Оглавление:
Философская мысль древнего Китая и древней Индии возникла на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Главной особенностью мифологии является неспособность человека отделиться от окружающей среды и объяснить явления на основе природных причин, она объясняет явления мира через действия богов и героев. Впервые в истории человечества мифология поднимает ряд философских вопросов: что такое жизнь и смерть, как появился мир и как он развивается и т.д.
Философия древнего Китая и Индии зародилась как форма общественного сознания с подъемом классового общества и государства. В древней Индии философия появилась примерно в 1-м тысячелетии до н.э., когда на ее территории образовались рабовладельческие государства. А зарождение философии в Китае произошло в VI-V веках до н.э., когда начался процесс классового расслоения общества: Рост экономической и политической власти новых землевладельцев и городских империй, лишение членов общины.
Философия древнего Китая и древней Индии обратилась к общечеловеческим ценностям. Человек должен приобрести философскую мудрость для достижения универсальных ценностей. Для этого он должен научиться понимать:
- в проблеме мира и его познания;
- в проблеме взаимодействия человека и природы;
- в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами:
- прекрасного и безобразного;
- добра и зла;
- справедливости и несправедливости;
- дружбы, товарищества;
- любви и ненависти;
- счастья, наслаждения и страдания и др.
Философские взгляды, теории, идеи, системы древнего Китая и древней Индии являются либо идеалистическими, либо материалистическими, иногда эклектичными (сочетание двух предыдущих типов мировоззрений).
Идеализм представлен в двух его вариантах: как объективный и субъективный идеализм — это философия «йоги», буддизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм.
Возникает вопрос, полезно ли вообще сравнивать древнюю мысль с философией древней Индии и Китая. С одной стороны, как мы только что отметили, есть ряд сходств в доктринах этих стран. Помимо упомянутого выше софизма и доктрины метемпсихоза, следует отметить наличие атомистических идей как в Греции, так и в Индии, появление «материалистических» и скептических школ во всех регионах распространения философии в древнем мире, элементы апофатической диалектики, обнаруженные в Платоне, в индийских Упанишадах, в раннедаосских текстах и так далее. Подобно тому, как в поздней античности мы видим синтез религиозных, литургических и философских реалий (неоплатонизм), мы видим аналогичные явления в Индии и Китае того же периода, основанные, главным образом, на буддийских школах и зарождающейся доктрине Адвайта Веданта. В свое время один из основоположников современного философского компаративизма П. Массон-Урсел безуспешно пытался сравнить развитие логики в Греции, Индии и Китае.
С другой стороны, нельзя отрицать, что существуют достаточно серьезные различия в особенностях возникновения и формах исторического развития философского дискурса в древних регионах. Таким образом, Китай не знает никакого реального идеализма. Проблема существования в Китае общих понятий решается не с точки зрения онтологии, а с точки зрения логики и философии языка. Атомистические понятия как таковые не сохранились и в Китае, что некоторые современные ученые объясняют сохранением иероглифической письменности в этой культуре.
В Индии философия зародилась в Упанишадах, тексты, комментирующие Веды, древнейшие священные писания, в религиозно-философском смысле, в то время как в Древней Греции философская мысль сразу же занимает критическую позицию по отношению к эпическому тексту, а понятия, объединяющие религиозную и философскую мысль, появляются здесь лишь позже. Наконец, древняя культура завершилась эпохой, в которой произошло определенное разделение философии как «науки науки» и религии, которая в лице Церкви стала «носителем» духовных истин — мы не наблюдаем подобных процессов ни в Индии, ни в Китае.
Древнеиндийская философия. Веды — первый памятник мысли древних индейцев
Первым памятником мысли древних индейцев были Веды, что на санскрите буквально означает «знание, наставление». Веды, написанные между вторым и первым тысячелетиями до н.э., сыграли большую и решающую роль в развитии духовной культуры древнего индийского общества, в том числе и в развитии философской мысли.
Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, формул жертвоприношений….. Это первая попытка философской интерпретации окружающей человека среды. Несмотря на то, что они содержат полусерьезное, полумифическое, полурелигиозное объяснение среды обитания человека, тем не менее, они считаются до-философскими, до-философскими источниками. На самом деле, первые литературные произведения, в которых была предпринята попытка философии, то есть интерпретации окружающего мира, не могли быть более разнообразными по своему содержанию. Живописный язык Вед выражает очень древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке и нравственной жизни. Веды разделены на четыре группы (или части). Древнейшим из этих священных писаний является «Самхита» (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех коллекций. Самая ранняя из них — Ригведа, собрание религиозных гимнов (около пятнадцатисот лет до нашей эры). Вторая часть Вед — это Брахманас (собрание ритуальных текстов). Они были основой религии брахманизма, которая преобладала до появления буддизма. Третья часть Вед — Араняки («лесные книги», правила поведения отшельников). Четвертая часть Вед, Упанишады, является философской частью, которая зародилась примерно за тысячу лет до нашей эры.
В это время появились первые элементы философского сознания, начали появляться первые философские доктрины (как религиозно-идеалистические, так и материалистические).
Ригведа. Попробуем обратиться непосредственно к самому раннему памятнику древнеиндийской культуры — Ригведе. Как я уже говорил, это сборник религиозных гимнов. Но даже в этой ранней книге мы видим первые признаки сомнений в правдивости священнических заклинаний и ритуалов. Давайте обратимся к текстам Ригведы:
(Сомневаюсь в существовании богов)
Соревнуйся, спой красивую песню,
Слава Индре (песня) правда,
Если это правда.
«Нет никакой Индры», — говорят другие, — «Кто его видел»?
Кого мы будем петь?»
Как известно, в древнеиндийской мифологии Индра — властелин различных божеств (Девас). Индра одновременно является и властелином молнии, и хранителем напитка или растений, дающих бессмертие, вечную молодость и мудрость.
Гимн Пуруше найден в Ригведе:
Тысячеглазый, тысячеглазый и тысячеглазый Пуруша….
Пуруша — это все, что стало и станет…..
Что стало с его ртом, кроме бедер, ног?
Его губы стали брахманами, его руки стали кшатриями,
его бедра стали вайшья, его ноги стали шидрой.
Луна родилась от мыслей, от глаз родилось солнце,
Из уст Индры и Агни, Из дыхания возник ветер,
Из пупка поднялся воздух,
С головы родилось небо.
От ног исходила земля, от уха исходила земля света.
Так были распределены миры.
Упомянутые выше брамины — священник Варна (группа). Кшатрия — Варна военной аристократии. Варна — Варна фермеров, ремесленников и торговцев. Шудры — самая низкая Варна, не имеющая права на коммунальную собственность, подчиненная другим Варнам. Позднее на основе кастовой системы сформировались варненские группы. В древнеиндийской мифологии Пуруша — это первый человек, из которого возникли элементы космоса, вселенской души, «Я». Пуруша действует как материальный «наполнитель» вселенной. Он существует везде одновременно, наполняя все. В то же время Пуруша — космический дух: он «знаток Вед», в него «вложено мышление». Позже (в Упанишадах) его отождествляют с мировой душой — Атманом.
Философские школы древней Индии
Древнеиндийская философия характеризуется своим развитием в рамках определенных систем или школ и их разделением на две основные группы. Первая группа — православные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II вв. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санхья (VI в. до н.э.), Ная (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшика (VI-V вв. до н.э.). Вторая группа состоит из неортодоксальных школ, не признающих авторитет Вед (джайнизм (IV в. до н.э.), буддизм (VII-VI в. до н.э.) и Чарвака-Локайата).
Йога основана на Ведах и является одной из ведических философских школ. Йога означает «концентрацию», а ее основателем считается мудрец Патанджали (2-й век до н.э.). Йога — это философия и практика. Йога — это индивидуальный путь сапсении и предназначена для достижения контроля над эмоциями и мыслями, в первую очередь через медитацию. В системе йоги вера в Бога рассматривается как часть теоретического мировоззрения и как условие практического действия для освобождения от страданий. Связь с Единством необходима для осознания своего Единства. После успешного завершения медитации человек достигает состояния самадхи (т.е. полной интроверсии, которая достигается после серии физических и умственных упражнений и концентрации). Помимо этого, йога также включает в себя правила приема пищи. Пища делится на три категории в соответствии с тремя пистолетами материальной природы, к которым она принадлежит. Например, пища невежества и страсти питомцев способна увеличивать страдания, страдания и болезни (особенно мясо). Преподаватели йоги уделяют особое внимание необходимости развития толерантности к другим учениям.
Джайнистская школа возникла в VI веке до н.э. на основе развития учения (мудрецов). Это одна из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Философия джайнизма названа в честь одного из ее основателей, Вардхамана, по прозвищу «Победитель» («Джина»). Целью учения джайнизма является достижение такого образа жизни, при котором можно освободить человека от его страстей. Джайнизм считает развитие сознания главным атрибутом души в человеке. Степень сознания человека варьируется. Это связано с тем, что душа имеет тенденцию отождествлять себя с телом. И несмотря на то, что душа совершенна по своей природе и её возможности безграничны, в том числе безграничные возможности познания; душа (ограниченная телом) также несёт на себе бремя прошлых жизней, прошлых поступков, чувств и мыслей. Причина ограниченности души — ее привязанности и страсти. И здесь роль знания огромна, только знание может освободить душу от привязанностей, от материи. Эти знания передаются учителями, которые покорили собственные страсти (отсюда и Джина — победитель) и способны передать их другим. Знание — это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается через аскетизм.
Философия Древнего Китая
Китай — страна древней истории, культуры и философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (XVII-XII вв. до н.э.) возникла рабовладельческая экономика. Труд рабов, находящихся в неволе, использовался в животноводстве и сельском хозяйстве. В XII. В век до н.э., в результате войны, государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснастило свою династию, просуществовавшую до III века до н.э.
В период Шань-Инь и ранний период династии Джок преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный иероглиф богов и действующих в них духов. Многие из древних китайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их предком. Согласно мифам, он был родоначальником племени Инь.
Важнейшим элементом древней китайской религии было поклонение предкам, основанное на признании влияния мертвых на жизнь и судьбы их потомков.
В древние времена, когда не было ни неба, ни земли, вселенная была темным, бесформенным хаосом. В ней родились два духа, Инь и Янь, которые были заняты рационализацией мира.
В мифах о происхождении Вселенной есть очень расплывчатые, условные начала естественной философии.
Мифологическая форма мысли как доминирующая существовала до первого тысячелетия до нашей эры.
Разложение первобытно-общинного строя и появление новой системы общественного производства не привели к исчезновению мифов.
Многие мифологические образы перенесены в более поздние философские трактаты. Философы, жившие в V-III веках до н.э., часто прибегают к мифам, чтобы поддержать свои представления об истинном правлении и стандарты надлежащего человеческого поведения. Одновременно конфуцианцы проводят историзацию мифов, демифологизацию действий и образов древних мифов. «Историзация мифов, состоявшая в попытке гуманизировать действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь примирить мифические легенды с учением их учения, конфуцианцы упорно трудились над тем, чтобы превратить духов в людей и найти рациональные объяснения самим мифам и легендам. Таким образом, миф стал частью традиционной истории. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, доктрин, а персонажи мифов становятся историческими фигурами, используемыми для проповеди конфуцианства.
Философия возникла в глубине мифологических идей и использовала их материал. История древней китайской философии не была исключением в этом отношении.
Философия древнего Китая была тесно связана с мифологией. Эта связь, однако, имела некоторые особенности, вытекающие из особенностей мифологии в Китае. Китайские мифы появляются первыми как исторические легенды о прошлых династиях, о «золотом веке».
Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающего китайский взгляд на происхождение мира и его взаимодействие, связь с человеком. Поэтому естественные философские идеи не занимали главного места в китайской философии. Все естественные философские учения Древнего Китая, такие как учение о «пяти стихийным силах», о «великой границе» — Тайцзи, о силах Инь и Ян, и даже о Дао, имели свое начало в мифологических и первобытных религиозных сооружениях древних китайцев о небе и земле, о «восьми элементах».
Наряду с появлением космогонических концепций, основанных на силах янь и инь, появились наивные материалистические концепции, связанные, прежде всего, с «пятью элементалями»: Вода, огонь, металл, земля и дерево.
Борьба за господство между царствами во второй половине III в. до н.э. привела к ликвидации «Боевых царств» и объединению Китая в централизованное государство под властью сильнейшего царства — Цинь.
Особенности развития философии в Китае
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап становления философских воззрений, охватывающий период VIII-VI вв. до н.э., и этап расцвета философской мысли — этап конкурса «100 школ», который традиционно относится к VI-III вв. до н.э.
Развитие философских воззрений древних народов, живших в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ и Ханшу (8-6 вв. до н.э.) и заложивших основы китайской цивилизации, совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере появления философии в этих трех регионах можно проследить общие закономерности в процессе возникновения и развития человеческого общества и мировой цивилизации.
В то же время история возникновения и развития философии неотделима от классовой борьбы в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских идей отражало борьбу разных классов в обществе, борьбу сил прогресса и реакции, которые цеплялись за все старое властью традиции, незыблемостью и вечностью своего правления. В конечном счете, столкновение взглядов и точек зрения привело к борьбе между двумя основными течениями в философии — материалистическими и идеалистическими — с разной степенью осознания и глубиной выражения этих течений.
Особенность китайской философии напрямую связана с ее особой ролью в острой общественно-политической борьбе, которая происходила во многих государствах Древнего Китая в периоды «весны и осени» и «боевых царств». Развитие общественных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри правящих классов. В Китае не было выражено своеобразного разделения труда между политиками и философами, что подразумевало прямое, непосредственное подчинение философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношений между различными социальными группами, между царствами — вот что в первую очередь интересовало философов Древнего Китая.
Другая особенность развития китайской философии заключается в том, что, за редким исключением, наблюдения китайских ученых за природой не были выражены в философии, поскольку философы, как правило, не считали нужным ссылаться на материалы естествознания. Единственным исключением такого рода, пожалуй, является школа мавров и школа философов-природоведов, которая, однако, перестала существовать после эпохи Чжоу.
Философия и естественные науки существовали в Китае как бы разделенные непроходимой стеной, что причиняло им непоправимый ущерб. Таким образом, китайская философия была лишена надежного источника формирования целостного и всеобъемлющего мировоззрения, а естественная наука, презираемая официальной идеологией, испытывала трудности в своем развитии и оставалась судьбой одиноких людей и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом для китайских натуралистов остались старые наивные материалистические представления натуралистов о пяти первобытных силах.
Такой взгляд появился в древнем Китае на рубеже VI и V веков и просуществовал до наших дней. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она до сих пор руководствуется этими идеями.
Таким образом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. По этой причине естественные философские концепции, объяснения природы, а также проблемы природы мысли, вопросы природы человеческого сознания и логики не получили дальнейшего развития в Китае.
Изоляция древней китайской философии от естествознания и неразвитой логики является одной из главных причин медленного развития системы философских понятий. Для большинства китайских школ метод логического анализа оставался практически неизвестным.
Наконец, китайская философия характеризовалась тесной связью с мифологией.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Парменид, древнегреческий философ и политический деятель
- Концепция «обратной перспективы» Павла Флоренского
- Философия религии М. Шеллера
- Наука и философия
- Субъективные аспекты понимания пространства и времени и зависимость их от типа культуры
- История и теория философской антропологии
- Китайская философия даосизм
- Государство и гражданское общество в философии гегеля
- Философия в профессиональной деятельности
- Платон как ученик Сократа — Жизнь Платона и формирование его философских взглядов