Оглавление:
Позитивизм (лат. positivus — позитив) рассматривает вопрос о связи философии и науки как основную проблему. Главный тезис позитивизма заключается в том, что истинные (положительные) знания о реальности могут быть получены только с помощью конкретных, специальных наук.
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40-х годах XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философской доктрины о происхождении всего сущего, об универсальных принципах существования, знание которых не может быть дано в непосредственном сенсорном опыте. Основателем позитивистской философии является французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857), который продолжил некоторые традиции Просвещения, выразил веру в способность науки к бесконечному развитию и придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами. Первый период в развитии позитивизма (2-я половина XIX в.) также связан с именами Герберта Спенсера, Джона Милла, Ипполита Тэйна и др.
Главной целью всей системы позитивизма Конта было теоретическое обоснование нового «порядка», который заменил бы «беспорядок», созданный Французской революцией 1789 года. По его словам, мир управляется идеями, прогресс общества — это прежде всего духовный прогресс, а духовное развитие не только всегда предшествует, но и обуславливает социальное развитие. Поэтому для того, чтобы изменить общество и нравственность, необходимо изменить мнения.
Первая форма позитивизма
В основе всей философской системы Комта лежит учение о трех этапах развития человеческой мысли и познания: 1) «богословском», 2) «метафизическом» и 3) «позитивном». На первом этапе круг знаний, доступных человеку, ограничен, а воображение доминирует над мыслью. На втором этапе в качестве первого принципа признается не Бог, а природа или некая абстрактная сущность. Высшей и завершающей стадией развития знания и общества в целом является «позитивный», или научный этап, характеризующийся отказом от богословия и метафизики и реконструкцией социальной жизни на основе положительных знаний. Эти знания обеспечиваются не только естественными науками, но и наукой общества — «социологией». Целью позитивной науки является раскрытие порядка и законов природы и общества.
Человек, оказавший наибольшее влияние на аналитическое движение, — Людвиг Витгенштейн, опубликовавший в начале 20-х годов свой «Логико-философский трактат». В молодости на него оказал влияние его учитель Рассел, чья деятельность, в свою очередь, оказала влияние на позитивистских философов Венского круга. Он кратко изложил цель аналитической философии:
- философия направлена на логическое очищение мысли.
- философия — это не доктрина, а деятельность.
- философская работа состоит в основном в разъяснении.
- философия выливается не в «философские выводы», а в очищение выводов.
- без философии мысли были и остаются расплывчатыми и неопределенными: их задача, таким образом, состоит в том, чтобы сделать их ясными и дать им четкую картину.
Позитивизм стал основным корнем современного философского анализа. Французские позитивисты 19 века во главе с Огюстом Контом заняли позицию, что знания должны основываться на чувственном восприятии и изучении объективной науки. Таким образом, позитивизм ограничил знания установлением наблюдаемых фактов и их связей и отверг метафизический взгляд на мир и мнение, содержащее элементы, которые не могут быть эмпирически проверены. Такое негативное отношение к любой реальности вне человеческих чувств оказало влияние на многие современные школы мысли, включая прагматизм, бихевиоризм, научный натурализм и аналитическое движение.
Комте утверждал, что все попытки приспособить «метафизическую» проблему к науке обречены на провал, поскольку наука не нуждается в философии, а зависит от нее самой. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии»), должна считать своей главной задачей обобщение данных, полученных в частных, специальных науках.
Неопозитивизм
В 10-20 годы XX века существует третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, которая имеет несколько направлений.
Общей чертой неопозитивизма, который сейчас принято называть «аналитической философией», является детальное изучение языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее известными экспонентами аналитической философии являются Б. Рассел (1872-1970) и Л. Витгенштейн (1989-1951). Великий математик, Рассел внес значительный вклад в применение логического анализа для изучения основ математики. По его мнению, важно уточнить значение слов и предложений, представляющих знания, путем преобразования менее четких высказываний в более ясные. Он применил метод логического анализа к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) и «Логический атомизм» (1924) он выдвинул идею о том, что логика может быть использована для раскрытия сущности философии.
Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и др. Она сосредоточена на проблеме эмпирической обоснованности научных притязаний. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни эпистемологией, ни содержательной наукой любой реальности. Философия — это деятельность по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основан на принципе верификации (латинская verus — true; facere — do), то есть эмпирического подтверждения научных теоретических утверждений путем сравнения с наблюдаемыми объектами, сенсорными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют эпистемной ценности, являются ложными. Фактическое решение называется протокольным или протокольным предложением. Ограничение проверяемости позднее проявилось в том, что универсальные законы науки не сводятся к набору протокольного предложения. Нельзя также исчерпать и сам принцип проверяемости в одной лишь сумме всего опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа — еще одной влиятельной ветви неопсивизма, Джордж Эдвард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), — принципиально отклонили теорию проверяемости смысла и некоторые другие тезисы.
Постпозитивизм
Начиная с 1960-х годов, наиболее значимыми для логико-методологических исследований становятся понятия постпозитивизма, или, как его иногда называют, «четвертого позитивизма». Его представители, наиболее известные из которых — К. Поппер (1902-1994), Т. Кун (род. 1922), И. Лакатос (1922-1974) и П. Фейерабенд (род. 1924), продолжают поиск позитивизма в области научной строгости и уточняют теорию развития знаний.
Взгляды Поппера на познание имеют отличия от взглядов приверженцев неопозитивизма. Эти различия заключаются в следующем:
1) Неопсивисты рассматривают данные чувственного опыта как источник знаний, для Поппера все источники знаний эквивалентны; Поппер не различает, как это делают неоопсивисты, понятия эмпирических и теоретических знаний;
2) Неопсивисты установили контролируемость, т.е. проверяемость, а Поппер установил фальсификацию, т.е. опровержимость, в качестве критерия для разграничения истинных и ложных знаний;
3) Неопсивисты пытались дискредитировать важность метафизики, в то время как Поппер ее терпел;
4) Логические позитивисты подчеркивали индукцию как основной метод науки, в то время как Поппер подчеркивал проб и ошибок и включал в себя только дедуктивное рассуждение;
5) у логических позитивистов философия науки сводится к логическому анализу языка науки, а у Поппера — к анализу процесса развития знаний;
6) многие представители неопозитивизма (Р.Карнап, К.Гемпель и др.) позволили применить идею закономерности к явлениям общественной жизни, а К.Поппер доказал обратное в своих работах «Открытое общество и его враги» (1945) и «Бедность историзма» (1944).
Фальсификация
Другой вариант развития научных знаний был предложен И. Лакатосом в его книге «Фальсификация и методология исследовательских программ». Его основной описательной единицей модели развития науки является «исследовательская программа», состоящая из «жесткого ядра», «защитного пояса» и набора методических правил — «отрицательной эвристики», которые определяют предпочтительные направления исследований. «Твердое ядро» рассматривается в исследовательской программе как состоящее из неопровержимых утверждений. Ремень безопасности» служит для защиты «жесткого ядра» от опровержений. Однако сама она меняется и совершенствуется благодаря правилам «положительной эвристики», а также благодаря фальсификации и подтверждению. По словам Лакатоса, исследовательская программа прогрессивно развивается, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост. Если наблюдается обратное, то он уменьшается.
Научная работа, по мнению Фейерабенда, должна быть направлена на создание альтернативных теорий и полемики между ними. При этом, по его мнению, необходимо следовать принципу распространения, с одной стороны, который означает, что необходимо изобретать и разрабатывать концепции, несовместимые с существующими теориями, признанными научным сообществом, а с другой — принципу несоизмеримости, который гласит, что теории несопоставимы.
Фейерабенд выступал против диктата методик и принятия любых правил в научных исследованиях. Он считал, что наука ничем не отличается от мифа.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Источники философии. Соотношение философии и мифа, искусства, науки
- Античная философия
- Неоплатонизм
- Познание как творчество
- Концепция истории Гегеля
- Сенсуализм в философии нового времени
- Проблема форм социокультурного изменения
- Николло Макиавелли, итальянский мыслитель, философ
- Почему человек верит в бога?
- Владимир Иванович Вернандский, советский мыслитель, философ