Оглавление:
Преобладающий первый взгляд на философию определяет ее как особый вид знания. Эту точку зрения разделяют многие в истории философии, начиная с Аристотеля, который утверждал в Метафизике, что объектом первой философии является знание причин бытия, потому что оно есть бытие. Эта вера начинается с гносеологического отношения к взглядам на человека: главная цель человека, будучи человеком, — познать мир, «обрести знания»; для этого существуют естественные науки и специальная наука (или знание) — философия. Агацци Е. Человек как объект философии. В.Ф., 1989, №2.
Доминирующий второй взгляд в истории философии, взгляд философии исходит из другого взгляда на человека — как существо, сущность которого наиболее достоверно осознается в массе, в повседневной жизни, квинтэссенция которого — нравственность, нравственные отношения. Философия здесь интерпретируется как нормативно-практическое знание или жизненная мудрость, развивающая оптимальные нормы поведения. Иными словами, это ответы, рецепты, разработанные мудрыми философами, дающие человеку знания о том, как организовать свою жизнь для достижения счастья и душевного спокойствия.
Третий взгляд на философию появился относительно недавно и сопровождается фундаментальным изменением концепции человека. Она предполагает, что качество «человека» определяется не его знаниями или его «внешними» моральными действиями, а его саморефлексией и жизненным выбором, основанным на самоанализе. Самоуглубляющийся человек, размышляющий о своем духовном опыте — стал главной фигурой философского внимания Кьеркегора, Хайдеггера, Сартра и других. Этот взгляд на философию проистекает из противопоставления эссенциализму — экзистской позиции, утверждающей, что «существование предшествует сущности».
Функции философии в культуре во многом определяются особенностями философской деятельности и знаний, о которых мы говорили в предыдущей лекции. Люди, создающие философские системы, серьезно озабочены вопросом своего положения в этом мире (кантовские вопросы: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?»).
Философия определяет еще одну функцию философии в культуре — функцию накопления и трансляции концептуального опыта самопознания «homo sapiens».
Наиболее сложными и влиятельными являются мифогенетические концепции происхождения философии (Шеллинг, Гегель, Корнфорд, Лосев). Таким образом, Гегель считал, что и религия, и мифология уже являются философией, но выражены в образной, несовершенной форме. Миф возникает из неспособности представить разумное, концептуальное содержание в разумной форме, поэтому он воплощается символически. Философия, согласно Гегелю, возникает из мифологии /религия/, преодолевая ее репрезентативную форму. В этом процессе специальные знания, ставшие зародышами науки, не играют никакой роли.
Мировоззрение, специфика философского мировоззрения
Мировоззрение человека выражает только жизнь, которая по-разному представлена в философских, религиозных учениях, произведениях искусства и литературы. Концепцию взаимосвязи «жизни» и «мировоззрения» Дильтея можно схематизировать в следующих основных положениях. Гегель Г.В.Ф. Введение // Лекции по истории философии. Том 1. 1994
Первая посылка проистекает из лекций Ницше о проблеме бытия и человека, а точнее, о человеческом существе. Ее можно сформулировать следующим образом: «Реальность для нас обязательно имеет ценность». Этот тезис устанавливает трансцендентный ценностный характер всей философии Ницше. Что это значит?
В своих взглядах на природу реальности Ницше разделяет трансцендентное отношение Канта и Шопенгауэра к «антропологизации» бытия — отождествлению бытия как такового с «бытием человеческим», для которого все остальное может быть дано только ценностями человеческого бытия /»опыта» /.
Таким образом, Ницше принял кантовский тезис о «дихотомии» реальности в «мир для нас» и «мир для себя»: трансцендентальный и трансцендентальный. Более того, Ницше радикализировал этот тезис Канта. Если последний, говоря о «вещах-самостоятельных», неявно предполагал, что в нашем феноменальном опыте все еще есть некий порядок, то Ницше тоже это отвергает. Человеку даны только явления мира, но «за» явлениями ничего определённого быть не может — это, наверное, только «бесформенный, недоступный мир хаоса ощущений, то есть феноменальный мир иного рода: «неведомый» нам».
Так что есть только «реальность для нас». И вот тут дело доходит до нас, нашего родового активизма. Ницше здесь использует фихтеевскую идею о самоопределении субъекта над его бытием /Я=Собой, Я утверждаю себя как Существо/, но интерпретирует ее антропологически — фундаментальные значения или ценности нашей реальности устанавливаются самим человеком /где человек является зоологическим видом со своими специфическими характеристиками/. Эти значения, таким образом, задаются императивами /видениями/ биологического вида «homo saliens» — основными условиями его сохранения и распространения. Именно эти условия формируют априорные формы нашего восприятия и основу мышления, которые создают для нас «мир явлений».
«Мир явлений, — говорит Ницше, — это мир, рассматриваемый по ценностям: обставленный и отобранный по ценностям, то есть по полезности в смысле сохранения и прославления могущества определенного зоологического вида». Таким образом, ценности «имплантируются» в «плоть» смысла нашего существа, а человек со своими ценностными условиями укоренен в таком мире.
Второе предположение касается эпистемологии Ницше и вытекает из первого. Если смысл «реальности для нас» формируется условиями человеческого рода, то и наше познание тоже условно.
«Знать, — пишет Ницше, — значит ставить себя в отношения к чему-то»: чувствовать себя чем-то обусловленным, и обуславливать это чем-то в свою очередь, значит, при любых обстоятельствах устанавливать отношения, обозначать их, быть в курсе их/не исследовать сущности, вещи, любые «в себе».
Структура философского знания
Как философские, так и научно-теоретические виды знаний имеют бесспорные общие черты: это виды знаний, представленные в универсальном значении и в объективистской форме, реферирующие конкретные и личные моменты процесса приобретения теоретических знаний; в обоих случаях знания организованы по определенным методологическим образцам.
Специфика философских знаний раскрывается в следующем:
Философские знания имеют тенденцию быть рефлексивными, т.е. осознают условность исходных предпосылок и их возможный плюрализм в зависимости от специфики сознания рефлексивного человека. Напротив, научные знания основываются на безусловном предположении так называемого «естественного отношения» в качестве исходного. Последнее означает «генетическую» веру в объективность таких утверждений, как: «мир реален и объективно действителен; он общий для всех нас, единообразный и однозначный; «наше познание направлено на сам мир; «существует гармония между миром или истинами, которые имеют свой смысл, и между нашими познавательными действиями и формами». Бердяев Н.А. Философия как творческий акт. — М.,1989
Следствием этого является то, что в философском знании гораздо больше методологических закономерностей, чем в научном. Таким образом, философские знания менее унифицированы и ограничены по содержанию, а также более метафоричны и креативны.
Можно сказать, что философия — это все, что однородно, «ухвачено мыслью»; это квинтэссенция интеллектуальной жизни мыслящего человечества, теоретическое ядро всей культуры народов планеты. Первоначально человек обладал любопытством. Само стремление понять природу таинственного, неизвестного, проявило склонность к философским рассуждениям, хотя и на мирской плоскости: ибо даже на этой плоскости человек часто склонен к философским размышлениям. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально это означает любовь к мудрости, то есть благоразумие. Гегель Г.В.Ф. Введение // Лекции по истории философии. Книга 1. 1994
У человека есть духовная потребность иметь полное представление о мире; по мнению С.Н. Булгакова, он не может согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука не даст достаточно материала для нее; он также нуждается в ответах на вопросы, которые выходят за рамки сферы позитивной науки и даже не могут быть поняты ею. В то же время человек не способен подавить эти вопросы, притвориться, что их нет, практически их игнорировать. Для человека, как рационального существа, бесконечно важнее, чем какая-либо конкретная научная теория, решить вопросы о том, что представляет собой наш мир в целом, что лежит в его основе, есть ли в нем смысл и рациональная цель, имеют ли ценность наши жизни и поступки, какова природа добра и зла и т.п. Одним словом, человек просит и не может не спрашивать не только как, но и что, почему и почему. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она не задает их и не может их решить. Их решение лежит в сфере философской мысли.
Философия как форма самосознания культуры
Человек обладает удивительным даром — ум с его пытливым полётом, как в далекое прошлое, так и в будущее, в мир мечты и воображения, в творческое решение практических и теоретических задач, наконец, в воплощение самых смелых идей. С древних времен мыслители искали решение загадки, окружающей феномен сознания. М.К. Мамардашвили, «О философии». — В.Ф., 1991, № 5.
Сознание — высшая форма отражения объективной реальности, свойственная только человеку, способ его отношения к миру и к самому себе, представляющая собой единство психических процессов, активно вовлеченных в понимание человеком объективного мира и его собственного бытия, определяемых не непосредственно его физической организацией (как у животных), а талантами объективного действия, приобретенными только через общение с другими людьми. Сознание состоит из смысловых образов объектов, которые являются ощущениями или представлениями и поэтому имеют смысл и значение, знания как совокупность ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, которые возникают в результате высшей психической активности, мысли и языка. Сознание, таким образом, является особой формой взаимодействия человека с реальностью и ее управлением. Библер В.С. Что такое философия? — J. V.F., 1995, n.1.
В то время как слезы идеализма открывают пропасть между разумом и миром, материализм стремится к общности, единству между явлениями сознания и объективного мира и выводит духовное из материального. Материалистическая философия и психология в решении этой проблемы начинаются с двух основных принципов: признания сознания как функции мозга и как отражения внешнего мира.
Философия — это целое существо, «запечатленное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическое ядро всей культуры народов планеты.
Философия является вечным спутником человечества, а это значит, что она выражает нечто имманентное и необходимое для человеческого существования — те качества, которые присущи человеческой природе в той мере, в какой их устранение разрушает самую уникальную уверенность в человеческом существовании. Это вопрос рефлексии, а философия, как мы уже разъяснили, является концептуальной рефлексией, которая в то же время выражает сущностную характеристику самосознания философа.
Основой философских знаний, таким образом, является самосознание. Это, однако, не рациональное самообследование /»в ментальном замысле», а иррациональная вера и в то же время падение «чувства себя» в «субстанцию себя», которая лежит в основе всех смыслов «мира человека». Именно человеческое отношение к миру самоорганизуется «Я-формой» — первой точкой отсчета всех смыслов нашего мира. Ницше определил статус познания в жизнедеятельности человека на основе тезиса о его подчиненности общим задачам онтологического сохранения вида «омо» и создания условий для его дальнейшего распространения. Поэтому и логика, и категории разума являются единственными средствами обработки мира с целью полезности видов, и поэтому не могут быть ничем иным, как «полезной фальсификацией».
Философия — исторический тип мировоззрения
Функции философии направлены на решение поставленных вопросов. Онтологическая функция связана с рассмотрением основных вопросов бытия, созданием общей картины мира как универсальной сущности в сознании человека. Гносеологическая функция связана с узнаваемостью мира и объективностью познания. Аксиологическая функция (от греческого ahios — ценность) заключается в том, что человек рассматривает вещи, явления окружающей среды, себя и других людей с точки зрения различных ценностей. Под аксиологической функцией понимается материальная, чувственно-субъективная, целенаправленная человеческая деятельность, имеющая содержание овладения и трансформации природы и общества. Философия является сложным и многомерным явлением в культурно-историческом контексте. Человек живет в обществе, и общество формируется под влиянием определенной культуры. Однако культура всегда дифференцируется внутри себя. Даже на самом поверхностном уровне она разделена на основные формы: Наука, религия, искусство, нравственность, право и т.д.
В понимании культуры в целом философия выполняет интегрирующую функцию. Не случайно, что философия считается «живой душой культуры». Философия воплощает в себе «отрывки» культуры. Философ обращается ко всем формам культуры, ее особенностям, вехам исторического развития и т.д. и пытается обобщить достижения культуры в целом. На этой основе он открывает некоторые новые черты культуры и выражает их в философски рациональной форме. Философия — это возможность для культуры взглянуть на себя.
Таким образом, философия играет роль самосознания культуры. Единство и целостность культуры — это необходимость нормального социального развития. Общество, в котором нет желания понимать и размышлять о собственной культуре, не будет жизнеспособным. Философия тесно связана с другими науками, такими как социальные, гуманитарные, естественные и технические науки. Философия функционирует как методологическая основа для других наук, разрабатывая универсальные методы научного знания, которые применимы ко всем наукам. Она, в свою очередь, использует эмпирический материал из других наук для подтверждения или опровержения некоторых философских концепций. Философия принимает научное знание в самом общем виде, интегрирует его, и на этой основе строит систему знаний о мире в целом, об отношениях человека с миром, т.е. о разуме, о знаниях, о морали и т.д. Философия обогащает человека, раскрывает его смыслообразующий потенциал, учит искусству общения с духовным миром на языке идей и понятий. Философия — это «определенный способ бытия», «человек в человеке», «сонатура». «Когда мы говорим о философии, мы имеем дело с самим мышлением, с работой мышления, что через него совершается нечто такое, без чего человек не был бы. То есть, философия также доказывает, что она является способом его самосоздания. Это один из инструментов самосозидания человека в его личном аспекте» (М.К. Мамардашвили).
Философия, наряду с мифом и религией, является историческим типом мировоззрения. В отличие от мифа и религии, философия — это теоретически сформированное мировоззрение, характеризующееся последовательностью и рациональностью. Благодаря этим качествам и характеристикам философское мировоззрение раскрывает рациональный смысл и универсальные законы существования и развития бытия и человека.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- «Левиафан» Гоббса — Биография и жизненный путь Гоббса
- Диалектика бытия, принцип развития
- Общая характеристика русской философии
- Философия археоавангарда в исследовании феномена человека
- Н. Н. Алексеев о русском народе и государстве
- Философия зарубежного востока ХХ века
- Природа как предмет философского осмысления
- Формы общественной регуляции, предшествование нравственности
- Философские основания и выводы теории относительности — Истоки относительности. Принцип относительности Галилея
- Современная западная философия