Оглавление:
Долгое время отмечалось, что в обществе существуют различные социальные классы с точки зрения их позиций, интересов и устремлений. Пытаясь понять их происхождение, были высказаны различные мнения. Одни видели их источник либо в духовных качествах, психологических характеристиках людей, либо в их религиозных взглядах, мировоззрении (ведь, по меткому выражению Л. Фейербаха, люди в хижинах мыслят иначе, чем во дворцах); другие — в уровне благосостояния (которое считалось не зависящим от места человека в системе материального производства).
Согласно Гегелю, классы основываются, прежде всего, на неравенстве благосостояния, доходов, образования и, самое главное, на характере труда. Это крестьяне, занимающиеся сельским хозяйством; рабочие, работающие на фабриках и фермах, на стройках и т.д.; рабочие, образующие класс чиновничества; люди интеллектуального труда-ученые, художники и художественные работники вообще, священнослужители (т.е. те, кто, согласно русской традиции, принадлежит к интеллигенции; в зарубежной и отечественной социально-философской современной литературе появился термин «средний класс»).
Социальная структура — это исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно стабильная система взаимоотношений и отношений между различными элементами общества в целом: индивидами и социальными общностями людей (племя, нация, народ, семья), классами, социальными группами. Центральное значение для понимания социальной структуры общества имеют понятия способа производства, экономической сферы разделения труда.
Родившись в мир и пройдя последовательно более сложные этапы образования и воспитания, члены общества не являются однородными по своим интеллектуальным, моральным и другим данным и, по сути, по своим склонностям, интересам, характеру, жизненным и бытовым возможностям. И каждый молодой гражданин естественным образом или случайно попадает в определенную социальную группу. В разумно организованном, экономически и интеллектуально развитом обществе в определенной степени реализуется мудрый христианский принцип, метко выраженный А. Сен-Симоном: «Каждый в соответствии со своими способностями, каждый в соответствии со своими делами». Но, увы, этот принцип может быть реализован только в идеальном обществе.
В самом разумном обществе равенство может существовать только перед законом, но в противном случае преобладает неравенство: мужчины не равны по рождению, разуму и характеру. Некоторые из них лучше подходят для одного вида деятельности, другие — для другого. А общество нуждается — в интересах всего общества — во всех видах деятельности как на благо общества, так и на благо самих трудящихся. Таким образом, границы между социальными группами и классами всегда относительны, подвижны. Это означает, что для каждого отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной группы существует реальная возможность социальной миграции.
Вопросы демографии
Если рассматривать общество в целом, демографическую систему, то семейную жизнь следует рассматривать с точки зрения воспроизводства человеческой жизни, которая является предметом демографии (из греческих демо — люди и графо — писать). Демография изучает процесс воспроизводства населения (мир «смерти — рождения»), его динамику, миграцию, семью как демографическую единицу и др.
Демографическая система — это человек в совокупности демографических отношений, которые его связывают, и имеет свою закономерность обновления поколений, которая проявляется в поддержании внутреннего равновесия, относительной стабильности. На рост населения влияют многие социально-экономические факторы: уровень экономического развития, наука, здравоохранение, социальное обеспечение, социальные отношения, природа культуры, психология людей, образование и природа традиций. Интересна динамика роста мирового населения: в начале нашей эры население мира составляло около 275 млн. человек, в 1850 г. — 1 млрд. в 1900 г. — 1,6 млрд. в 1930 г. — уже 2 млрд. в 1976 г. — 4 млрд. в 1987 г. — 5 млрд. в 2000 г. — более 6 млрд. человек.
Однако стремительный рост населения при ограниченных природных ресурсах, по мнению современных последователей Т. Мальтуса, создает катастрофическую перспективу для общества: оно уже находится в положении человека, носящего обувь двух размеров слишком маленькой. Они видят суть нынешней демографической ситуации в «безудержном умножении» человечества. Мрачный прогноз вытекает, например, из расчетов П. Эрлиха. Те же мальтусы считают, что это может стать оправданием высокой младенческой смертности, эпидемий, войн как «лекарства» от противоречий между «чрезмерным» приростом населения и ограниченными природными ресурсами. Эти идеи были разработаны в свое время Мальтусом в его «Законе о динамике народонаселения». Нельзя отрицать, что Мальтус видел действительно важную проблему взаимосвязи между ростом численности населения и возможностями обеспечения продовольствием.
Действительно, число людей, живущих на ограниченной территории, может быть настолько большим, что это приводит к истощению ресурсов. Обсуждая возможность демографической катастрофы, Мальтус не учел ряд существенных моментов в функционировании демографической системы, а именно, рассматривал связь между ростом численности населения и продовольственным обеспечением как прямую и непосредственную, не видя ее многочисленных проявлений через социально-экономические, культурные, ценностные нормы и ориентации общества, которые выражают сущность социального контроля демографических процессов. Более того, изменения в численности населения так или иначе оказывают значительное влияние на состояние экономики, развитие производительных сил общества, темпы и пропорции общего социального развития.
Проблема численности населения не ограничивается общим количеством людей на планете. Поскольку общество взаимодействует с природой, демографические проблемы являются частью глобальных экологических проблем и должны решаться в этом общем контексте. Существенным для судьбы общества и его взаимоотношений с природой, несомненно, является не только существование населения, но и поддержание его на оптимальном уровне.
Этническое строение общества. Род, племя , народность, нация.
Род и племя. Первой именно человеческой формой сообщества, которая пришла на смену стаду, был клан. Клан представлял собой объединение кровных родственников, имеющих общее происхождение, обычаи и верования.
Клан был первым социальным образованием в истории общества, так как развивался на двух уровнях — этническом и социальном, что обусловливало семейное происхождение, воспроизводство человека, образование и воспитание детей, уход за престарелыми. Клан был многофункциональным, он закладывал основы ремесел в процессе охоты и рыбалки, изобретал и строил для него снаряжение, осуществлял обработку добычи и обставлял их жилища.
Необходимыми условиями существования клана были коммунальное владение определенной территорией с охотничьими (рыбопромысловыми) угодьями и их защита от внешнего посягательства. Распределение в клане было справедливым, производительность труда была примитивной.
Высшей формой общности людей в этот исторический период было племя.
Племя. — Объединение нескольких кланов. Как племя, клан был основан на кровных узах. Однако появление племен ознаменовало начало фрагментации единого многофункционального кланового сообщества. Племя выполняло лишь часть социально-значимых функций, связанных с поддержанием обычаев, укреплением верований, защитой территории, языком общения, в то время как экономическая единица оставалась клановым сообществом. Этот факт инициировал отделение этнической социальной общности, племени, от непосредственных экономических функций. С происхождением семьи (двойной дом) прослеживалась тенденция к разделению семейных отношений, тенденция к отделению родственных отношений от этнических.
Национальная принадлежность является более высокой формой общественного объединения, чем племя, и представляет собой исторически сложившуюся лингвистическую, территориальную, экономическую и духовную общность.
Необходимость экономических и духовных связей между племенами, миграция населения, борьба за территорию способствовали формированию племенного альянса. Появилась частная собственность, более сильные племена диктовали свои условия более слабым, началось классовое разделение, кровное родство уступило место территориальному, появилась новая социальная общность — национальность. Национальная принадлежность формировалась исторически достаточно долго. В его основе лежал более высокий уклад производственной, экономической, духовной, лингвистической и территориальной жизни. Формирование государств также способствовало консолидации национальностей, хотя в ходе исторического развития они не могли совпадать ни территориально, ни лингвистически. Например, Франция — Бельгия, Швеция — Норвегия, Россия — Беларусь — Малая Россия.
Принципы достижения единства
У Шоги Эффенди (1936, Хайфа) мы читаем: «Понятие единства человечества — краеугольный камень, на котором зиждется учение Бахаи — не является плодом безрассудных эмоций или выражением смутных добрых пожеланий….. Она применима не только к индивидууму, но и отражает прежде всего природу тех присущих человеческому роду связей, которые в будущем неизбежно объединят все государства, все нации….. объединится в одну семью. Это подразумевает беспрецедентную перестройку структуры всего современного общества… Это венец развития человеческого общества, которое прошло путь от возникновения семьи, через племенную солидарность, до появления городов-государств и, наконец, до независимых и суверенных государств.
В той же книге (Мировой порядок бахаистов) Шоги Эффенди перечисляет основные принципы бахаистики:
Бахаистская Вера признает Единство Бога и Его Пророков, поддерживает идею свободного, беспрепятственного поиска истины, осуждает всевозможные суеверия и предрассудки и видит главную цель всех религиозных проповедей в достижении мира и гармонии, для чего она призывает к тесному взаимодействию между религией и наукой, ибо это единственная и конечная основа мирного, упорядоченного и прогрессивного общественного порядка. Вера Бахаи признает равенство возможностей, прав и привилегий мужчин и женщин; она вводит принцип обязательного образования; она стремится ликвидировать как крайнюю нищету, так и излишества, порождаемые богатством; она возвышает работу, выполняемую в духе служения, до уровня поклонения Богу; она призывает к использованию специального вспомогательного языка для общения между народами; она указывает путь к установлению и поддержанию всеобщего мира.
Давайте подведем итог тому, что сказал Шохи Эффенди. Для достижения подлинного единства человечества как единого организма и планетарной цивилизации необходимо, согласно вере Бахаи, признать и реализовать следующие основные принципы:
- Отказ от предрассудков любого рода.
- Обеспечение полного равенства между мужчинами и женщинами.
- Осознание единства и относительной природы религиозной истины.
- Ликвидация крайней нищеты и богатства.
- Обеспечение всеобщего образования.
- Обязанность каждого искать истину для себя.
- Создание всемирной федерации.
- Признание того, что истинная религия находится в гармонии с разумом и научными исследованиями.
Провозглашение того, что смысл существования всех бахаистов должен заключаться в том, чтобы содействовать единству человечества. Нашей целью, по словам Шохи Эффенди, является построение мировой цивилизации в виде единства различных элементов, которые, в свою очередь, будут влиять на духовное состояние каждого человека. Учение бахаистской веры в некоторой степени является противоположностью христианской, которая обращается сначала к индивидууму, а через него — к коллективному сознанию. Это требует создания новых социальных структур, основанных на принципах коллегиальности и совещательности. Бахау’ул утверждает, что их мировое сообщество было задумано бахау’в качестве примера, эмбриона и прототипа будущей планетарной цивилизации, и необходимо позаботиться о том, чтобы человечество последовало их примеру.
Укрупнение социально-исторических общностей — первая и главная предпосылка всемирного единства человечества
Основатели Бахайской веры видят основные предпосылки формирования единого человечества и универсальной культуры (в дополнение к сохранившимся национальным культурам) в качестве отдельных сущностей в четырех предстоящих событийных процессах:
- 1) консолидация общечеловеческих социально-исторических сообществ до достижения финальной стадии единого человечества;
- быстрое развитие средств массовой коммуникации;
- создание международного вспомогательного языка;
- формирование и укрепление всемирной администрации для координации действий национальных правительств.
В многочисленных книгах Бахау’улаа объясняется идея постепенного объединения всего человечества в течение тысячелетия Нового времени, когда можно будет сказать: «Не любящий свою страну будет горд, но любящий весь мир; земля есть страна, а человечество — ее граждане» (Бахау’ула). Давайте объясним и прокомментируем трактовку лидерами бахаистской веры этой древней идеи, которая уже была высказана Диогеном Синопским.
По словам Бахаула, ранние Посланники Бога последовательно создавали более мощные условия для превращения мира в единую страну, отличную от всех других стран. Чаще всего Бахау’улы Пророков, приходивших последовательно на землю, называли Кришну (Индия), Авраама (Палестина), Моисея (Палестина), Зороастера (Персия), Будду (Индия), Иисуса (Палестина), Мухаммеда (Аравия), Баба (Персия), Бахау’улы (Турецкая империя).
Шаг за шагом, посредством осуществления программ великих пророков, различные общины мужчин были переведены, как бы то ни было, с начальных классов, где взаимное сосуществование и общение обучались, через старшие классы, к состоянию взрослой жизни. И тогда, в Новую Эру, духовное и материальное должны быть настолько органично синтезированы в человеке, чтобы сделать возможным массовое, а не элитное, международное лидерство через общие собрания простых людей друг с другом.
В ходе истории уже полностью сформировались такие формы человеческого единства (единства), как семья, племя, полис и нация. Следующей целью человечества сейчас является достижение всеобщего единства, в котором будут процветать все ранее сформировавшиеся формы единства и будут обеспечены свобода и безопасность каждого гражданина и нации, даже самой маленькой. Такая перспектива проистекает из всего исторического опыта жителей Земли и поэтому не является просто идеологической выдумкой.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия Кирилла Туровского
- Движение как атрибут бытия
- Методологическое сомнение в философии р. Декарта
- Культурно-философская антропология
- Проблемы воспитания в этике Просвещения — Главные фигуры педагогики Просвещения
- Философия как форма духовного освоения мира
- Виды современной идеологии
- Становление логического позитивизма
- Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте — Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии
- Развитие античной механики в Александрийском Мусейоне