Оглавление:
Человек — это существо, которое осознаёт свою смертность и может сделать её объектом размышлений. Это еще одна характеристика, которая отличает человека от животного мира. Наличие таких знаний в духовном опыте человека во многом объясняет остроту, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни.
Цель и смысл жизни каждого человека неразрывно связаны с социальными идеями и действиями, которые определяют цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором живет человек, и человечества в целом. Все это определяет ответственность каждого человека. Эта ответственность четко определяет пределы того, что люди могут и не могут делать при любых обстоятельствах. Она также определяет средства, с помощью которых люди могут или не могут достичь своих целей. Перед лицом смерти люди, творящие добро, истину и справедливость, приравниваются к людям, творящим зло, ложь и несправедливость. Это создает противоречие, которое в разное время разрешалось в разных типах культур по-разному. Тем не менее, проблема осталась, и философия, разумеется, не осталась в стороне от обсуждения.
Прежде всего, христианство предлагало вариант бессмертия в будущем, «жизнь после смерти», в качестве награды за праведный образ жизни, примером которого должен был служить образ Богочеловека Иисуса Христа, осужденного на пытки и воскресшего. Этот пример представляет собой своеобразный ответ на вопрос о смысле жизни.
В чем смысл жизни?
Мишель Монтень противоречил христианству: «Поразительно, что даже люди, наиболее убежденные в бессмертии души, которое кажется им настолько справедливым и ясным, тем не менее, кажутся неспособными доказать это человеческими аргументами». Давайте искренне признаем, что бессмертие обещано нам только Богом и религией; ни природа, ни разум не говорят нам об этом.
В наше время немецкая классическая философия в Гегеле дает идеалистическое оправдание бессмертия: «Вера в бессмертие, как и вера в Бога, представляет собой универсальную веру человечества». В то, во что все мужчины, или, по крайней мере, почти все мужчины, верят… присуща человеческой природе, должна быть как субъективно, так и объективно верна; таким образом, человек, который еще не имеет этой веры или даже не борется с ней, является недочеловеком, потому что ему не хватает существенной части человеческого сознания».
Проблема смысла жизни в русской философии
Проблема смысла жизни — одна из главных проблем русской философии. Л.Н. Толстой писал: «Пока живет человечество, есть идеал, а не идеал кроликов или свиней, которых надо разводить как можно больше…». но идеал добра, который достигается за счет умеренности и чистоты. Он утверждал, что религия — это не что иное, как ответ на вопрос о смысле жизни. Толстой провозгласил любовь «стремлением к благу того, что вне человека, что остается в человеке после отречения от блага животного человека». Любовь — это «сама жизнь; но жизнь блажена и бесконечна»….. Это очень радостная деятельность в жизни».
Великий вопрос — «В чем смысл жизни?» — Достоевский чрезвычайно отягощен и напрямую обращается к совести человека. Он не принимает идеального общего блага в будущем, когда путь к нему и средства могут противоречить морали и человечности. Моральная идея ведет человека к личному «абсолютному самосовершенствованию вперед, в идеале», так как, по мнению Достоевского, человек не может стать человеком сразу, а должен быть «отстранен от себя как человек». Для Достоевского, чтобы понять жизнь, нужно любить ее «до логики», и сделать ее человеческой, нужно стать лучше, заглянуть внутрь себя. «Без чистого сердца нет полного, правильного сознания».
Обоснование Добра
Владимир Соловьев считал, что задача человека в жизни определяется внутренними качествами добра, а нравственный смысл человеческой жизни — служить добру — чистому, всестороннему и всемогущему. В своей работе «Обоснование Добра» он говорит: «…показывать добро, как истина есть единственное право, истинный образ жизни во всем и до конца». Предпосылкой для достижения истинной цели жизни являются определенные нравственные нормы, которым следует человек: «Универсальный смысл жизни, или внутренняя связь отдельных единиц с великим целым, не могут быть придуманы нами; они даны из старого».
Таким образом, проблема поставлена, и, по мнению некоторых писателей, определенно решена. Это решение, однако, не может считаться однозначным и фиксированным раз и навсегда. Решение проблемы смысла человеческой жизни неизбежно сталкивается с такими категориями, как счастье, любовь, творчество и смерть. Мы видели это в предыдущих выступлениях, и весь исторический опыт человечества в этом убедителен.
Смерть против жизни
Смысл человеческой жизни может быть известен в том случае, когда человек понимает свою смертность. Жизнь и смерть в этом случае имеют характер противоположностей. Смерть против жизни, это взаимоисключающее противостояние. Жизнь побеждает смерть при рождении новой жизни и в созданной культуре. Любовь и творчество побуждают человека создавать условия для преемственности человеческого общества и его культурного развития. Человек обретает смысл своего существования, когда он в состоянии более полно реализовать свои творческие устремления, чтобы дать полное выражение положительных аспектов своей личности. Этого не может произойти без чувства единства не только со своим обществом, но и с человечеством в целом. Это единство проявляется через чувство любви и преодоление эгоизма. Помимо этого, однако, необходимы также социальные условия, которые делают возможным свободное саморазвитие человека. Все это в совокупности приводит к состоянию человеческого счастья как состояния внутреннего удовлетворения человека своей жизнью. Однако для активной творческой природы состояние внутреннего удовлетворения недолговечно, для творчества требуется реализация новых идей и планов. Именно стремление к осуществлению творческих начинаний дает наибольшее удовлетворение от жизни, от состояния счастья, от осознания смысла жизни. Движение к чему-то новому становится проявлением сущности человеческой жизни, оптимальным преобразованием общества, земли и Вселенной. Поэтому понимание смысла человеческой жизни возможно только через осознание процессов, происходящих во Вселенной.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Телеологическая концепция истории Августина — Концепция «Града Божьего»
- Философия и искусство
- Христианская мысль 1ого и 2ого века нашей эры
- Антропологический материализм Фейербаха — Суть антропологического материализма и его принципы
- Видимость или кажимость
- Н.Ф. Федоров – родоначальник русского космизма
- Г.В. Вернадский о влиянии монголов на русскую культуру
- Человек как субъект социального управления
- Духовный уровень
- Парацельс, врач, естествоиспытатель и философ эпохи возрождения