Оглавление:
Структурализм — (структура, порядок, контекст) возник в середине ХХ века как научное направление в гуманитарных науках и доминировал в основном во Франции. Структурализм — это философский метод, основанный на идее структуры как совокупности отношений и правил, касающихся ее элементов. Структурализм обращает внимание не на «бытие», а на «связь». Прежде всего, он пытается объяснить человеку с позиции его отношений и взаимосвязей, его вовлеченности в остальной мир.
По мнению приверженцев структурализма, в основе бытия есть некие базовые структуры, которые являются реальностью, определяющей ход истории и человеческой судьбы. В этом смысле человеческая жизнь жестко определяется этими структурами. У человека нет свободы, его мировоззрение пессимистично, а история не имеет прогресса.
Видные представители структурализма — К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, Роланд Бартес (1915-1980); пост-структурализма — М. Фуко, Ж. Бодрильяр, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар и другие. Большинство этих мыслителей также внесли значительный вклад в развитие философской концепции постмодернизма.
Структурный метод Ф. де Коссура. Изначально структурный метод был разработан и применен в лингвистике швейцарским ученым Фердинандом де Соссуром (1857-1913). Основные идеи его произведений, впоследствии принятые структуралистами и постмодернистами, заключаются в следующем:
- Язык — это упорядоченная система знаков, в которой можно различать уровни различной сложности. Способность языка выражать тот или иной смысл заключается во взаимосвязи каждого из его элементов с другими;
- Язык, как и любая система знаков, функционирует на основе разграничения его элементов, то есть то или иное слово имеет конкретное значение на основе разграничения от других слов;
- Нет прямой связи между звуковым или образным выражением знака и значением, которое он выражает. Например, на разных языках названия одних и тех же объектов звучат по-разному: таблица (русский), 1pe 1aYe (английский). В языке жестов кивок головой означает одобрение в большинстве европейских стран, в то время как в болгарском языке это означает неодобрение.
Идеи, введенные в философию Соссуром, настолько повлияли на ее развитие, что вечный дуализм между идеализмом и материализмом был объявлен отмененным введением в мир нового элемента — знаковой структуры. Структуры знаков, помимо языка, стали встречаться в политике, экономике, социальных отношениях, культуре и т.д.
Клод Леви-Стросс (родился в 1908 году) — французский философ и антрополог. Рассматривая сначала родственные связи в той или иной культуре, а затем используя те же методы для изучения более общих структур и понятий, он пришел к выводу, что тот или иной смысл возникает тогда, когда определенные структурные единицы — элементы смысла — интегрированы в систему. Эта интеграция происходит по очень определенным, но неизвестным законам мысли. Например, он показал, что родственные связи между различными народами, даже самыми примитивными и нецивилизованными, бессознательно направлены на исключение близких браков. В первобытных культурах существует даже обязанность обмениваться женами из разных кланов, что приводит к расширению родственных связей, необходимости сотрудничества и большей социальной стабильности, особенно во время войны или голода.
Принцип структурализма
Важнейший постулат структурализма заключается в том, что бессознательные структуры объективируются в символических формах. Символ — это объект, поведенческий стереотип, слово, указывающее на осмысленную область реальности — естественную или рукотворную. Процессы генерации символов называются кодированием. Каждая область социокультурной жизни имеет свою символику. Способность формировать символы является неотъемлемым свойством человека, а правила формирования символических объектов универсальны для человека. Человек — это маркер, он маркирует одни и те же явления одними и теми же знаками. Значит, культура — это набор систем знаков-символов. Она создается путем заполнения пустых бессознательных структур, которые априори являются культурными, знаково-символическим содержанием. Культурное творчество рассматривается как символизм, а сама культура — как набор текстов. Язык, мифология, религия, искусство, традиции квалифицируются как знаково-символические системы, как тексты, построенные на основе универсальных структурных законов. В системе эпистемологических ориентиров структурализма языком в первую очередь является язык как знаково-символическая система. Структурализм фокусирует свои усилия, прежде всего, на понимании организованных объектов через изучение структур их концептуального аппарата — языка. Язык служит не только образцом, но и основой смысла. Одна из фундаментальных идей структурализма заключается в том, что слово устанавливает реальность. Соответственно, наиболее важным структуралистским принципом является принцип лингвистического редукционизма.
Ключевым принципом структурализма является принцип выработки универсальных форм внутренней организации культуры, общества и человека. С точки зрения структурализма — структуры рассматриваются как формы мышления, которые одинаковы для всех типов культуры, общества. Основываясь на этой идее, структуралисты выдвинули диссертацию: Классификация культур с точки зрения единого масштаба развития невозможна, так как они являются вариациями, которые возникают в связи с тем, что на гетерогенный «природный материал» накладываются различные конфигурации «пустых структур». Культурная динамика квалифицируется структуралистами как результат постоянной проверки представлений человека об окружающем мире и модификации принципов комбинаторики внутри бессознательных структур в результате этой проверки, а не самих структур.
Структурализм отличается стремлением сделать социально-гуманитарные знания строго научными. Структуралисты отвергают иррациональные подходы к изучению бессознательной психической деятельности. По их мнению, последний имеет структурный порядок. Соответственно, усилия исследователей должны быть направлены на изучение универсальных схем и законов психической деятельности человека. Структурологическое исследование культуры предполагает наличие строгой научной базы, использование точных методов естественных наук, математического моделирования, формализации, компьютеризации. Главный идеолог структурализма К. Леви-Стросс утверждал так: «Нет точных и естественных наук, с одной стороны, социальных и гуманитарных наук — с другой. Существует два подхода, только один из которых носит научный характер — подход точных и естественных наук, изучающих человека как часть мира. Другой подход (социальные науки) актуален, поскольку в нем используются только приемы точных наук, но связывающие их отношения являются внешними, а не внутренними. По сравнению с точными науками, социальные науки находятся в положении клиентов, в то время как гуманитарные науки пытаются стать учениками. Но как только студенты вырастают, становится ясно, что они могут стать науками только в том случае, если перестанут быть гуманитарными».
Цель структуралистской методологии
В рамках структурализма возникло особое направление исследовательского мышления, в рамках которого фокусом внимания стала не личность, а обезличенные структуры. Структурализм, таким образом, является дегуманизацией науки. Человек рассматривался как пересечение структур, направляющих его деятельность. Цель структуралистских исследований — обнаружить за сознательными образами, с помощью которых индивид воспринимает историческое становление, инвентаризацию бессознательных структур, всегда ограниченных по количеству возможностей. Леви-Стросс считал, что конечной целью гуманитарных наук является не создание человека, а его растворение.
Целью структуралистической методологии является выявление и научное распознавание бессознательных структур мысли посредством сравнительного структурного анализа знаковых систем, понимаемых как тексты культуры. Эта цель достигается путем решения следующих задач: выявление комбинаторных механизмов, преобразующих внешние воздействия — стимулы среды — во внутренние индивидуальные представления — понятия; объяснение механизмов, регулирующих преобразование понятий в знаки и символы, с помощью которых люди реагируют на воздействия среды; разграничение необходимых понятий; их корреляция с коммуникативной ситуацией; выбор и использование знаковых средств для формирования символов. Структурализм направляет исследователя на поиск общих принципов культурного порядка человеческого опыта, понимаемого как построение систем знаков и символов; раскрывает логику формирования, строения и функционирования сложных объектов человеческой ментальной культуры. Она тесно связана с семиотикой — наукой знаков и семантикой — наукой значений.
Основные процедуры структуралистской методологии:
а) анализ различных текстов по культуре с целью выявления за знаковым и семантическим разнообразием структурного единства текстов, порожденного универсальными человеческими правилами формирования символических предметов.
б) отфильтровывать из общего корпуса культурных текстов и систем знаков те, в которых можно обнаружить определенные сходства, свидетельствующие о наличии внутренней структуры.
в) выделить минимальные элементы структуры — пару оппозиционных понятий, связанных устойчивыми отношениями. Концепция — смысл, представление.
г) сравнительный анализ выделенных элементов — сегментов или оппозиций, направленный на экспликацию устойчивых правил трансформации внутри оппозиций и между ними с целью дальнейшего моделирования применения этих правил ко всем возможным вариантам оппозиций данного текстового комплекса.
д) Проверка, которая достигается посредством аналогичного анализа комбинированных механизмов на большем количестве знаковых систем и культурных текстов, с тем чтобы в конечном итоге сформировать структурированный набор правил, инвариантный для каждой знаковой системы (текста) и, следовательно, максимально близкий к искомым глубинным психическим структурам.
Мишель Фуко и постструктуризм.
Мишель Фуко (1926-1984) — французский философ, культуролог и историк, применил структуралистские идеи к истории и пришел к выводу, что история не имеет прогресса, не имеет конечной цели и во многом бессмысленна. Культура, по его мнению, формируется конкретными эпистемами, понимаемыми как системы всех взаимоотношений, которые существуют между различными областями знания в ту или иную историческую эпоху. Например, на определенном этапе развития человека математика стала моделью для исследований в области физики, а эволюционная теория — моделью для историков, психологов и социологов. Эти «эпистемные структуры» действуют на бессознательном уровне и определяют качественно иные области знаний. Кстати, известный швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980 гг.) отметил фактическое сходство «эпистем» Фуко с «парадигмами» Томаса Куна.
Дискурс. Каждая культура соответствует своей эпистемной структуре, сформированной благодаря определенному набору признаков, которые могут быть определены или выделены дискурсивной практикой. Дискурс (от латинского cIis — аргумент) — это анализ совокупности высказываний, объективирующих содержание сознания. Дискурс может не подчиняться правилам науки и даже быть игривым. Фуко рассматривает дискурсы «как практику, которая систематически составляет объекты, о которых они говорят».
По словам Фуко, все люди вовлечены в дискурсивные практики. Благодаря этому человек развивает волю к желанию, знаниям, власти, нравственности и эстетическим ценностям. Можно сказать, что так происходит в активной практике дискурса, что приводит к внутренней переоценке ценностей и правил. Эта практика постоянно происходит в человеке под влиянием внешней среды; одни установки личности растворяются и сменяются другими. Фуко называет этот процесс «субъективизацией», потому что он является средством, с помощью которого постоянно строится субъект и его уникальная индивидуальность. Подобный процесс характерен для общества. Если дискурс не присутствует постоянно, он приводит к стагнации и жестким, неизменным структурам, что, в свою очередь, приводит к различным формам тоталитаризма, которые сменяются возвращением к дискурсивным практикам.
Возможности человеческой свободы. Фуко писал о целях своей работы: «Все мои исследования направлены против понятия универсальной необходимости в человеческом существовании. Они проясняют произвол человеческих институтов и показывают нам, какое пространство для маневра у нас еще есть и что мы еще можем изменить».
Антропологический структурализм в работах К. Леви-Стросс
Важно также учитывать идею, которую неоднократно критиковал Леви-Стросс, о том, что культуры имеют право защищать себя друг от друга и пренебрегать ценностями и характеристиками других культур в целях сохранения своей самобытности и целостности.
Как сказал Леви-Стросс в одном из своих последних интервью, продолжая тему культурного разнообразия и повторяя идею, высказанную им в предыдущих выступлениях, «определенное количество ксенофобии не лишено смысла сохранять преемственность сообщества и не должно приравниваться к расизму».
Эта идея вызвала широкое освещение в средствах массовой информации — в частности, Леви-Стросс был назван некоторыми расистом. Из-за этой двусмысленности в позиции Леви-Стросса и его неоднозначной интерпретации разнообразия культур и межкультурных контактов произведение Леви-Стросса «Раса и история», вопреки ожиданиям ЮНЕСКО, не стало классикой антирасистской литературы. В некоторых своих выступлениях и лекциях Леви-Стросс также размышляет о феномене глобализации, свидетелем которого он стал при жизни. Он характеризует глобализацию как беспрецедентный в истории феномен, основанный прежде всего на демографии.
Таким образом, именно рост численности населения толкает человечество на освоение новых территорий, в результате чего контакты между культурами становятся более плотными в силу географических, экономических, социально-политических факторов, происходят процессы ассимиляции и смешивания. Такие процессы, полагает ученый, неизбежно нанесут удар по культурному разнообразию мира. Так, в разговоре с французским исследователем Дидье Эрибоном Леви-Стросс говорит следующее: «В конце рас и истории я заметил парадокс. Именно различие культур позволяет им продуктивно взаимодействовать. Но в то же время такие отношения влекут за собой все большую унификацию этих культур: культуры выигрывают от взаимодействия друг с другом прежде всего из-за своих качественных различий, но в ходе таких обменов эти различия отступают на второй план. Разве это не то, что мы переживаем сегодня?» [14, с. 54]
Основываясь на своих размышлениях о многообразии культур, К. Леви-Стросс рассуждает об особенностях развития западной цивилизации. Он спрашивает, почему та или иная культура не развивалась такими же темпами, как западная цивилизация, ссылаясь в качестве основной причины на географическую изолированность или удаленность культур друг от друга, что затрудняет межкультурные контакты. Последние, в свою очередь, являются мощным фактором развития, «двигателем прогресса», хотя, по его мнению, они обедняют культурную самобытность сообщества, для которого, как и для западной цивилизации, характерна открытость по отношению к другим культурам.
Прогресс, по мнению К. Леви-Стросса, является неоднозначным термином, поскольку он включает в себя периоды стагнации и даже регрессии, помимо периодов фактического развития, т.е. не имеет единого вектора. Этим объясняется название одной из глав «Раса и история», посвященной концепции прогресса — «Le dôble sense du progrès» («Двойное значение (направление, смысл) прогресса»). Чтобы проиллюстрировать этот постулат, рассмотрим интересное образное сравнение. Эволюция человечества, — пишет Леви-Стросс, — совсем не похожа на восхождение человека по лестнице, и с каждой ступенькой, поднимаясь по новой ступеньке, к уже преодоленным добавляется новая ступень».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Астрономические приборы и механические часы как посредники между сферами науки и ремесла
- Иррационалистическое учение Ф. Ницше
- Философия древнего востока (М. Т. Степанянц)
- Карл Теодор Ясперс и его философия
- П.Я. Чаадаев. «Философические письма» — Жизненный путь П.Я. Чаадаева
- Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты
- Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина
- Основные сферы жизнедеятельности общества
- В. Розанов и его философия
- Рационализм и эмпиризм в философии нового времени