Оглавление:
Пространство — это форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и иерархию материальных образований, их структуру и протяженность. Время — это форма существования материи, характеризующая взаимодействие объектов и изменение их состояний, последовательность процессов и их продолжительность.
Пространство и время как объективные формы существования материи отличаются от естественнонаучных представлений о них, которые меняются с прогрессом естествознания и науки в целом. В этом контексте, помимо реального пространства и времени, мы различаем восприятие (психологическое) и концептуальное пространство и время.
Перцептивное пространство и время понимаются как формы сенсорного восприятия, отражения реального пространства и времени в сенсорном восприятии субъекта; концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в конечном итоге оказываются более или менее адекватными представлениями реального пространства и времени посредством логической мысли. Перцептивное и концептуальное пространство и время являются формами отражения материальной реальности и в то же время формами дальнейшего познания внешнего мира.
В истории философии и науки сложились две основные концепции пространства и времени:
- материальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные образования, которые существуют рядом с материальными объектами и независимо от них. Пространство сократилось до бесконечной пустоты («ящик без стен»), в котором размещаются все тела, время — до «чистой» длительности. Эта идея, уже обобщенно сформулированная Демокритом, была логически завершена Ньютоном в концепции абсолютного пространства и времени, полагая, что их свойства не зависят от природы материальных процессов, происходящих в мире.
- реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, независимые от материи образования, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).
Содержательные и реляционные концепции не имеют явного отношения к материалистическому или идеалистическому толкованию мира; и те, и другие развивались на обеих основаниях. Таким образом, если Кант рассматривал пространство и время не как свойства самих вещей, а как априорные (доэкспериментальные) формы человеческого мировоззрения, то Гегель подчеркивал, что только в движении духа (как «инаковость» материи) «пространство и время действительны». Диалектическая материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в рамках реляционного подхода.
Пространство и время как формы материального существа имеют как общие свойства, так и характерные для каждой из этих форм.
В настоящее время реляционная теория выглядит более надежной (основанной на достижениях науки), на чем:
- Время — это форма существования материи, выражающая продолжительность.
Время — это форма существования материальных объектов и последовательность изменения (изменения состояния) этих объектов в процессе их развития;
- Пространство — это форма существования материи, характеризующая ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов друг с другом.
Время и пространство тесно переплетены. То, что происходит в пространстве, происходит одновременно во времени, а то, что происходит во времени — в пространстве. Гегель, ассоциируя пространство и время с движением, утверждал, что они действительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А движение, по словам Гегеля, является непосредственным единством пространства и времени.
Категории пространства и времени
Понимание времени и пространства как отношений внутри материи;
- изменил прежний взгляд на время и пространство как на вечные, неизменные величины.
С помощью сложных физико-математических вычислений Эйнштейн доказал, что когда любой объект движется со скоростью, превышающей скорость света, время и пространство внутри этого объекта изменяются — пространство (материальные объекты) становится меньше, а время — медленнее. Поэтому пространство и время относительны и зависят от условий взаимодействия материальных тел.
Категории пространства и времени имеют универсальный характер, поскольку они применимы для анализа как объективной, так и субъективной реальности, т.е. они универсальны. Универсальность обусловлена единством бытия и абсолютностью происходящих в нем изменений.
Также признается существование психологического пространства и времени. Их особенности и характеристики обусловлены как психикой индивида, так и внешними обстоятельствами его существования. Например, психологическое время «затягивается», когда событий мало или они неинтересны этому человеку, и наоборот, чем больше событий «интересуют» человека, тем быстрее «время проходит» для него.
Можно различать пространство и время социального бытия. Деревня, полис, феодальная усадьба, национальное государство могут быть единицей социального пространства. Восприятие времени в разные эпохи связано с темпом жизни, использованием календарей и часов, насыщением жизни событиями, динамикой социальных процессов в целом. Социальное время — это форма социального бытия, выражающая длительность исторических процессов, их изменение, происходящее в процессе деятельности людей.
Таким образом, понятия пространства и времени имеют смысл для объективной и субъективной реальности, потому что вся реальность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения, изменения.
Из реляционной концепции пространства и времени следует идея качественного разнообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должны сопровождаться формированием качественно специфических форм пространства и времени.
В начале XX века физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время — это четвертое измерение мира, а пространственно-временной разрез нашей метагалактики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное измерение). Это фундаментальное свойство определило структуру материала метагалактики. Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей метагалактики существовало десятимерное пространство-время. Четыре измерения (формула 3+1) стали формами бытия материи на макроскопическом уровне, а шесть — определили структуру микромира, размеры которого менее 10~33 см. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.
Среди его универсальных свойств: 1. объективность и независимость от человеческого сознания; 2. неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей; 3. единство непрерывное и прерывистое в своей структуре; 4. количественная и качественная бесконечность; 5. вечность.
Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами.
Социальное время и пространство
Первые выражают свою шкалу, они ассоциируются с измерением и характеризуют его количественный аспект. Метрические свойства пространства — однородность, изотропия, трехмерность, кривизна; метрические свойства времени — однородность, одномерность. Топологические свойства выражают пространственно-временной порядок, качественный аспект пространства и времени (связность, симметрия и изотропия пространства, анизотропия, необратимость, ритм, темп).
Общие свойства пространства и времени специально конкретизируются, преломляются на различных уровнях организации материи, например, в неживой природе, мега-, макро- и микрокосме.
С появлением живой природы появляется биологическое пространство и время. Предполагается, что существует множество биологических пространств (например, районы распространения определенных организмов или их популяций).
Особенности биологического времени выражаются во временных ритмах, которые представляют собой циклические вариации интенсивности и характера биологических процессов и явлений. «Биологические часы» — это способность живых существ ориентироваться во времени. Они основаны на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках — биологических ритмах. «Биологические часы» — это механизм, с помощью которого осуществляется многоступенчатое функционирование всех подсистем живого организма.
Социальное пространство и время возникают с появлением общества. Социальное пространство — это универсальная форма существования различных социальных субъектов, от индивида до общества в целом. Социальное пространство — это, по сути, «вторая природа», в которой люди организуют пространство в соответствии с условиями своей жизни. Таким образом, современный город отличается пространственной организацией от городов древности или средневековья.
Социальное время — это форма социального бытия, характеризующая возникновение человеческой деятельности и преемственность различных этапов исторического развития. В истории время может «ускорить свой ход», события протекают быстрее, то есть увеличивается интенсивность всех форм жизнедеятельности людей. Отличительной чертой социального времени является то, что исторические события хранятся в памяти людей.
Когда мы говорим о социальном времени, мы различаем время индивида (течение жизни конкретного человека), время поколения (продолжительность фактической жизнедеятельности современников), и время истории, качественно более высокий уровень социального времени.
Понятия пространства и времени всегда были в центре внимания философов, особенно когда речь шла о моделировании общей концепции мира, т.е. построении онтологической системы. Упомянутые трудности в понимании категорий пространства и времени придают этой проблеме далеко идущий комплексный характер и не могут сводиться только к их физической интерпретации. Поэтому, с одной стороны, философское осмысление пространства и времени всегда связано с развитием наук (и не только физики), а с другой — происходит в рамках общего онтологического и эпистемологического подхода. Давайте перейдем к различным интерпретациям этих понятий в философии и науке.
Понимание пространства
Пространство понималось как:
- Абсолютное продолжение, пустота, в которой все тела были заключены и независимы от них (Democritus, Epicurus, Newton);
- расширение материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или формы бытия материи (Хольбах, Энгельс);
- порядок сопоставления и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);
- комплекс ощущений и данных опыта (Беркли, Мах) или априорная форма сенсорного восприятия (Кант). Время интерпретировалось как:
- Продолжительность существования и мера изменения Вещественности (Аристотель, Декарт, Хольбах) или форма существования Вещественности, выражающая продолжительность и последовательность изменения (Энгельс, Ленин);
- проявление абсолютной вечности, как преходящей продолжительности (Платон, Августин, Гегель);
- абсолютная продолжительность, однородная для всей вселенной (Ньютон);
- относительное имущество вещей, порядок преемственности событий (Leibniz);
- форма порядка комплексов ощущений (Беркли, Хьюм, Мах) или априорная форма просмотра смысла (Кант).
Большинство из этих концепций пространства и времени можно свести к двум основным.
- Существенная концепция. В научной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея, время и пространство рассматриваются как особый вид сущностей, как некоторые некорпоральные вещества, существующие сами по себе, независимые от других материальных объектов, но оказывающие на них значительное влияние. Они представляют собой вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. В этом случае время рассматривается как абсолютная продолжительность, а пространство — как абсолютное продолжение. Ньютон полагался на эту интерпретацию пространства и времени при создании своей механики. Эта концепция преобладала в физике до создания специальной теории относительности.
- реляционная концепция. В нем пространство и время рассматриваются как особый вид отношений между объектами и процессами.
Физика, как и любая другая наука, дает описание мира, основанное только на знаниях и представлениях, которые она может обобщить в данный момент времени. Полнота научного взгляда на мир часто основывается на введении сил и понятий, которые являются не более чем идеальными конструкциями, возникшими из-за недостаточного физического обоснования.
Например, ньютоновская физика вводит понятие эфира как особой универсальной среды. Считалось, что эфир проникает во все тела и заполняет ими пространство. С помощью этой концепции казалось возможным объяснить все явления, известные в физическом мире того времени; на ней строились физические теории (например, волновая теория света). В то же время физики долгое время просто игнорировали тот факт, что сам эфир оставался вне досягаемости физического эксперимента. Для того, чтобы установить реальное существование эфира как особой светоносной среды, возникла идея проверить скорость Земли относительно нее. Начиная с 1881 года Майкельсон сначала один, а затем, в 1887 году, вместе с Морли, провел с этой целью серию экспериментов («эксперименты Майкельсона-Морли»). Результат отрицательный.
Свойства пространства и времени
В 1905 году А. Эйнштейн создал свою особую теорию относительности, отрицая существование эфира. Из этой теории следует ряд выводов, касающихся пространства и времени, которые уже существовали в философии в рамках концепций отношений. Самый важный вывод заключается в том, что пространство и время должны рассматриваться как взаимосвязанные. Все в мире происходит в пространственно-временном континууме. Следующий вывод заключался в том, что пространство и время являются относительными и зависят от системы отсчета. Наконец, проблема установления синхронности событий решается конвенцией, соглашением о процессе синхронизации часов с помощью светового сигнала. Таким образом, с философской точки зрения, пространство и время являются существенными атрибутами бытия, которые на определенном уровне представляют собой системы физических отношений между объектами. Позднее, в целом, относительность, пространство и время связаны также с другими свойствами материала, такими как гравитация, с распределением массы.
В новой физической теории пространство и время рассматриваются с позиции реляционной модели, так как она лучше соответствует современным физическим представлениям. Мы обращаем внимание на момент выбора интерпретационной модели, поскольку в современной физике также существуют представления, основанные на модернизированном понимании понятия вещества. Таким образом, с реляционной точки зрения, время — это форма существования материи, выражающая продолжительность существования и последовательность изменения состояния различных систем. А пространство — это форма существования материи, выражающая структуру и расширение различных систем. Пространство и время обладают рядом атрибутивных, т.е. присущих им свойств.
Атрибутивные свойства пространства:
- Расширение, т.е. наложение и сопоставление различных элементов. Это означает, что каждый элемент может быть добавлен или взят из другого элемента пространства. Результатом расширения является структурированность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, объединяющих элементы в единое целое;
- непрерывность, проявляющаяся в способе перемещения тел из точки в точку и в распространении воздействий через поля как процесса передачи материи, энергии и информации
- Относительная дискретность (прерывистость), обеспечивающая относительно раздельное существование тел в природе;
- трехмерность, которая является универсальной. Все n-мерные пространства, которые возникают в науке, являются лишь абстракциями, удобными для описания. Реальное пространство является трехмерным, и все явления могут быть представлены в трех пространственных координатах.
Атрибутивные свойства времени:
- Продолжительность, т.е. последовательность сменяющихся состояний. В природе ничего не замерзает, все движется и длится во времени;
- Необратимость, т.е. время течет из прошлого в настоящее и в будущее. Прошлое — это все события, которые произошли. Это влияет на настоящее и будущее. Будущее — это события, которые могут произойти после того, как они произошли в настоящем. Настоящее включает в себя все события и системы, которые реально существуют. Следовательно, взаимодействие возможно только при одновременном существовании объектов. Объекты, которые существовали в прошлом, недоступны для влияния, так как они перешли в другое состояние.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Милетская школа и проблема первоначала
- Парменид, древнегреческий философ и политический деятель
- Концепция «обратной перспективы» Павла Флоренского
- Философия религии М. Шеллера
- Наука и философия
- Религиозно-мифологические представления и зарождение естественнонаучных знаний в Индии и Китае
- История и теория философской антропологии
- Китайская философия даосизм
- Государство и гражданское общество в философии гегеля
- Философия в профессиональной деятельности