Оглавление:
Русский космизм — это комплекс научных, философских, художественных идей. Философские основы космологических идей представлены, прежде всего, Фёдоровым, научные — Чишевским, Вернадским, Циолковским.
В серии работ с общим названием «Философия общего дела» Федоров предлагает систему достижения бессмертия человека, торжества справедливости, нравственности, красоты, истины, которая будет сопровождаться вечной духовной и материальной жизнью каждого человека, сохранением его «я».
«Общее дело» — это восстановление прежнего состояния мира, которое требует развития знаний, регулирования природы силами науки и техники, самосовершенствования человека. Конечной целью регулирования природы является воскресение предков, чтобы вернуть на землю все живые поколения, преобразить их и вернуть к Богу. Федоров считал христианскую идею личного искупления аморальной. Воскресение отцов может быть «общим делом» человечества, на основе которого оно преодолеет вражду и противоречия. Путь к бессмертию, воскресению, преображению ведет через научно-технический прогресс, особенно в области освоения космоса и овладения космическими процессами, способными повлиять на перестройку человеческого организма.
Циолковский продолжил развитие «космической философии». По мнению ученого, космологический процесс — это последовательное разворачивание циклических улучшений бытия, триумф творческих сил и разгильдяйства. Циолковский поднял вопросы о месте разума в мире, его ответственности за Землю и Вселенную.
Доктрина
Цишевский создал концепцию взаимодействия космоса и исторического развития на Земле, отметил зависимость циклов солнечной активности от явлений жизни. Он считает, что резкое увеличение солнечных токов, воздействуя на нервную и гормональную системы отдельных организмов, приводит к повышению коллективной возбудимости, вспышкам негативной эмоциональности, агрессивности и экстремального поведения. При наличии объединяющей идеи и цели возрастает социальная раздражительность масс, возникают социальные движения, меняется социально-культурный фон. Ученый одним из первых назвал главную задачу культуры будущего — поиск путей гармонизации жизни людей и космических процессов.
Вернадский предложил антропокосмическую доктрину. Его отправной точкой была концепция «биосферы» (среда обитания живой материи во всех ее проявлениях в океанах и на суше). Основываясь на научных данных, он показывает, что существует постоянный обмен между биосферой и неживой частью Земли, т.е. движение атомов. В то же время Земля и ее биологическая оболочка тесно связаны с космической средой и испытывают на себе воздействие космической радиации. Таким образом, биосфера вовлечена в цикл материи и энергии. Биосфера с ее почвами, ландшафтами и природными территориями образует основу, на которой развивается вся человеческая жизнь. Таким образом, человек интегрируется в естественную космическую систему кровообращения.
Формирование ноосферы
Homo sapiens служит лишь промежуточным звеном в длинной цепи существ. Появление человека в серии восходящих форм означает, что эволюция движется в направлении использования новых средств улучшения: психологического и духовного. Появление человека свидетельствует о том, что в рамках спонтанной, бессознательной эволюции сформировались условия для нового этапа — этапа рационально направленной эволюции. Человек формирует ноосферу (сферу разума), которая как бы накладывается на биосферу, но не сливается с ней и оказывает на нее все более трансформирующее воздействие. Ноосфера восстанавливает биосферу на благо мыслящего человека. Этот процесс прогрессивный. Но научно-технические достижения могут быть использованы в разрушительных целях. Прогресс духовной сферы ограничен такими социальными формами, как тоталитаризм, фашизм, пассивность, инерция масс, христианство, которые, по мнению Вернадского, разрушают сознание и устанавливают для него предельные рамки. Вернадский говорил о необходимости воспитания у ученых сознания моральной ответственности за использование научных открытий.
Мистическая филология
Мистическая филология Соловьева выбрала в качестве своего главного принципа всеведение. Соловьев соединяет низший и высший уровни бытия, понимает мировой процесс как восхождение к единству. От минерального царства к растительному царству, от последнего к животному царству, затем к природно-человеческому и духовно-человеческому («царству Божьему»). В последнем случае союз с Богом завершается и завершается. Бессмертная душа человека не отделена от Творца. Союз с Богом — это преобразование реальности, озарение хаоса на принципах истины, добра, красоты. Это путь постижения Софии, вечной божественной идеи, божественной мудрости, основы мироустройства и мировой души.
Интегральное знание
Знание о мировом порядке возможно только через интегральное знание (сочетание эмпирических, рациональных и мистических знаний). Тот, кто просветлен Божественной истиной благотворного знания, становится Богом человеком. Все знания развиваются в результате веры, интуиции, созерцания и позволяют нам видеть эволюцию бытия, происходящую по воле Божьей. Соловьев верил, что все человечество найдет спасение через связь с идеей Бога-человека.
Позже религиозная мысль эволюционировала и дала новые интерпретации идей Всевластия, Богочеловека, гармоничного преобразования мироустройства, Софии.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Рудольф Карнап, немецко-американский философ, логик
- Особенность представлений о материи в качестве субстанциональной основы мира
- Представители гносеологии
- Идеология как форма мысленного отражения мира
- Тоталитарное разложение души
- Пространство и время — формы существования материи. Виды материи
- Кибернетика и самоуправляемые системы
- Ханс Георг Гадамер, немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики
- Историческая вероятность и многовариантность исторического развития
- Френсис Бэкон, основоположник эмпиризма и английского материализма