Оглавление:
Каждый из нас проводит значительное количество времени в разных группах — дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, среди попутчиков. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, работают и отдыхают. В то же время, они имеют определенные контакты с другими людьми, взаимодействуют с ними каким-то образом — они помогают друг другу или, наоборот, конкурируют с ними.
Для индивида его единственным непосредственным контактом с социальной реальностью является окружающая социальная группа. Именно группа представляет для отдельного общества в целом, его потребности и интересы, и именно она предоставляет социальные гарантии и льготы индивидууму от имени общества в целом. Иными словами, на уровне непосредственного опыта человека, группа — это общество, «другие люди».
Группы — это своего рода «банда» людей, объединение индивидуумов в относительно стабильные отношения. Такие отношения между людьми, обусловленные общей целью и продолжающиеся в течение длительного периода времени, называются социальными отношениями.
Различные типы групп уже давно являются объектом социально-психологического анализа. Однако следует отметить, что не каждую группу людей можно назвать группой в строгом смысле этого слова. Для того чтобы группа людей рассматривалась как группа в социально-психологическом смысле, сначала должны быть три сущности: место, время и действие. В этой связи действия обязательно должны быть совместными. Важно также, чтобы взаимодействующие лица считали себя членами этой группы. Таким образом, группу можно описать как совокупность индивидуумов, которые взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей и осознают свою принадлежность к этой совокупности.
Социально-психологическое исследование характеристик крупных социальных групп сталкивается с рядом трудностей (в первую очередь, речь идет об изучении крупных организованных, стабильных социальных групп). Богатство методов изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием аналогичных методов изучения, например, психологических характеристик классов, наций и других подобных групп. Это иногда приводит к предположению, что область психологии больших групп вовсе не подходит для научного анализа. Отсутствие традиций в исследованиях еще больше укрепляет такие взгляды.
В то же время, конечно, социальная психология без раздела, посвященного психологии больших социальных групп, не может претендовать на роль социальной психологии в точном смысле этого слова. По мнению Г.Г. Дилигенского, рассмотрение психологии больших групп, даже как подчиненной проблемы социальной психологии, не может считаться правомерным, поскольку это не одна из проблем дисциплины, а ее важнейшая проблема, так как «содержание социально-значимых особенностей менталитета человека формируется именно на макросоциальном уровне». Как бы велика ни была роль малых групп и прямого межличностного общения в процессах формирования личности, они сами по себе не создают исторически сложившихся социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и другие существенные элементы социальной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного через системы знаков, культуры и идеологии: Этот опыт «доводится до личности» только через малые группы и межличностное общение. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к пониманию содержания психики индивида. Конечно, помимо опыта больших социальных групп, решающее значение для понимания содержательных элементов социальной психологии имеют массовые социальные процессы и движения. Характер социальных изменений и трансформаций, непосредственное участие в революционных или контрреволюционных движениях, сложные процессы формирования общественного мнения также являются важными факторами, формирующими психологию больших групп.
Характер и типы больших социальных групп
Большая социальная группа — это группа людей, состоящая из десятков или сотен тысяч человек, которые связаны друг с другом по определенным социально-демографическим признакам, таким как пол, возраст, род занятий, образование, социальный статус, вероисповедание и т.д.
Большие социальные группы отличаются от малых и средних не только своим размером, но и организацией. Большинство членов этих групп не имеют отдельных отношений друг с другом. Они могут жить далеко друг от друга, в разных регионах или даже в разных странах, но они связаны, например, своим возрастом, профессией, образованием или верой.
Социальные группы. Они называются большими социальными группами и не имеют ни внутренней организации, ни общих руководящих органов. У них нет общей цели или общей деятельности. С точки зрения классификации социальных групп, они являются номинальными группами, выделенными только для конкретных исследовательских целей. Такие группы обычно называют толпами, что подразумевает низкую степень организации.
Классификация больших социальных групп на два типа общепринята в социальной психологии. В основе этой классификации лежит характер новых социальных связей между группами и внутри групп. В первом случае люди объединяются в группы по общности объективных связей, которые существуют независимо от сознания и воли этих людей. Во втором случае это группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей. Принимая это разделение, Дилигенский называет первые объективные макрогруппы, в то время как вторые являются субъективными психологическими группами. Чтобы прояснить взаимосвязь между этими типами, он вводит понятие психологического сообщества. Концепция Б.Ф. Поршнева имеет большое значение для понимания природы психологического сообщества. Концепция разделения людей на «нас» и «их» в ходе исторического развития человечества (Б.Ф. Поршнев, 1974, 1979) очень важна для понимания сущности психологической общности.
В первом случае процессы, явления и состояния, возникающие в сообществе (классовая психология), отражают объективные связи и отношения и подчинены этим объективным процессам. Во втором случае психологические феномены в группе составляют ее основу, первичный феномен. В этом случае психологическое сообщество является основной базой.
Детальная классификация крупных социальных групп основана на различных характеристиках в качестве отличительных признаков.
По времени существования различают большие группы (классы, партии) и краткосрочные группы (митинги, аудитории, толпы). Организованные группы (партии, союзы, толпы) выделяются в зависимости от их организационно-дифференцированного характера. Некоторые большие группы возникают спонтанно (толпы), другие целенаправленно организуются (партии, союзы). Большие социальные группы могут быть разделены по наличию определенного числа общих характеристик и механизма связей с сообществом. Таким образом, Г.Г. Дилигенский классифицирует два типа социальных групп.
Первый тип — это ассоциация людей, у которых есть общий объективно существующий и социально значимый признак. Такой атрибут может быть, например, демографической характеристикой. В этом случае первый тип состоит из мужчин, женщин, поколений, молодежи, людей среднего возраста, престарелых и т.д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, их ролью в системе общественных отношений (в системе производства, в семье). Эти группы однородны по составу, однородны, но именно на основе их разделения.
Второй тип групп характеризуется тем, что люди, которые их формируют, сознательно стремятся к единству. Примерами таких групп являются религиозные группы, политические партии, профсоюзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы неоднородны, разъединены. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритет отдается объективной стороне сообщества, то во втором — субъективной. Это психологическое сообщество. Субъективное сообщество не соответствует объективному.
Структура психологии большой социальной группы
В самом широком смысле она включает в себя различные психические характеристики, психические процессы и психические состояния, точно так же, как эти элементы составляют психику индивида. В социальной психологии здесь был предпринят ряд попыток более точно определить элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Гориачева, Ю.В. Бромлей и др.) различают по содержанию две составляющие: 1) ментальный лагерь как более стабильное формирование (к которому могут относиться социальный или национальный характер, обычаи, традиции, вкусы и т.д.) и 2) эмоциональную сферу как более подвижное динамическое формирование (к которому относятся потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен быть предметом специального социально-психологического анализа.
Третья проблема — это проблема взаимосвязи между психологическими характеристиками большой группы и сознанием каждого члена этой группы. В наиболее общем виде эта проблема может быть решена следующим образом: Психологические характеристики группы представляют собой то, что характерно для всех индивидуумов, и поэтому не являются суммой характеристик, присущих каждому индивидууму. Известный ответ на этот вопрос дает Л.С. Выготский в своих размышлениях о взаимосвязи «социальной» и «коллективной» психологии. Под термином «социальная психология» Выготский знаменит тем, что он обращается к психологии, изучающей социальный отпечаток психики человека. «Коллективная» психология, в его понимании, примерно совпадает с тем, что сейчас называется социальной психологией. Поэтому полезно пересмотреть значение, придаваемое термину «коллективная психология» в работах Выготского. Он объясняет значение этого понятия следующими простыми рассуждениями. «Все в нас социальное, но это вовсе не означает, что все важнейшие черты психики индивида присущи и всем остальным членам данной группы». «Только часть персональной психологии может рассматриваться как принадлежащая конкретному коллективу, и именно эту часть персональной психики в условиях ее коллективного проявления коллективная психология изучает каждый раз, когда она изучает психологию войск, церкви и т.д.». (Выготский, 1987, с. 20).
Иными словами, психология группы — это то, что присуще той или иной степени всем представителям данной группы, что для них характерно и возникло в связи с общими условиями существования. Это типично не для всех, но именно то, что является общим. Поэтому, например, в социологическом анализе предпринимаются попытки построить особый социальный тип личности не только в смысле типа личности, характерного для данной эпохи или социального порядка, но и в более узком смысле — как тип, свойственный данной социальной группе: чаще под социальным типом личности понимают тип личности представителя данного социального класса, но в принципе термин «социальный тип личности» может быть применен и к характеристикам типичного представителя профессии (например, типа учителя). например, типа учителя) или возрастной группы, но здесь, как правило, речь идет либо о стране, либо о эпохе («молодой человек 20-го века» и т.д. п.). Исправить эту типичную проблему — очень сложная задача. Общие черты в психологии представителей определенной социальной группы существуют объективно, так как они проявляются в реальной деятельности группы. По отношению к любому индивидуальному «сознанию» групповая психология действует как некая социальная реальность, которая выходит за рамки сознания индивида и воздействует на него вместе с другими объективными условиями жизни, что, по выражению А. Валлона, приводит к «удвоению среды», в которой действует индивид.
Факторы, определяющие степень психологической общности групп
Степень гетерогенности (неоднородности) и однородности (однородности) группы действует как один из факторов, влияющих на уровень ее социально-психологической общности. Реалистично каждая община взаимодействует с другими общинами и не существует в «чистом» виде. Класс включает в себя слои, «границы» классов не совпадают с национальными, профессиональными, гендерными и т.д. Эти общие черты могут пересекаться, и делать это несколько раз. Степень членства в этих различных сообществах, идентификация с одним из них, а также взаимосвязь между ними определяют социально-психологический статус группы.
Г.Г. Дилигенский указывает на степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения признаков, позволяющих членам группы идентифицировать свою группу и отличать ее от «других», а не от своей группы, как на один из факторов, определяющих социально-психологическую общность. Непосредственность некоторых идентификационных признаков остается очевидной, несмотря на социально-исторические изменения. Это, например, атрибуты расы, языка и пола. Другие атрибуты становятся менее заметными. Классовые характеристики социальных групп, например, сегодня не так ясны, как несколько десятилетий назад. Таким образом, размываются характеристики буржуазии, рабочего класса, интеллигенции. Появление новых сообществ — предпринимателей, «новых русских» — усиливает этот процесс неопределенности в классификации сообществ.
На уровень развития общин влияет характер внутригруппового и межгруппового общения. Отделение одних общин от других, характерное, например, для общинного крестьянства в России, разрушается более тесными внутригрупповыми связями, контактами и более интенсивными связями с городом. Средства массовой информации связывают ранее разрозненные группы в единое информационное поле, в контекст более широких социальных процессов.
Объективная возможность обмена реальными связями с одной группой на связь с другой существенно влияет на прочность социальных связей в собственной группе и снижает степень их интеграции. Социальная мобильность действует как фактор, ослабляющий процесс идентификации у белых воротничков, интеллигенции. Для последних стало характерным снижение престижа высшего образования и уже не относить себя к социальному классу, а классифицировать себя как работников по характеру их профессии. Идеология — это интегрирующая черта социально-психологического сообщества.
Исключительное положение в системе факторов, определяющих социально-психологическую общность групп, имеет свой социально-исторический опыт. Она основывается на общей позиции группы, ее отличительных признаках по различным параметрам, организационным условиям, идеологии. Но системообразующей особенностью этого опыта является практика коллективных действий. Положительный результат этой практики поступает в фонд социальной памяти людей, групп и сообществ. Архетипы, описанные К. Юнгом, являются одним из типов этой социальной памяти. Современные социальные движения студентов в разных странах зафиксировали важность социального опыта в жизни социальных сообществ. Конфликты в Чечне показали, насколько глубоки корни национальной социально-психологической общности и как они проявляются на протяжении нескольких поколений в способах внутригруппового и межгруппового общения, в методах решения государственных, групповых и индивидуальных проблем.
Формы проявления психологии больших групп
Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных социально-исторических условиях проявляется двумя способами:
Как черта типичной личности представителя определенного сообщества; как особенность менталитета сообщества (народ, класс, нация).
Психологический макияж служит наиболее стабильным образованием в психологии общества. Она включает в себя социальный характер, традиции, обычаи, нравы и нравы. Эти явления характерны для различных сообществ.
Таким образом, социальный характер группы, нации определяется определенной культурой, системой знаков, символов. Она формируется при определенных условиях, под влиянием социального бытия, той системы ценностей, ориентаций, в которой происходит процесс социализации. Характер с определенной логикой и следствием определяет линию поведения, одни действия и исключает другие.
Традиции — это легитимизированные формы воспроизводства исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей, сформировавшихся под влиянием определенных условий жизни. Они определяют общее направление деятельности групп в определенных условиях. В традициях существует преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, которые сознательно поддерживаются и обеспечивают те или иные отношения.
Еще одним составным элементом ментальной структуры сообщества является обычай. Обычай прочно укореняется в определенной социальной группе или нации, правилах реагирования на определенные события, выполнения определенных общественно-значимых действий (особые моменты работы, будни, семейная жизнь, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и т.д.). Обычай сохраняет определенный народный опыт, является символом определенных ценностей, разработанных общиной, и учит уважать их. Обычай порождает определенное отношение к группе, индивидууму.
Предрассудки — это элемент психического состояния, примыкающий к социальным обычаям. Предрассудки — это мнение, укоренившееся в обществе «без разумного учета его тщательности» (В. Даль), но в основном относится к «осторожным, суеверным правилам». Предрассудки определяют отношение конкретной социальной группы к определенным природным или социальным явлениям. Существовавшее до недавнего времени мнение о том, что предрассудки являются наследием недостаточно образованных, неискушенных людей с ограниченным зрением, не соответствует действительности. Фактически, предрассудки в большей или меньшей степени существуют в подавляющем большинстве групп. У больших социальных групп есть свои предрассудки. Национальные и религиозные предрассудки опасны для общества. Их социальная опасность значительно возрастает в результате сочетания этих предрассудков.
Холистической особенностью психологических характеристик социальных групп является их образ жизни. Образ жизни — это совокупность фиксированных форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных лиц в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой жизни, характерных для определенных социально-экономических условий. Образ жизни показывает, как люди живут, какие действия и поступки заполняют их жизнь, какой у них стиль мышления, какие потребности, интересы, идеалы, отношение, содержание и формы общения у них есть и какие цели они преследуют. В образе жизни общины человек выражает систему своих отношений с обществом, с работой, с другими общинами, с другими людьми и с самим собой. Эти отношения находят отражение в мировоззрении, ценностных ориентирах, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, образе жизни и поведении.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Концепция личности К. К. Платонова
- Исследование мотивации достижения и мотивации избегания
- Виды психических состояний
- Гедонистическая функция искусства с примерами
- Природа человеческих способностей
- Критика основных теоретических положений психологии сознания
- Особенности развития и диагностика наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями зрения — Теории мышления тифлопсихологии
- Когнитивная социальная психология
- Психология больших социальных групп
- Психологические защиты личности