Оглавление:
В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения. Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в обычных, повседневных условиях; нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы «предчувствуя», что нужно поступить именно так, и никак иначе. История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по наитию». Феномен интуиции чрезвычайно широк и не всегда все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия.
Понятие интуиции. Этимология слова
Интуиция (поздняя латинская intuitio — созерцание, состоящее из латыни in — in, inside; латинская tui — can, dumb, you, you; латинская ti (tum) — after, then, then, also from Latin intueor — to look внимательнее), умение мысленно оценивать ситуацию и сразу же принимать правильные решения, обходя разум и логический анализ.
Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженной мысли о решении вопроса, так и без него. Истоки этого можно найти в доктрине идей Платона, которая включает в себя понятие о поимке. Эпикурейцы закрепили этот феномен прямого познания или страха в слове επιβολή. Термины двух видов познания встречаются у Филона Александрийского и позже у Плотинуса, который различает επιβολή (мгновенное, мгновенное познание (взгляд, прозрение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, дискурсивное познание, по логическому умозаключению). Перевод термина επιβολή на латинский язык термином «intuitus» (от глагола intueri, означающего «смотреть», «проникать глазами (зрение)», «хвататься сразу») был выполнен в V веке Бетием. В XIII веке немецкий монах Вильгельм фон Мёрбеке (1215-1286) повторил перевод Бетия, и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской терминологии.
В психологии под интуицией понимается способность сознания непосредственно постигать объект познания без опосредованного влияния знаково-символических и доказательно-логических средств. Традиционно интуиция противопоставляется дискурсу, т.е. предпочтительному, явно опосредованному способу приобретения знания. Строгое отделение интуиции от дискурса и критическая оценка навыков логического мышления обычно характерны для религиозно-мистических учений и концепций. Различие между прямым и опосредованным способами получения прозрения не абсолютизировано, хотя в более общем понимании этот термин определяется как своего рода непосредственное прозрение, познание, творческое прозрение.
В результате такого просветления, обычно неожиданного для него, человек находит решение давней мучительной проблемы; находит правильный выход из жизненной коллизии; создает шедевры искусства; проникает во внутренние глубины духовного мира других людей и своего собственного, а порой перерождается и обретает новый смысл и цель личного бытия.
Акт интуитивного восприятия часто происходит так быстро и внезапно, и переживается эмоционально настолько возвышенно и остро, что человек чувствует собственное «я», как будто покинул пределы своего физического тела и растворился в воспринимаемой объективности, переживая состояние экстаза или творческого восторга. Иногда, напротив, спонтанное и мгновенное просветление создает впечатление, что решающая мысль, образ или формула приходит извне, как бы посланная сверху как спуск благодати, особенно характерная для психологии верующего.
История развития термина интуиции в философской мысли
Чтобы лучше понять, что такое интуиция, рассмотрим ее место в научном знании и взгляды философов на нее.
Демокрит и Платон считали интуицию внутренним видением. Платон утверждал, что созерцание идей (прототипов вещей в сенсорном мире) является своего рода прямым знанием, которое приходит как внезапное просветление, требующее длительной подготовки ума.
Неоплатонизм выражал различные платонические интуиции. Плотин развивает учение Платона о вневременной интеллектуальной интуиции, но лишает ее тех ориентиров, которые установил Платон. Основатель неоплатонизма выбрал для интерпретации философии Платона очень небольшую подборку текстов. Дух души в Плотинусе не рефлексивен и подобен духу демиурга (ибо ипостаси существуют в природе и в нас), в то время как душа дискурсивна (рефлексивна). «Дискурс — это работа не разума, а души, которая обладает божественной энергией в божественной природе». Его интуитивный ум как нескромный позднее был интерпретирован с точки зрения интуитивизма — как нескромная интуиция. Недискурсивные рассуждения могут стать дискурсивными в процессе понимания, а термины недискурсивные и недискурсивные обозначают разные вещи.
Если не обращать внимания на разницу в акцентах, создается впечатление, что Плотин и его учение работают в русле платоновской философии. Однако понимание Плотинусом диалектики и интуиции несколько изменило платоновские разработки. В Платоне человеческая душа является существенным существом, в то время как Плотин дает полное существо только надземному духу («nus»). Микрокосм Плотинуса известен только благодаря интроспекции. Полностью самодостаточный (идентичность бытия и мышления) ум является носителем вневременной интеллектуальной интуиции, которая в принципе может раскрыть свое содержание для сенсорного или дискурсивного познания.
Разделение мысли на эмпирическую часть, или эмпирическое «я», и интуитивную часть, внешне соответствует платоническому отношению. Однако у автора Эннидов душа лишена существенности. В плотинской интерпретации общее и не общее одного и того же вещества представляется как отдельные образования, иерархически разделенные. В этом суть его радикальной антиредукции между субстанцией духа в душе и несущественной рефлексивной сферой. Согласно Плотинусу, душа — это «дело духа», тогда как для Платона — наоборот: всепроникающий субстантивный дух может проявлять себя (в своей несущественной сфере) и как рефлексивная душа. Душа, которая является веществом, имеет сферу отражения, и законы этого отражения являются частными, единичными и условными. Это означает, что душу можно рассматривать как с точки зрения ее рациональности (универсальности), так и с точки зрения ее рациональности (рефлексии и внеуниверсальности). Вещество одно, и законы его универсальности одни и те же, но на плоскости неуниверсальности они временно изменяются, не препятствуя действию законов универсальности.
Плотинус не объясняет, почему душа иногда может думать интуитивно. У Платона, однако, очевидно, что на это способен только разум, а само отражение не может быть интуитивным. Плотин признает, что не все свойства, присущие материальному разуму («nous»), могут быть приписаны разуму, присущему человеческой душе. Раздельные на уровне души, мышления и мыслимого, сущности и существования, совпадают только в «nous». Его позицию можно объяснить. Он пытается связать диалектику Платона с Божественной Троицей, где в Едином существует разум Божий.
Категория Платона «Один» ипостазируется, трансформируется с момента диалектической логики (субстанции) в сущность, вырванную из ее пределов. Идентичность противоположностей оказывается выше интуиции, в то время как интуиция (существенная по своей сути) ассоциируется с эмпиризмом, который переходит от возможности к реальности. Различие между интроспекцией и интуицией души на уровне самой души недостаточно дифференцировано, и душа больше известна по интроспекции.
Интуиция в новое время
Все мистические доктрины тяготеют к иррационализму и интуитивизму, а этот последний оказался удивительно схожим с одним из состояний интроспекции, а именно тем, когда внимание концентрируется на переживании экстаза, особенно экстаза в непосредственном «единении» с абсолютом. Николай Кузанский, как мистик, был уверен, что интуиция не может быть выражена понятиями, она есть «умудрённое неведение», неосознанное и недифференцированное знание. Он принижает роль интуиции индивида, ибо она есть поверхностное созерцание, спекуляция «visio sine comprehensione» и возвышает надындивидуальную, онтологическую интуицию Абсолютного, то есть Бога. Бог обладает могущественной интуицией, ибо имеет диалектическую основу – является тождеством противоположностей. Мистическая интуиция средневековых авторов у Кузанского разбавляется пантеистическими мотивами. Его идея онтологической интуиции Абсолютного была разработана Пикоделла Мирандолой, а Джордано Бруно довёл идею пантеистической интуиции до её логического завершения.
Интуиция, как надындивидуальный феномен, хоть и получила обоснование в форме диалектического абсолюта, индивиду являлась в виде мистической интуиции, или интуитивизма.
Интуитивизм даже дополненный дискурсивным мышлением остаётся интуитивизмом, если дискурсируется не диалектическая логика, логика субстанции, которая и составляет суть истинной интуиции или хотя бы логика формальная (исключая индуктивную). Философский интуиционизм не просто дополняется дискурсией, а в процессе понимания сама интуиция раскрывается через дискурсию и предстаёт в виде диалектической логики, логики разумной субстанции (диалектический интуиционизм) или формальной логики, исключая индуктивную (логический интуиционизм). Связь интуитивизма с переживанием, экстазом (с явлениями переживаемыми, а не логическими) не является его отличительной чертой. Таковая скорее связана с его эмпиризмом. Не случайно Н.О. Лосский в «Предисловии к первому изданию» своего сочинения «Обоснование интуитивизма» писал, что впервые оно вышло под заглавием «Обоснование мистического эмпиризма».
Как было сказано выше, платоновские идеи самосущи, и потому они не логический феномен, а денотаты понятий, материя, субстанция интеллектуальной души. Такая же материя, но переживающей души, – эмоции. Эти эмоции качественно и функционально различаются как диалектические и эмпирические. Законы – это механизмы самодвижения любого конкретного вида субстанции. Их выражение в логике это проявление опять же одного из конкретных видов субстанции – человеческой интеллектуальной души. Восприятие бессознательного переживания соответствующей субстанции есть переживающий или эмоциональный интуиционизм, в то время как интуитивизм – явление не только эмпирическое, но и не имеющее к интуиции прямого отношения. Причём эмпирический интуитивизм, как мы выяснили, это неточное обозначение феномена, который по сути дела есть конкретный вид интроспекции. У Николая Кузанского фактически столкнулись с попыткой через посредство диалектики выйти за пределы эмпиризма, но его диалектика оказалась диалектико образностью. Диалектики как науки вообще-то говоря нет – это иллюзия, ибо как строгая наука существует только диалектическая логика, а законы последней представлены в наиболее полном виде у Платона и Гегеля.
Сам дух возрождения с его рефлексией к античности породил тягу к диалектике, которая в высшем своём проявлении реализовалась в новое время у Гегеля. Новое время рефлексировало к античности и, соответственно, к платоновской врождённой интуиции бессознательного. Однако сумятицу в умы исследователей внесло то обстоятельство, что выяснилось, что не во всех областях знания врождённая интуиция с её диалектической логикой применима. Особенно наглядно это проявилось в процессе оформления так называемого логико-математического рационализма. Обнаружилась связь интеллектуальной интуиции с рефлексией, обращённость её к эмпирической практике. Это шло вразрез с классическим пониманием интуиции, но отказаться от него сразу было невозможно в силу того, что нового времени философы обращались к онтологической проблематике и идее субстанции (а логико-математический «рационализм», как выяснилось позже, имел иную область исследования).
Рене Декарт понимал интуицию, как платоновскую идею об абсолютности врождённой интуиции. Душа у Декарта представлена двояко: с одной стороны, это субстанция, а с другой – рефлексивное самосознание «Я». Он отождествил сознание и субстанцию.
Виды интуиции
До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) – преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) – подсознательный анализ и выбор решения – начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного «озарения» сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном этапе – подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап – внезапное «озарение» (инсайт), т.е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знанию, то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап – сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания.
Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения); неосознанность путей получения результата; внезапность (озарение). Ф.Ж. Кюри отметил, что «часто открытие бывало делом случая». Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г) подсказка (аналогия).
Классификация форм интуиции
Остановимся на вопросе о классификации форм интуиции. Чаще всего исследователи ссылаются на классификацию, предложенную М. Бунге. Он различает, прежде всего, чувственную и интеллектуальную интуиции.
Чувственная интуиция по Бунге имеет следующие формы:
I. Интуиция как восприятие
1. Интуиция как восприятие, выражающаяся в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.
2. Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака.
3. Способность интерпретации.
II. Интуиция как воображение
1. Способность представления или геометрическая интуиция.
2. Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков и функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов.
3. Творческое воображение.
Интеллектуальную интуицию Бунге классифицирует следующим образом:
I. Интуиция как разум.
1. Ускоренное умозаключение – стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с быстрым проскакиванием отдельных звеньев.
2. Способность к синтезу или обобщенное восприятие.
3. Здравый смысл – суждение, основанное на обыденном знании и не опирающемся на специальные знания и методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.
II. Интуиция как оценка.
1. Здравое суждение, проницательность или проникновение: умение быстро и правильно оценивать важность и значение проблемы, правдоподобность теории, применимость и надежность метода и полезность действия.
2. Интеллектуальная интуиция как обычный способ мышления.
Однако классификация, приведенная Бунге, несмотря на ценность исследования в целом, не может претендовать на решение проблемы.
Проблема классификации интуиции представляет собой один из самых сложных моментов в исследовании проблемы в целом. Это объясняется тем, что сам предмет, подвергающийся операции классифицирования, не поддается действию правил, необходимых, скажем, для формальной классификации. Всякая формальная классификация предполагает, прежде всего, четкое, резкое обособление предметов одной группы от предметов другой группы. Вполне понятно, что интуиция не поддается формальной классификации. Установление четкого сходства и различия разновидностей интуиции не представляется целесообразным.
В отличие от формальных содержательные классификации опираются на диалектические принципы. В содержательных классификациях главный акцент делается на раскрытие внутренних закономерностей между группами классифицируемых предметов. Содержательные классификации соответствуют естественным классификациям. Последние строятся на учете всей совокупности признаков классифицируемого предмета, взятых в их взаимной связи и обусловленности. По-видимому, этот способ классифицирования может быть применен к проблеме интуиции.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Лосский Н. И его философия
- Эволюция представлений о бытии
- Философские корни агностицизма — Скептицизм и агностицизм. Общая характеристика
- Нравственное состояние человека и социума как критерии духовности
- Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)
- Субъекты реальной истории. Отличие исторического субъекта от субъекта социального
- А. Герцен и его философия
- Георгий Валентинович Плеханов,русский философ, теоретик и пропагандист марксизма
- Самосознание
- Представление о мире как универсальной системе и модели единства мира