Оглавление:
В истории философии никогда не было единой, единообразно понимаемой теории науки. Философия по своей природе плюралистична; это необходимое условие ее существования. Существует множество концепций истории и философии науки. Это следствие того, что каждая из них (кантовская, гегелевская, марксистская, позитивистская, натуралистическая, гуссерлианская, прагматичная, конструктивистская, аналитическая, постмодернистская) является приложением объяснительного ресурса той или иной философии к пониманию науки и научного знания.
Это, конечно, не простое механическое наложение общих философских схем на материал науки, но всегда творческий синтез философского и научного знания. Но это не меняет сути: определяющим элементом каждой философии науки является предпочтение какой-то общей философии (материализм, идеализм, эмпиризм, философия культуры, трансцендентализм, философия жизни, структурализм, позитивизм, аналитическая философия, прагматизм и т.д.). Поэтому ожидать, что существует, может быть или должна существовать единая, универсально признанная философия науки — это верный путь, ведущий в тупик иллюзий.
Но есть ли еще общая, инвариантная часть содержания философии науки? Здравый смысл позволяет ответить на этот вопрос утвердительно. Можно сформировать такую консенсусную часть философии науки, обсуждая такие проблемы:
1) постоянно воспроизводятся в большинстве философий науки, независимо от конкретных решений; 2) актуальны для понимания не только истории, но и настоящего состояния и возможного будущего философии науки.
И это возможно только в том случае, если мы начнем с самой науки и ее желания познавать себя собственными методами, т.е. по пути конвергенции философии науки и общенаучных исследований. Конвергенция, но не идентификация, т.е. комплексное использование результатов различных научных дисциплин (история науки, социология науки, психология науки, логика науки, методология науки, экономика науки, политика науки и т.д.) в построении философских моделей науки.
Понимание философии науки и ее предмета зависит от решения вопроса о взаимосвязи и взаимодействии философии и науки. Но сначала необходимо понять природу философских и научных знаний и задать ряд фундаментальных вопросов. Как возможны философия и наука? Являются ли философские знания априори или апостериори, обобщающими или конструктивными, аналитическими или синтетическими? Основана ли философия на содержании науки или на совокупном опыте исследования реальности человеком в целом, включая ненаучные знания? Является ли научное знание результатом эмпирического накопления данных или ему всегда предшествует гипотеза, направляющая и интерпретирующая его? Как и какими научными законами и теориями были открыты? Способен ли эмпиризм доказать или, по крайней мере, сделать возможной научную теорию? Является ли индукция легитимным процессом с логической точки зрения? Используются ли философские идеи в процессе обоснования и принятия фундаментальных научных гипотез и теорий, и насколько необходим философский источник знаний для развития науки? Возможна ли философия как наука, и каков положительный смысл термина «научная философия»? Что имеется в виду под постоянным и постоянно растущим количеством конкурирующих программ, направленных на описание и объяснение не разных, а одних и тех же тем в ходе развития науки? Является ли плюрализм в науке естественным, неизбежным или случайным и временным состоянием?
Взаимосвязь философии и науки
Философия и наука являются органическими элементами более широкой реальности — культуры как совокупности всех способов преодоления окружающего человека мира, как тотального опыта взаимодействия с ним и адаптации к нему. Внутри культуры философия и наука влияют друг на друга, но также находятся под влиянием других элементов культуры: повседневного опыта, искусства, морали, права, религии, экономики, политики, материальной деятельности и др. Имеются известные примеры влияния религии на философию и науку в средние века, необходимость экономического и политического развития в эпоху Возрождения и др. В то же время культура не отменяет внутренней логики развития философии и науки.
Вопрос «науки и культуры» важен для философии науки. Центральный вопрос заключается в том, может ли ориентация на естественные и технические науки стать адекватной основой для развития культуры. Или необходимо также посмотреть на взаимодействие естественных и социально-гуманитарных наук? Речь идет о науке как факторе культурного развития, об обеспечении высокоадаптивного качества общества. Отсюда и проблема ученого и антинаучного, которая широко обсуждается в СМИ и служит идеологической основой для ряда общественных протестных движений: анти- и альтерглобализма, зеленого, экологического, нового гуманизма и др. В условиях широкомасштабного развития военного вооружения этический и экологический контроль со стороны общества имеет актуальное значение.
Судьба человечества зависит от степени сбалансированности в решении этих проблем. Взаимосвязь между наукой и философией также коренным образом изменилась в пост-позитивизме. Если позитивизм (начиная с классического периода) пытался избавиться от «метафизики» (как знания, не отвечающие критериям научности) и рассматривал только методологию научного знания, приемлемую из всей философии, то постпозитивизм начал шаг за шагом возвращаться к философии ее прежних прав и значения
Соотношение позитивного научного и философского знания
Человек обладает огромным количеством знаний, и не все они научные. Например, много мирских знаний, которые немыслимы в нашей повседневной жизни (о приготовлении пищи, работе по дому, о том, как пользоваться электроприборами, маршрутах общественного транспорта, о расположении магазинов, номерах телефонов друзей и т.д.), не относятся к области научных знаний. В чем разница между научным знанием и другими видами знаний? Основные отличительные особенности заключаются в следующем:
- рациональность всех утверждений и выводов, содержащихся в научных знаниях. Наука — это дитя человеческого разума, и в научных знаниях не может быть ничего недоступного человеческому разуму, ничего магического, необъяснимого, неразумного, основанного только на убеждениях, чувствах, инстинктах.
- общая действительность, безличность. В научном знании
- должна быть выражена объективная истина, максимально свободная от личных симпатий, антипатий, убеждений и предрассудков.
воспроизводимость и контролируемость. Любой исследователь, который повторяет условия, при которых был получен любой научный результат, должен иметь возможность проверить его правдивость или, если он не поддается проверке, отвергнуть его.Исключается логическая строгость, точность и однозначность, обеспечиваемые фиксацией условий получения знаний; определение точных (в пределах допустимой погрешности) количественных значений изучаемых параметров; использование специального языка, содержащего четко определенные термины, символы и правила их употребления, а также семантическое разнообразие и неопределенность слов и выражений, распространенных в естественных языках.
Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, благодаря которой оно не является суммой разрозненной информации и логически упорядоченной системы. Взаимосвязанность и единство существуют не только в рамках отдельных наук, но и между ними.
Эти особенности научного знания придают ему большой авторитет. Это надежнее, чем любые другие знания.
Однако следует отметить, что знание в реальности не всегда в достаточной мере обладает всеми перечисленными выше свойствами.
Прагматизм: наука и философия на службе у человека
Название прагматизм, одно из самых влиятельных философских движений, происходит от греческого слова lraura, означающего «работа», «действие». Иногда прагматизм называют американским вариантом позитивизма, хотя это спорно. Несомненно, существует некоторое сходство между прагматизмом и позитивизмом, во многом благодаря тому, что у них есть общее — эмпиризм. Прагматизм возник и распространился в Соединенных Штатах и стал своеобразной идеологической основой американского образа жизни. Основы философии прагматизма были заложены в 1870-х годах американским философом, математиком и логиком Чарльзом Пирсом (1839-1914). Но прагматизм как философская доктрина появился в начале ХХ века, и его наиболее выдающимися представителями были Уильям Джеймс (1842-1910) и Джон Дьюи (1859-1952).
Стоит отметить, что появление прагматизма как самобытной американской теории стало возможным благодаря университетскому образованию в США. К 1819 году в Соединенных Штатах насчитывалось 13 университетов, образованных из колледжей (старейший из них, Гарвард, был основан в 1636 году, его первый выпускной класс насчитывал девять студентов, обучавшихся под руководством одного преподавателя).
Все известные представители прагматизма получили образование в Соединенных Штатах, а не в Европе, как это практиковалось ранее среди американской элиты. C. Пирс был сыном профессора Гарварда Би. Пирс, знаменитый американский математик, и выпускник того же университета, где учился его отец. В 1877-1878 годах он опубликовал две статьи К. Пирса, озаглавленные «Фиксация верований» и «Как сделать наши идеи ясными», в которых сформулировал основной принцип прагматизма, который он назвал «Принцип Пирса». Ранее он читал лекции на эти темы избранной группе слушателей, но они получили прозвище «Метафизический клуб» и состояли в основном из математиков, ученых, юристов и богословов. Важно, что в эту группу входил Уильям Джеймс. Именно он сделал прагматизм полной, оригинальной концепцией и пропагандировал ее всеми возможными способами, активно продвигая идеи Пирса во многих выступлениях и публикациях.
Уильям Джеймс, выпускник Гарвардской медицинской школы, получил докторскую степень по медицине в 1868 году.
В 1873 году Джеймс был назначен профессором анатомии и физиологии по приглашению президента Гарвардского университета, также читая лекции по психологии и философии. Джеймс по праву считается первым теоретиком прагматизма; его основные принципы изложены в изданном в 1907 году труде «Прагматизм», который можно считать произведением философии. Джеймс также имеет двухтомный фундаментальный труд «Принципы психологии» (1890), который знаменует начало систематического изучения психологии в американских университетах. В 1899 году он опубликовал книгу «Беседы с учителями и студентами-психологами о некоторых идеях жизни».
Древнегреческая наука и философия
Наука сама по себе не является культурным феноменом. Но это тесно связано с цивилизацией и культурой. Во-первых, цивилизация немыслима без познания, а ее прогресс — без научного знания. Во-вторых, культура, ее уровень, характер, функционирование зависят от степени и характера развития познания. Это особенно важно в условиях, когда эти знания все еще носят в значительной степени холистический характер, где нет ярко выраженной специализации наук и ученых, где ученые, философы, естествоиспытатели и гуманисты являются одним и тем же человеком. Именно так было в древние времена.
Наука в то время философская, а философия практическая, по крайней мере, в намерениях. Философия существует как любовь к мудрости (от греч. pi/.oaocpia — любовь к мудрости).
С одной стороны, древняя наука и философия отличались полезностью (практичностью), они стремились рационализировать знания (недаром математику ценили прежде всего, а геометрию в математике), с другой стороны, древняя наука все еще была мифологической, она характеризовалась образностью мысли и выражением мысли, проблематичным подходом к миру и человеку, последовательностью постановки проблемных вопросов.
Даже древнегреческие мудрецы, которые узнавали окружающий мир и думали о нем и о человеческой жизни, задавались философскими вопросами: что значит знать? Что такое правда? Что хорошего? В конце концов, так или иначе, они поставили перед собой проблему: как человек должен жить в этом мире? Древняя философия характеризовалась широким и глубоким подходом к миру, попыткой охватить вселенную в целом и систематизировать все знания.
Древние греки высоко ценили разум, знания и мудрость и презирали невежество. Древняя Греция была местом рождения большого количества ученых, мыслителей, развивавших различные направления знания и применения знаний (Фалес, Гераклит, Пифагор, Архимед, Евклид, Сократ, Платон и многие другие). В Древней Греции возникло много философских школ. Свобода размышлений была почти неограниченной. Однако, гениальные догадки граничат с абсурдом. Например, философ Демокрит, разработавший учение об атомах, считал, что магнит притягивает, потому что у него есть душа.
Древнегреческая наука была одновременно и «инструментом» цивилизации, и ее следствием. И в гораздо большей степени, чем где-либо в Древней Греции, наука, философия, мудрость были одновременно явлениями развивающейся культуры. Для древних восточных цивилизаций то же самое можно сказать и о религиозных и философских учениях, таких как буддизм. Однако в древнегреческой мудрости религиозное и мистическое содержание сменилось рационально-логическим. Это была причина, которая была обожествлена. Человечество ассоциируется с разумностью. В то же время разумность не была и не могла быть сухой рациональностью, а практичность не была узкой функциональностью. Дух древних греков был поэтическим. Но это была причина, которая была поэтична, не непостижима. Поиск мерила всего пронизывает мировоззрение древнегреческих мыслителей. Рациональный мир — это мир меры, гармонии частей, частей и целого.
Рациональная жизнь — это жизнь, гармонизированная, упорядоченная, упорядоченная по высшей мере. Важно, чтобы жизнь строилась не в соответствии с природой вещей, как мы ее видим, а на основе того, как человеческий разум (человеческая природа), человеческий дух понял действенную природу вещей. Недаром Круглов отмечает, что для греков «логотипы — закономерность, порядок, гармония хода жизни, выше, совершеннее, чем элементы проявления алогичности, случайности, спонтанности»[1]. Древняя рациональность, разум не только объясняли мир и жизнь, но и поддерживали стабильность жизни не на основе соблюдения ритуалов, традиций, «естественного» порядка вещей и отношений, а на основе признания рациональности и нравственности порядка, гармонии и необоснованности безнравственности хаоса, анархии, дисгармонии.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Понятие «априори» в философии Канта
- Милетская школа и проблема первоначала
- Парменид, древнегреческий философ и политический деятель
- Концепция «обратной перспективы» Павла Флоренского
- Философия религии М. Шеллера
- Субъективные аспекты понимания пространства и времени и зависимость их от типа культуры
- Религиозно-мифологические представления и зарождение естественнонаучных знаний в Индии и Китае
- История и теория философской антропологии
- Китайская философия даосизм
- Государство и гражданское общество в философии гегеля