Оглавление:
Правовое сознание — это идеи и понятия, выражающие отношение людей к применяемому праву, знание меры, в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и незаконности; это правовая теория, правовая идеология. Правовое сознание является идеологическим выражением объективной, прежде всего экономической и социальной общественности. Право влияет на формирование правосознания, а последнее трансформируется в право и справедливость. Основой правового сознания является чувство собственного достоинства, совести и внутренней дисциплины воли, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к властям и властям — к гражданам.
История знает острые коллизии правосознания лучших, наиболее прогрессивных людей общества с существующими правовыми нормами. Конфликт может возникнуть и из-за произвола, когда человек ставит себя выше норм права и морали общества, порой руководствуясь идеями прогресса. Общество наказывает человека за его произвол.
Юридическое сознание
Юридическое сознание — это как промежуточная позиция между политическим и нравственным сознанием. В отличие от политического сознания, оно рассматривает государство не как объект борьбы за политическую власть, а как внешнюю регулирующую силу, требующую безусловного повиновения, но в то же время получающую определенную ценность. В отличие от нравственных норм, которые исходят не от государства, а от самого человека и имеют для него абсолютную ценность, но не имеют силы закона, правовое сознание воспринимает понятия закона и справедливости как нечто такое, что также должно стать государственным законом, нарушение которого должно сопровождаться материальными и действенными санкциями. В этом закон нуждается в поддержке нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью, правовое сознание стоит на шаткой земле. Не зря говорят, что хорошая мораль лучше и надежнее законов, какими бы хорошими они ни были.
«Мораль — это не порядок, установленный законами….». Есть разница между законами и обычаями, поскольку законы в основном определяют действия гражданина, а обычаи — действия человека. Разница между обычаями и употреблением заключается в том, что первые регулируют внутреннее, а вторые — внешнее поведение человека»[93].
Практический уровень правосознания
В повседневной жизни мы забываем об ограниченности правил и норм поведения, но они остаются для нас неприкосновенными. На уровне правосознания они выделяются и уже действуют как сознательные регуляторы.
Правовое сознание в значительной степени ориентировано на рациональную и моральную оценку. Существует самая тесная связь между моралью и законом: сам закон имеет нравственный смысл. Как нравственное, так и правовое сознание являются различными аспектами целостной духовной жизни человека и общества. Поскольку они взаимосвязаны, то мораль и право — это в то же время по сути разные формы личного и общественного сознания. Разница между ними заключается в безграничности чисто нравственных состояний и норм, а также в ограниченности требований закона. Можно определить закон как «минимальный уровень нравственности», закрепленный в законе в соответствующих законах. Прежде всего, закон требует от своих граждан объективной реализации этого «минимума добра» или реального устранения «определенного количества зла», и в этой реализации закон обязательно допускает принуждение. Происхождение нравственного принципа лежит в совести человека, в его доброй воле. Иными словами, закон является принудительной нормой для обеспечения соблюдения определенного минимума добра или приказом, который не допускает определенных проявлений зла. Это достигает двух целей: личной свободы и общего блага.
Понимание закона подразумевает понимание того, что законно или незаконно, и понимание того, что его исполнение является обязательным. По мнению Ф.М. Достоевского, только упрямство подавлять свой долг и не признавать обязанность, претендуя при этом на все права для себя. Право — необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если вы хотите быть свободными, вы должны ограничить свою свободу, чтобы сделать возможной свободу других.
Таким образом, повседневный практический уровень правосознания пытается судить о существующих законах с позиции их соответствия моральным требованиям, а теоретическая правовая мысль рассматривает существующий закон с позиции его общественно-политического смысла, его соответствия рациональным требованиям, объективно обусловленным реальным процессом общественно-политической жизни. Это можно рассматривать как противоречие, но и как дополнение. Эти два подхода основаны на практике: оба реализуются в жизни.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Апофеоз искусства и культ художника — творца в эпоху Возрождения — Философия эпохи Возрождения
- Константность и изменчивость в философии Гераклита — Жизнь и личность Гераклита
- Символ
- П. Чаадаев и его философия
- Человек и мир как центральная проблема философии
- Интуиция — История развития понятия интуиции в философской мысли
- Этические учения стоиков и Эпикура
- Древнекитайская философия
- Социальная справедливость как правовая ценность
- Милетская школа