественный.

Адаптивная ценность возраста

С увеличением продолжительности жизни человека по сравнению с другими антропоидами контекст и продолжительность стадий жизни меняются. С одной стороны, возрастает значение подготовительного этапа жизненной активности, а детство как период начального обучения и социализации удлиняется. С другой стороны, в процессе эволюции повышается адаптивная ценность возраста как стадии онтогенеза, поскольку старшие способствуют повышению устойчивости и эволюционных возможностей населения, передавая накопленную ими социальную информацию младшим. Как отметил Б.Г. Ананьев: «Это свидетельствует об обратном влиянии течения жизни на онтогенез. Поэтому возрастные характеристики человека, обычно понимаемые с точки зрения онтогенеза, следует рассматривать в более сложных рамках — жизни, жизненного цикла и жизненного пути.

Историческая природа личности требует от психолога изучения или учета исторических обстоятельств его жизни. В психологии биография человека всегда была богатым источником знаний о личности, но что более важно, она сама по себе является предметом психологического исследования.

Позиция, согласно которой развитие является основным способом существования личности на всех этапах ее индивидуального пути. Возвышается перед психологией как одна из наиболее актуальных и наименее изученных задач психологического исследования целостного пути жизни личности. Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; этапы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные характеристики внутреннего мира индивида; роль психических факторов в регуляции общественной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая продуктивность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и др. — вот далеко не полный список вопросов, касающихся сущности жизненного пути.

Закономерности жизненного цикла

Первое систематическое исследование закономерностей жизненного цикла было проведено Ш. Бюлер и ее коллегами в Венском психологическом институте в 20-30 годы. На основании обширного эмпирического материала было установлено, что, несмотря на индивидуальные особенности, в мирской жизненной оптике существуют закономерности («закономерности»), которые зависят от соотношения духовного, «умственного» и биологического, «жизненного», тенденций. Также были открыты различные способы развития личности. С. Бюлер разработал идеалистическую концепцию развития человека как процесса постепенного формирования и изменения психически-целевых структур самосознания. Идеи и эмпирические исследования Бюлера способствовали появлению гуманистической психологии на Западе.

Экзистенциалистские, нео-фрейдистские модели развития жизни подверглись широкой и глубокой критике в отечественной науке. Эта критика проводится с точки зрения марксистских методологических принципов и отличается конструктивным характером. Отечественная психология определила принципиально другую стратегию развития проблем индивидуального развития личности. Эта стратегия была изложена наиболее широко и программно Б.Г. Ананьевым. Г. Ананьев. Он основал проект науки о комплексном развитии человека в едином жизненном цикле. «Эта наука — онтопсихология — должна объединить возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение фактического развития личности в процессе жизненного цикла». Ананьев Б.Г. Человек как субъект знаний. Л.:. 2002 С.54. предметом онтопсихологии являются связи и взаимозависимости онтогенеза и жизненного цикла, которые определяют основные закономерности целостного индивидуального развития человека.

В этой целостности Б.Г. Ананьев четко выделяет две взаимодействующие, но особенные формы. Во-первых, онтогенез — это развитие человека, его мозга и психофизиологических функций. Онтогенез генетически запрограммирован, протекает в биологической жизни. Во-вторых, жизненный цикл, построенный по социальным проектам в историческое время, датируется историческими и биографическими событиями.

Онтогенез

Онтогенез с его последовательностью фаз (рождение, зрелость и созревание, старение и смерть) действует как объективный фактор в течение жизни. История человека и субъекта деятельности разворачивается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в некоторой степени определяется им. Объективное, социальное и субъективное, регулирование личной жизни, планирование жизненного пути невозможно без учета естественной продолжительности жизни, зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья. Возможность субъективной регуляции жизнедеятельности возникает не сразу, а постепенно, с созреванием мозга и его функций, и одновременно с установлением интеллекта, самосознания и характера в процессе социализации.

Прежде чем человек станет субъектом, он существует как объект многих социальных влияний. Объективное определение жизненного пути не отменяется онтогенезом и в значительной степени социальными обстоятельствами даже тогда, когда человек становится субъектом в полной мере. Взаимосвязь субъективных и объективных регуляторов жизненного пути — важный вопрос биографических исследований, точка пересечения психологии и этики. Психологический аспект ответа на этот вопрос заключается в изучении механизмов субъективной регуляции жизни человека, а следовательно, и его собственного развития. Эти механизмы актуализируют сложившиеся структуры самосознания, характера, жизненной ориентации и таланта.

В той мере, в какой человек сам организует и направляет события своего жизненного пути, выстраивает собственную среду развития, избирательно относится к событиям, не зависящим от его воли (например, социально-исторические макро-события современности), он является субъектом жизнедеятельности. Принцип жизнедеятельности конкретизирует, применяемый к человеку, более общий принцип единства сознания и деятельности. Подобно тому, как сознание формируется и проявляется в деятельности, так и целостные «пиковые» структуры личности-характера и таланта, жизненной ориентации и жизненного опыта — формируются и проявляются в жизнедеятельности как ее субъективные регуляторы.

Понятие жизненной активности отражает активную роль человека в собственной судьбе. Степень этой активности может варьироваться в зависимости от зрелости персонажа, его личности. На этой основе можно различать уровни жизненной активности и связанные с ними типы личностей. При этом нельзя абстрагироваться от социально-исторического значения ценностей, ради которых живет и борется личность. На одном полюсе находится жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонообразное исполнение социальных ролей (автоматическая жизнь). На другом полюсе — жизненное творчество, когда жизненная деятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направлена субъектом в соответствии с основными установками, установками, когда жизненная деятельность соответствует характеру и является самовыражением. Поистине творческое самовыражение должно основываться на правильном отражении обстоятельств и последствий своего поведения, на отражении объективных законов реальности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Качество и количество
  2. Новейшая социальная философия
  3. Формы направленного изменения: проблема революционного и эволюционного развития общества
  4. Переход от гносеологии к онтологии
  5. Любовь, брак и семья в различных философских традициях
  6. Вопрос о роли сознания в человеческой деятельности
  7. Георг Вильгельм Гегель, немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии
  8. Наука в современной цивилизации
  9. Древнеиндийская философия
  10. Объективность истины и преемственность научного знания