Оглавление:
Познание — это деятельность, направленная на приобретение знаний. Вы уже знаете, что часть философских знаний, посвященная проблемам познания мира, получила название эпистемологии или гносеологии. Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: как познается мир, как человек познает мир, как соотносятся истина и обман, каким может быть критерий истины познания, как утверждать истину наших идей. Комплекс этих проблем занимает второе по важности место в структуре философского знания после проблем онтологии.
К кругу важнейших проблем общей теории познания относятся проблемы изучения видов, стадий, форм познания, отношений между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблема соотношения знаний и практики. Главной проблемой гносеологии является проблема пределов познания: насколько познаваем мир, то есть что из реальных объектов и процессов реальности может быть достоверно известно. Многие философы считали, что возможности познания ограничены особенностями человека и его восприятия. Тот факт, что мир совсем не такой, каким его воспринимает человек, был понятен древними философами. Еще одной сложностью было объяснение причины того или иного ощущения.
В зависимости от ответа на вопрос о познании мира все философские течения можно разделить на два основных направления: Гностицизм и агностицизм.
Гностицизм — это философская доктрина, утверждающая, что мир знаменит.
Агностицизм — это философская доктрина о неведомости мира.
Агностики (от греческого префикса a — отрицательный и гнозис) — философы, которые утверждают, что мир известен лишь в ограниченной степени. Агностицизм также называют гносеологическим пессимизмом.
Позиция философского агностицизма наиболее полно проявилась в философии Иммануила Канта, который ввел специальные термины для обозначения объекта как такового, назвав его «вещью в себе», а то, как этот объект предстает перед человеком — «феноменом». Например, человек воспринимает листья деревьев как зеленые («феномен»), когда на самом деле они отражают только лучи длиной, которые создают у человеческого глаза впечатление зеленого. Кант считал, что люди воспринимают только «явления», в то время как вещи сами по себе неведомы.
Гностики (от греческого гноса — знание) — философы, утверждающие, что мир исчерпывающе и безоговорочно известен. В современной литературе это направление часто называют гносеологическим оптимизмом.
Гностическая позиция характерна как для объективного идеализма, так и для материализма. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимой разницы между «явлениями» и «вещами в себе». В процессе развития знаний и практической деятельности человек способен все точнее распознавать окружающий его мир.
Философия Познания.
Гносеология — это философская дисциплина, которая занимается изучением, критикой и теориями познания. Гносеология — это отрасль философии познания, которая изучает сущность познания, его возможности и ограничения, рассматривает универсальные основы, особые условия и специфические формы познавательной деятельности. Гносеология занимается «конституцией факта познания», т.е. «доказательством его возможности, вытекающей из внутренних потенциалов познания» (В.В. Ильин) — она изучает вопрос о том, как определяется «факт познания» в условиях и формах познавательной деятельности. Классическая гносеология рассматривает познание с точки зрения взаимосвязи между субъектом познания (исследователь — человек, представленный как совокупность познавательных способностей, или сообщество исследователей как субъект) и объектом познания (объект, выделенный как часть «внешнего» или «внутреннего» мира, исследуемый с той или иной стороны, предстает перед познающим субъектом в субъекто-детерминированной форме).
Эпистемология — это философская дисциплина, представляющая собой подполе философии знания, которая выявляет структурные и генетические особенности знания, проблемы соотношения знания и связи знания с реальностью и определяет условия его достоверности и правдивости. Эпистемология может быть интерпретирована в узком предметно-тематическом ключе — как теория структуры, функционирования и развития научного знания, в отличие от гносеологии как общей теории знания. В ряде тематических аспектов эпистемология пересекается с теорией знаний, поскольку она также развивает вопросы об условиях и формах приобретения и развития знаний, включая конкретные вопросы адекватности и полноты, обоснованности и признания знаний, а в некоторых современных подходах эпистемология распространяется на общую теорию познания, которая включает в свой тематический горизонт проблемы ассимиляции и трансляции знаний, взаимосвязь внутренних (логико-эпистемных) и внешних (социокультурных и практических) факторов познавательного процесса.
Эпистемология и эпистемология различаются по структуре предметной области, в формах которой изучаются различные аспекты когнитивной практики: если эпистемология касается изучения сущности когнитивных отношений, реконструируемых по классической схеме «субъект-объект», то для эпистемологии основным отличием является «знание-объект», то есть. То есть эпистемология основывается не на «гносеологическом субъекте», который осуществляет познание, а на объективных структурах и формах самого знания.
Познание — это социально-исторический процесс творческой деятельности человека, формирующий его знания, на основе которых формируются цели и мотивы человеческой деятельности; знание можно определить как практику идеального воспроизводства мира, поскольку оно представляет собой раскрытие и хранение в идеальной форме сущности тех объектов, с которыми человек связан в различных мировоззренительных практиках (особенно в деятельности и общении), определяющих его способность к совместному сознательному действию. Познание как философская категория описывает «процесс создания идеальных планов действий и коммуникации, создание знаково-символических систем, опосредствующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в процессе синтеза различных контекстов опыта». (Касавин И.Т.). В определении, абстрагированном от конечных точек познания жизни мира, — это деятельность после получения, хранения, обработки и систематизации сознательных конкретно-чувственных и концептуальных образов реальности (Алексеев П.В., Панин А.В.).
Структура философского знания
Прежде чем рассматривать вопрос о структуре философского знания, необходимо ввести некоторые понятия — это и объект, и субъект. В философии предмет является одним из фундаментальных понятий и означает источник деятельности, деятельности, знания. Субъект — это тот, кто действует, кто направляет свое внимание на что-то. А поскольку источником деятельности обычно является человек, его обычно называют субъектом. Объект — это то, что влияет на субъекта, это пассивная сторона отношений. Любой фрагмент мира может быть объектом воздействия или познания, наблюдения: природа, другие люди, собственные мысли. Объект и предмет являются реляционными терминами.
Есть еще два термина — объективный и субъективный.
Все, что не зависит от нашего ума и воли, то есть от внутреннего мира, называется объективным.
Субъективное является прямой противоположностью цели и относится к нашему внутреннему миру желаний, мыслей, чувств — всему, что мы переживаем непосредственно.
В реальной жизни постоянно сливаются объективное и субъективное. Главным объектом науки является объективный мир, то есть отдельные науки изучают либо окружающий мир независимо от человека, либо человека независимо от мира. Объектом философии является человек в его отношении к миру, т.е. какие связи и взаимодействия существуют между человеком и окружающим миром. Изучаемый философией мир — это окружающий космос, земная природа, сфера общения человека, то есть все многообразие реальности, с которой человек вступает в контакт, все то, что служит объектом человеческого влияния и активно воздействует на нас.
Существует множество возможностей отношения человека к миру, поэтому в структуре философских знаний можно выделить ряд разделов.
Онтология — это теория бытия, то есть доктрина бытия, бытия и его форм. Для того, чтобы обозначить происхождение бытия, то есть то начало, которое дает каждой вещи возможность быть, присутствовать, возникло понятие бытия. Онтологические проблемы, то есть проблемы объективного существования реальности, тот фундамент, который составляет повседневную реальность.
Для древних греков поиск бытия был поиском первобытного вещества, из которого все вещи как бы сделаны. В средние века бытие приравнивалось к Богу, ибо это Бог, по религиозным представлениям, создает все и вдыхает жизнь во все. Начиная с XVI и XVII веков, проблема бытия рассматривается как проблема материи, с ее проявлениями, такими как пространство, время и причинность. В 20 веке возникает идея, что «быть в мире» можно понять только через человеческое существо, и поэтому нет смысла искать его в сфере чистой науки. Понятие бытия может быть прояснено только через человека, а объективное и субъективное неразделимы.
2 Гносеология — это теория познания; она касается того, как человек познает мир, в каких формах, какими методами и с помощью каких средств. Уже в древних авторах мы находим размышления о том, каким образом люди получают знания о мире, правда ли это или ложь, и можно ли узнать истину вообще. Область гносеологии включает в себя анализ таких когнитивных процессов, которые приводят к знанию, соответствуют действительности и являются правдой.
Гносеология включает в себя рассмотрение следующих проблем:
Отношения между объектом и субъектом познания;
связь между знанием и реальностью;
возможности когнитивного процесса;
Условия и критерии истины и достоверности знаний.
Центральной проблемой гносеологии является понятие истины, понятие истины. Иногда даже подчеркивается, что философия — это процесс поиска истины.
Проблемы истины в праве
Гносеология права изучает теоретические проблемы знания права. Различные типы правового понимания подразумевают разные понятия правовой эпистемологии. Существуют два основных вида правового понимания или два вида правового познания: юридическое и юридическое. Поэтому существует различие между правовым и легалистическим правовым познанием.
В юридической эпистемологии право признается как объективное явление, не зависящее от субъекта. Если есть законы социального развития, значит, должны быть объективные законы. На теоретическом уровне процесс познания в области права состоит в познании законов общественного развития и естественного права. На практическом уровне — в познании действующих законов с точки зрения их соответствия естественному праву. Главный принцип здесь — стремление закона к закону как к идеалу, или, можно сказать, пересмотр существующих законов по отношению к объективному закону.
В легалистической эпистемологии право является субъективно зависимым явлением. Процесс познания в области права состоит, на теоретическом уровне, в познании существующего права в результате законотворчества. Другими словами, в признании законов. На практическом уровне они признают процесс соблюдения закона, то есть соответствие действий правовым нормам, систематизацию, классификацию и разъяснение позиций законодателя. Главный принцип здесь — порядок, ограничение силовых структур. То есть процесс соблюдения существующих законов членами общества. Стремится теоретически осмыслить объективную природу существующего закона, понять его истину. Исторически это привело к разграничению между естественным и позитивным правом (а позднее — к философской идее права и позитивного права, права и права). Это является необходимой предпосылкой для теоретического понимания и изучения права. В процессе познания права исследователь переходит от эмпирического содержания права к поиску его объективных основ, правовой сущности. Его цель — абстракция от познанного объекта к ментальному построению его теоретической модели в виде закона. Это понятие выражает процесс познавательного перехода от простого мнения о законе (как субъективной силы, данной в виде фактического закона) к истинному знанию о законе, к понятию закона. Первоначальное познавательное отношение к различию между правом и законом исходит из вероятных конечных вариантов их соотношения: от неправового к правовому. Точно так же изучение отношений между законом и государством, предполагая варианты их соотношения: от неправового к правовому государству.
В отличие от юридической эпистемологии, эпистемология естественного права исходит из утверждения естественного права в его противоречии (как безусловной модели) существующему позитивному праву. Эту идею реализовал, например, русский мыслитель П.И. Новгородцев. В этом случае идея права остается вне поля зрения, а возможность гармонизации позитивного и естественного права отвергается. Представителей этого течения интересует не сам существующий закон и задача его совершенствования, а сам природный закон в том виде, в каком он изначально дан (по природе, по Богу), истинный закон, действующий естественным путем. Они часто считают, что две системы права существуют и действуют одновременно — истинное природное право и неавторизованное позитивное право.
Гносеология
Гносеология или эпистемология — это отрасль философии, изучающая природу знания и его возможности, связь знания с реальностью и раскрывающая условия достоверности и правдивости знания. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «гнозис» — знание и «логос» — понятие, учение и означает «понятие знания», «учение о знании». Эта доктрина исследует природу человеческих знаний, формы и закономерности перехода от поверхностного взгляда на вещи (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), и поэтому рассматривает вопрос о путях истины, ее критериях. Наиболее животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, в чем практический смысл достоверных знаний о мире, о самом человеке и о человеческом обществе. И хотя термин «эпистемология» был введен в философию относительно недавно (1854 г.) шотландским философом Й. Феррером, доктрина знания была разработана еще со времен Гераклита, Платона и Аристотеля.
Эпистемология рассматривает универсальную в познавательной деятельности человека, независимо от того, что это за деятельность: мирская или специализированная, профессиональная, научная или художественная. Поэтому эпистемологию (теорию научного знания) можно назвать подразделением гносеологии, хотя в литературе эти две науки часто отождествляются, что не соответствует действительности.
Определим предмет и объект знания, без которого процесс познания невозможен.
Предмет знания — это тот, кто его осознает, то есть творческий человек, который формирует новое знание. Предметы знаний в своей совокупности формируют научное сообщество. Она, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различных социальных и профессиональных формах (академии, университеты, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.).
С эпистемологической точки зрения можно утверждать, что субъект знаний — это социально-историческая сущность, реализующая социальные цели и осуществляющая познавательную деятельность на основе исторически сложившихся методов научного исследования.
Объектом познания является фрагмент реальности, находящийся в фокусе внимания исследователя. Проще говоря, объектом познания является то, что изучает ученый: электрон, клетка, семья. Это могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: Мысли, душевное состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «побочные продукты» самой психической деятельности: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и др. Объект объективен в отличие от собственных представлений исследователя о нем.
Иногда в эпистемологии вводится дополнительный термин «субъект познания», чтобы подчеркнуть нетривиальность формирования объекта науки. Предметом познания является определенный раздел или аспект объекта, который входит в сферу научного анализа. Объект знаний входит в науку через предмет знаний. Можно сказать, что объект познания — это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Подсистемы общества – сферы общественной жизни
- Культура в условиях глобализации
- Основные формы движения материи и проблема классификации наук — Проблема единства мира: история и современность
- Философская сущность государства
- Сёрен Обю Кьеркегор, датский теолог, философ, писатель
- Создание универсального теплового двигателя (Джеймс Уатт, 1784) и становление машинного производства
- Объективность знания и творческая деятельность
- Л. Фейербах и его философия
- Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности — Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира
- Чарвака-Локаята – исторически первая философская материалистическая школа