Оглавление:
Истоки возникновения русской философии
У истории русской философии, как и у истории русского государства, есть свои проблемы. На протяжении многих десятилетий ведутся дебаты о национальной идентичности и дате возникновения русской философии. Тему спора можно резюмировать следующим образом: Когда появилась русская философия как самостоятельное направление? Можно ли считать, что она берет свое начало на Древней Руси, или время ее возникновения можно отнести к гораздо более позднему периоду?
Некоторые исследователи (В.В. Зенковский, А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет и др.) полагают, что независимая национальная философская мысль возникла в России только во второй половине XVIII и в начале XIX века. До того времени, до петровской эпохи, они утверждают, что Россия, из-за ее отсталости, не имела и не могла создать свою собственную философию. Другие (А.А. Галактионов, М.Н. Громов, П.Ф. Никандров, А.Д. Сухов) придерживаются противоположного мнения. Они помещают происхождение русской философии в X-XI веках и связывают ее непосредственно с принятием христианства.
В истории русской философии можно выделить два относительно самостоятельных периода: дофилософский и философский.
Период дофилософии (XI-XVII вв.) характеризуется глубокими и тесными связями элементов философского творчества с религиозным элементом древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. В литературных и религиозных текстах этого периода четко прослеживаются философские проблемы. Чтобы понять предысторию русской философии, мы, наверное, не должны руководствоваться традиционными нормами, а должны учитывать ее специфику. Определение философии как научного знания не соответствует древнерусской философской мысли. Как вид интеллектуальной деятельности, она носила в основном морально-эстетический характер, в то время как современная философия несет в себе очень важные теоретические и формально-логические принципы. В этом последнем смысле русской философии до XVIII века действительно не существовало. Век действительно не существовал, но этот факт не является основанием для отрицания существования философской мысли в целом. Термин «древнерусская философия» следует понимать не как сложившуюся теоретическую систему, а как совокупность идей, образов и понятий философского порядка, содержащихся в памятниках культуры X-XVII веков.
Следует подчеркнуть, что и в наши дни существует мнение, при котором под философией понимается только наука, научно-теоретическая мысль. Если это так, то можно ли вообще говорить о Сократе и Платоне как о философах и исключить из списка философов такого великого немецкого мыслителя, как Ф. Ницше? И, наконец, законно ли было бы вообще включать в «научную философию» представителей западной, восточной и русской мистики?
Вся история мировой философии убеждает нас в том, что философия, как справедливо полагает С. Честно говоря, является не только наукой по своей сути, но и прежде всего в ее основах сверхнаучной, всеохватывающей мировоззренческой доктриной, тесно связанной с религиозным сознанием. Когда мы видим философию в таком широком и глубоком духовном контексте, мы можем с полным правом говорить о русской философии.
Нет сомнений в том, что дальнейшее развитие русской философии происходило под сильным влиянием западных школ. В начале и в первой трети XIX века влияние французского Просвещения сменилось влиянием немецкого идеализма. Последняя не сформировалась как отдельная ветвь русской философии, не стала русской по духу, но долгое время служила основной основой университетского философского образования и оказала значительное влияние на формирование мировоззрения русской интеллигенции. В 1940-х годах немецкая философия, особенно учение Шеллинга и Гегеля, стала главным теоретическим оружием «вестернизации». Однако развитие русской философской мысли в этот период «ученичества» было не просто продолжением «чужих» традиций. История самобытной русской философии началась уже в 18 веке. Его первым представителем был Григорий Сковорода, «чья жизнь и учение полностью отличаются от западноевропейской традиции и знакомят нас с путями самобытной русской философии».
Основные этапы развития русской философии
В советской литературе сложился стереотип, что русская Философия возникает в 18в и главными философами были Ломоносов, Чернышевский, Герцен и т.д., что не соответствует истине. Центр возникновения философии на Руси монастырские и княжеские усадьбы 10-11 в., основоположники: Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха») и автор «Слово о полку Игореве». В России поздно по сравнению с другими странами возникла Философия. Причины:
1) Господство на Руси языческой культуры и разрозненность человеческих сообществ, атомизация жизни.
2) Отсутствие устойчивых связей со сформировавшимися мировыми культурами. Причины возникновения философии на Руси:
1) Введение христианства единого духовного основания 988г на Руси.
2) Введение на Руси единого письменного текста.
3) Введение единой политической жизни. Создание государства.
4) Создание городов, как единой культуры, аккумуляция культуры. Единственным недостатком, отсутствующим фактором, недостающих в причинах — это отсутствие науки.
По этой причине вся история философии была религиозно-иделистической. Основные этапы развития русской философии.1) 10-17вв этот период характеризуется этической философией. Философские нравоучения. Философия единства. Философия отражает связь светской и духовной жизни.2) 18 — сер 19 вв. Данный период характеризуется попытками заимствования западной философии и в то же время зарождением натур философии (философии природы) в лице Ломоносова.3) Середина 19 и первые 3 десятилетия 20 в. Этот период характеризуется высшим развитием русской философии («золотой век»). Это последний заключительный период, т.е. последующие десятилетия русская культура характеризуется отсутствием философии. Существует вопрос, проблема возрождения философии. Наиболее выдающимися представители в русской философии были: в рамках религиозного идеализма: Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Николай Бердяев; в рамках космизма: Циолковский, Федоров; в рамках мистики: Шестов; в рамках философии свободы: Н. Бердяев; в рамках социально-критической: Кропоткин и М. Бакунин; таким образом русская Философия третьего периода была достаточно разнообразной и в основном идеалистической в различных формах.
Русская Философия «Серебряного века»
Философия единства начинается с Одоевского. В рамках этой философии единство русского народа обосновывалось 3-мя обстоятельствами. Это православие, как духовная основа, монархия, как политическая система и общинно кооперативный строй, как экономическая система. Основателями социально-критической философии, критиками марксизма были: Бакунин, Бердяев, Кропоткин. Самым главным противником марксизма был Бакунин, который отстаивал идеи самоуправления русского народа и разрушение авторитарного государства. В рамках этой философии и решалась проблема свободы человека. Основателем философии мирового единства был Владимир Соловьев. Он одним из первых создал свою ф-кую систему. В основе этой системы находятся такие учения:
1) О богочеловечестве.
2) О богочеловеке.
3) Учение о Софии.
В рамках этой системы делается вывод, что проблема всеединства неразрешима только в рамках философии. Требуется синтез философии, науки и религии, в то же время этот синтез должен определятся приоритетом философии, поэтому В. Соловьев основал идею создания более обширной науки чем Философия. Эта наука есть теософия. Теософия отличается от теологии тем, что в теологии приоритетом выступает религия. Русская Философия была также представлена таким направлением как «русская идея», или русский путь развития, основные положения этой философии:
1) Россия занимает особое положение в человеческой системе, находясь на стыке двух мировых культур.
2) По этой причине Россия представляет главную проблему в человеческой истории.
3) Россия есть неосуществимое единство запада и востока, и в этом заключается трагичность ее судьбы.
4) Россия является по своему положению потенциальным источником, эпицентром человеческих потрясений.
5) Россия также является потенциальным отстойником мировых культур, в то же время Россия может быть началом новой человеческой истории. Россия в сущности обладает самым уникальным историческим потенциалом, таким образом русская Философия 19-20 вв. внесла существенный вклад в развитие мировой философии.
Особенности русской философии
Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.
Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого начала базировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемницей. В сущности, западноевропейская мысль не начинала, а творчески продолжала и развивала то, что было наработано древнегреческими и древнеримскими мыслителями. Этому способствовал и общий язык образованных слоев — латынь.
Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Но дальше этого дело не пошло. Ни в Киевский, ни в Московский периоды на Русь не пришло ни одно из крупных древнегреческих философских произведений, способных серьезно повлиять на процесс формирования духовной жизни молодого народа. В этом не нужно искать только внешние причины. Это явление, видимо, необходимо объяснить также неготовностью общества к свободному восприятию, тем более усвоению философских идей античности. Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ, относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозили развитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама. Это, на наш взгляд, чрезвычайно важный и интересный для понимания специфики нашей духовной культуры вопрос.
Вторая особенность русской философии, во многом обусловленная первой, заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе такая связь присуща философии по существу. «Философия, — писал Гегель, — изучает те же предметы, что и религия. Обе занимаются областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как их истине» .
Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умах не только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. «Русская мысль, — справедливо писал В.В. Зеньковский, — всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли».
Третья особенность: русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни.
Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек, утверждает Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетает в себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие мира, нравственный опыт, религиозное созерцание. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е. постижение сверх рационального бытия.
В русской философии человек не обособляется от других людей. Все индивиды интегрированы, они не изолированы друг от друга. Субстанциональную основу составляет не Я, а Мы. Мы — это неразложимое единство. Не случайно русские мыслители отвергали идею Лейбница о замкнутости и изолированности монад. Для них монады не только взаимодействуют между собой, не только связаны с Богом и миром, но и обладают собственным бытием в такой взаимной связи. Сущность и специфика русского духа в его соборности.
Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствования и обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. «Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики». Почти у всех русских мыслителей, даже у тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все это носит в их творчестве целостный и устойчивый характер.
Четвертая особенность: в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема «правды», ибо в этом слове, как писал Н.К. Михайловский, сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Пространство и время в философии
- Иоган Готлиб Фихте, представитель немецкой классической философии
- Анаксимандр, древнегреческий философ
- Формационная парадигма общественного развития как разновидность стадиального подхода к анализу истории
- Блез Паскаль
- Чарльз Пирс как основоположник прагматизма
- От древности к средневековью: два типа умозрения
- Понимание деятельности и ее всеобщих начал. Специфика в понимании социального субъекта
- Априорное и апостериорное
- Русский космизм и «вселенский пессимизм» А. Шопенгауэра