Оглавление:
Постклассическая философия относится к философским учениям девятнадцатого и начала двадцатого веков, в которых пересматриваются центральные постулаты классической философии и устанавливаются основные принципы нового типа философствования. Постклассическая философия — это переходный этап от классики к современности и постмодерну, однако, несмотря на свою «переходность», она имеет свою ценность и уникальность. Достаточно сказать, что представителями этой «переходной» философии были А. Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Карл Маркс, Ф. Ницше, А. Бергсон, Вильгельм Дилтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конте, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и жизни, марксизм, позитивизм и прагматизм.
Общей чертой философских доктрин этого периода, возможно, за исключением марксизма, является иррационализм, связанный с переопределением категории бытия. Быть больше не отождествляется с разумом и проявляется с точки зрения воли, жизни, практики и опыта. Взгляды на природу человека постепенно меняются: он перестаёт восприниматься как существо, рациональное во всех своих проявлениях; теперь в философии человек представлен во всей полноте жизненных воплощений, рациональных и неразумных, интуитивных и инстинктивных. А. Шопенгауэр, создатель философии воли, находит суть жизни и человека в воле, поэтому его концепция называется волюнтаризмом. По мнению Шопенгауэра, неограниченная воля мира порождает все события и явления в мире, в то время как сама воля не имеет под собой никаких оснований, она является бесконечным стремлением без цели.
Человек — инструмент воли, он не может вырваться из круговорота желаний. По мнению Шопенгауэра, единственный способ ослабить желание — это бесцельное и бесцельное созерцание. Такое созерцание возможно в искусстве, которое не подчинено практическому интересу, то есть бескорыстно и бесцельно. Оптимальным способом избежать влияния желаний является аскетический образ жизни.
Идеи Шопенгауэра были включены в F. Философия воли Ницше, в А. Концепция творческой эволюции Бергсона. Бергсон и в научной философии жизни У. Дильтея. Все эти философы отвергли бесконечное, рациональное бытие как первоначальную философскую категорию и заменили его понятием «жизнь».
В отличие от неподвижного, психического существа, жизнь является спонтанным потоком, вечное становление без цели, которая не может быть известна и зафиксирована в рациональных терминах. Знать жизнь посредством разума бессмысленно; интеллект беспомощен против бесконечных изменений, и поэтому инстинкт и интуиция должны занять его место. Философия жизни представляет собой радикальную попытку преодолеть механистический взгляд на мир и человека, который к середине девятнадцатого века отчетливо выявил ее непоследовательность. Философия жизни оказала серьезное влияние на последующее развитие западной философии и культуры в целом. Его идеи можно найти в философии истории Шпенглера, в концепциях философов-экзистенциалистов, в литературных произведениях Марселя Пруста, Джеймса Джойса, Райнера Марии Рильке, Германа Гессе и других.
Философия диалектического и исторического материализма (марксизма) сформировалась в середине XIX века и связана с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В марксизме переосмысляются проблемы истории, природы человека, особенности человеческого знания, предлагается универсальный материалистический взгляд на бытие и сознание, природу и культуру, общество и человека. Марксизм понимает философию как инструмент трансформации общества в соответствии с гуманистическими принципами и, таким образом, является прямым продолжением идей Просвещения.
Важнейшим достижением марксизма является материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории. Марксизм получил дальнейшее развитие в советской философии, которая, с одной стороны, проясняла основные идеи диалектического и исторического материализма, а с другой — пыталась адаптировать некоторые идеологические догмы марксизма к новым историческим условиям.
Теоретические предпосылки марксистской философии
Очевидно, было бы правильным сказать, что марксистская философия возникла под влиянием предшествующей ей философской, научной и социально-политической мысли, особенно Западной Европы. Наибольшее влияние на ее возникновение оказала немецкая классическая философия, представленная И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллингом, Г. Гегелем, Л. Фейербахом, английская политэкономика А. Смита и Д. Рикардо, а также французский утопический социализм К. Фурье и Сен-Симона.
Непосредственными теоретическими предпосылками марксистской философии были диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) выразили свое отношение к философии этих мыслителей в целом ряде работ, в частности, в «Философии права» Гегеля, «Тезисах о Фейербахе», «Капитале» Маркса, «Антивизме Энгельса» и «Диалектике природы», в своих совместных работах «Святое семейство» и «Немецкая идеология».
Непосредственно ему посвящена работа Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Отдавая дань уважения гегелевской диалектике как доктрине развития объективного мира, его познания и мышления людей, Энгель подчеркивает, что «эта диалектическая философия уничтожает все представления о конечной абсолютной истине и соответствующих ей абсолютных состояниях человечества». Ибо «нет ничего, что когда-то было бы зафиксировано навсегда, безусловно, священно». На всем и каждом она видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и разрушения, бесконечного восхождения от самого низкого к самому высокому. Это само по себе лишь отражение этого процесса в мыслящем мозге».
В этом случае выражается сущность диалектики как теории Гегеля и диалектического метода. В то же время Энгельс отметил, что идеалистическая система гегелевской философии, представляющая собой развитие мира и всего социально-исторического процесса с точки зрения саморазвития абсолютной Идеи, препятствует полноценному развитию этого метода. Эта система постоянно устанавливает пределы диалектического метода и заставляет его «положить конец» или думать об ограничении развития исторического процесса и познавательной деятельности человека.
«Нужно было представить себе конец истории таким образом: Человечество приходит к познанию абсолютной идеи и заявляет, что познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии»
Однако идеи «конца истории» или развития человеческого общества, а также постижение абсолютной истины, т.е. исчерпывающего познания мира, глубоко противоречат гегелевскому диалектическому методу, суть которого была выражена выше. Необходимо было освободить этот метод от «жестких конструкций» идеалистической системы, которые его ограничивали.
Острая критика гегелевского идеализма содержится в философских работах Л. Фейербаха. В одном из них — «Сущность христианства» — он смело провозгласил «триумф материализма», исходя из того, что природа существует независимо от любого духа и является основой всего сущего, что материальный и чувственно воспринимаемый мир, окружающий человека, — это «единственный истинный мир». Как высший продукт развития природы, человека также называют единственным мыслящим существом. По мнению Фейербаха, основной философский вопрос об отношениях между бытием и мышлением, между природой и духом, следовательно, имеет смысл только по отношению к человеку. В человеке они в единстве.
«Единство бытия и мышления истинно и значимо только в том случае, если за основу этого единства взят человек».
Энгельс писал, что «освободительный эффект этой книги», в которой изложены основные положения философии Фейербаха, огромен. Ясные материалистические идеи его учения имели «освежающий эффект после долгих лет правления абстрактного и темного гегелевства»[4]. Но в то время как он критиковал гегелевский идеализм, Фейербах не понимал сущности и смысла его диалектики. Только по этой причине его критика философии Гегеля была во многом поверхностной и малозначительной.
Сущность и направления советской философии
Мнение о том, что советская философия — это философия марксизма-ленинизма, прочно утвердилось в литературе и по сей день; следовательно, с этой точки зрения она могла существовать только как марксистско-ленинская философия.
Это не совсем так. Фактически, с момента основания Советского государства (1922 г.) возникла и советская философия, просуществовавшая несколько десятилетий в виде философии марксизма-ленинизма, точнее, диалектического материализма. Но в 1960-е годы, в условиях начала кризиса социализма в СССР, в советской философии появилось новое, «апокрифическое» направление, называемое философским учёным. Эта амбивалентность термина «советская философия» создает определенные трудности в интерпретации его сути: он либо полностью отождествляется с диалектическим материализмом, либо объявляется его полной противоположностью. Однако среди советских философов не было монолитного подхода в том или ином смысле: точно так же, как диалектические материалисты смогли «перетекать» в философский учёный, «учёные» часто выражали свои идеи в терминах и концепциях диалектического материализма. По большому счету, здесь важна общая тенденция, а именно то, что официальный диалектический материализм оказался изгоем советской философии, в то время как философский ученый, постепенно набирая силу и утвердившись в своей теории, все чаще вступал на путь реальных философских поисков, подобных обыкновенной европейской философской науке.
Советский диалектический материализм служил официальной идеологией «партии победившего пролетариата». Однако известно, что ни Маркс, ни Энгельс не использовали этот термин в своих работах. Они видели себя представителями научного мировоззрения, которое стоит на позиции полного отрицания самостоятельной ценности философии. Так Маркс написал в «Немецкой идеологии»: «Там, где спекуляции прекращаются … «Подлинная позитивная наука начинается… Фразы о сознании исчезают, реальное знание должно занять их место. Когда реальность начинает картироваться, независимая философия теряет свой смысл существования. » Аналогичным образом, Энгельс отметил, что и сегодня «из всей предыдущей философии доктрина мысли и ее законы все еще сохраняют самостоятельное существование — формальную логику и диалектику». В то время диалектика означала доктрину развития, понимаемую в гегелевском смысле. Очевидно, что ни один из них вообще не думал о развитии определенного диалектического материализма, но руководствовался исключительно «той формой теоретической мысли, которая основана на знании истории мысли и ее достижений». Диалектический материализм Энгельса, однако, был не единственным. Правда, в Angy-Düring Engels говорит о диалектической природе нового материализма, но и здесь он не выходит за рамки концепции диалектики как доктрины развития. Поэтому можно согласиться, что диалектический материализм — это «понятие, по существу чуждое философии Маркса»
Термин «диалектический материализм» был впервые использован Плехановым в 1891 году в его работе «В шестидесятую годовщину смерти Гегеля», сводя его значение к материалистическому пониманию истории.
«Материалисты прошлого века оставались очень наивными идеалистами в области истории». Но Маркс изгнал идеализм из этого последнего прибежища. Подобно Гегелю, он видел в истории человечества законоподобный процесс, не зависящий от человеческого каприза; подобно Гегелю, он рассматривал все явления в процессе их возникновения и исчезновения; подобно Гегелю, он не довольствовался метафизическим, бесплодным объяснением исторических явлений, и, наконец, подобно Гегелю, он пытался свести все действующие и сотрудничающие силы в общественной жизни к общему и единому источнику. Но он нашел этот источник не в абсолютном духе, а в самом экономическом развитии, к которому Гегель вынужден был прибегнуть в тех случаях, когда идеализм, даже в его сильных и умелых руках, оказался бессильным и бесполезным оружием. Но то, что с Гегелем — случайная, более или менее гениальная догадка, с Марксом становится строго научным исследованием.
Философско-правовые идеи марксистской философии
Марксистская философия находилась под влиянием всей предыдущей философской, научной, социальной и политической мысли, хотя наибольшее влияние на ее основоположников оказала, тем не менее, классическая немецкая философия.
Марксистская философия — это, прежде всего, материалистическая и диалектическая философия. В нем есть методы, принципы, понятия и категории, «проверенные» историей, а также критерий истинности полученных знаний. Она охватывает все сферы бытия природы, общества и человека. Она обладает огромным методологическим инструментарием и имеет потенциал для развития, в отличие от «философской системы» Гегеля, где «система» находится в противоречии с «методом».
Хорошо известно, что Маркс и Энгельс не изучали напрямую вопросы «философии права», так же, как многие мыслители древности не изучали эти вопросы напрямую.
Многие мыслители древности, средневековья, современности, Просвещения, представители немецкой классической философии не изучали непосредственно, хотя ценность их вклада в развитие «правовой философии» была, как мы уже отмечали, весомой в создании тех или иных ее разделов. Эту же оценку, если не более значимую, можно дать и в отношении роли марксистской философии в создании и развитии «философии права».
Таким образом, они дали общему научно-философскому сообществу пример жесткой критики идеалистических философских систем, где, помимо оправдания противоречивого характера выводов, сделанных некоторыми философами, и негативного отношения к некоторым философским обобщениям представителей идеалистов, они выделили то, что было значимым и вечным для философской мысли, чего добились их оппоненты. Они высоко оценили диалектику Г. Гегеля как доктрину развития мира, его знаний. Так Ф. Энгельс заявил: «…эта диалектическая философия уничтожает все представления о предельной абсолютной истине и соответствующих ей абсолютных состояниях человечества». Ибо для этого нет ничего раз и навсегда фиксированного, безусловного, священного. На всем и во всем она видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме постоянного процесса возникновения и разрушения, бесконечного восхождения от самого низкого к самому высокому. Это само по себе лишь отражение этого процесса в мыслящем мозге».
Очевидно, что этими и другими примерами, по отношению к достижениям соратников-философов-идеалистов, они утвердили «стиль» научного анализа, оценки результатов философских поисков истины в различных сферах и сферах бытия природы, общества, человека и человеческой мысли. Таким образом, они оставили пример мыслителям о том, как подлинная материалистическая философия права должна соотноситься с достижениями идеалистической «философии права», с достижениями различных «концепций права».
Важным для философии права является инсценированная К. Марксом и Ф. Энгельсом концепция развития человеческой истории. Это действительно материалистическое понимание процесса развития общества и в целом исторического процесса. Основным содержанием их стадиальной концепции является, прежде всего, открытие и обоснование материальной основы функционирования и развития общества. Такой основой, созданной К. Марксом и его последователями, является производство материальных товаров. На основе анализа и оценки огромного корпуса фактического и теоретического материала они изучили структуру производственных отношений и доказали, что производственно-экономические отношения между людьми в конечном итоге определяют все остальные общественные отношения между ними, в том числе и правовые.
Проблема человека в истории марксистской философии
Не так давно содержание марксистской философии, согласно сталинской трактовке, было изложено в его брошюре «О диалектическом и историческом материализме». Именно сталинское, а не марксистское понимание философии проявилось в университетском учебнике, который формировал знания студентов на протяжении полувека. Это было особенно очевидно при лечении проблемы человека: В то время как Маркс сосредоточился на проблеме человека в первом проекте своей философской концепции в так называемых «Экономических и философских рукописях и тезисах на Фейербахе», в сталинском варианте диалектического и исторического материализма эта проблема, да и вообще концепция человека, просто отсутствовала. И сталинская теория, и практика были буквально бесчеловечны.
Нужно также отказаться от идеи, что взгляды основоположников марксизма оставались неизменными на протяжении всей работы; нужно перестать отрицать то, что говорили французские марксисты о различии взглядов молодых и зрелых марксистов, даже если тезис о «двух марксах» был не совсем верен; Мы должны преодолеть наше высокомерное тщеславие, что только официальные «лидеры» советской философии понимают истинный марксизм, и что любая другая интерпретация, особенно исходящая из-за рубежа, из Югославии, Польши, Австрии и Франции, является ревизионистской; И тем более мы должны избавиться от комплекса неполноценности, который порождает убеждение, что современные марксистские философы должны только пропагандировать и комментировать взгляды классиков и не идти дальше в решении тех или иных философских проблем, тем самым критически, а не догматично относясь к своему наследию. По сути, эти плодотворные методологические принципы изучения истории философской мысли человечества, которые наши ученые разработали и успешно применили к домарксистской философии, следует распространить и на изучение истории марксизма, с тем, чтобы реконструировать реальный ход развития его философской концепции и объяснить его генезис и эволюцию.
Попробую показать, что означает реализация такого отношения к проблеме человека в марксистской философии.
В ранних философских размышлениях Маркса понятие «человек» действительно занимало центральное место. Советские философы не могли этого понять и принять, и у них не было иного выбора, кроме как сделать вывод — как говорится в комментариях ко 2-му Марксу и Ф. Энгельсу, — что в таком представлении о человеке следует видеть результат феербахизма, который Маркс еще не преодолел, хотя Маркс сформулировал эти взгляды в прямой полемике с Фейербахом и впоследствии неоднократно подтверждал эти идеи. Конечно, в чем-то Маркс перенял идеи своего великого предшественника, но его представление о человеке изначально радикально отличалось от Фейербаха — отличалось тем, что Маркс не видел сущности человека в его природных качествах, 1] в том, что он признавал до-модернистскую деятельность как способ бытия человека, и в том, что он открывал изначальные качества человека как субъекта на практике, связывая процессы объективации его «существенных сил» с коммуникацией вовлеченных в этот процесс личностей.
В «Экономико-философских рукописях 1844 г.» Маркс рассматривал человека как уникальное существо, одновременно природное и социальное, сливающее природу и культуру в единое целое. Эту диалектическую структуру можно было бы назвать природно-чувственной, точно так же, как в «Капитале» диалектику товаров называли центаврианским термином «чувственно-чувственно». Общество проникает в глубину человеческого существования, становится его сущностью («Тезисы на Фейербахе»), но сущность не тождественна целостному существу объекта, она коррелирует с его существованием, и определяется природными свойствами человека. Поэтому она не отождествляется ни с природой, ни с обществом (в отличие от вульгарных взглядов, преобладающих среди наших философов, которые уравнивают человека и общество и заявляют о признании биосоциальной двусторонности человека как «дуалистической»).
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Гераклит Эфесский, древнегреческий философ
- Концепция бессознательного З. Фрейда и неофрейдистов
- Джордж Беркли, ирландский философ
- И. Кант. Формы и границы познания
- Основные идеи философии нового времени
- Философский постмодернизм. Дискурс, ризома, симулякры – категории постмодерна
- Судьба марксизма в XX в — Рождение марксистской философии
- Происхождение и становление нравственности
- Особенности познания духовного
- А.И. Герцен. «Письма об изучении природы» — Биография Герцена