Оглавление:
Современное понимание истины предполагает диалог различных философских концепций и синтез наиболее плодотворных идей в контексте современных представлений науки и культуры. В истории философии существует несколько подходов к определению этой категории.
Понятие a priori утверждает, что истина или совокупность истин изначально содержится в человеке или душе человека в виде уже существующих знаний, которые могут быть раскрыты в любом человеке с помощью определенной техники, как будто заставляя человека «вспомнить» то, что изначально было заложено в его сознании. Это учение индийского Веданта о потенциальном всезнании человеческого Атмана, идентичное Брахману; древнее понимание знания как памяти о том, что когда-то видела и слышала бессмертная душа; христианское учение о потенциальной божественности человека, картезианское учение о врожденных идеях.
Традиционная модель истины поддерживает идею о том, что истина всегда является продуктом явного (и часто неявного) согласия между участниками когнитивного процесса. В разных науках и в разных сообществах (религиозных конфессиях, профессиональных группах и т.д.) существуют разные «правила игры», и все доказательства основываются только на принятых конвенциях. Соответственно, то, что может рассматриваться как подлинное знание в одном научном сообществе, считается ложным знанием в другом. Это всегда так, когда сталкиваются представители разных школ науки и философии.
Согласованная теория правды
Существует несколько вариантов этой теории. Самые популярные и известные из них утверждают, что истинные знания всегда внутренне последовательны и систематически упорядочены. Здесь происходит сближение с интерпретацией истины с точки зрения логической корректности и правильности. Хотя этот подход имеет частичную обоснованность, следует признать, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязей суждений в теории не доказывает ее истинности; напротив, наличие диалектических и антиномических суждений в теории не доказывает ее фальшь.
Второй вариант теории когерентности утверждает, что гипотеза, не противоречащая фундаментальным знаниям, имеющимся в науке, должна быть принята как истинная. Этот критерий тоже нельзя сделать абсолютным, поскольку каждая новая фундаментальная теория всегда противоречит какому-то общепринятому знанию.
Прагматичный вариант истины
Прагматичный вариант истины подчеркивает субъективный момент в составе человеческого знания, то есть степень его применимости на практике. Суть концепции сводится к тому, что знание должно оцениваться как истинное, если оно способно дать какой-то реальный результат (экспериментальный, утилитарно-прагматический и т.д.). Другими словами: Правдивость здесь приравнивается к полезности или эффективности.
Однако не следует преувеличивать утилитарную ориентацию науки. Многие открытия были сделаны Творцами не из утилитарных соображений, конечно, а из чистой любви к истине. Многие научные теории на момент их создания не имели ни экспериментального, ни технического применения. Более того, наиболее стратегические идеи, особенно в философии, по определению альтруистические и антиутилитарные.
Экзистенциалистские концепции д
Экзистенциалистские концепции достаточно неоднородны, но они сходятся на ценностном толковании истины.
Во-первых, можно утверждать, что истину следует рассматривать как такое знание, которое позволяет творческой самореализации человека и стимулирует его духовный рост. В этой роли могут действовать и объективно ложные знания, если они глубоко переживаются и творчески отстаиваются человеком. Такой подход подчеркивает важность творческого человеческого аспекта знаний, который стремится к истинному статусу.
Во-вторых, экзистенциальное измерение истины может быть обнаружено в пограничных ситуациях, часто на границе между жизнью и смертью. «Свет истины» выливается, так сказать, в «трещины» его личной судьбы и порой заставляет его пересмотреть множество предрассудков и мирских клише.
Наконец, третья перспектива экзистенциального видения истины связана с его онтологическим аспектом. Истина в ее греческом значении (aleteia), по мнению М. Хайдеггера, означает неприкрытый Дасаин, т.е. некое реальное его измерение, которое всегда обитает в нас и с нами, но которое мы должны только научиться видеть и слышать. Человек техногенного потребительского общества, ориентированный на покорение природы и удовлетворение своих огромных физических потребностей, исключил истину из системы своих научных абстракций, мира технических устройств и пустых слов. Свет истины» отныне доступен только поэтам, философам, праведникам и подвижникам, которые смотрят на него «неправдоподобными глазами сердца». Происходит последовательное возвращение к классическому понятию истины в платоническом смысле и отождествление ее с откровением как атрибутом религиозного опыта.
Классическое понятие истины
Классическое понятие под истиной понимает соответствие человеческого знания реальному состоянию вещей, некой объективной реальности, достаточно полного и точного отражения того или иного объекта в человеческой мысли. В явной форме классическая концепция уже встречается у Платона и Аристотеля. Аристотель определял истину как соответствие мнений, предложений реальности и считал, что истина — это не свойство вещей, а свойство представлений и суждений. Короче говоря, правду с этой точки зрения можно назвать объективной информацией. Этот взгляд на истину стал основой всей европейской цивилизации, особенно классической науки, особенно естествознания. Классическая концепция была и остается наиболее влиятельной не только среди философов, но и среди ученых, потому что она соответствует, прежде всего, их интуитивному убеждению, что они не создают научных гипотез и теорий по собственному усмотрению, а признают что-то в самом существовании, и что полученные знания не являются вымыслом, а раскрывают объективные законы мироздания.
Диалектическая материалистическая (марксистская) концепция истины, принимающая аристотелевские идеи за отправную точку, возникает на основе понимания знания как рефлексии. Истина здесь понимается как знание, соответствующее реальности, характеру и объему этого соответствия, изменяющееся в определенных пределах и уточняющееся в контексте прогресса науки и практики. Именно практика, обладающая такими свойствами, как материальность (объективность), объективность, социально-историческая обусловленность, позволяет проверить идеальные знания и идеи после их воплощения в материальной деятельности и объектах, подчиненных объективным законам природы и общества.
Очерченная марксистская концепция истины требует сегодня конструктивного переосмысления, поскольку, основываясь на идеалах и нормах классической науки XIX века, она во многом не соответствует современным научным идеям. Во-первых, стало очевидным, что практика в ее материальной и субъективной форме не является универсальным критерием истины, поскольку в таких областях, как логико-математическое знание, а также в различных областях гуманитарного знания, где объектом исследования являются тексты, используются другие методы оценивания — логические, семиотические, семантические, системные или культурно-исторические. Относительность такого критерия истины отражается в том, что практика ограничена уровнем развития средств производства и экспериментов, и не всегда возможно завершить процесс проверки. Это означает, что критерий истины должен рассматриваться как материальная практика в процессе движения и развития.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- История и теория философской антропологии
- Китайская философия даосизм
- Государство и гражданское общество в философии гегеля
- Философия в профессиональной деятельности
- Платон как ученик Сократа — Жизнь Платона и формирование его философских взглядов
- Особенности научного познания
- Павел Александрович Флоренский, русский религиозный философ
- Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах
- Философия спорта
- Человек, индивид, личность