Оглавление:
Философия Ренессанса и Ренессанса ознаменовала собой не только поиск новых путей, но и новое содержание философии. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Это был перерастание нового способа философского мышления, который можно назвать философским мышлением Новой Эры. Было бы слишком трудно и непрактично искать четкую грань между философией Возрождения и философией Нового времени в правильном смысле этого слова. В то время, когда формировались философские системы Бэкона и Декарта, идеи Ренессанса, которые заканчивались, еще не нашли отклика в Италии и остальной Европе.
Если окончательное расхождение ренессансной мысли и философии с томистическо-шоластическим средневековьем проявилось в отказе прогрессивных классов общества того времени от феодальных условий и «феодальных» мыслей, то философия Нового времени в собственном смысле слова является программным выражением их интересов и взглядов, в значительной степени уже реализованным.
В философии Бекона и Декарта интересы и взгляды восходящего класса, буржуазии, впервые были выражены в целостной теоретической форме. Период формирования их систем (последние годы XVI в. и первая половина XVII в.) — время постепенного застоя экономического процветания итальянских городов, а центр экономического развития постепенно смещается в Англию, Голландию и частично во Францию. Философия декартует метод движения мыслителей
Во второй половине XVI века в Нидерландах происходит бурное экономическое развитие. В то время Нидерланды были наиболее экономически зрелой частью испанского владычества Габсбургов. Испания была ненасыщенным рынком для голландских товаров. Это стало большим стимулом для роста мануфактурного производства, которое во многом еще развивалось на основе средневековых ремесел. С развитием производства складывались новые общественные отношения и в то же время усиливались противоречия между Нидерландами и Испанией. Во второй половине XVI века произошла серия восстаний и мятежей против испанской гегемонии, которым сопротивлялись почти все слои голландского общества. Кульминацией этих восстаний стала первая буржуазная революция в Европе 1609 года.
Голландская буржуазная революция стала первым политическим действием во многом незрелого социального класса — буржуазии.
Во второй половине 15 века Англия также стала державой первостепенной важности. В период правления Елизаветы I (1558-1603 гг.) в Англии значительно развивалось как ремесленное производство (которое к концу века интенсивно трансформировалось в мануфактурное), так и торговля. С начала 60-х годов XVI века Англия бескомпромиссно соперничала с Испанией в борьбе за власть в мире, стремясь, в частности, к господству на морях и, следовательно, в мировой торговле. Кульминацией этого соперничества является разрушение испанской Армады в 1588 году, что сделало Англию крупной колониальной и торговой державой. Все это приводит к быстрому развитию мануфактурного производства, основанного на наемном труде, то есть на тех общественных отношениях, которые по существу чужды феодализму. Ограбление колоний и «изгнание» крестьян с земли в самой Англии являются главным признаком первого накопления капитала, которое тогда происходило. Английская аристократия также участвовала в этом процессе, сосредоточившись на производстве сырья для новых мануфактур.
История жизни и творчества Декарта
Рене Декарт (1596 — 1650) — один из выдающихся мыслителей современной эпохи. Во Франции, в то время, когда формировалась философская мысль Декарта, происходило укрепление центрального правительства. Кардиналу Ришелье удалось постепенно ликвидировать все очаги сопротивления гугенотов и создать сильное центральное государство, которое, хотя и страдало от внутренних беспорядков, уже функционировало как одно из важнейших на арене европейской политики. Французская буржуазия тогда еще была в зачаточном состоянии. С одной стороны, централизованное государство с сильной монархической властью создало благоприятные условия для развития внутреннего рынка. С другой стороны, абсолютизм, однако, заметно фиксирует классовое разделение и привилегии. В то же время во французской культурной и интеллектуальной жизни укрепились позиции католицизма, под влиянием которого находились все образовательные центры страны. Но она не смогла подавить ни во Франции, ни в других странах Европы прогресс научных знаний, стимулируемый развитием производительных сил. Именно прогресс в развитии естественных наук оказал большое влияние на формирование взглядов Декарта.
Рене Декарт поступил в колледж иезуитов в Ла-Флеше в возрасте восьми лет. Здесь он получил основы своего образования. Ряд биографий Декарта свидетельствуют о том, что его сухое, педантичное образование не удовлетворяло его. Однако он не осознавал своего неприятия схоластического понимания науки и философии до тех пор, пока позже не посетил большую часть Европы в качестве военного. В 1621 году он оставил военную службу и отправился в путешествие. Он посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию и некоторое время жил во Франции. Наиболее интенсивные исследования он проводил во время своего сравнительно длительного пребывания в Голландии с 1629 по 1644 год, за это время он написал большинство своих работ. 1644 — 1649 годы были наполнены усилиями по защите, не только теоретически, взглядов и идей, содержащихся, в частности, в «Размышлениях о первой философии» и в «Началах философии». В 1643 году в Утрехте и в 1647 году в Лейдене (где Декарт жил относительно долгое время) распространение его взглядов было запрещено, а его произведения сожжены. В этот период Декарт снова несколько раз посещает Париж и даже думает о возвращении во Францию. Но затем он принимает приглашение от королевы Швеции Кристины и отправляется в Стокгольм, где вскоре умирает от простуды.
Наиболее выдающимися из его философских работ являются работы, посвященные методологическим проблемам. К ним относятся «Правила наставления разума», написанные в 1628-1629 годах, в которых Декарт описывает методологию научного познания. Эта работа также связана с «Обсуждением метода», опубликованным в 1637 году. В 1640-1641 гг. Декарт написал «Мысли о первой философии», в которых он пересмотрел некоторые аспекты своей новой методологии, поставив ее на более глубокую философскую основу. В 1643 г. он опубликовал «Начала философии», в котором содержится исчерпывающее изложение его философских взглядов.
Декарт также написал ряд исследований по различным областям человеческих знаний. Среди наиболее значимых — «Очерк о свете», над которым он работал в 1630 — 1633 годах, затем его «Диоптрический», в котором он заложил основы геометрической оптики. Стоит также упомянуть работу «О страстях», посвященную этическим проблемам, написанную в 1649 году.
Декарт также много работал в экспериментальных (в современных терминах) науках, например, изучал анатомию человеческого глаза в связи с диоптриями. Одним из его выдающихся достижений является психология (он первым выдвинул идею условного рефлекса). Как создатель аналитической геометрии, он внес большой вклад в развитие математики и математического мышления.
Основы философии Декарта
Из вышесказанного следует, что Декарт был одним из тех мыслителей, которые тесно увязывали развитие научной мысли с общими философскими принципами. Прежде всего, в формировании его философии важную роль сыграл способ мышления, укоренившийся в естественных науках своего времени. Важность развития естественных наук не должна ограничиваться новыми открытиями. Новое, что принесла с собой естественная наука и что формирует все области интеллектуальной жизни, — это новый способ понимания мира и самого процесса познания. Естествознание XVI-XVII вв. еще не сформулировало эти новые принципы знания (по крайней мере, не до адекватной степени обобщения). Скорее, он реализует их непосредственно в процессе освоения своего предмета. В то время как философия Бакона является предвестником нового (его философия симпатизирует естествознанию новой эпохи, вместо того, чтобы давать ей философское обоснование), философия Декарта уже закладывает (довольно общую) основу новой теории света, которая не только обобщает, но и философствует и оценивает все результаты новой естествознания, полученные к этому моменту. Таким образом, философия Декарта представляет новую, целостную и рационально обоснованную картину мира, которая не только соответствует современному состоянию естествознания, но и полностью определяет направление его развития. В то же время он инициирует фундаментальные изменения в развитии самой философской мысли, переориентацию философии, которую Гегель характеризует словами: «Декарт направил философию в совершенно новое русло, начав, таким образом, новый период философии….». Он исходил из требования, что мысль должна начинаться с самой себя. Все предыдущие философские построения, особенно те, которые исходили от власти Церкви, с тех пор были отвергнуты.
Декарт видит первую и оригинальную уверенность всей философии в уверенности сознания — мысли. «Требование, которое должно исходить из мысли как таковой Декарт выражает словами «De omnibus dubitandum est» (все должно быть поставлено под сомнение); это абсолютное начало. Таким образом, сам отказ от всех определений он делает первым условием философии» — так Гегель характеризует начальный путь философии Декарта.
Однако сомнения Декарта и «отказ от всех определений» не начинаются с предпосылки, что существование определений в принципе невозможно. Это не тот скептицизм, с которым мы сталкивались, например, в древней философии. Принцип Декарта о том, что во всем следует сомневаться, представляет сомнение не как цель, а только как средство. Как пишет Гегель, этот принцип «скорее имеет смысл, что мы должны отказаться от всех предположений, то есть от всех предположений, которые сразу же были приняты за истинные, и начать с мысли, и только оттуда прийти к чему-то истинному, чтобы найти истинное начало». Таким образом, скептицизм Декарта по существу является методологическим скептицизмом. Это скептицизм, который сводит на нет все (воображаемые) уверенности, чтобы найти единственную (действительную) уверенность. «Первичная» уверенность может быть краеугольным камнем, заложенным в фундамент всего построения наших знаний. Декарт приходит к этим выводам, основываясь на исследованиях и собственном личном опыте.
Бог, как самое совершенное существо, не имеет той же функции в Декарте, как в схоластической философии. В зачатии Декарта функция Бога состоит в том, чтобы гарантировать истину познания. Знания, которые считаются достоверными, могут только казаться достоверными, но они не заслуживают доверия в том смысле, что они согласны с тем, что в них отражено. И только Бог является гарантом правды достоверных фактов. Дуализм Декарта — признание вещей, которые мыслят (res cogitas), и вещей, которые распределены (res extensa) — своеобразно переводится в идеализм, в признание существования Бога.
Ясные элементы материализма, однако, встречаются в «физике» Декарта, предметом которой является res extensa. Фундаментальным атрибутом материи для Декарта является расширение. Как утверждает Гегель в «Истории философии», «по словам Декарта, сущность тела полностью определяется его расширением, и только мысль касается сущности материального мира».
Декарт контрастирует с другими, наиболее чувственно воспринимаемыми свойствами тел (материи). Однако он приходит к выводу, что они более или менее деривативны в отношении распространенности. Поэтому он считает, что, по сути, все можно перенести на доминирование.
Проблема движения в философии Декарта
Проблема движения тесно связана с распространенностью в понимании Декарта. Движение (механическое) и распространенность определенно характеризуют материальный мир. Концепция движения и распространения Декарта также связана с его отказом от атомистической теории, которая пережила отчетливое ренессансное возрождение в новой философии. Исходя из концепции диффузии как главного атрибута телесности (материи), Декарт явно отвергает существование самого маленького и неделимого существа. На том же основании он отвергает (также вопреки атомистической теории) существование пустоты.
Он видит источник движения в принципе вне тел (материи). Тело приводится в движение, а когда оно движется, оно доводится до состояния покоя чем-то внешним по отношению к нему. В этом смысле Декарт в некотором смысле предвосхищает принцип инерции, сформулированный Дж. Ньютоном. Механистический взгляд Декарта оказал влияние на многих более поздних мыслителей, особенно на поздний французский механистический материализм конца XVII и XVIII веков.
Основы эпистемологии Декарта
В области эпистемологии Декарт (в отличие от Ф. Бекона) явно занимал рационалистическую позицию. Уже было сказано, что, по словам Декарта, изначальной уверенностью всех знаний является мыслящее «я» — сознание. Он завладевает вещами и явлениями окружающего мира через свою собственную (идейную) деятельность.
Декарт не отвергает чувственное познание как таковое. Мы уже видели, что экстенза существенности (материя) наделена прежде всего чувственными (т.е. чувственно воспринимаемыми) свойствами. Однако это понимание должно подвергаться подробной (скептической) критике. Необходимо также критиковать суждения разума, которые, как показывает опыт, часто приводили к ошибкам. Истина познания, по мнению Декарта, заключается только в действительности сомневающегося сознания — сомневающегося Я. Таким образом, он приходит к определенному «субъективированию» в понимании истины знания, но в то же время создает новое понимание знания, которое соответствовало развитию науки того времени, особенно естествознания, и оказалось очень плодотворным для дальнейшего развития философии.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Социализация личности в философии
- Что такое предмет философии
- Философское понятие культуры
- Герберт Спенсер, английский философ, основатель органической школы в социологии
- Философия всеединства В. С. Соловьева
- Средневековый университет: рецензия Аристотеля, структура университета, отношение к нищенствующим орденам
- Философские воззрения декабристов — Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов
- Философия человека в средние века
- Вильгельм Дильтей, немецкий философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики
- Тема мистического познания в русской философии 19-20 вв.