Оглавление:
Педагогика получила свое название от греческих слов «pai-dos» — ребенок и «назад» — свинец. В буквальном переводе «payegago-gos» означает «воспитатель детей». В Древней Греции пайегаго был рабом, который буквально взял за руку ребенка своего хозяина и сопровождал его в школу. Учитель в этой школе часто был еще одним рабом, просто ученым.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле, означающем искусство «направлять» ребенка «по жизни», то есть воспитывать и обучать его, направлять его умственное и физическое развитие. Часто упоминаются имена людей, которые впоследствии прославились, а также имена их воспитателей. Со временем накопление знаний привело к появлению специальной науки об образовании детей. Теория была очищена от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, подчеркнула наиболее важные отношения. Таким образом, педагогика стала наукой воспитания и образования детей.
Такое понимание педагогики сохранялось до середины 20 века. Только в последние десятилетия стало понятно, что не только дети, но и взрослые нуждаются в квалифицированном педагогическом руководстве.
Самое короткое, общее и в то же время относительно точное определение современной педагогики — наука о человеческом образовании. Термин «образование» используется здесь в самом широком смысле и включает в себя образование, обучение и развитие. Расширение сферы применения термина «образование» противоречит историческому названию науки. Поэтому в педагогической лексике мира все чаще встречаются новые термины — андрология (от греческого «андрос» — человек и «назад» — свинец) и антропология (от греческого «антропос» — человек и «назад» — свинец).
На протяжении веков педагоги искали лучшие способы помочь людям использовать способности, данные им природой, для формирования новых качеств. На протяжении тысячелетий постепенно накапливались необходимые знания; создавались педагогические системы, одна за другой испытывались и отбрасывались до тех пор, пока не оставалось наиболее жизнеспособных и полезных. Развитие и наука образования, основной задачей которого является накопление, систематизация научных знаний о формировании человека.
Педагогические теории новой эпохи
Педагогические теории и идеи современной эпохи основывались на лучших гуманистических традициях и вобрали в себя прогрессивные идеи современной эпохи. В XVII-XVIII веках были созданы первые научно-педагогические теории.
Труды немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) были в начале дидактики. Ратке изучал теологию и философию в университете Ростока, но бросил карьеру священника и стал учителем. Изучив опыт немецких городских школ, В. Ратке высказался за реформу образовательного процесса, за изменение принципов и содержания образования. По его мнению, изменения должны быть основаны на новых принципах преподавания, которые он сформулировал почти одновременно с Я.А. Коменским. В. Ратке, например, настаивал на том, что процесс образования должен быть организован по законам природы, и считал, что все дети от рождения равны и похожи на «чистый лист», заполненный взрослым в соответствии с целями образования.
В. Ратке считал, что преподавание должно учитывать специфику познавательного процесса, в котором восприятие объектов и явлений используется для придания смысла этим восприятиям. Он счел необходимым использовать различные формы визуализации, перейти от конкретного к абстрактному, проводить систематические упражнения и повторения для стимулирования интереса учащихся к знаниям и обучению. В то же время Ратке оставался сторонником классической формы обучения — лекции. Педагог анализировал возможности школьного образования, был сторонником гуманистов и выступал за преподавание на родном языке. Основываясь на аналитико-озвученном методе обучения грамоте, он создал серию учебников и книг для чтения для немецких школ. Он также выступал за преподавание на родном языке. Признавая приоритет педагогического контроля, Ратке настаивала на необходимости сделать все школы общедоступными, предъявляла жесткие требования к методической подготовке учителей, выступала за улучшение социального статуса учителей.
Важнейшей фигурой в педагогике современности был чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592-1670), который разработал многие педагогические проблемы и создал первую в истории педагогики научную теорию — дидактику, направленную на всестороннее развитие личности
Идея универсальности образования в теории Я.А. Коменского имеет не только философскую, но и практическую направленность, ее реализация детально проработана в «Великой дидактике» и «Правилах хорошо организованной школы». В этих работах педагог выдвинул универсальную теорию «обучения всему», основанную на принципе естественного образования. Человек, как часть природы, подчиняется своим универсальным законам; соответственно, образование должно регулироваться естественной природой вещей и обеспечивать быстрое, легкое и разумное обучение. Отсюда следует, что образование мужчины должно начинаться в юном возрасте и продолжаться в подростковом. Для реализации этой идеи Я. А. Коменский первым в истории педагогики разработал научно-обоснованную, комплексную школьную систему в соответствии с возрастной периодизацией и очертил содержание образования на каждом образовательном уровне. Педагог выступал за всеобщее образование и считал, что в каждом успешном обществе должны быть школы для обучения детей обоих полов.
Первым этапом проекта «Коменского» стала школа для матерей (с рождения до 6 лет). В дошкольном учреждении, когда ребенок знакомится с природными явлениями, жизнью людей, получает начальные знания по географии, астрономии, основным направлениям образования, педагог называет трудом и нравственностью. На начальном уровне (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, где детей обучают довольно широкому кругу знаний на родном языке, что выходит за традиционные рамки современного образования. Я.А. Коменский предложил включить в учебную программу этой школы родной язык, арифметику, начало геометрии, географию, «начало космографии», начало общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа с преподаванием на родном языке предназначалась для общего образования всех детей. Средняя школа в системе Я. А. Коменского была гимназией или латинской школой (с 12 до 18 лет), которая должна была быть открыта в каждом городе для обучения юношей, достигших возраста обучения. Учебная программа гимназии включала в себя «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начальные медицинские знания и т.д. Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) была представлена в системе образования академией, которая должна была открыться в каждом штате.
Педагогические теории Просвещения
Педагогические идеи конца XVII — начала XVIII веков возникли из необходимости изменения образования, основанного на реализации с помощью Просвещения «естественных прав» человека — свободы, равенства, братства. Например, Джон Локк (1632-1704 гг.), английский философ, философ эпохи Просвещения и государственный деятель, получивший блестящее образование в Оксфордском университете, утверждал естественное равенство людей; он считал, что образование на «чистом листе» наносит ущерб человеческому характеру и личным качествам. На эту тему педагог писал: «Девять десятых людей становятся такими, какими они есть по образованию. Таким образом, Локк был одним из первых педагогов, поднявших вопрос о пределах образования, которые ограничены как индивидуальными способностями, так и условиями жизни человека. Концепция образования Локка представлена в его трактате «Мысли об образовании» (1693 г.), в котором он предлагает программу всестороннего развития джентльмена, гражданина, бизнесмена новой эпохи.
Главная цель образования, по мнению Д. Локк подготовить человека к счастливой и разумной жизни, в которой он будет свободен и не будет нарушать свободу других людей. Для достижения этой цели педагог подразумевает духовное, нравственное, физическое и трудовое воспитание. Воспитание джентльмена должно осуществляться подготовленной гувернанткой в семье, так как «школа — это собрание невоспитанных мальчиков». Нравственное воспитание является приоритетом для Локка, основной задачей которого является развитие характера: «Воспитание мальчика необходимо, но оно должно быть на заднем плане, только как помощь в развитии более важных качеств». Такие качества, которые он называет сдержанность, смелость, самоконтроль, доброта, щедрость, хорошие манеры и т.д. В качестве средства морального воспитания учитель рассматривал убеждение, пример, тренировка, дисциплинирование, поощрение, осуждение и др.
Французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) считал необходимым изменить социальный порядок, основанный на несправедливом неравенстве, посредством образования и надлежащего воспитания, поскольку это является основой любой формы правления и, таким образом, представляет ценность для общества; благосостояние государства и каждого человека зависит от правильно организованного образования. Свою теорию «бесплатного естественного образования» он изложил в трактате «Эмиль», или «Об образовании» (1762 г.).
Отвергая традиционную систему образования, Ж.-Ж. Руссо считал, что образование будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если оно приобретет естественный характер, если будет связано с естественным развитием личности. Образование дается человеку по природе как внутреннее развитие человеческих факультетов и органов, образование от человека — это учение о том, как использовать это развитие, образование от вещей — это присвоение собственного опыта человека по отношению к предметам, которые дают ему образование. Все эти факторы, по мнению педагога, должны работать вместе. Ребенок рождается чувственно восприимчивым, воспринимает впечатления через органы чувств; по мере взросления его восприимчивость возрастает, знания об окружающей среде расширяются под влиянием взрослых. Такой подход Ж.-Ж. Руссо был принципиально новым для педагогики того времени, поскольку традиционная школа отвергала как индивидуальные, так и возрастные различия.
Для Руссо образование — это искусство развития истинной человеческой свободы. Тоска по природе в учителе проявляется в отказе от искусственности и притяжения всего естественного, простого, прямого. В педагогической системе Ж.-Ж. Руссо ребенок находится в центре педагогического процесса. Однако воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его переживаниях, чтобы направлять его обучение, но никогда не навязывать ему свою волю. При преподавании важно не адаптировать знания к уровню учащегося, а соотнести их с его интересами и опытом. Важно организовать передачу знаний таким образом, чтобы ребенок сам взял на себя задачу их приобретения. Педагог считал, что юношам и девушкам нужны разные системы образования: Мужчинам по своей природе суждено играть активную, ведущую роль в обществе, поэтому Руссо придавал большее значение их образованию; женщины должны получать образование по-другому, потому что у них другая роль в обществе, они наделены противоположными качествами и наклонностями. Педагог утверждал, что «естественное состояние женщины — это зависимость», поэтому девочка должна быть воспитана для мужчины, способного адаптироваться к мнениям и суждениям мужа, воспринимать его религию.
Ушинский — основатель научной педагогики.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) принес русской педагогике мировую известность. Он прожил короткую, но удивительно плодотворную жизнь. Великий русский педагог, демократ, основоположник русской педагогической науки и общественной школы в России, автор выдающихся работ: «Человек как субъект образования», «О преподавании на камеру», «Путеводитель по родному слову». Педагогические взгляды Ушинского основывались на следующих принципах: Национальность, самобытность русской педагогической науки, образование в труде.
То, что делал Коменский в Моравии, Песталоцци в Швейцарии, Ушинский в России — революция в теории, революция в педагогической практике. Ушинский разделил судьбу своих великих предшественников и, подобно им, выпил полную чашу гонений, зависти и преследования. Судьба показывает удивительную последовательность, когда она хочет прославить кого-то: высокие мысли в сочетании с плохим здоровьем, в хрупком теле укладывается ум титана, возраст дает короткий и трудный.
К.Д. Ушинский понимал образование как сознательный процесс всестороннего формирования личности. Он считал это общественным, общественным явлением, которое имеет свои объективные законы, знание которых он поручал каждому учителю, воспитателю. Ушинский — «учитель русских учителей» — разработал систему подготовки национальных учителей в рамках семинара для учителей, лучших отечественных учителей в своей педагогической работе руководствуясь композициями Ушинского.
Глядя на человека как на предмет образования, Ушинский указал на необходимость того, чтобы педагоги ставили под сомнение законы человеческой природы. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна сначала научить его и во всех. Для этого учитель должен отлично владеть не только педагогикой, но и психологией. Для достижения полноценного образования и развития личности Ушинский разработал ряд важных принципов.
Одним из таких руководящих принципов является принцип гражданства. К.Д. Ушинский защищал самобытность русской педагогической науки, которая воплотила в себе многовековую практику образования. Согласно этому принципу, первое место в образовании человека должно занимать язык его народа, а потому необходимо знать его, как и историю родного края.
Не менее важным принципом педагогической системы Ушинского является принцип воспитания в работе. Он считал упорный труд основой человеческого счастья. Ушинский писал: «Воспитание, если оно хочет счастья человека, не должно воспитывать его к счастью и готовить его к труду жизни». Образование, совершенство, может далеко пойти, чтобы расширить границы человеческих сил: физических, умственных, моральных.
Он считал в равной степени необходимой физическую и умственную работу, рассматривая один из важнейших видов умственной работы — преподавание. Ушинский требовал, чтобы, как и любая другая работа, это была не игра и развлечение, а серьезная и тяжелая работа. Он настоятельно рекомендовал привлекать детей и подростков к различным видам физической работы во внеурочное время.
К.Д. Ушинский много сделал в области дидактики, в разработке содержания образования, принципов, методов и форм обучения. Он отстаивал принцип коррекционного обучения и рассматривал изучение любого предмета как единый процесс духовного и нравственного развития.
Ушинский высоко оценил роль учителя в образовательном процессе и утверждал, что педагогические навыки наставника определяют воспитательный эффект. Великий педагог утверждал, что влияние личности учителя на ребенка является той образовательной силой, которая не может быть заменена ни учебниками, ни системой наказаний и вознаграждений. Поэтому он потребовал, чтобы каждый учитель относился с любовью к своей профессии.
Педагоги советского времени
Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, вся его научная деятельность сочеталась с педагогической практикой. Ему удалось создать систему образования, отвечающую задачам построения нового социалистического общества. Макаренко создал теорию образовательной группы, которые формируются в этом объединении людей, стандартов, стиля и отношения. Трудовое образование, по словам Макаренко, является одним из важнейших элементов образования. Участие в продуктивной работе сразу же меняет статус ребенка и делает его «взрослым гражданином».
Макаренко в своих работах уделял большое внимание семейному воспитанию, придерживаясь принципа, что легче правильно воспитать ребенка, чем потом его переучивать. В «Книге для родителей» он доказывает, что семья — это основной коллектив, в котором каждый является полноправным членом со своими собственными функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей и их действия, отношение к работе, отношения друг с другом — все это влияет на ребенка, формирует его личность.
Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики. Он совмещал свою деятельность с воспитательной практикой, которую осуществлял в колонии для несовершеннолетних правонарушителей (позже — в рабочем поселке). Его опыт описан в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».
Идеи П.П. Блонского, часто называемого «советским Песталоцци», оказали большое влияние на развитие советской педагогики в 20-30-х годах. Основные педагогические идеи Блонского заключаются в следующем: Воспитание и образование основываются на знании законов развития ребенка; необходимо уважать его личность, потребности и интересы; всестороннее развитие личности ребенка должно включать духовное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Блонский попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая ее как «естественное целое». В учебнике «Педология» он дал представление об особенностях различных возрастных периодов и связанных с ними особенностях воспитания и обучения. П. П. Блонский — автор первого в советской России учебника по педологии.
Таким образом, в 20-х-30-х годах XX века в СССР образование вышло на качественно новый уровень: школа стала бесплатной, общедоступной, а общее среднее образование — обязательным. Образование основывалось на идеях формирования всесторонне развитой личности, совести, сочетания образования с работой и социальной работой, воспитания в коллективе и команде, четкой организации и управления образовательным процессом, сочетания высоких требований с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителей, педагогов.
В послевоенный период стоит отметить деятельность величайшего педагога XX века В.А. Сухомлинского. Он был талантливым практиком и теоретиком и всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его работе занимает проблема творческого отношения учителя к своей работе. Большое внимание Сухомлинский уделял формированию молодого поколения гражданственности, продолжал развивать обучение по вопросам учебного процесса в коллективе, разработал методику работы с отдельными студентами в коллективе. В книге «Я отдаю свое сердце детям» Сухомлинский наглядно показал, что успех в работе учителя, воспитателя возможен только при наличии глубоких знаний о духовной жизни и развитии каждого ребенка.
Школа советского периода имела множество преимуществ, признанных в мире, но ее чрезмерная идеологизация, жесткая партийная диктовка, запрет на серьезные инновации и необходимая независимость породили с начала 70-х годов XX века признаки отставания от темпов научно-технического, социального и образовательного процессов в развитых странах. Учителя искали выход из этой ситуации в разных направлениях.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов на арену общественно-образовательной жизни СССР вышла большая когорта педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя — это творчество ученика» — таков был их девиз. Страсть к своему предмету, умение создавать урок так, чтобы все ученики были вовлечены в процесс обучения, любовь к детям, уважение к личности ребенка — вот те качества, которые, по мнению педагога-новатора, должны отличать настоящего учителя.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Внеурочная деятельность младших школьников при изучении неживой природы на примере кружка
- Особенности речевого аппарата детей, их влияние на освоение звуковой стороны речи
- Методика формирования грамматического строя речи
- Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
- Особенности формирования грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте
- Основные тенденции развития системы образования
- Технологическая карта урока английского языка
- Мотивация учебной деятельности у детей и подростков
- Образовательный туризм как педагогическая технология
- Современные проблемы этнопедагогики