Оглавление:
Герберт Спенсер родился в Дерби 27 апреля 1820 года в семье учителей. Его дед, отец и дядя были учителями. Герберт был единственным выжившим ребенком в семье и находился в таком плохом состоянии здоровья, что его родители несколько раз теряли надежду на то, что он поправится. Герберт не был «вундеркиндом детей» и не учился читать до восьми лет, но проявлял мало желания пользоваться искусством. В школе он был невнимательным и ленивым, непослушным и упрямым. Его обучение проходило вне школы, и его многому научил отец. Отец и мать Спенсера были методистами, и его религиозное образование не оставалось без внимания. Благодаря заботе родителей Герберт вырос здоровым мальчиком. В 13 лет, по английскому обычаю, его послал в чужой дом дядя, который был священником в Бате. Дядя Томаса Спенсер был «университетским человеком» с чрезвычайно независимым, ясным умом. Он хотел, чтобы Герберт продолжил свое образование в Кембриджском университете, но вернулся домой после трехлетнего подготовительного курса и занялся самообразованием. С 17 лет Герберт несколько лет был помощником учителя в школе, где сам учился в детстве. Благодаря блестящим математическим навыкам Герберт был принят на работу Бирменхемской железной дорогой в 1838 году, где изобрел прибор для измерения скорости движения локомотивов. Спенсер верен своей инженерной профессии, но видит, что это не гарантирует ему постоянной должности.
В 1841 году он возвращается домой на два года и продолжает свое самообразование.
В 1842 г. публикует свои первые эссе — статьи для «Нонконформиста» по вопросу об истинных границах государства.
С 1843 по 1846 год он возвращается на работу инженером, управляя кабинетом, в котором работает шестьдесят сотрудников. В 1846 году Spencer получает патент на изобретенный пильный и строгальный станок. Это положило конец его инженерной карьере, и он переключился на журналистику. В 1848 году Спенсер был назначен помощником редактора еженедельника «Экономист». Это место дает ему достойный заработок и досуг для собственной работы. Он пишет свой опус «Магнум», «Социальная статистика».
Между 1848 и 1858 годами он публикует серию эссе и размышляет о плане, которому посвятил свою жизнь. В 1858 году Спенсер осмелился объявить о подписке на публикацию своей работы. Он публикует первое издание в 1860 году и продолжает эту работу в течение 35 лет.
Спенсер терпит убытки и бедность и находится на грани пропитания, но в 1867 году, после смерти отца, он получает наследство. Герберт встречается с Юмансом, который помогает ему публиковать свои работы в США, где Спенсер добивается большой популярности раньше, чем в Англии. Юманс, с помощью американских поклонников Спенсера, финансово поддерживает философа в критический момент. Дружба Спенсера и Юманса продлилась 27 лет, до самой смерти последнего. Постепенно имя Спенсера стало известно, спрос на его книги вырос, и к 1875 году он покрывал свои финансовые потери.
Судьба
Герберт Спенсер никогда не жалел, что не учился в университете. Его время, проведенное в разгар практической работы, помогло развить в нем критический ум и деловой смысл в большей степени, чем это обычно встречается у философов. Без этой школы жизни он вряд ли бы преодолел все трудности, которые стояли на его пути выполнения своей жизненной миссии. Когда Спенсер пишет о своих личных убеждениях, об отсутствии университетского образования, он упускает из виду тот факт, что условия, при которых может развиваться гениальная природа, могут быть губительными для обычного человека. В 1839 году он прочитал известные «Принципы геологии» Лайелла и впервые столкнулся с теорией эволюции применительно к органической жизни.
Социальная статистика Спенсера, опубликованная в 1848 году, произвела большое впечатление на избранную аудиторию. Так началась его долгая дружба с Хаксли, Льюисом и Элиотом; та же самая работа принесла ему таких друзей и поклонников, как Стюарт Милл, Джордж Грот и Хукер. Только с Карлайлом отношения не сложились. Укусовой пессимизм Карлайла был невыносим для хладнокровного и умного философа. Я не могу с ним спорить и больше не буду слушать его глупости, поэтому я ухожу от него», — писал он, — «Социальная статистика» внушила ему сознание собственной силы и впервые обратила его внимание на проблемы, с которыми тогда столкнулась его мысль». Своей главной работе «Синтетическая философия» он посвятил тридцать шесть лет своей жизни. Эта работа сделала его истинным «дарителем ума», и он был объявлен гениальным философом своего времени. Льюис в своей «Истории философии» спрашивает: «Англия когда-нибудь создавала мыслителя более высокого ранга, чем Спенсер?». Джей Стюарт Милл ставит его наравне с Огюстом Контом. Дарвин называет его «величайшим» философом, живущим сейчас в Англии, возможно, равным любому раннему философу».
Основные идеи Спенсера, которые при его жизни были чужды всему миру, теперь стали настолько достоянием всех образованных людей, что мы уже забыли и даже не думаем, кому мы им обязаны. Первым важным трудом Герберта Спенсера стала социальная статистика 1848 г. Он рассматривал все развитие жизни как постепенно воплощающуюся божественную идею. Позже он нашел эту идею слишком теологической. Но уже в этой работе Спенсер применил теорию эволюции к общественной жизни.
В своей второй крупной работе «Психология» 1855 года он применяет к психологии гипотезу о естественном происхождении и указывает, что то, что необъяснимо индивидуальным опытом, может быть объяснено общим опытом. Спенсер написал и опубликовал свой основной труд «Система синтетической философии» в 1861-196 гг. Этот массивный труд состоит из десяти томов и включает в себя «Основы», «Основы биологии», «Основы психологии» и «Основы социологии». Спенсер считает, что в основе развития мира, в том числе и общества, лежит закон эволюции: «Материя переходит из состояния неопределённой некогерентной однородности в состояние неопределённой когерентной неоднородности», то есть дифференцирует. Он считает этот закон универсальным и прослеживает его действие в различных областях, в том числе в истории общества, на большом объеме конкретного материала. Признавая закономерность развития общества, Спенсер отвергает различные теологические объяснения. Его понимание общества как единого живого организма, в котором все части взаимосвязаны, побуждает его к изучению истории и расширяет рамки исторических исследований. По мнению Спенсера, эволюция основана на законе равновесия: всякий раз, когда он нарушается, его природа имеет тенденцию возвращаться к прежнему состоянию. Поскольку Спенсер считает, что воспитание характера имеет первостепенное значение, эволюция идет медленно, и Спенсер не так оптимистично смотрит в ближайшее будущее, как Комт и Милл.
История политических учений
Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ, социолог, политический мыслитель, один из основоположников позитивизма. Спенсер получил высшее техническое образование. Он является основателем органической школы в области социологии и политики. Центральным в его социологической концепции было понятие общества как единого «организма», стремящегося к равновесию.
Как один из основоположников теории равновесия, которая действует в масштабах Вселенной, он распространил ее постулаты на общество. Согласно этой теории, общество растет «как социальный агрегат», как целостный организм, становясь более сложным, внутренне дифференцированным, переживая различные состояния. Спенсер сформулировал законы эволюции «социального организма». Он считал основным законом социальной эволюции выживание наиболее приспособленных обществ (Дарвин знаменит тем, что этот закон приписывал животный мир).
Биологические аналогии служили конкретной политической цели — оправдать классовую дифференциацию общества. «Рост общества, как по размеру, так и по силе, — писал он, — сопровождается ростом гетерогенности его политической и экономической организации»[1].
В политике Спенсер придерживался либеральных взглядов. Он защищал личную свободу от принудительных действий государства и выступал против превращения британского государства в грубую военно-бюрократическую машину. Политическая позиция Спенсера отражена в его книге «Человек и государство». В нем, с позиции ортодоксального либерала, он критикует тех современных либералов, которые, приобретая все большую долю власти, «делали все возможное, чтобы ужесточить свои законодательные меры <…>, присваивая себе право направлять действия граждан, а следовательно, и сокращать сферу, в которой эти действия являются свободными…»[2].
Из его критики «практических политиков» (как Спенсер называет либералов, которых он критикует) видно, что он выступает против любого принудительного сотрудничества, направляемого государством, и против чрезмерного административного регулирования общественной жизни. Особенно он выступает против разрастающейся организации бюрократии, которая, «пройдя определенный этап развития, становится несокрушимой», а «сила сопротивления управляемой части населения уменьшается за счет увеличения правящей части»[3]. Он также выступает против чрезмерного регулирования общественной жизни со стороны государства.
Функции государства, по мнению Спенсера, должны заключаться, прежде всего, «в защите личной свободы и прав граждан», но не в задаче ликвидации всего зла и установления всего добра, ибо это укрепило бы мнение и привычку граждан рассматривать государство как средство получения безвозмездных благ, что неизбежно привело бы к государственному социализму.
Как противник социализма, Спенсер тоже не симпатизировал капитализму. Под любой формой социализма он имел в виду рабство, в котором государство становится монополистом всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, а частная деятельность граждан не способна конкурировать с ним. Поэтому он предупредил либералов, что их реформаторские действия и парламентские акты приведут общество к государственному социализму.
Спенсер — противник революции. Идею прогресса он связывал не с революцией, а с безмолвной и незаметной эволюцией. Общество, по его мнению, при всех способах своего развития «подвергается процессу отшелушивания, но ни в коем случае радикальной реорганизации». Любое изменение должно быть только постепенным»[4]. Анализируя различные типы революций, согласно трудам французских историков (особенно Тан, Токвиль), он пришел к выводу, что основными причинами этих «социальных катастроф» были: чрезмерное регулирование человеческой деятельности государством в пользу правительства и политическое суеверие о том, что государственная власть не должна подвергаться никаким ограничениям. По сути, революция — это «болезнь» социального организма.
Работы Спенсера были очень популярны при его жизни, они играли прогрессивную роль в философской и политической жизни Европы и Азии в конце XIX века. (Польша, Россия, Япония, Китай).
Органическая теория общества Г. Спенсера
Английский философ и позитивист-социолог Герберт Спенсер (1820-1903) является основателем органической социологической школы. Основной социологической работой Спенсера являются трехтомные «Основы социологии», в которых дается целостный обзор методологических принципов ученого и его взглядов на общество.
Суть органической теории Спенсера состоит в том, чтобы понимать общество как социальный организм, который похож на биологический организм и развивается по тем же законам. Последовательно проводя аналогии между социальными и биологическими организмами. Спенсер идентифицирует следующие общие характеристики:
Все организмы растут за счет увеличения объема;
у них есть внутренняя структура;
эта структура усложняется по мере их роста;
и чем сложнее становится структура, тем более дифференцированы функции составляющих ее частей;
это приводит к развитию взаимодействия между частями.
В поддержку этих позиций Спенсер привел ряд специфических аналогий: роль мозга в обществе берет на себя правительство, кровеносная система — торговля, сосудистая система — транспорт, продукты питания — промышленность и сельское хозяйство и т.д. Но Спенсер также указал на различие между обществом и биологическими организмами: 1) в биологических организмах индивидуумы меньше зависят от социального целого; 2) в биологических организмах элементы существуют ради целого, в то время как в обществах, состоящих из индивидуумов, общество служит интересам своих членов.
Органическая теория общества Спенсера тесно связана с его доктриной универсальной эволюции, на которую в значительной степени оказали влияние идеи Чарльза Дарвина. Спенсер считал эволюцию высшим законом всего сущего, источником всех природных и социальных явлений. Его основными точками являются переходы от простого к сложному (интегрирование), от однородного к гетерогенному (дифференциация), от неопределенного к детерминированному (возрастающий порядок).
По мнению Спенсера, социальная эволюция является частью «общего процесса эволюции». Общество развивается от простых форм к более сложным по объективным законам природы.
По мере социальной эволюции институты общества совершенствуются, а их функции усложняются. Спенсер видел основное направление социальной эволюции в усиливающейся внутренней дифференциации общества (усложнение политической организации, социальная стратификация, появление новых институтов и т.д.). Любое хорошо организованное общество состоит из трех основных систем: «продуктивной», «распределительной» и «регуляторной». К каждой из этих систем относятся социальные институты, под которыми Спенсер подразумевал «устойчивые структуры социального действия». Так, в рамках «регуляторной системы» он выделил институты общественного контроля, к которым относятся государство, церковь, семья, обряды и традиции («обрядовые институты»). Вся система социального контроля, утверждает Спенсер, основана на страхе: «страх перед живыми» поддерживается государством, «страх перед мертвыми» — церковью.
Эволюционизм Г. Спенсера.
Герберт Спенсер, один из классиков английского эволюционизма, был философом, биологом, психологом и социологом.
Биографические сведения
Герберт Спенсер (1820-1903) родился в семье учителей. Из-за плохого состояния здоровья он учился до 13 лет, большую часть жизни провел как независимый кабинетный ученый: поэтому его работы являются самыми теоретическими из всех эволюционистов. Работал главным инженером на железных дорогах (с 1837 по 1846 гг.) и вторым редактором журнала «Экономист» (с 1848 г.). Главным плодом его жизни стали десять томов системы «синтетической философии», объединившие теоретические естественные и общественные науки общей идеей эволюции: «Основы» (1862 г., книга об основных принципах бытия), «Основы биологии» (1864 — 1867 гг.), «Основы психологии» (1870 — 1872 гг.), «Основы этики» (1879 — 1893 гг.), «Основы социологии» (в трех томах, 1876 — 1896 гг.) и др, и в 1863 году он работал в Институте философии. Он был хорошо знаком с этнографическим материалом из литературы и широко использовал его в поддержку своих идей. Понятие эволюционизма наиболее полно описано в его фундаментальном труде «Основы социологии» (1876-1896).
Г. Спенсер пытался сделать идею эволюции универсальным законом вселенной и связать с ней различные сферы бытия. Он не разделял концепцию единого линейного прогресса, но в котором различные формы общества, будь то дикари или цивилизованные племена, являются лишь разными стадиями одной и той же формы. H. Spencer считал, что социальные типы, «как и типы отдельных организмов, не образуют известного ряда, а лишь распределяются на различные и разветвленные группы» [1].
Основной методологический принцип Спенсера — аналогия общества и организма. Его общий вывод: общество и организм имеют общие основные законы организации, поэтому вполне закономерно сравнивать общество с организмом животного, например, каналы связи — это сосудистая система общества, частицы крови сравниваются с деньгами и т.д.
Спенсер различает три типа эволюционных процессов: неорганический, органический и суперорганический, которые подчиняются общим законам. В соответствии с этим английский мыслитель понимал развитие общества как «суперорганическое развитие» (в отличие от «неорганического развития» неживой природы и «органического развития» растений, животных и человека). Он выделил две основные группы факторов культурного развития: а) внешние факторы — влияние географической среды и соседних культур; б) внутренние факторы — физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических характеристик.
Каждое развитое общество, по словам Спенсера, имеет три системы органов. Система содержания предусматривает производство продукции, необходимой обществу и его субъектам. Дистрибьюторская система обеспечивает дистрибуцию этих продуктов. Нормативная система подчиняет элементы культуры «суперорганическому» целому. В его теоретической концепции большая роль отводится институтам как механизмам самоорганизации общей жизни людей.
В процессе развития происходит увеличение объема и количества компонентов культуры, то есть количественный рост. Этот рост, в свою очередь, приводит к функциональной и структурной дифференциации целого — культуры. Отдельные структурные элементы культуры начинают выполнять специализированные функции и требуют специального механизма согласованности. По мнению Г. Спенсера, ведущим направлением в развитии культур является их интеграция. Теория социальных институтов Г. Спенсера была попыткой системного изучения общества.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Необходимость и случайность
- Человек в философии и культуре Древнего Востока
- Социализация личности в философии
- Что такое предмет философии
- Философское понятие культуры
- Философия всеединства В. С. Соловьева
- Философия нового времени: Рене Декарт
- Средневековый университет: рецензия Аристотеля, структура университета, отношение к нищенствующим орденам
- Философские воззрения декабристов — Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов
- Философия человека в средние века