Оглавление:
На протяжении многих веков в общем сознании, и не редко до сих пор, существовала мысль о том, что у философии нет собственных реальных проблем. Не случайно символом философа был медведь, сосущий свою лапу. На титульном листе книги, изданной в сороковых годах XVIII века. Например, в книге «Критическая история философии» Дж. Брукера, изданной в сороковых годах XVIII века, была такая картина, под которой стоял следующий афоризм: Ipse alimenta sibi (накормить себя).
В современной философии есть целое течение — позитивизм, который объявляет проблемы философии бессмысленными, субъективными. Однако проблемы философии не менее реальны, чем проблемы любой науки. Несмотря на то, что у философов разных эпох и народов состав проблем и их выражение различны, у них есть нечто общее, и только этот факт показывает, что они не случайны, а являются результатом каких-то глубоких причин.
Философские проблемы вращаются не вокруг объектов (природных или рукотворных), а вокруг отношения человека к ним. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни является отправной точкой философского сознания.
«Что я могу знать? Что мне делать? На что я могу надеяться?» В этих вопросах, по словам Канта, лежат высшие интересы человеческого духа.
Философские вопросы — это вопросы о судьбе, о судьбе человека и человечества.
Философы не придумывают такие вопросы. Жизнь создает их. Они выглядят как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю историю человечества, действуя в определенном смысле как вечные проблемы, они получают свою специфическую, уникальную форму в разные эпохи, в разные культуры. Философы, в рамках своих полномочий и способностей, решают эти вечные, судьбоносные вопросы. Именно в природе философских проблем невозможен простой, определенный, конечный результат их решения; их теоретическое решение рассматривается не как конечное, тем самым устраняя проблему, а как решение, которому суждено быть решенным.
-Проверить прошлое…
-Определить конкретную форму проблемы в современных условиях.
-Прагматично воспринимать будущее.
Универсальной проблемой философии является проблема отношения «мир-индивидуал». Она имеет множество граней: «субъект — объект», «материальный — духовный», «объективный — субъективный» и др.
Долгое время философы уклонялись от того, чтобы увидеть в этой универсальной проблеме реальный, так называемый главный вопрос философии.
Давайте сначала разберемся с классической и неклассической философией: классическая и неклассическая философия — это понятия из естественных наук. Геометрия Евклида, физика Ньютона считаются классическими. В конце XIX — начале XX вв. наблюдается отход от классической философии — создание неклассической физики, геометрии. Те же процессы происходят и в философии. Немецкая классическая философия (от Канта до Гегеля) считается венком классической философии. Главная проблема — проблема рационального, разумного знания. Здесь разум рассматривается не только как личность, но и как сверхиндивидуум, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель назвал общественным сознанием. Человек имеет смысл в мире только с помощью разума. В этой философии доминирует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Разум должен привести к просвещению масс и демократии. Классическая философия считает, что в мире существует рациональный порядок; в природе, в обществе, в самом человеке.
Проблема основного вопроса философии
Задача человека — понять законы природы и общества с помощью разума. Начало 20-го века было временем бурного развития науки, антигуманизма во всем (войны, убийства и т.д.). Все это бросило вызов идее всемогущества разума. К этому добавились открытия в биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классическую философию был марксизм. Он был первым, кто перешел из классической философии в практику, в человеческую деятельность, но в остальном придерживался классической теории. Другие философские течения 20 века порывают с классической теорией в целом. Они больше не основывают себя на разуме, а иррационализм, то есть суперрационализм, становится их идеалом. Основа — нечто не противоречащее разуму, это выше разума. Таким образом, задачей неклассической философии становится знание законов не объективного мира, а субъективного: внутренних состояний, переживаний человека. В иррационализме человек рассматривается как субъект общения, как его внутренняя сенсорная связь с миром (будь то мир другого или общество). В классической философии доминировал гносеологический подход. В философии 20 века преобладает аксиологический подход. Аксиология — это наука о ценностях. Объект анализа — страх, желание, тревога и отчаяние. Философия становится психологически ориентированной.
Зная, что такое классическая и неклассическая философия, давайте посмотрим на «фундаментальный вопрос» с разных сторон:
В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом: «Великий фундаментальный вопрос всех, особенно современной философии, — это вопрос о связи мысли с бытием».
Такой подход к формулированию главного вопроса философии основан на фундаментальных фактах человеческой жизни:
-Там материальные явления и духовные (сознание, воля, мысль);
-Всякое человеческое существо отличается от своего окружения и от всех других вещей;
-Он связывает свои цели с реальностью и оценивает реальность.
Двойственный» характер человека, «удвоение» себя и своего мира в сознании, является основой для выработки как фундаментального вопроса соотношения материального и духовного.
Основной вопрос философии имеет две стороны:
1) Что такое первичное, духовное или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два основных направления.
Представители первых, материалисты, начинают с материи, в то время как сознание они рассматривают как нечто вторичное и зависимое от материи.
Разновидности: метафизический материализм, вульгарный материализм и диалектический материализм.
Представители второго — идеалисты — считают ум, сознание, первичный, а материальный мир вторичным.
Идеализм существует в двух основных вариантах: — субъективный идеализм, — представители которого рассматривают первичное сознание человека, субъекта;
-объективный идеализм, — приверженцы которого считают, что первичный разум, который существует независимо от человека.
Материализм и идеализм — это монистические направления в философии (греческий монос — одно), потому что оба направления начинаются с одного источника.
Течение дуализма
Помимо философского монизма, существует течение дуализма (латинский дуализм — два), приверженцы которого рассматривают материю и сознание как два параллельных начала.
- Является ли мир когнитивным?
Большинство философов отвечают на этот вопрос утвердительно.
Однако некоторые философы отрицают возможность полного или частичного познания мира. Это были представители агностицизма (по-гречески: а-но, гнозис: знание). Часть философов, признававших узнаваемость мира, выражали сомнения в достоверности знаний, их называли скептиками, а направление — скептиками (греческий скептик — критиками).
Рассматривая главную тему философии, следует отметить, что с ней согласны не все философы. Более того, большинство философов, как прошлых, так и настоящих, даже не рассматривают решение этого вопроса в качестве своей основной задачи.
На переднем плане различных философских доктрин стоят проблемы путей достижения истины, проблемы морального долга, свободы, практики и так далее.
-Французский философ А. Камю «Вопрос о смысле жизни, который я считаю самым насущным из всех вопросов».
-Российский философ Н.А. Бердяев — основная проблема — проблема свободы человека: ее сущность, природа, назначение;
-Немецкий философ П. Риккерт — проблема зла и насилия.
Но, тем не менее, каждый философ, исследующий ту или иную проблему, так или иначе рассматривает отношение «мир — человек» и таким образом, нравится ему это или нет, обращается к фундаментальному вопросу философии.
В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд факультетов:
- Онтология (онтосуществование, учение о логотипах) — учение о существовании или происхождении всех вещей.
- Гносеология (гнозис-знание, логос-обучение) — учение о знании. Это область, которая изучает природу познания и его возможности. Он исследует условия знания, раскрывает условия его надежности и правдивости. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:
Психология познания — рассматривает субъект-индивидуальные процессы познания.
Логика знания — наука о общепризнанных формах и средствах мышления, необходимых для рационального познания в любой области знания. (Диалектическая логика, логика классов, логика предложений, логика отношений и т.д.).
Критика познания — анализирует связь между объективными и субъективными элементами.
Общая история познания, эволюция познания.
Аксиология (аксиоза — значение) — доктрина ценностей.
В структуре философских знаний также выделяется:
-Социальная философия — анализ, изучение социальной структуры общества, человека в нем.
-Философская антропология -Учение о человеке. (От проблемы происхождения к космическому будущему.)
-Философия культуры — раздел, изучающий природу и значение культуры.
-Философия права — преподавание, наука о наиболее общих теоретических и идеологических проблемах юриспруденции и политологии.
-Философия истории.
-История философии.
Независимыми и не менее важными являются такие разделы, как:
-Диалектика — (искусство разговора, аргументации) -Учение о наиболее общих закономерностях и о формировании, развитии бытия и познания. Метод познания.
-Эстетика — это наука, изучающая сферу эстетических отношений человека с миром и сферу художественной деятельности человека. (Включает теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия и общую теорию искусства).
-Этика — это философская наука, объектом изучения которой является нравственность, нравственность как форма общественного сознания, как один из аспектов человеческой жизни.
Известны, например, попытки четкой классификации в рамках философских знаний:
-Методологическое отделение философии (логика, онтология, гносеология).
-Систематизация данных научных знаний.
-Отдел оценочной философии (область вопросов, связанных с фактами оценки человеческой деятельности).
Однако современные философы отказываются от создания многоуровневых классификаций, поскольку для философии нет запрещенных тем.
Статус и роль философии в современной культуре
Современная философия обретает новую форму, расширяя все свои основные функции и придавая им современное теоретическое и практическое содержание. Это связано с дальнейшим развитием актуальных философских проблем, преодолением духовности, утилитарного технократического мышления, узкого практицизма и формализма. Современная философия как новый этап развития теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире по отношению к постиндустриальной эпохе и соответствующее состояние научных достижений. Это теоретическая модель зарождающейся информационно-технологической цивилизации, ее соэволюция с природной и космической средой, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества, пониманию глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.
Появление современной философии имеет необходимые условия. Среди них
1) социальное, обусловленное формированием информационно-технологического производства, изменением характера общественных отношений и социальной структуры, увеличением численности среднего класса населения в мире. Появление постиндустриального общества связано с появлением нового типа работников, сочетающего в себе высокий уровень профессионализма и культуры со знанием основ нового философского мышления;
2) научные, связанные с выдающимися открытиями в области фундаментальных наук (синергетика, теория вакуума, антропный принцип, микроэлектроника и т.д.), которые определили развитие современного научного мировоззрения;
3) теоретическая, определяемая новыми достижениями в области самой философии, ее растущими связями с практикой.
Основными достижениями современной философии являются цивилизационный подход к анализу социальных явлений и принцип антропоцентризма в его обновленном содержании. Мир рассматривается как сложная, многоуровневая, саморазвивающаяся система с многомерными возможностями взаимодействия ее фрагментов. Современная философия должна была отказаться от идеи прогресса как линейного процесса. Историческое развитие рассматривается как переход от одной относительно стабильной стадии структурной организации к другой, к новому уровню организации элементов и возможностей их самоорганизации.
Современный материализм обрел реальные возможности для позитивных контактов с различными направлениями мирово-философской мысли. И такое взаимодействие, осуществляемое на принципиальной основе, укрепляет их мировоззренческие позиции, дает возможность для дальнейшего творческого развития базовых теоретических проблем и социальной практики.
Стоит также отметить, что переход человечества к качественно новому витку развития социальных, духовных, культурных отношений сегодня — это лишь реальная возможность выхода из глобального кризиса, но далекая от реализации. Трудности и опасности в реализации этой задачи исходят, прежде всего, от самого человека: низкий уровень его сознания, непонимание обществом причин и механизмов природных, антропологических и социальных явлений, которые функционируют в своем взаимодействии как специфические элементы единого мирового бытия.
Вывод: человечество должно в полной мере овладеть достижениями духовной культуры, науки рационального управления и регулирования мировых процессов. Эта задача не может быть решена вне рамок современных философских знаний мира. Что еще раз доказывает статус и важную роль философии в современной культуре.
Общая структура
Предмет относится к ряду тем, которые изучает философия. Общая структура предмета философии, философского знания состоит из четырех основных разделов: онтология — изучение мира в целом. Гносеология — знание о мире. Философская антропология — философская доктрина человека. Социология — созерцание и изучение социальной жизни. Этика — изучение морали и т.д…..
В рамках этих четырех основных ветвей философии можно выделить многие частные вопросы, которые она исследует: Сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, ее происхождение и природа; отношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и бытие; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа и общество; духовная сфера общества; материальная и экономическая сферы общества; социальная сфера общества; социально-экономические образования, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние субъекта познания на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; другие темы.
Структура современной философии:
- доктрина бытия (онтология) — включает в себя вопросы о систематизации происхождения бытия, доктрины Единого, сущности бытия, его основных принципах.
- доктрина знания (гносеология) или теория знания — философская теория, рассматривающая пределы и возможности человеческих знаний, а также пути и формы познавательной деятельности.
- доктрина человека (философская антропология) и доктрина ценностей (аксиология) — это анализ проблем человека, его природы и сущности, его образа жизни, поиск основных точек отсчета человеческой деятельности.
- доктрина общества — социальная философия и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и отношения человека с обществом, она рассматривает историю с точки зрения развития, будущего человечества.
- логика изучает когнитивное мышление как мышление: структуру мысли, средства выражения (язык) и законы, регулирующие мышление. Логика учит правильно рассуждать.
- этика — это философская дисциплина, которая имеет в качестве своего объекта.
Мораль и нравственность. Она строит теорию поведения, основанную на моральных оценках «хорошего» и «злого», «хорошего» и «плохого» и т. д.
Эстетика — это философское учение о природе и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Становление античной философии и её основные проблемы
- Значение справедливости для познания себя и мира и правильной жизни
- Чувственный уровень познания
- Русские философы о свободе и воле (Н. Лосский, С. Франк, Н. Бердяев)
- Значение К. Поппера для философии науки
- Проблема познания в философии
- Пауль Йоханнес Тиллих, немецко-американский протестантский теолог и философ-экзистенциалист
- Зарождение электротехники
- Источники и детерминанты общественного развития. Роль народных масс и личности в истории
- Джон Локк, английский философ и педагог