Оглавление:
Софистика получает широкое распространение в V — IV вв. до н.э. 2 периода:
Древняя софистика (старшие софисты: Протагор, Горгия, Гиппий, Продикус, Антифронт, Критика);
Новая софистика (младшие софисты: Ликофрон, Альсидамант, Тразимах).
Софисты фокусируются на конкретном, индивидуальном человеке, с его желаниями и чувственными устремлениями. Для софистов человек является носителем мнения; он не знает объективной истины. Софисты Протагорас и Горгиас считали, что объективная истина неведома. Все относительно и зависит от индивидуальных предпочтений человека. Софисты спорили так: Мир материальен, но главное свойство материи — изменчивость. Все в мире постоянно меняется в свою противоположность, соответственно, о любом объекте можно высказать два противоположных мнения. Из этого заявления Протагорас делает вывод: «Если о каждой вещи в мире можно высказать два противоположных мнения, то все, что мы скажем, будет правдой». Поэтому все правда». Другой софист, Хорджиус, сделал из этих предпосылок обратный вывод, что все ложно. В своей работе «О природе, или о небежестве» Горгиас доказывает невозможность и бесперспективность попыток познания природы. Учитывая невозможность объективных универсальных космических критериев добра и зла, истины и лжи, Протагор заявляет, что одним из таких критериев является сама идея человека: «Человек — мера всего сущего». Указывая на разнообразие законов и религиозных обычаев в разных странах, софисты считали закон и религию безосновательными, выдуманными людьми, а не данными богами. Поэтому к концу V века софисты стали рассматриваться как реальная угроза основам полисного государства. Деятельность софистов была официально запрещена.
Противником философа этой эпохи был Сократ. Если софисты смотрели на человека с чувственной стороны, то Сократ смотрел на человека в первую очередь как на носителя разума. Разум позволяет человеку осознать разницу между добром и злом и тем самым добиться счастливой жизни. Такое познание возможно только с помощью общих понятий — справедливости, добра, мужества, которые являются определениями Бога. Бог Сократа появляется как космический разум, доброта и истина. Он проявляется в сознании каждого человека. В философии Сократа особое место занимает доктрина души как нефизической идеальной сферы бытия. Забота о душе, её воспитание и становление становятся главной целью дискурсов Сократа. Сократ был убежден, что человек не может приобретать знания извне в качестве информации. Знание может быть только результатом собственных мыслей и усилий воли, в результате которых в душе формируются непоколебимые нравственные принципы. Отсюда и знаменитая поговорка «Познай себя».
Философия софистов
Софисты были философской школой в Древней Греции, которая существовала в V — первой половине IV века до нашей эры. Представители этой философской школы действовали не столько как философ-теоретики, сколько как философ-педагоги, которые преподавали гражданам философию, ораторское искусство и другие виды знаний (на греческом языке «софисты» — мудрецы, учителя мудрости).
В шестом веке до н.э. во многих греческих городах на смену политической власти древней аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие новых выборных институтов, созданных его правлением, таких как народное собрание и суд, которые сыграли важную роль в борьбе классов и партий свободного населения, — породило необходимость подготовки людей, владеющих искусством юридического и политического красноречия, способных убеждать словом и фактами, легко ориентирующихся в различных вопросах и задачах права, политической жизни и дипломатической практики. Некоторые из самых передовых людей в этой области — мастера красноречия, юристы, дипломаты — стали учителями политических знаний и риторики. Однако неразрывность знаний того времени в философской и, в частности, научной сферах, а также то значение, которое в глазах просвещенного греческого Запада философия с ее вопросами о происхождении вещей, о мире и его происхождении приобрела в V в. до н.э., привели этих новых учителей, как правило, не только к тому, чтобы преподавать технику политической и юридической деятельности, но и связать эту технику с общими вопросами философии и мировоззрения.
Как философское течение, софисты не представляют собой полностью однородный феномен. Наиболее характерной чертой, общей для всех софизмов, является утверждение относительности всех человеческих идей, этических норм и оценок. Это выражено Протагорасом в его знаменитом высказывании: «Человек есть мера всего: существовать в том, что они существуют, а не существовать в том, что их нет». Софисты были объективными идеалистами.
Старая группа Софистов. В развитии софистики проводится различие между старшей и младшей группой софистов. Старшая группа включает в себя Протагораса (481-413), Горгиаса, Гриппия и Продикуса. Учение Протагора было основано на учениях Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла, которые были пересмотрены в духе релятивизма. Согласно Сексту Эмпирику, Протагор был материалистом и учил о текучести материи и относительности всех представлений. Развивая позицию атомистов о равной реальности бытия и небытия, Протагорас доказал, что любое заявление может быть противопоставлено противоположному заявлению на тех же основаниях.
Молодая группа софистов. В учениях младших софистов (IV в. до н.э.), о которых сохранилась очень скудная информация, особенно выделяются их эстетические и социальные идеи. Ликофрон и Альсидамант выступили против социально-классовых различий: Ликофрон утверждал, что дворянство — вымысел, а Альсидамант — что природа ни для кого не создавала рабов и что люди рождаются свободными. Антифонт не только разработал материалистическое объяснение происхождения природы и создания ее тел и элементов, но и пытался критиковать культурные явления, утверждая превосходство природы над культурными институтами и искусством.
Горгий (V в. до н. э.)
Родился в Леонтине, Сицилия — 380 г. до н.э., Лариса, Фессалия — древнегреческий софист, величайший теоретик и учитель красноречия V в. до н.э.
Горгиас родился в Леонтине. Он изучал риторику на Сицилии под знаменитым Коракссом. В 427 году он прибыл в Афины, и его умелые речи привлекли всеобщее внимание. Как глава посольства Леонии в Афинах, Горгиасу своей речью удалось убедить афинян оказать военную помощь. Позже он объехал всю Грецию, выступая перед аудиторией повсюду. На собрании греков в Олимпии в 392 году он призвал к единству в борьбе с варварами. Олимпийская речь Горгиаса прославила его имя надолго.
Горгиас был одним из первых ораторов нового типа — не только практикующим, но и теоретиком красноречия, научившим молодых людей из богатых семей говорить и мыслить логически за вознаграждение. Таких учителей называли софистами, «специалистами по мудрости».
Горгиас утверждал, что он учил не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Речь Горгиаса отличалась особой поэтической выразительностью. Он разработал и использовал специальные риторические приемы, называемые «горьковскими фигурами»: предложения, сходные по форме и соответствующие по объему, использование параллельных и противоборствующих клаузул. Письменные произведения Горгиады характеризуются ритмичным рисунком и похожими по звучанию окончаниями.
Из творческого наследия Горгиады традиция сохранилась мало. Например, следующий совет оратору остался в живых: «Опровергайте серьезные аргументы оппонента шуткой, а его шутки опровергайте со всей серьезностью». Всего два приписываемых Горгиаде речи сохранились в полном объеме: «Во славу Елены» и «Восстановление Паламедеса», написанные о мифах Троянской войны. В оратории Горгиады было много новшеств: симметрично сконструированные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и симулянты; ритмическое разделение речи и даже рифмы приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приемов долгое время сохраняли название «Горгианские фигуры». Горгиас писал свои речи на чердачном диалекте, что является ярким свидетельством растущей роли Афин в литературной жизни древних Элл.
Хоргиас был также одним из учителей Антисфена, основателя школы циников.
Изократ (436 г. до н.э. — 338 г. до н.э.).
Известный афинский риторик, сын Теодораса, богатый владелец флейтовой мастерской, студент Горгиады и других софистов, учитель древнегреческой риторики и теоретик риторики.
Во время правления тридцати тиранов в Афинах Изократ руководил школой риторики на острове Хиос. В 403 году он вернулся в Афины и около десяти лет работал логографом. Около 390 года он основал в Афинах свою собственную школу риторики, которая стала крупнейшей в Древней Греции. Из 28 его речей сохранилось 21, а также 9 писем различным историческим деятелям: македонскому царю Филиппу, тирану Дионисию и др. Судебные орации, числом 6, датированы первым периодом деятельности Изократа (402-390) и были написаны для передачи в суд одной из сторон, если только это не были школьные образцы, написанные учителем в качестве руководства для своих учеников в реальных или даже вымышленных судебных процессах; по крайней мере, в более поздние годы Изократ упорно отрицал какой-либо намек на судейское красноречие и говорил с явным презрением к авторам таких речей. Речи Изократа, богатые банальностями и софистическими изобретениями и стилистически безупречные, содержат некоторые банальные черты и ссылки на исторические события, особенно на тиранию тридцатых годов и изменения, последовавшие за ее свержением.
Риторика древней Греции
Риторика появилась в Древней Греции в 5 веке до нашей эры. Уже создан первый учебник риторики, который не сохранился до наших дней. Первыми теоретиками риторики были софисты. В их понимании, ораторское искусство было наукой убеждать кого угодно и в чем угодно.
Именно софисты внесли свой вклад в развитие риторики в V-IV веке до нашей эры. На древнегреческом языке слово, переведенное как «софист», означает учителя мудрости, мастера. Софисты полагали, что истины как таковой не существует, но что истина — это субъективная, которая наиболее убедительна. Так что, в чем бы человек ни был убежден и в чем бы он ни убеждал других, это правда. Софисты рассматривали объективную реальность как в принципе неведомую, реальная может быть субъективным суждением о ней, и чем убедительнее суждение, тем более оно реалистично. Поэтому главной задачей софистских риториков было сделать идею сильной или слабой высказываниями. Софисты преподавали своим студентам два искусства: искусство рассуждения (диалектика) и искусство общения (риторика).
В Древней Греции были основаны три философские школы софистов: диалектики, элеетики и пифагорейцы.
Диалектики опирались на учение Гераклита Эфесского о изменчивости мира: всё течёт и всё меняется. И можно судить о мире по-разному. Именно в этой философской линии родилась логика.
Элеатика» выступала за демонстрацию гимнастики ума в речи, стройных цепочек доказательств. Они отрицали существование объективной истины и поэтому защищали право каждого на свое собственное мнение.
Пифагорейцы искали гармонию вселенной в человеке и нашли ее в искусстве речи и красоте слов.
Софисты много сделали для развития этики, риторики и лингвистики. Но более того, они изменили социальный идеал. К стандарту аристократии и элитарности по рождению они добавили образование и способности.
Более того, софисты не проводили грань между «обаянием» и убеждениями. Таким образом, идентификация софистами конкретных языковых приемов (фигур) в речи опиралась на красоту и «очарование», а не на логику и убеждение. Поэтому список риторических фигур, предложенный софистами, особенно Горгиасом, имеет периферийное значение для теории риторики.
Горгиас
(483-375 ДО Н.Э.).
Один из выдающихся сицилийских ораторов. Он получил известность благодаря миссии посла из города Леонтини. Он очаровательно умолял афинян о помощи. Впечатленное речью народное собрание сразу же решило послать Леонтини военную помощь против Сиракуз. Горгиас использовал в своих дипломатических речах два трюка: чтобы завоевать сердца и обмануть умы.
В Афинах знаменитый риторик вскоре основал свою собственную школу. Он особенно известен как композитор праздничных речей. Его произведения, такие как «Хвала Елене» и «Восхваление Паламедеса», сохранились до наших дней. Эти речи характеризовались мастерской игрой с остроумием и всевозможными лингвистическими приёмами.
Философия софистов
В Древней Греции система полисов достигает своего апогея в середине 5 века. Афины устанавливают демократическую форму правления с элементами аристократического правительства, в которое вовлечены все граждане. Это требует умения красиво и разумно доказывать свою точку зрения в суде и на народном собрании. Поэтому риторика (искусство красноречия), эвристика (искусство дебатов) и логика (искусство правильно рассуждать) развивались в это время. Навыки риторики и эвристики преподавали первые оплачиваемые преподаватели философии, софисты.
Для софистов человек — носитель мнения, он не знает объективной истины. Софисты Протагорас и Горгия считали, что объективная истина неведома. Все относительно и зависит от индивидуальных предпочтений человека. Протагорас заключает: «Если о каждой вещи в мире можно высказать два противоположных мнения, то все, что мы скажем, будет правдой». Поэтому все правда». Другой софист, Хорджиус, делает из этих помещений обратный вывод, что все ложно. Протагор заявляет: «Человек — мера всего». Уже в конце V века до н.э. слово «софист» приобретает отрицательное значение. В условиях стремительного изменения законов, традиций и обычаев, которые ранее казались непоколебимыми, софисты ставили под сомнение объективность государственных законов, религиозных и нравственных принципов. Деятельность софистов была официально запрещена.
Для Сократа человек — прежде всего носитель разума. Разум позволяет человеку осознать разницу между добром и злом и тем самым добиться счастливой жизни. Такое познание возможно только с помощью общих понятий — справедливости, добра, мужества, которые являются определениями Бога. Бог Сократа появляется как космический разум, доброта и истина. Он проявляется в сознании каждого человека. Учение о душе занимает особое место в философии Сократа. Стремление души, её воспитание и формирование становится главной целью бесед Сократа. Знание может быть только результатом собственных мыслей и усилий воли, в результате которых в душе формируются твердые нравственные принципы. В своих беседах Сократ искал определения добра и в то же время стимулировал самостоятельное мышление собеседника, начиная с простых и понятных для всех тем и постепенно переходя к более сложным вопросам. Сократ назвал метод философской беседы «диалектикой». Философская беседа обычно состояла из двух фаз: фазы иронии, в которой Сократ указывал собеседнику на расплывчатость и противоречивость его идей, и фазы «майвтики» или «рождения истины», в которой он пытался дать определение обсуждаемому понятию. Сам Сократ ничего не писал; его разговоры известны по произведениям Платона и Ксенофона Афинских.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли и культуры человечества
- Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
- Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда
- Структура сознания. Сознание и бессознательное
- Сократ: жизнь, основные философские идеи
- К. Маркс и его философия
- Мишель де Монтень
- Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — Субстанция как философская категория
- Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики — Специфика средневековой схоластики
- Эллинистическая философия