Оглавление:
Непосредственное экспериментальное изучение зачатков мысли у животных началось в начале 20 века с экспериментов В. Келера на больших обезьянах. Методы, предложенные этим ученым, были позже использованы многими другими исследователями и используются по сей день. В экспериментах Кёлера создавались проблемные ситуации, которые были новыми для животных и требовали ментального представления создаваемой структуры задач для их решения. Успешное решение этих задач антропоидами доказало существование их интеллектуальных способностей. При решении этих задач шимпанзе имели возможность использовать ментальные образы структуры задачи, а также предыдущий опыт. На самом деле целью этих экспериментов было не столько изучение мыслительной деятельности обезьян, сколько оценка их сложных когнитивных процессов. Однако эти методы оказались слишком сложными для всех животных более низкого уровня организации и поэтому исключили возможность сравнительного изучения аргументооборота.
Сравнительная оценка аргументированной активности у животных ниже по эволюционной лестнице, чем у антропоидов, потребовала более простых тестов, которые могли бы быть предложены представителям различных таксономических групп. Основным требованием к данным тестам является возможность получения результатов, пригодных для количественной оценки и статистической обработки, формирующих основу для объективной сравнительной характеристики представителей различных видов животных. Фактически, одновременно с В. Келером, другими учеными предпринимались попытки поиска зачатков мысли у позвоночных ряда видов. Основными методами, которые использовали исследователи, были метод объездов, преодоления различных препятствий и обучения в лабиринтах. Однако эти методы оказались недостаточно объективными для сравнения поведения представителей различных таксономических групп друг с другом. Задачи, успешно решаемые большими приматами, оказываются слишком сложными для других млекопитающих, в то время как наиболее сложные задачи, решаемые хищниками, не являются проблемой для больших приматов. Поэтому применение одних и тех же тестов к обезьянам и непромысловым млекопитающим оказывается бессмысленным.
В изучении проблем, связанных с сознанием животных, в конечном счете, есть два основных направления:
- изучение познавательных процессов у человекообразных обезьян, что позволяет ответить на вопрос, до какой высоты может дойти элементарное рассуждение животных и насколько оно похоже на рассуждение человека;
- сравнительное изучение аргументационной активности представителей различных таксономических групп животных. Основной целью этих исследований является создание целостной картины элементов рассуждения у современных животных и их прогресса в процессе эволюции.
Несмотря на очевидное присутствие мыслительной деятельности у животных, ее объективная тренировка оказывается очень сложной. Проблема заключается в выборе методов, позволяющих исследователям точно оценить интеллектуальные действия животного, а не его поведение в результате влияния предыдущего опыта. Таким образом, задачи, которые ставятся перед животным, должны каждый раз быть новыми для него. Задачи, используемые для оценки умственных способностей животного, должны основываться на реальных сенсорных способностях животного. Кроме того, эти испытания должны в достаточной степени соответствовать таксономической группе соответствующих животных.
Экспериментальное изучение рассудочной деятельности
В 1950-х и 1960-х годах Г. Харлоу в США и Л.В. Крушинский в России самостоятельно разработали методологические подходы, позволившие провести сравнительное изучение аргументационной деятельности. Г. Харлоу предложил метод сравнительной оценки высших когнитивных функций животных под названием «отношение к обучению». С помощью этого теста удалось изучить большое количество животных в практически стандартизованных условиях и количественно оценить динамику их обучения. Однако с помощью этого метода удалось охарактеризовать в основном один из аспектов мыслительной деятельности животных — способность к обобщению. Эксперименты, посвященные изучению этой способности, рассматриваются в разделе 7.3 «Когнитивная активность». Л.В. Крусипским разработан комплекс универсальных методов тестирования представителей различных таксономических групп животных на их способность решать актуальные задачи, т.е. конкретно оценивать мыслительную деятельность.
В настоящее время разработан комплекс тестов для изучения мыслительной деятельности, который может быть использован для животных разных видов и позволить провести количественный анализ результатов экспериментов. В некоторых случаях, в основном у приматов, можно использовать ряд тестов, используемых в психологии человека. Итак, давайте назовем основные направления исследований по рассуждению о животных:
- Изучение способности животных решать незнакомые задачи в новой ситуации;
- Изучение обобщающих и абстрактных способностей в формировании понятий и работе с символами (например, умение животных считать или изучать промежуточные языки).
Все эксперименты, направленные на изучение этих особенностей, основаны на дифференцированном обучении, основанном на ментальных представлениях.
При изучении сложного поведения, особенно мышления, необходимо помнить, что экспериментаторы иногда слишком предвзято относятся к своим испытуемым и склонны путать желаемое с действительностью. Поэтому все правильные решения задач должны быть тщательно оценены, чтобы определить, действительно ли поведение, о котором идет речь, соответствует мыслительной деятельности и не является результатом более простого механизма: ассоциативного обучения или непосредственного подсказок экспериментатора. При анализе поведения животных при решении логических задач необходимо строго придерживаться принципа Ллойда Моргана: «Действие никогда не должно интерпретироваться как результат высшей психической функции, если оно может быть объяснено на основании существования у животного способности, занимающей более низкий уровень по психологической шкале».
В данном учебнике мы рассматриваем только некоторые из наиболее известных методов изучения интеллекта животных; более подробную информацию о них читатель может получить в вышеупомянутой книге З. Я. Зорина и я. И. Полетаева «Элементарное мышление у животных».
Рассудок и разум
В зависимости от характера психической деятельности мыслящее сознание человека можно разделить на два основных типа — мыслящее и разумное. Первым мыслителем, который понял многогранность мыслительной природы, был Гераклит, который показал, что мышление в гораздо менее совершенном, ограниченном, рациональном, не поднимается до всеобщего. Причина заключается в способности воспринимать природу целостно, в ее движении и взаимосвязи.
Еще несколько лет назад в философской и психологической литературе термины «разум» и «интеллект» не были специально проанализированы, они использовались не категорически, а как термины, возможно, синонимы мышления, интеллекта. Понятия «интеллект» и «разум» интенсивно изучаются лишь в последнее время. Существует множество работ на эту тему, в которых утверждается, что интеллект — это самый низкий уровень логического понимания. Это скорее мирской, расчетливый ум, характеризующийся конкретностью и ориентированный на практическую полезность. Большинство идей,
Понятия повседневной жизни состоят из того, что называется разумом или здравым смыслом.
Разум — это высший уровень логического понимания, теоретический, рефлексивный, философский ум, работающий с широкими обобщениями и направленный на наиболее полное и глубокое познание истины. Мышление на уровне разума, по мнению Е.П. Никитина, освобождается от застывших форм мысли и становится сознательно свободным. На уровне разума субъективное достигает максимального единства с объективным в смысле полноты и всеохватности понимания, и в смысле единства теоретической и практической мысли. Именно на этом уровне знания являются наиболее глубокими и обобщенными. Умение — это глубоко диалектический процесс.
Эффективность мышления зависит от предыдущего опыта человека, реализма оценки и умственных способностей, что, в свою очередь, подразумевает способность оптимально организовать мышление, ощущение и поведение. Чем совершеннее эта организация, тем совершеннее ум.
Сознание, язык, общение
Язык старый, как сознание: «Только человек из всех живых существ одарен языком. У животных нет сознания в человеческом смысле. У них также нет языка, который соответствовал бы человеческому языку. То малое, что животные хотят общаться друг с другом, не требует языка. Природа языка проявляется в его двойственной функции — служить средством общения и инструментом мысли. Речь — это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, желаниями, целями и т.д., который происходит с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Язык — это система осмысленных, значимых форм — каждое слово сияет лучами значений. Через язык мысли и чувства людей трансформируются из их личного владения в общественное, духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими чувствами и думает не только своим собственным мозгом, но и чувствами и мозгом всех людей, чей опыт он воспринимает через язык. Храня в себе духовные ценности общества, являясь материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык действует как механизм социального наследования.
Обмен мыслями, переживаниями с помощью языка состоит из двух очень тесно связанных между собой процессов — выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или писателем и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушателем или читателем. (Нужно также помнить об индивидуальных особенностях тех, кто общается посредством слова — те, кто читает одно и то же, читают по-разному).
Человек может выражать свои мысли разными способами. Например, мысли и чувства музыканта выражаются в музыкальных звуках, художника — в рисунках и цветах, скульптора — в формах, дизайнера — в рисунках, математика — в формулах, геометрических формах и т.д. Мысли и чувства выражаются в действиях и поступках человека, в том, что он делает и как он это делает. Какие бы другие средства не использовались для выражения мыслей, в конце концов они так или иначе переводятся на вербальный язык — универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем, которое принимает на себя роль универсального переводчика. Такое особое положение языка среди всех коммуникационных систем обусловлено его связью с мышлением, которое вырабатывает содержание всех сообщений, передаваемых с помощью любой знаковой системы.
Близость мысли и языка, их близкое родство, приводит к тому, что адекватное (или наиболее близкое к такому выражению) мышление получают именно на языке. Идея, понятная по содержанию и тонкая по форме, выражается понятным и связным языком. «Тот, кто думает ясно, говорит ясно», — говорит народная мудрость. По словам Вольтера, красивая мысль теряет свою ценность, если она плохо выражена, а если повторяется, то приводит к скуке. С помощью языка, письменного языка мысли людей передаются из поколения в поколение на большие расстояния, но по всему земному шару.
Что значит воспринимать и понимать выраженную мысль? Само по себе оно неосязаемо. Невозможно воспринимать мысль чувствами — ее невозможно увидеть, услышать, прикоснуться или попробовать. Выражение «люди обмениваются мыслями через язык» не следует воспринимать буквально. Слушатель чувствует и воспринимает слова в их контексте и знает, что они выражают — мысли. И это осознание зависит от культурного уровня слушателя, читателя. «…те же изречения молодого человека, который их правильно понимает, не имеют того смысла и широты, которые они имеют для ума зрелого человека, имеющего жизненный опыт; ибо последний этот опыт раскрывает всю силу содержания, содержащегося в таком изречении» . Взаимопонимание возникает только тогда, когда в мозгу слушателя (благодаря соответствующему образу — значению, установленному для конкретного слова во время языковой подготовки) возникают идеи и мысли, которые высказываются говорящим. В науке этот принцип коммуникации называют принципом инсинуации, согласно которому мысль не передается в речи, а только индуцируется (стимулируется, как бы то ни было) в сознании слушателя, что приводит к неполному воспроизведению информации.
Рассудок и разум
В зависимости от типа умственной деятельности, мыслительное сознание человека можно разделить на два основных типа: Причина и Разум. Первым мыслителем, уловившим многогранность природы мысли, был Гераклит, который показал, что если мыслить менее совершенным и ограниченным образом, то не поднимаешься до всеобщего. Причина заключается в возможности целостного восприятия природы, в ее движении и взаимосвязи. Сократ понимал причину как промежуточный уровень мышления, способность координировать внутренние правила с внешней активностью. Платон считал, что разум — это способность рассматривать бытие с точки зрения понятий, и что этот разум достаточен для практического применения в повседневной жизни. По мнению Аристотеля, мудрее не тот, кто действует напрямую, а тот, кто обладает знаниями в общей форме. Причина проявляется в частных науках, в особой области. Его функция состоит в том, чтобы формировать суждения и формально относиться к вещам. Причина, с другой стороны, ориентирована на бытие; она рефлексивна. Как утверждал Николай Кузанский, разум порывает с противоречиями путем сопоставления противоположностей. Суть разума в абстракции. Разум мыслит и разрешает противоречия; он думает о мире как о процессе. Б. Спиноза утверждал, что интеллект абстрактен и действует согласно фиксированным, твердым правилам разума, делая выводы о явлениях мира на основе общих понятий. Спиноза сформулировал интересную идею: интеллект, действующий по определенным правилам, появляется как своего рода ментальный автомат, в то время как разум служит высшим регулятором социальной жизни и человеческой деятельности и направлен на общее благо. Она находится в единстве с бытием и постигает вещи так, как они существуют сами по себе.
Французские мыслители XVIII века рассматривали разум только с негативной стороны, как деятельность, направленную на самосохранение и приносящую только личные блага, которые не распространяются на человечество. II Гольбах, например, определил интеллект как способность отличать полезное от вредного, развитую через опыт и размышления. Разуму не хватает креативности, она часто приводит к консерватизму. В неспокойные, критические моменты общественной жизни разум наиболее необходим, чтобы найти правильное решение даже в самых сложных и противоречивых ситуациях.
Критическое отношение к разуму было характерно для И. Канта, который считал, что мысль эволюционирует от разума к рациональности. Первое состояние разума было не вполне осознанным — догматизм, когда философ, определив ряд достаточно полных и, как он считал, непоколебимых принципов, был убежден, что человеческая мысль, опираясь на них, способна знать все. Кант определил причину как когнитивную способность понимать общее. Это практическая, целенаправленная способность мыслить понятиями по определенным правилам. Затем наступает скептицизм, когда разум, познав себя, критикует свои догмы, хотя и с очень ограниченной позиции. Скептицизм — это своего рода пауза для человеческого разума, в которой он может критически обсудить пройденный путь и спланировать свое дальнейшее движение. Наконец, наступает третья и высшая ступень — сам разум, который неизбежно сталкивается с вопросами, приводящими его к диалектике. Разум характеризуется не только критичностью, но и самокритичностью. «Протестую против уверенности и тщеславия нашего ….. нашей спекулятивной причины дана самой природой этой причины….. — Кант писал в одном из своих фундаментальных произведений «Критика чистого разума» (1781 г.). Причина имеет большую независимость и стремится к совершенству благодаря постоянному самонаблюдению.
И. Х. Фихте, критикуя разум индивидуализма, интерпретирует разум как высшее развитие человеческого, социального элемента в человеке. Разумная жизнь состоит в том, что «личная жизнь посвящена жизни вида, или человек забывает о себе в других…».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Человек как особая форма бытия
- Фридрих Вильгельм Шеллинг, немецкий философ
- Свобода воли как философская проблема нового времени
- Проблема движения в истории философии: парадоксы соотношения движения и покоя
- Развитие вычислительной математики. Машинный эксперимент
- Гносеология Спинозы
- Особенности становления и развития философской мысли древнего востока
- Сознание и самосознание. Сознание и проблема идеального
- Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
- Зигмунд фрейд, астрийский врач-психиатр, психолог