Оглавление:
Важнейшей социальной фазе формирования личности соответствует школьный возраст — от 6 до 18 лет. В эти годы формируется интенсивный процесс роста и развития организма, его биологического и социального созревания, мировоззрения, готовности к разнообразной работе и творческой деятельности молодого человека.
Семья всегда очень важна. Она, — что бы это ни было, — мы обязаны своим рождением и становлением личности, перед ней мы стоим на перепутье, выбирая ваш вариант ответа на вопрос о семейном положении, она почти не верит в главную меру своей собственной последовательности.
Вопрос о роли семьи в обществе занимает центральное место в понимании семейных проблем. Но о какой семье мы должны говорить? Современная семья. Тот, который был продуктом длительного развития человечества и который можно назвать современным не только в историческое время, которое одинаково для всех, но и в социальное время, которое включает в себя скорость социальных преобразований. Осознавая неопределенность представленного критерия современности, целесообразно отметить, что в рамках этой неопределенности он до сих пор работает и позволяет, например, не классифицировать патриархальный тип семьи как современный.
Концепция и природа социализации
Человек — общественное существо. С первых дней своего существования он окружен сверстниками и вовлечен в различные виды социальных взаимодействий. У человека есть первый опыт социального общения еще до того, как он начинает говорить. Как часть общества, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с коммуникацией и совместной деятельностью людей.
Суть социализации заключается в сочетании адаптации и изоляции человека в конкретном обществе. Процесс социализации и адаптации тесно связан. Под адаптацией понимается соотнесение требований и ожиданий социальной среды к человеку с его отношением и социальным поведением; соотнесение самоуважения и стремлений человека с его способностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация — это процесс и результат превращения человека в социальное существо. Разделение — это процесс автономии личности в обществе. Результатом этого процесса является потребность человека в собственных взглядах (ценностная автономия), потребность в собственных привязанностях (эмоциональная автономия), потребность в решении собственных личностных проблем, способность справляться с жизненными ситуациями, которые мешают его самопреобразованию, самоопределению, самореализации и самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, отрыв — это процесс и результат формирования человеческой индивидуальности.
Отсюда следует, что в процессе социализации возникает внутренний, неразрешенный конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью его изоляции в обществе.
Человеческая социализация в современном мире, имеющая более или менее очевидные черты в том или ином обществе, в каждом из них имеет ряд общих или схожих характеристик.
Этапы социализации.
В каждом обществе человеческая социализация имеет свои особенности на разных этапах. В наиболее общей форме этапы социализации могут быть соотнесены с возрастной периодизацией человеческой жизни. Существуют различные периодизации, и следующие не являются общепринятыми. Она очень условна (особенно после подросткового возраста), но вполне удобна с социально-педагогической точки зрения.
Человек в процессе социализации проходит следующие стадии младенчества (от рождения до 1 года), раннего детства (1-3 года), дошкольного возраста (3-6 лет), младшего школьного возраста (6-10 лет), младшего подросткового возраста (10-12 лет), Старший подростковый возраст (12-14 лет), ранний подростковый возраст (15-17 лет), подростковый возраст (18-23 года), юношеский возраст (23-30 лет), ранняя зрелость (30-40 лет), поздняя зрелость (40-55 лет), старый возраст (55-65 лет), старый возраст (65-70 лет), долголетие (старше 70 лет).
Факторы социализации
Социализация происходит во взаимодействии детей, подростков и молодежи с различными условиями, которые более или менее активно влияют на их развитие. Эти условия, действующие на человека, называются факторами. На самом деле, не все из них были идентифицированы, а из тех, которые известны, не все были изучены. Среди изученных факторов знание очень неравномерно: о некоторых известно довольно много, о других — мало, о некоторых — только мало. Более или менее изученные условия или факторы социализации можно условно разделить на четыре группы.
Первый — это мегафакторы, (мега означает очень большой, универсальный) — пространство, планета, мир, на которые в той или иной степени влияют другие группы факторов социализации всех жителей Земли.
Вторая группа — макрофакторы (макро-крупные) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей определенных стран (это влияние опосредуется двумя другими группами факторов).
Третья группа, мезофакторы (мезо-посредники), условия социализации больших групп людей, которые отличаются друг от друга: Место и тип населенного пункта, в котором они проживают (район, село, город, город); принадлежность к аудитории определенных сетей массовых коммуникаций (радио, телевидение и т.д.); принадлежность к определенным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и косвенно через четвертую группу — микрофакторы. Они включают в себя факторы, которые непосредственно влияют на конкретных людей, которые взаимодействуют с ними — семья и дом, район, группы сверстников, образовательные организации, различные государственные, религиозные, частные организации, микро-общество.
Важнейшую роль в том, как человек растет, как он формируется, играют люди, в чьем непосредственном взаимодействии происходит его жизнь. Их обычно называют агентами социализации. В разное время состав средств специфичен.
Помимо первичной и пролонгированной социализации, агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные.
Агентами первичной социализации являются близкие и дальние родственники, навещающие няню, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, руководители молодежных групп. Термин «первичный» в социологии относится ко всему, что представляет собой непосредственное или близкое окружение человека. Агентами средней социализации являются представители администрации школы, университета, бизнеса, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, прессы, партии, суда и др. Термин «вторичный» определяет то, что оказывает менее существенное влияние на человека.
Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни человека, но продолжается (в порядке убывания) во второй половине. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек вступает в контакт с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: Производство, государство, СМИ, армия, суд, церковь и др.
Агенты первичной социализации выполняют каждый набор функций (отец одновременно является опекуном, воспитателем, администратором, учителем, другом), а агенты вторичной социализации — только один или два. Роль агентов первичной социализации и их статус неравны: по отношению к ребенку роль родителей выше, а сверстники находятся в равном положении с ним и прощают ему многие вещи, которых родители не делают, например, нарушают моральные принципы и социальные нормы. В некотором смысле ровесники и родители влияют на ребенка в противоположных направлениях, а первые отрицают усилия последних.
Другими словами, ребенок учится у взрослых тому, как быть взрослым, а у сверстников — как быть ребенком: уметь бороться, быть умным, дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому родители воспринимают ровесников своего ребенка как конкурентов, чтобы повлиять на них. Небольшая группа сверстников выполняет важнейшую социальную функцию — способствует переходу от состояния зависимости к самостоятельности, от детства к взрослой жизни. Родители вряд ли смогут научить ребенка быть лидером или достичь господства над другими. Функции социализации агентов первичной социализации взаимосвязаны: Родственники ребенка часто заменяют родителей, принимая на себя их функции социализации, и наоборот; функции родителей и сверстников взаимозаменяемы; последние могут заменять родителей. Но то же самое нельзя сказать и об агентах вторичной социализации, потому что они узкоспециализированы: судья не может заменить бригадира или учителя.
Кроме того, в отличие от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации платят за выполнение своей роли.
Средства и механизмы социализации
Человеческая социализация происходит с помощью широкого спектра универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального класса, того или иного возраста социализированных людей. К ним относятся питание и уход за младенцами; обучение навыкам ведения домашнего хозяйства и гигиены; продукты материальной культуры, окружающие человека; элементы духовной культуры (от колыбельных до скульптуры); стиль и содержание общения; а также методы поощрения и наказания в семьях, группах сверстников, образовательных и других социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, знаниях, факто-практической и ментально-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, социальной и религиозной сферах.
Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) в своей истории развивает комплекс позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций — способы принуждения и убеждения, заповеди и запреты, меры принуждения и давления, вплоть до физического насилия, способы признания, награждения и вознаграждения. С помощью этих мер и методов поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в культуре моделями, нормами, ценностями.
Человеческая социализация во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит через набор, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Например, французский социальный психолог Габриэль Тард считал подражание самым важным. Американский ученый Ури Бронфенбреннер рассматривает прогрессирующую взаимную адаптацию (адаптацию) между активно растущим человеком и меняющимися условиями его жизни как механизм социализации, а А.В. Петровский видит естественное чередование стадий адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные, А.В. Мудрик с педагогической точки зрения выделяет некоторые универсальные механизмы социализации, которые должны учитываться и частично использоваться в процессе обучения человека в разных возрастных группах. Психологические и социально-психологические механизмы включают в себя следующее.
Печать (отпечаток) — это фиксация на уровне восприимчивости и бессознательности признаков жизненных объектов, действующих на человека. Впечатление происходит преимущественно в младенчестве. Однако на более поздних стадиях возможно также отпечатывание любых образов и ощущений.
Экзистенциальное давление — овладение языком и бессознательное усвоение норм социального поведения, необходимых в процессе взаимодействия со значимыми людьми.
Имитация — следуя примеру, шаблону. В данном случае это форма произвольного и, как правило, недобровольного приобретения социального опыта.
Идентификация — это процесс бессознательной идентификации с другим человеком, группой или образом.
Отражение — это внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, содержащиеся в различных институтах общества, семьи, обществах взаимопомощи, значимых людях и т.д. Отражение может представлять собой внутренний диалог различного рода: между различными Я, с реальными или воображаемыми людьми и т.д. С помощью рефлексии, человек может быть сформирован и изменен в результате его осознания и опыта реальности, в которой он живет, его место в этой реальности, и себя самого.
Механизмы социализации включают в себя следующее.
Традиционный механизм социализации — это усвоение человеком норм, стандартов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для его семьи и ближайшего окружения. Эта ассимиляция обычно осуществляется на бессознательном уровне через запоминание, некритическое восприятие преобладающих стереотипов. Эффективность традиционного механизма вполне очевидна, когда человек знает «как», «когда», но эти знания противоречат традициям его окружения. В данном случае французский мыслитель Мишель Монтень прав, который писал: «…Мы можем говорить свои вещи сколько угодно, но обычаи и общие правила повседневной жизни утомляют нас ими». Более того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные социальные элементы, которые были усвоены, например, в детстве, но позже уже не вспоминаются и не блокируются изменением условий жизни (например, переезд из села в город), могут вновь появиться в человеческом поведении при следующем изменении условий жизни или в более позднем возрасте.
Институциональный механизм социализации, как следует из названия, действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, которые как специально созданы для социализации, так и выполняют социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, социальные, ассоциативные и другие структуры, а также массовая коммуникация). В процессе взаимодействия человека с различными учреждениями и организациями все больше накапливаются соответствующие знания и опыт социально приемлемого поведения, а также опыт подражания социально приемлемому поведению и бесконфликтного исполнения социальных норм.
Следует иметь в виду, что массовая коммуникация как социальный институт влияет на социализацию человека не только через передачу определенной информации, но и через представление поведенческих моделей героев книг, фильмов, телевизионных программ. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как отметил реформатор западноевропейского балета Жан-Жорж Новер, «поскольку страсти, которые исповедуют герои, сильнее и определённее, чем страсти простых людей, их легче подражать». Люди с возрастными и индивидуальными особенностями склонны отождествлять себя с теми или иными героями, в то же время воспринимая характерные для них модели поведения, образ жизни и т.п.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается совокупность морально-психологических черт и поведенческих проявлений, характерных для людей определенного возраста или профессионального или культурного класса, которые, как правило, порождают определенный стиль поведения и мышления определенной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации работает в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми людьми. Значительными для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг того же пола или противоположного пола. Однако нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях оказывает влияние на человека, отличающегося от человека, входящего в группу или организацию.
Человеческая социализация, особенно детей, подростков и юношей, происходит через все вышеперечисленные механизмы. Однако для разных полов и возрастных групп, социокультурных групп и конкретных личностей роль механизмов социализации различна, и иногда эта разница достаточно существенна.
Мотивация браков и разводов в современном обществе
Семья, как и все социальные институты, за свою историю претерпела ряд изменений. Его развитие не остановилось в современных формах. Тщательное изучение ряда явлений показывает, что семья, как социально-правовая организация определенного вида, в настоящее время претерпевает острые изменения; старые и отчасти современные формы ее постепенно исчезают и уступают место другим формам, известным только в общих чертах. Одним словом, современная семья меняется и становится новой семьей.
Конечно, этот процесс изменений заключается в изменении остальной части общественной жизни. По мере того, как меняются основы современного общества, меняется и семья.
Современная семья — это союз, во-первых, мужа и жены; во-вторых, родителей и детей; в-третьих, в целом, родственников и родственников.
Основой супружеской общности является признанный государством брак, заключенный в определенной правовой форме и влекущий за собой определенные — личные и имущественные — правовые последствия.
В качестве такой отдельной ячейки современная семья, помимо брака как сексуального союза, была также объединена и поддерживалась рядом других связей. Как объединение родителей и детей, это было своего рода самостоятельное экономическое целое и первая школа и педагог. Родители, имеющие права на своих детей, также обязаны обеспечивать материальную безопасность своих детей и их духовное и нравственное воспитание. Определенные права и обязанности лежат на детях. Государство практически не вмешивалось в этот внутренний порядок семьи. Она была окружена своего рода запретной стеной, линию которой государственная власть не пересекала, за исключением исключительных случаев криминального характера. Она дала полную автономию семье и ревностно оберегала ее силу, независимость и основы. Нападения на ослабление или разрывы супружеских связей (осквернение половой чистоты прелюбодеянием и внебрачными половыми связями) преследовались всеми способами и, особенно в древние времена, сурово наказывались.
Давайте сначала рассмотрим ослабление брачных уз. Отсюда видно, что союз супругов становится все более и более нежным и легким.
Об ослаблении семьи и в то же время о признаках ее распада свидетельствует тот факт, что у пар меньше детей. В любом случае, люди все равно женятся, чтобы иметь больше детей, не только ради удовольствия, но и ради деторождения. Иметь детей и быть отцом и матерью все еще было нормой для семьи. Семья без детей — исключение, что-то ненормальное. Что мы видим в последние десятилетия? Что рождаемость постепенно снижается. В моде «бездетный» брак, рождение детей сейчас считается «неудобным и непрактичным» по целому ряду причин: говорят, в этих случаях и трудности жизни, и материальные и экономические заботы, и то, что дети — «роскошь», которая очень дорогая, и трудности их содержания, воспитания, обучения, и то, что они завязывают руки, препятствуют работе или походам на мячи, портят бюст матери и ее красоту, ее преждевременное старение, заставляют отца тяжело трудиться на чрезмерных работах и т.д. и т.п. Мотивы разные. и т.д., мотивы разные. Но как бы то ни было по-другому, дело в том, что уровень брака падает. В некоторых странах, например, во Франции, это хорошо известное явление. То же самое можно наблюдать во всем культурном мире. Не нужно приводить цифры, чтобы доказать этот факт, потому что это явление хорошо известно и бесспорно.
Единственный союз супругов — это духовный и телесный союз. И то и другое, как мы знаем, очень часто бывает хрупким и часто подвержено искушениям. В этом смысле отсутствие детей во многих формах приводит к большей легкомысленности: там, где в прошлом забота о детях, о семейном доме, его чистоте и т.д., могла удержать супруга от соблазна и легкомыслия, в браке без детей этот «тормоз» отсутствует и не давит на поведение человека. Супруг рискует только своим союзом с другим супругом, которого он часто без раздумий заменяет новым и строит себе «новое гнездо», потому что эти «разрывы» и новые «союзы» теперь не такие уж и хлопотные, не такие уж и трудные, не связанные с судьбой детей. В браках с детьми всегда возникал вопрос: «А как же дети?», и часто не хотелось вмешиваться в целостность семьи. Если нет детей, то этот вопрос не возникает, и тогда нет цемента, который держал бы семью вместе.
Любой человек, знакомый с историей правового регулирования семьи, и в частности брака, знает огромную роль, которую религия играла и продолжает играть в общественной жизни. Эта роль была велика и в сфере брака. Не будет преувеличением, если я скажу, что одной из важнейших основ семьи и брака была также защита брака и семьи как религиозного, священного института. На этой основе брак был объявлен «таинством», семья — институтом Божества, охраняемым Церковью и государством, проступок которого был грехом и великим преступлением. Вся власть Церкви, вся ее святость и, следовательно, вся власть государства были использованы для защиты семьи и основ брака. Человек, желающий помешать семейным узам, должен был не только считаться, как сейчас, с вопросом удобства и счастья, но и совершить великий грех, помешать догмам и авторитету Церкви, потерять свою душу, доставить ее дьяволу, и, более того, считаться с многочисленными наказаниями государства.
Когда мотором общественно полезного поведения становится уже не семейное добро, а более высокий и менее эгоистичный принцип общего блага, бескорыстная работа на общее, а не только семейное, доброе. Это одно из главных отличий грядущей, социалистической культуры от современной, капиталистической культуры, которая заставляет капиталиста и предпринимателя работать на свои семейные интересы, грабя общество и трудящиеся массы во имя одних и тех же интересов. И нет сомнений, что в этом зарождающемся союзе семьи и общества, интересов первой и второй, организация современной семьи рухнет: интересы общества, с одной стороны, и интересы личности (обратная сторона общности), с другой, выиграют и, по сути, уже выигрывают. Альтруизм (благотворительность), который расширился как в глубину, так и в ширину, теперь претендует на большее пространство — количественно и качественно — чем узкие рамки семейного альтруизма.
По статистике, бракоразводный процесс возбуждается в основном по просьбе жены, потому что в настоящее время жена стала самостоятельной, она работает, может содержать семью самостоятельно, и она не готова мириться с недостатками мужа. Супруг иногда говорит: «Почему я должен ему говорить?» или «Почему он не может сам разобраться?». В то же время, жена не считает себя идеальной и достойной идеального мужа. Ее воображение рисует ей такой совершенный идеал, которого она никогда не достигает в реальной жизни.
Нет слов о том, что пьющий муж — это несчастье для семьи, жены и детей. Особенно если он позволяет избивать жену и детей, отнимает деньги у семьи, не заботится об образовании детей и т.д., развод приводит к этому моральному и материальному ущербу.
Но это не всегда пьющий муж. Были встречи и ухаживания, друзья, праздники и гости, радости и горести — была жизнь. И каково было отношение жены к пьянству мужа в начале? Была ли она внимательной и требовательной, способной умело и тонко сочетать ограничительные и запретительные меры, чтобы удержать семью от порока? Причины пьянства могут кроться в отношениях между парой.
Помимо пьянства, причинами, по которым жены подают на развод, могут быть неверность мужа, мужской эгоизм. Иногда мужчина просто заставляет свою жену подать на развод. Он пренебрегает ею, не терпит ее слабостей, не помогает с домашними делами и т.д.
Среди причин, по которым мужья подают на развод: неверность жены или его любовь к другой женщине.
Но главной причиной развода, на мой взгляд, является неподготовленность супругов к семейной жизни. Молодые супруги подвергаются бомбардировке домашними, финансовыми проблемами. В первые годы брака молодые люди узнают друг о друге больше, выявляют недостатки, которые пытались скрыть от брака, приспосабливают супругов друг к другу.
Молодые супруги часто слишком поспешно прибегают к разводу как средству разрешения конфликтов, даже при их первом преодолении. Такое «легкое» отношение к роспуску семьи связано с тем, что развод уже стал частью повседневной жизни. В момент заключения брака существует явное намерение развестись, если хотя бы один из супругов не удовлетворен своей совместной жизнью. Очевидно, такое отношение способствует разводу.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психология затрудненного общения
- Ненормативные кризисы семьи — Возможные кризисы в жизненном цикле семьи
- Психологические теории развития личности
- Социально-психологические условия формирования мотивации отказа от табакокурения среди молодежи
- Профессиональная деонтология сотрудников правоохранительных органов
- Психология делового общения и этикет как наука и учебная дисциплина
- Взаимосвязь самооценки и структурных особенностей личности — Явление самооценки
- Этические принципы в психологической диагностике
- Исследование памяти в когнитивной психологии
- Психическое развитие младшего школьника и психическое развитие подростка