Для связи в whatsapp +905441085890

Иррационализм — Понятие иррационализма

Понятие иррационализма

Иррационализм — это название течений в философии, которые, в отличие от рационализма, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и превращают нечто иррациональное в основу понимания мира, подчеркивая волю (волюнтаризм), сиюминутное зрение, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «просветление», воображение, инстинкт, «бессознательное» и др.

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие мира как целостной и последовательной системы. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир является бессвязным хаосом, не имеет целостности, внутренних законов, законов развития, находится вне контроля разума и подчиняется другим силам, таким как аффекты, воля.

Представители: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтеи.

Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своих произведениях он обратился против гегелевской диалектики и историзма, потребовал возвращения к кантиянизму и платонизму. Философия Шопенгауэра (его учение о четырехедином законе достаточного разума, волюнтаризме, пессимизме и т. д.) не была понята и принята многими его современниками и не имела большой популярности, однако сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (символизм, «философия жизни», позитивизм).

В своей книге «Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как у материалистов), но и не из субъекта (как у субъективных идеалистов), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

Иррационализм - Понятие иррационализма


Волюнтаризм

Универсальный принцип философии Шопенгауэра — волюнтаризм (от латинского voluntas — воля), согласно которой главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля.

Воля — это абсолютное начало, корень всего, идеальная сила, способная определять и влиять на все вещи. Воля также является высшим космическим принципом, который лежит в основе Вселенной и является универсальной сущностью вещей.

Объяснение воли Шопенгауэра как универсальной сущности вещей основано на теории Канта, согласно которой в сознании отражаются только образы вещей в окружающем мире, а их внутренняя сущность является неразгаданной загадкой («вещь сама по себе»).

Окружающий мир — это лишь мир представлений в человеческом сознании. Сущность мира, его вещей, явлений — это не «вещь сама по себе», а воля. Мир явлений и мир сущности — это, соответственно, мир идей и мир воли. Как воля человека определяет его действия, так и вселенская воля действует во всем мире, воля вещей и явлений, вызывает внешние события в мире, движение вещей, появление явлений. Воля присутствует не только в живых организмах, но и в неживой природе в виде «бессознательной», «спящей» воли. Окружающий нас мир, по сути, является воплощением воли.

По мнению Шопенгауэра, истина заключается в том, что мир есть воля, а именно, воля к жизни и к ее продолжению. Это слепое, необузданное, инстинктивное стремление. Из воли возникает страдание. По его мнению, все живое пропитано иррациональной, слепой и ненасытной жаждой жизни. Поэтому наше существование наполнено страхом и болью. Недовольство и боль — наши главные эмоции. Желание — это лишь иллюзия, которая возникает только в преходящий момент удовлетворения этой вечной жажды жизни. Освобождение от агонии жизни может быть достигнуто только путем отказа от воли к жизни.

Любое удовольствие, любое счастье, к которому люди стремятся в любое время, имеет негативный характер, так как удовольствие и счастье — это, по сути, отсутствие чего-то плохого, например, страдания. Наше желание проистекает из действий воли нашего тела, но желание страдает из-за отсутствия желаемого. Удовлетворенное желание неизбежно порождает другое желание (или несколько), и опять же у нас есть желание и т.д. Если все это воспринимать в пространстве как условные точки, то пустота между ними заполняется страданиями, от которых возникают желания (в нашем случае условные точки). Так что не удовольствие, а страдание — это позитивная, постоянная, неизменная, постоянно присутствующая вещь, присутствие которой мы ощущаем.

(В нашей повседневной жизни воля имеет эмпирический характер, она подчинена пределам. Если бы это было не так, мы бы имели ситуацию Буриданского осла (Буридан был ученым 15 века, который описывал эту ситуацию): помещенный между двумя стогами сена по обе стороны от него и на равном расстоянии от него, он, «имеющий свободную волю», умер бы с голоду, потому что не может выбирать. Человек в повседневной жизни постоянно делает выбор, но в то же время он неизбежно ограничивает свою свободу воли).

Фридрих Ницше

Преемником философии Шопенгауэра является Фридрих Ницше (1844 — 1900), представитель «философии жизни».

Работы Ницше характеризуются иррационализмом и нетрадиционностью. Они написаны в виде притч, афоризмов и т.д. и требуют значительных усилий воображения и воли при чтении.

Ницше, как и Шопенгауэр, видит мир как продукт воли, которая является основой всего существа, но он заменил Шопенгауэрский монистический волюнтаризм и доктрину единства воли с «плюрализмом» воли, признавая множественность конкурирующих «центров» сил, сталкивающихся в смертельной схватке.

И жизнь, и мир вокруг нас основаны на воле.

Ницше различает несколько типов человеческой воли:

  • «воля к жизни»;
  • воля внутри самого человека («внутреннее ядро»);
  • бесконтрольная, бессознательная воля — страсти, вождения, аффекты;
  • «Воля к власти».

Последний вид воли — «воля к власти». — Философ уделяет этому особое внимание. По мнению Ницше, «воля к власти» более или менее врождена в каждом человеке. По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения; она является внешним выражением стремления к безопасности, скрытого внутри человека и движущей силой многих человеческих поступков. Также, согласно Ницше, каждый человек (как и государство) сознательно или бессознательно стремится к расширению своего «я» во внешнем мире, к расширению «я».

Жизнь, по Ницше, регулируется законом подчинения слабых сильным, и это — высший великий принцип бытия. Доминирование проявляется в экономических, политических, социальных, межличностных и даже интимных отношениях; оно наполняет реальным содержанием историю человечества. Он также встречается в природе. Вы можете заблокировать его, вы можете противостоять ему в принципе, но вы не можете вычеркнуть его.

Воля к власти рассматривается Ницше как проявление
стремления к свободе. Но свобода, как и господство, воспитывается через войну. На войне мужские, воинственные качества доминируют и подавляют все остальные — инстинкт счастья, мира, спокойствия, сострадания и т.д. Мирная жизнь убивает волю к власти, делает человека слабым человеком и превращает его в стадо животных. В частности, такое понятие, как «совесть» делает человека рабом стадного инстинкта; с точки зрения христианской морали, «нравственность» означает бескорыстие, но, как считает Ницше, это предрассудок. То же самое можно сказать и о таких терминах, как «хороший», «истинный» — в контексте позитивистской философии они означают «целесообразный», «полезный» и т.д.

Воля к власти, как принцип, разделяет общество на рабов (слабых) и хозяев (сильных); отсюда две морали: аристократическая и нравственность толпы, народа, массы.

Последнее культивируется христианством и гуманистической европейской культурой и поэтому отвергается Ницше. По мнению Ницше, проблема современного общества заключается в том, что массы приняли христианскую доктрину равенства всех перед Богом и теперь требуют равенства на земле. Христианство — это религия рабов. Из-за них, бедных и несчастных, Христос пошел на распятие. Его смерть дала надежду на искупление. Поэтому его заповеди воспринимались прежде всего слабыми.

Мераба Мамардашвили

По мнению Мераба Мамардашвили [грузинского философа ХХ в.] философ обязан высказать те выводы, к которым он пришел, независимо от того, нравятся они ему или нет. Если выводы содержат ошибку, ее обнаружат, если нет — человечество должно думать, как решить указанную проблему.

Идею «сверхчеловека» Мамардашвили объясняет так: только тот может считать себя человеком, кто предъявляет к себе сверхчеловеческие требования.

Действительно, если каждый человек снизит требование к себе, его дети поступят так же, то развитие человечества пойдет вспять. Только превышение над уже достигнутым обществом позволяет обществу развиваться.

Ницше отмечал, что «школьные ослы» неправильно истолковали понятие сверхчеловека, как будто это – наименование некоего вида, который может появиться на следующей ступени эволюции. В действительности же Ницше убеждает человека «оставаться верным земле», не питать надежд на другие миры. Вместо того чтобы создавать заоблачные идеалы, символизирующие человеческую несостоятельность, следует задуматься над тем, что есть высший тип человеческого, пусть не существующий сейчас, но возможный в будущем.

Роль Ницше в европейской истории и культуре значительна. Его идеи были активно использованы в фашистской Германии для пропаганды войны и расизма. Не были они чужды и революционерам в России и в других странах. Это, однако, не главное; всё это происходило помимо воли самого Ницше. Главное в другом: своим творчеством он сделал предостережение относительно неизбежных, но уродливых форм развития западной цивилизации; он предупредил нас о грядущем отчуждении в сфере европейской культуры, о её глубинном перерождении, об омассовлении и примитивизации духовной жизни. Ницше — один из предшественников философии экзистенциализма.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Мораль как основа общечеловеческих ценностей
  2. Руссоизм в истории общественной мысли XVIII-XX вв.
  3. Основные представители философии нового времени
  4. Социальные последствия перехода к постиндустриализму
  5. Феномены человеческой субъективности
  6. Жак Деррида, французский философ и теоретик литературы
  7. Философия XX века
  8. Происхождение человека и уникальность его бытия
  9. Формы содержания мысли. Законы и правила логики
  10. Симеон богослов, византийский философ-мистик