Оглавление:
Непосредственной целью знания в любой форме является истина; путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоянным, необходимым спутником истины (а не случайной аномалии) на всех этапах ее раскрытия и углубления является обман. Вопрос в том, что такое правда? А каковы способы избавления от заблуждений («идолов разума», по мнению Бэкона) всегда интересовали людей — и не только в науке. Категории истины и ошибки — ключ в эпистемологии, выражающий две противоположные, но неразрывные стороны одного момента знания. У каждой из этих сторон есть свои особенности, которые мы рассмотрим.
Незнание — это знание, которое не согласуется с его объектом, не соответствует ему. Незнание является неадекватной формой знания, его основным источником является ограниченная, неразвитая или дефектная социально-историческая практика и само познание. По своей сути, обман — это искаженное изображение действительности, которое возникает как абсолютизация результатов познания ее отдельных сторон. Например, «теоретическая астрология» в целом — это обман, хотя в ней есть отдельные моменты истины. Аналогичным образом, научная астрономия содержит ошибки, но в целом она представляет собой систему истинных знаний, подтвержденных наблюдениями.
Ошибки, конечно, усложняют понимание истины, но они неизбежны, существует необходимый момент движения знания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Появление химии как науки о материи, например, приняло форму «грандиозного заблуждения», такого как алхимия.
Бредовые идеи многообразны в своих формах. Необходимо, например, различать научное и ненаучное, эмпирическое и теоретическое, религиозное и философское и так далее. Таким образом, среди последних есть такие, как эмпирика, рационализм, софизм, эклектика, догматизм, релятивизм и так далее.
Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных интересах — и связывать их с передачей заведомо ложных знаний, дезинформации. Если обман — это характеристика знания, то ошибка — это результат неправильных действий человека в любой сфере его деятельности: ошибки в расчетах, в политике, в мирских делах и т.д. Существуют логические ошибки, т.е. нарушение принципов и правил логики (формальной или диалектической) и фактические ошибки, вызванные незнанием субъекта, реального положения вещей и т.д.
Достижение истины
Развитие практики и самого знания показывает, что рано или поздно те или иные ошибки преодолеваются: либо они исчезают со сцены (как учение о «вечном движении»), либо трансформируются в истинное знание (преобразование алхимии в химию). Важнейшими условиями преодоления заблуждений являются изменение и улучшение социальных условий, которые их породили, зрелость социальной и исторической практики, а также развитие и углубление знаний. А это требует конструктивно-критического, а не извинительного (оборонительно-оправдательного) подхода к реальности, применения метода «проб и ошибок» (Поппер).
Истина — это знание, которое соответствует своему объекту, соглашается с ним. Иными словами, это правильное, точное отражение реальности — в живом созерцании или мысли. Достижение истины — непосредственная цель познания в любой форме (научной, философской, изобразительной, художественной и т.д.). Каковы основные свойства и атрибуты истины? Первое и фундаментальное — это объективность: конечная обусловленность реальности, практики и независимости содержания истинных знаний от индивидуумов (например, утверждение, что Земля вращается вокруг Солнца). Истина — это не свойство материальных объектов (например, «дом — это истина»), а свойство знания о них.
Истина объективна во внешнем, материальном содержании, но субъективна во внутреннем, идеальном проявлении и форме: истину знают люди, которые выражают ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.д.). Например, всеобщее притяжение изначально присуще материальному миру, но как истина, закон науки, его открыл Ньютон.
Истина — это процесс, а не разовый акт захвата объекта сразу, во всей его полноте. Для характеристики объективной истины как процесса используются категории абсолютного (выражающего стабильное, неизменное в явлениях) и относительного (отражающего меняющееся, грядущее). Абсолютная и относительная истина — это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные стадии, стороны познания человеком объективного мира и отличаются лишь степенью точности и полноты их отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно знание, хотя каждая из этих сторон, моментов имеет свои особенности.
Абсолютная и относительная истина
Абсолютная истина (точнее, абсолютная в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание всей реальности — гносеологического идеала, который никогда не будет достигнут, хотя знание приближается к нему все больше и больше; во-вторых, как тот элемент знания, от которого никогда нельзя отказываться даже в будущем: «у птиц клювы», «люди смертны» и так далее. Это так называемые вечные истины, знания об определенных аспектах предметов.
Относительная истина (точнее, относительная в объективной истине) выражает изменчивость любого истинного знания, его углубление, уточнение в процессе развития практики и знания. В этом случае старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика заменяется квантовой механикой), либо опровергаются и превращаются в заблуждения (например, «истина» о существовании эфира, понятие тепла, флогистон и т.д.). Относительность истины состоит в ее незавершенности, условности, аппроксимации, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных истин, но не путем механического связывания сборных истин, а в процессе творческого развития знания на основе практики.
Существует две крайние позиции в понимании соотношения абсолютного и относительного моментов истины. Догматизм преувеличивает важность стабильного момента, релятивизм — изменчивую сторону любой истины.
Гегель справедливо подчеркнул в свое время, что нет абсолютной истины, истина всегда конкретна. Это означает, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и т.д.) всегда определяется по своему содержанию и применению заданными условиями места, времени и многими другими конкретными обстоятельствами, которые знание должно стараться как можно точнее учитывать. Распространение истинного знания, выходящее за рамки его фактической применимости, неизбежно превращает истину в ее антипод — ошибку. Даже такая простая истина, как 2 +2 = 4, существует только в десятичной системе счисления. Положение о том, что «сумма внутренних углов треугольника равна 2d» относится только к евклидовой геометрии и становится обманом вне её, например, в геометрии Лобачевского — Римана.
Таким образом, объективные, абсолютные, относительные и конкретные истины — это не разные «разновидности» истин, а одно и то же истинное знание с этими характерными чертами (свойствами).
Как отличить истину
Вопрос о том, можно ли отличить истину от ошибки, и если да, то каким образом, всегда интересовался когнитивным мышлением. Это вопрос критерия истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения по этому вопросу. Таким образом, Декарт считал критерием правдивого знания свою ясность и четкость. Фейербах искал этот критерий в чувственных данных («Там, где чувственность начинается, все аргументы заканчиваются»). Но оказывается, что ясность и ясность мысли — это очень субъективное дело, и чувства часто обманывают нас: видимое движение солнца вокруг земли, разбивание чайной ложки в стакане воды на ее границе с воздухом и т.д. Проверка знания «за истину» через практику — это не одноразовый акт, нечто непреложное или зеркальное сравнение, а процесс, т.е. он носит исторический, диалектический характер. Это означает, что критерий практики является одновременно определенным и неопределенным, абсолютным и относительным. Абсолютно в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте своего содержания может окончательно доказать любые теоретические или иные определения. В то же время этот критерий является относительным, поскольку сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием и поэтому не может в любой момент моментально или полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Диалектика практики как критерий истины является объективной основой для возникновения и существования других критериев проверки истинности знания в его различных формах. Как таковые, функционируют так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т.д.). Теоретические формы доказательства, логический критерий истины, который косвенно вытекает из практики, вытекает из нее и, следовательно, может быть вспомогательным критерием истины, имеют среди них важное значение. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его вообще. В конечном счете, практика и только практика могут окончательно доказать истинность того или иного знания.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Неклассическая современная философия
- Мартин Хайдеггер, немецкий философ
- Реформация и гуманизм
- Активность познавательного субъекта
- Человек и животное: проблема тождества и различия
- Нравственный прогресс: иллюзии и реальность
- Философия евразийства
- Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли
- Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVIII в.
- Информационные ресурсы сознания — Происхождение сознания