Оглавление:
Основатели марксизма ставили и решали в своих работах проблему распространения диалектического материалистического мировоззрения на общество. Это означало придание диалектическому материализму полной формы, доведение его «до крайности». В этом случае диалектический материалистический метод познания представляется универсальным, применимым не только к явлениям природы, но и к явлениям общества.
Как писал Энгельс, задача состояла в том, чтобы примирить науку общества с «материалистической основой» и соответствующим образом перестроить ее. С точки зрения марксизма, такой материалистической основой науки общества является, в свою очередь, практика как общественно-изменяющаяся деятельность людей. Речь идет, прежде всего, об их производственной деятельности, способе производства материальных благ и производственно-экономических отношениях между людьми, которые возникают на их основе. Все эти факторы прямо или косвенно влияют на содержание познавательной деятельности людей и, в конечном счете, на все аспекты их социальной жизни.
Оторванная от практики, теория функционирует как набор идеалистических спекуляций, спекулятивных конструкций и становится мистикой. Но эта теория уходит корнями и в соответствующие условия практической деятельности людей, как объективные, так и субъективные, и особенно в неразвитость самих этих условий, а также в их недостаточное понимание, что приводит к мистификации реальности. В то же время на практике есть способы преодолеть ложные теории. Все головоломки, которые приводят теорию к мистике, находят свое рациональное решение в человеческой практике и в понимании этой практики, утверждал Маркс.
Он по-своему раскрыл диалектику взаимодействия теории и практики. Поскольку теория формируется под влиянием условий практической деятельности людей, она, в свою очередь, влияет на практику. И это влияние может быть очень большим. Это касается философских, научных, социальных и других теорий. Маркс неоднократно высказывал мысль о том, что теория становится материальной силой, когда она достигает массы. И это происходит, когда теория выражает интересы масс.
Взаимодействие и общение: диалектика сходства и различий
Коммуникация и взаимодействие как области исследований образуют сложное диалектическое единство. Точек пересечения столько, что иногда трудно определить атрибутивные и необязательные свойства, которые должны отражать специфику описанных явлений.
Эта путаница начинается с определений этих терминов. Г. М. Андреева отмечает: «Одни авторы просто отождествляют общение и взаимодействие и интерпретируют их как общение в строгом смысле (т.е. как обмен информацией), а другие рассматривают связь между взаимодействием и взаимодействием как связь между формой процесса и его содержанием…». Некоторые из этих расхождений вызваны терминологическими трудностями, в частности тем, что термин «связь» используется в узком или широком смысле»[1]. Термин «связь» используется в широком смысле.
Давайте сравним подходы к определению этих терминов. С философской точки зрения, здесь нет никакой проблемы: именно взаимодействие, а не коммуникация, является важнейшим свойством окружающего нас мира, материи. Следовательно, именно взаимодействие поглощает коммуникацию, ибо она оказывается более обширной и тщательной по своим методологическим свойствам, чем последняя.
Однако есть и другой подход. Его особенностью является включение в процесс коммуникации как одной из ее функций: «Коммуникация — это сложный, многомерный процесс установления и развития контакта между людьми, который возникает из потребностей совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, разработку стратегии совместного взаимодействия (т.е. фактической практики взаимодействия. — Э.К.), восприятие и понимание другого человека» (С.Ю. Головин, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.)[6].
Таким образом, одни считают, что коммуникация является частью взаимодействия, понимаемого как тотальная деятельность, другие склоняются к мнению, что взаимодействие входит в структуру коммуникации как особая составляющая.
Правильность той или иной точки зрения зависит, на наш взгляд, от общего контекста сравнения этих категорий. Если рассматривать взаимодействие и коммуникацию на методологическом уровне, то первое относится ко второму, так как общее относится к конкретному. Если коммуникация и взаимодействие рассматриваются в рамках конкретной науки (психологии, социологии), то допустимо, что коммуникация является феноменом более высокого порядка, чем частные взаимозависимые действия отдельных лиц в процессе совместной работы.
Однако существует и другой подход к определению, в котором желательно подчеркнуть тесную связь между общением и взаимодействием: «Коммуникация является одной из универсальных форм личной деятельности (наряду с познанием, работой, игрой), проявляющейся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений, и вытекающей из необходимости совместной деятельности» (Н. И. Конюхов)[7]. Это определение раскрывает коммуникацию практически полностью через особенности взаимодействия.
Взаимосвязь основных законов диалектики
Подводя итог рассмотрению фундаментальных законов диалектики, следует подчеркнуть, что в действительности сами по себе они действуют не индивидуально, как мы их изучаем, а в неразрывной связи: каждый закон проявляется в другом и через другой. Например, в действии закона единства и в борьбе противоположностей есть как отрицания (противоположности отрицают друг друга), так и количественно-качественные изменения. Закон перехода от количественных изменений к качественным предполагает отрицание, когда старое качество заменяется новым, и борьбу противоположностей — прерывистых и непрерывных, которые проявляются как качество, так и количество. Наконец, два других закона диалектики появляются в законе отрицания, потому что происходит борьба противоположностей и количественные изменения в качественном, ибо диалектическое отрицание может иметь место только тогда, когда внутренняя борьба противоположностей и количественные изменения в явлении приводят к самоотрицанию.
Взаимосвязь законов диалектики — очень сложная проблема как для теории, так и для практики, поскольку в жизни, как уже говорилось, законы диалектики появляются не в чистом (абстрактном) виде, а в конкретной, «телесной» оболочке, что затрудняет раскрытие механизма их действия. Особенно сложным в этом отношении является закон отрицания, который в полной мере проявляется только на заключительной стадии данного цикла развития, а поскольку циклы могут занимать значительные промежутки времени, проследить связь между темпорально отдаленными процессами отрицания очень сложно.
Если знать диалектику развития того или иного явления и законы развития, то можно влиять на процесс, но для этого необходимо уметь вскрывать противоречия развития, уметь соединять противоположности, уметь различать стадии развития (первое и второе отрицание). Практикуя отрицание старого и создание нового, следует помнить, что отрицание старого следует делать только в той мере, в какой оно соответствует природе отрицаемого явления. Как писал Ф. Энгельс, способ отрицания определяется, во-первых, общим, а во-вторых, особым характером процесса. Если мы не знаем или игнорируем его, мы можем оказаться в положении «голого», «бесполезного» отрицания или, наоборот, мы можем не понять необходимость, неизбежность перехода к новому. Необходимо научиться совмещать противоположности. Искусство сочетания противоположных сторон явлений, и такое сочетание, которое обеспечило бы приоритет жизнеспособной прогрессивной тенденции, является сложным делом.
Можно сочетать противоположности таким образом, чтобы создать симфонию, но можно также комбинировать их таким образом, чтобы создать какофонию. В нашей практической деятельности, а также до и после, мы часто комбинируем противоположности так, что получаем какофонию. Но если мы серьезно относимся к знанию реальности, диалектики самой жизни, если мы будем действовать в соответствии с усвоенными диалектическими законами, то, несомненно, сможем добиться практических успехов в преобразовании нашего общества, нашей жизни, нашего мира.
Диалектический метод
Подобно Пармениду Гегель полагает, что безусловно существующим следует считать только нечто единое. Он имеет в виду органическую целостность, которая, хотя и состоит из частей, все же образует единство, поскольку все ее части могут существовать только в составе этого целого. Таков, например, живой организм, который достаточно четко структурирован, но в то же время ни одна его часть не может существовать сама по себе.
Исходным единством в системе Гегеля является Абсолютная Идея, выступающая одновременно субъектом и объектом не только познания, но и развития. Это развитие осуществляется как процесс развертывания системы категорий, которые представляют собой всеобщие формы и бытия, и мышления одновременно. Именно в учении о диалектическом саморазвитии категорий реализуется принцип тождества мышления и бытия. Дело в том, что всякое изменение предполагает взаимодействие. Но если исходное начало едино, то ему, чтобы вступить во взаимодействие с самим собой, необходимо раздвоиться. Благодаря такому раздвоению и последующему взаимодействию выделившихся частей происходит постепенная структуризация изначально аморфного единства, в процессе которой все более конкретизируется и проясняется его внутреннее содержание. В этом и состоит суть диалектического метода.
В качестве исходного принципа диалектической логики Гегель полагает, что всякому утверждению соответствует другое, логически равноправное ему, но прямо противоположное по смыслу, или всякому тезису соответствует антитезис. Согласно законам классической логики из двух таких утверждений истинным может быть только одно. Например, из двух суждений: «Этот человек жив» и «Этот человек мертв» – в любой момент одно истинно, а другое ложно. По если рассматривать эти суждения безотносительно ко времени, то хотя в истории их истинность изменяется, в логике оба они оказываются совершенно равноправными. Следовательно, все споры о том, какое из данных суждений является логически истинным, – пустая схоластика, ибо каждое из них является истинным при определенных условиях, логическая же истина должна быть безусловной. Подобного рода истину мы получим в результате объединения двух противоположных суждений, в их синтезе: «Человек смертен».
Так, построив триаду «тезис – антитезис – синтез», мы узнаем о человеке нечто новое, даже не обращаясь к эмпирическому опыту. И это знание, поскольку оно выведено из чистой логики, будет обладать необходимым и всеобщим характером. Такую диалектическую игру можно продолжать и дальше, поскольку синтез сам может выступать как тезис, составляя начало следующей триады, например: «Человек смертен» – «Человек бессмертен» — «Человек имеет бессмертную душу» и т.д. Примеры эти не принадлежат самому Гегелю, они лишь демонстрируют общую схему диалектического рассуждения.
Свобода как «истина необходимости»
Существование вещи проявляется в ее воздействии на окружающую среду. В самом деле, если объект не производит изменений в окружающей его среде по самому факту своего существования, он не существует. Абсолютный дух Гегеля проявляется в его собственной деятельности. Но поскольку это единственное существо, то изначально вокруг него нет «внешней среды». Поэтому у него нет иного выбора, кроме как действовать на себя и создавать свою внешнюю среду из своего внутреннего содержания. Таким образом, сущность Абсолюта раскрывается исключительно через непрерывный перевод его собственного содержания из сферы возможного в реальную. Творческая сила мира-духа постоянно преобразует потенциально возможное в реально существующее. Та же самая сила, однако, действует как разрушительная сила, которая ведет все, что реализуется, туда, откуда она была когда-то вызвана, в царство возможного. В этом вихре бытия творение и разрушение — одно и то же.
Creation creates — разрушение разрушает, но верно и обратное утверждение: создание разрушает, а разрушение создает, ибо каждый новый объект появляется в результате уничтожения другого. Но это означает, что новый предмет, который появляется на свет, является наследником старого, а старый, в свою очередь, несет в себе семя нового (как возможность). Новый объект — это реальность того, что уже существовало в старом как возможность. В результате получается, что творчество, о котором говорит Гегель, парадоксальным образом происходит по закону строгой необходимости. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, творчество предполагает свободу, но, с другой стороны, ничто не может появиться в реальности, что не «установлено» заранее, как это необходимо при возможности.
Парадокс «творчества из необходимости» возникает как следствие отождествления мысли с бытием. Чтобы устранить ее, не изменяя исходной ситуации собственной системы, у Гегеля нет иного выбора, кроме как отождествлять свободу с необходимостью. Как творческий агент, разум должен быть свободен, но его творчество должно подчиняться закону необходимости, который является отрицанием свободы. Однако, поскольку разум охватывает все вещи, он является единственной причиной всех происходящих событий. Ничто не заставляет его действовать так или иначе, кроме самого себя, поэтому it…. Свободен! Однако парадокс «творчества из необходимости» не устраняется, а лишь смещается в рамках самого понятия свободы. В понимании Гегеля, свобода, с одной стороны, является противоположностью всякого принуждения, а с другой — также противоположностью всякого произвола, ибо «свободная воля имеет необходимое содержание», или, другими словами, свобода — это «выявленная необходимость». Что это значит?
Напомним, что креативное разрушение Гегеля — это не что иное, как превращение возможного в действительное. Это означает, что на самом деле может появиться только то, что уже существовало, как потенциально возможно. В этих условиях только тот, кто желает только возможного, действительно свободен. Мерой свободы творческого духа является знание собственных возможностей, т.е. внутреннего «запаса» еще нереализованных потенциалов и закона порядка их реализации. Если это так, и Гегель верит в это, то из этого следует, что «истина необходимости» — это свобода.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Современные естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи и их значение для развития философии
- Теория «знания-власти» М. Фуко
- Русский марксизм — Краткая история марксизма
- Знание, смысл, идея. Мир идей как мир состояний сознания
- Мифология и философия
- Общество и основные его концепции
- Человек в концепциях космизма
- Качество и количество
- Новейшая социальная философия
- Формы направленного изменения: проблема революционного и эволюционного развития общества