Оглавление:
Понятия “культура” и “цивилизация”
Понятиями “культура” и “цивилизация” обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда — стремление выявить их потенциал и способы возможного полного использования.
Культурные и цивилизационные особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов, не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом связаны с постижением сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия.
Культурология исследует сущность культуры и цивилизации, характер их воздействия на природу, историю, выявляет онтологические и экзистенциональные основания человеческой жизни, разрывы между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества.
Дилемма: «единая мировая культура» или «история локальных цивилизаций» — одна из основных культурологических проблем. Можно ли говорить о планетарном единстве человечества, его культуры? Или множественность культурных миров вовсе не тяготеет к единству?
Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность
В современном языке понятия “культура” и “цивилизация” — одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального, этимологического значения. Термин “культура” (лат. cultura) переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие “цивилизация” (от лат. civilis — гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века (хотя слова “цивилизовать” и “цивилизованный” известны уже в конце XVI века М. Монтеню) и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
Интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный феномен восходят к глубокой древности. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, то есть воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от “некультурных” варваров. У софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению — изменчивому, произвольному. Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа.
В позднеримскую эпоху зародился, а в Средние века получил распространение иной комплекс значений: усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, как устранение греха и приближение к божественному замыслу. В то же время возникает позитивное отношение к ценностям городской социальной жизни, что знаменовало собой движение в направлении к возникшему позднее понятию цивилизации.
В период эпохи Возрождения культуру рассматривается как средство формирования идеальной универсальной личности — всесторонне образованной, воспитанной, соответствующей гуманистическим ценностям, содействующей развитию наук и искусств и укреплению государства.
Понятие культуры становится одним из центральных в философии Просвещения. В сочинениях Вольтера, Тюрго, Кондорсе, Вико культура предстает как результат поступательного развития истории и степень воплощения разумного начала, реализованного в религии, философии, науке, праве, морали как объективациях разума. Цель культуры, соответствующая высшему назначению “разума” — сделать людей счастливыми, живущими в согласии с потребностями своей “естественной” природы.
В немецкой классической философии культура рассматривается как область духовной свободы человека. И. Кант подходит к культуре как субъективному состоянию личности и проводит различие между культурой умения (как цивилизованностью) и культурой воспитания (как нравственностью). Г.Ф. Гегель анализирует такие обнаружения культуры, как искусство, религия, философия, наука в качестве различных форм самопознания разума, духа народа, творящего историю и формирующего “лики” культуры. Немецкая классическая философия характеризуется признанием множественности типов и форм культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.
Взгляды на цивилизацию в их развитии
Понятие «цивилизация» возникло, как уже упоминалось, в XVIII веке в рамках теории прогресса и носило отпечаток Просвещенной мысли. В то время эта концепция практически не подвергалась критическому рассмотрению. Цивилизация понималась как прогресс, развитие общества на принципах «разума» и «универсализма», некий идеал. Цивилизация была также отождествлена с цивилизованностью, то есть с хорошими манерами и способностью к самоконтролю (Вольтер). В период Реставрации во Франции Ф. Гизот рассматривает цивилизацию как единство двух элементов — уровня социального развития и уровня интеллектуального развития.
Затем значение этого термина расширяется, и помимо владения манерами и навыками «цивилизованного поведения», его стали использовать для характеристики этапов развития человечества. Л. Морган, а затем Ф. Энгельс, рассматривали цивилизацию как этап развития общества, последовавший за дикости и варварством. В настоящее время понятие цивилизации также используется как характеристика европейского капитализма.
Разнообразие определений, понятий и точек зрения на понятие «цивилизация» — культурное (М. Вебер, В. Каволис), социологическое (Д. Уилкинс, П. Сорокин), этнопсихологическое (Л. Гумилев), географическое (Л. Мечников) — можно, на наш взгляд, в конечном итоге свести к трем основным группам:
- синоним культуры.
- уровень, этап, социальное развитие, материальная и духовная культура.
- ступень социального развития, следующая за дикостью и варварством.
Возможно, цивилизацию можно определить как правильную социальную организацию жизни, характеризующуюся универсальной связью индивидуумов на основе воспроизводства, обеспечивающую их существование и развитие социального богатства. Цивилизация контролирует накопление, перераспределение и реализацию последнего через сознательное регулирование взаимного обмена деятельностью и информацией в обществе и его взаимодействия с природной и социальной средой. Само возникновение цивилизации означало, что институты, управляемые человеком, строились на основе естественно эволюционирующих связей, и, следовательно, механизмы биологической эволюции и «выживания вида» были заменены общественными отношениями.
Современная цивилизация действует как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека» и использования научно-технического прогресса для обеспечения безопасности и комфорта человеческой жизни. В философии второй половины XX века основным системным элементом для понимания сущности цивилизации считаются ее технологические характеристики, принципиально отличающиеся от культурных особенностей жизни. Научно-технический прогресс, экономическая эффективность и целесообразность проявляются как реализация «формальной рациональности» в развитии сознания (М. Вебер), которая подчиняет себе все аспекты общественной жизни. Истинная сущность цивилизации совпадает с самой технической цивилизацией, а развитие технологий и экономики становится материальной основой и универсальным критерием цивилизации.
Взаимосвязь культуры и цивилизации
Различие между культурой и цивилизацией уже было обозначено И. Кантом, который в своей работе «О предполагаемом начале истории человечества» в полемике с Ж.Ж. Руссо поднимает этот вопрос: Что такое цивилизация и имеет ли человек право ее отвергнуть? Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил жизни и поведения человека. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм человека. Цивилизованный человек — это тот, кто не причиняет неприятностей другому, внимателен к другому, вежлив, вежлив, тактичен, внимателен и уважителен к личности другого человека. Культура — это деятельность, в которой человек осознает свое собственное бытие и субъективность, суть своей свободы. Культура состоит в социальной ценности человека, а также в приобретении способности ставить цели. Высшая степень культуры связана с развитием человеческих способностей и нравственным совершенством, которое проистекает исключительно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его соблюдению.
Философия культуры ХХ века еще более отмечена «разводом» концепций культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного развития человечества, в то время как цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную, нередко даже резко негативную оценку.
Цивилизация, как достаточно высокий уровень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует качеству и уровню жизни людей, их комфортному существованию. Вряд ли стоит доказывать очевидные факты положительного влияния результатов этого прогресса на все аспекты социальной и повседневной жизни людей. Сегодняшняя жизнь немыслима без современных электронных средств связи и глобальных информационных систем, средств транспорта и поиска новых источников энергии и т.д.
Отрицательное отношение к цивилизации, сформулированное О.Шпенглером как «агония культуры», основано на современной жизни и поэтому достаточно широко распространено в философии. Негативными чертами цивилизации часто считают ее стремление стандартизировать повседневную жизнь и мышление, навязать единые истины и ценности (в основном западные), а также присущее ей недоверие к самостоятельности и своеобразию индивидуального сознания, часто воспринимаемое как «социальная опасность». Культура направлена на развитие психически развитой и свободной личности, цивилизации — на формирование социально лояльного и законопослушного члена общества, довольного предоставляемыми услугами. Человек становится культурным из внутренних побуждений, хотя, конечно, он не может не обратиться к освоению культуры, созданной перед ним (то есть, поверхностно, внешней). Он становится цивилизованным под влиянием внешних регулирующих норм социальности, некоторые из которых никогда не становятся его внутренней собственностью и которым он следует только из необходимости.
Цивилизация часто ассоциируется с урбанизацией, перенаселенностью, тиранией технологий, а технологии, в том числе социальные, выступают источником и причиной дегуманизации мира. Человеческий интеллект способен постичь многие тайны мира, но глубины его собственного духовного мира остаются для него тайной. Прогресс цивилизации и науки не тождественен культурному развитию; последнее также включает нравственное, эстетическое, религиозное измерение и формирует самостоятельный и активный слой в жизни общества.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Происхождение религии: гипотезы, догадки, факты
- Идея богочеловечества как политическая утопия
- Личность в социальной философии
- Философия техники: основные проблемы — Инженеры-философы и первые философы техники
- Проблема субстанции
- Понятие общественного договора
- Разница между социальным субъектом и гносеологическим субъектом
- Критика морали в философии Ф. Ницше
- Социокультурная обусловленность познания
- Субъективный идеализм в философии Нового времен