Оглавление:
Человек обладает удивительным даром — ум с его любопытным полётом как в далекое прошлое, так и в будущее, в мир мечты и фантазии, в творческое решение практических и теоретических задач, и, наконец, в воплощение самых амбициозных идей. С древних времен мыслители интенсивно искали разгадки тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника — словом, все достижения человечества объединили свои усилия для раскрытия сокровенных тайн нашей духовной жизни.
На протяжении многих веков велись горячие споры о природе сознания и возможностях его познания. Богословы рассматривают сознание как крошечную искру величественного пламени Божественного Духа. Идеалисты придерживаются идеи примата сознания по отношению к материи. Извлекая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельное и творческое бытие, объективные идеалисты относятся к сознанию как к чему-то первобытному: оно не только необъяснимо всем, что существует за его пределами, но и само должно объяснять все, что происходит в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Сознание признается приверженцами объективного идеализма как единственная надежная реальность.
Если идеализм разрывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общности, единства между явлениями сознания и объективного мира, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология в решении этой проблемы начинаются с двух основных принципов: признания сознания как функции мозга и как отражения внешнего мира.
Сознание — одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.
Когда сознание понимается в широком смысле, к нему относятся как к самостоятельной сущности, как к веществу, способному создавать мир. Столь существенное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.
Этот подход наиболее последовательно выражался в древности через философию Платона. Такой же подход был развит в христианской философии средневековья, признавшей Бору носителем высшего сознания, а позднее в немецкой классической философии, в идеалистической системе Гегеля, в которой роль первобытного мира играла абсолютная Идея. Согласно Гегелю, абсолютная Идея (Weltgeist) — это первобытная субстанция, создающая все другие формы бытия; она пронизывает природу и человека, которую Гегель интерпретирует только как формы другого существа той же абсолютной Идеи.
Происхождение Сознания
Загадка происхождения сознания — это загадка происхождения человека, которая до конца не решена. Единообразия в понимании этого вопроса нет, поэтому существует множество различных теорий антропогенеза.
Сторонники концепции абиогенеза настаивают на самопроизвольном появлении жизни из неживой природы в результате нескольких причин
Тепловой стресс, сильное геомагнитное излучение и так далее.
Сторонники концепции панспермии считают, что жизнь зародилась не на Земле, а была занесена из космоса — либо случайно, либо после посещения Земли инопланетянами.
Теистическое представление о происхождении человека в божественном акте творения продолжает удерживать и даже успешно развиваться.
Материалистическая теория происхождения человека эволюционна. Здесь тоже есть расхождения и разногласия:
- теория труда (Ч. Дарвин) — важнейшим условием появления человека в процессе эволюции была общая инструментальная деятельность, опосредованная языком;
- человек — результат «генетической ошибки», провала эволюционной программы развития природы
- Человек появился в результате бифуркации, огромного качественного скачка в природе, который привел к появлению сознания (все сразу!) и совершенно нового вида животных — домашних сапиенов.
Согласно рабочей теории, изменение климатических условий на планете (резкое охлаждение) привело к необходимости адаптации термофильных и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход к мясному питанию, что требовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а затем и языка). Приматы также начали претерпевать морфологические изменения: Они выпрямились, освобождая передние конечности для более активных действий с объектами; изменилась структура руки; увеличился объем мозга.
Именно трудовая деятельность (инструментальная деятельность) приводит к качественному изменению приматов. Активная рука научила голову думать, а совершенствование инструментальной деятельности человека привело к улучшению его сознания. Два момента, характерные для производства инструментов, важны для формирования сознания:
- В конце процесса работы получается результат, который уже присутствовал в идее (в сознании) человека в начале этого процесса, то есть идеальный;
- Регулярное использование инструментов и их систематическое производство предполагает накопление (сохранение) опыта, методов их производства, работу с ними и, соответственно, передачу этого опыта из поколения в поколение. Таким образом, работа, язык и коллективная деятельность приводят к появлению сознания и людей.
Существуют различные объяснения происхождения сознания, понимаемого в широком и узком смысле.
Сознание в широком, содержательном смысле вечно, так что вопрос о его происхождении вовсе не возникает в идеалистической философии. В этом смысле, как уже упоминалось, это близко к понятию Бога, обстоятельства появления которого в религии и философии религии также не обсуждаются.
Но понимание сознания в строгом смысле как свойства материи неизбежно поднимает вопрос о его происхождении в материи.
Этот вопрос оказался очень сложным из-за явного противопоставления материи и сознания, чьи явления — представления, концепции и суждения — полностью противоположны материальным объектам, поскольку в отличие от них они не имеют ни цвета, ни запаха, ни вкуса, ни какой-либо видимой формы.
Из попытки решить этот сложный вопрос возникла материалистическая теория рефлексии. В этой теории возникновение сознания связано с универсальным, фундаментальным свойством материи — рефлексией, которая, как говорят, существует наряду с более известными свойствами материи, такими как время, пространство и движение.
Под отражением понимается свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем и сохранять их следы, отпечатки. В контексте этой теории сознание функционирует как высшая форма такой рефлексии.
Первый уровень рефлексии рассматривается как физико-химические взаимодействия в неживой природе, второй — как биологические взаимодействия с помощью органов чувств.
Таким образом, по мнению материалистов, сознание возникло на основе свойства рефлексии как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и общения человека с подобными. Последнее особенно важно для развития человеческого сознания, поскольку особенно быстро обогащается на основе всех форм общественной деятельности.
Современные психологи, характеризуя сферу сознания, прежде всего отмечают, что при всей кажущейся последовательности как идеалистического, так и материалистического подходов к объяснению природы сознания, каждый из них все же имеет свои недостатки.
Так, по мнению материалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без всякой видимой причины появляется на определенном этапе развития живой материи. Более того, содержание наших знаний не может сводиться только к результатам размышлений. Об этом свидетельствует содержание наших знаний: в них велика роль знаний, полученных независимо от процесса рефлексии, в результате автономной, творческой деятельности самого сознания. Проблема психофизиологического субстрата этих и многих других процессов сознания остается одной из самых сложных, до сих пор не решенных проблем психологической науки.
В то же время, конечно, есть много фактов, которые ясно свидетельствуют о взаимозависимости, которая существует между мозгом и ментальными процессами, материальными и идеальными явлениями. Этот факт является одним из главных аргументов в пользу материализма. Но это соотношение еще не является доказательством того, что развитие материала является причиной возникновения и формирования идеала.
Как остроумно заметил французский философ Анри Бергсон (1859-1941), один из критиков материализма: «Плащ, висящий на вешалке, соединен с вешалкой и даже может с ней раскачиваться. но это не значит, что плащ и вешалка — одно и то же». Точно так же материал взаимодействует с идеалом. Хотя они и связаны, как показывает теория рефлексии, они ни в коем случае не идентичны.
Но даже идеалистическая точка зрения, утверждающая независимость идеала от материала, сталкивается с проблемами в объяснении фактов, собранных современной медициной, физиологией и психологией о взаимозависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.
Поэтому некоторые определения сознания сегодня пытаются как-то объединить эти два противоположных подхода, выраженные, например, в следующем синтетическом определении:
Сознание — это высший уровень отражения реальности человеком, когда психика рассматривается с материалистической точки зрения, а реальная человеческая форма психического начала бытия, когда психика рассматривается с идеалистической точки зрения.
Очевидно, однако, что это определение страдает от расплывчатости, двусмысленности.
Более существенным и однозначным является следующий вариант определения сущности сознания:
Сознание — высшая форма психической рефлексии и саморегуляции, присущая только человеку как социально-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется языком, направляется на преобразование реальности; связывается с самосознанием, направляется во внутренний мир субъекта.
Наконец, если центром, ядром всей психики человека признается организация оптимального поведения организма для удовлетворения потребностей индивида, то сознание с его главной функцией «рефлексия» предстает только как начальная ступень психической функции, а не как ее высшая ступень, как она предстает в предыдущем определении.
Согласно этому пониманию, основной функцией всей психики, в том числе и сознания, является организация целенаправленного поведения для удовлетворения потребности, выбранной индивидом, которая актуальна для него в данный момент.
Чтобы понять природу сознания, раскрытую вышеприведенными определениями, нужно иметь в виду, что речь идет о сознании как об одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близки, но не идентичны по содержанию, хотя философская и иногда психологическая литература позволяет их необоснованно идентифицировать.
Следует также иметь в виду, что приведенные выше определения сознания направлены лишь на то, чтобы подчеркнуть его сущность, его главное свойство, но не исчерпать богатства его содержания. Содержание всегда богаче сущности. Поэтому справедливо сказать, что каждое определение сущности всегда имеет «хромоту».
Чтобы преодолеть эту «хромоту», неадекватность определений, они обычно дополняются описанием других, не главных, но существенных свойств предмета, а также описанием структуры, т.е. тех частей, из которых они состоят.
Сущность сознания
В этом выражается сущность сознания как высшей формы отражения:
Во-первых, в этом чувственном отражении наполняется более глубокое и осознанное содержание. Выше возникает своеобразная надстройка — абстракция, которая заключается в мысленном выделении отдельного объекта, отношения, свойства из совокупности объектов, отношений, свойств. Абстракция — это способ превратить наблюдения и восприятия в понятия. Он фрагментирует, разбивает, схематизирует когерентную мобильную реальность. В изолированной абстракции субъект дистанцируется от реальности. Но именно это обеспечивает изучение отдельных сторон предмета в чистом виде, проникая в их суть;
Во-вторых, сознание отражает мир не в сенсорно-визуальных, а в идеальных изображениях. Что это за изображения? Что такое идеал? Рассматривая категорию «идеал», следует иметь в виду, что, во-первых, идеал характеризует гносеологическое отношение сознания к бытию, выявляя принципиальную разницу между отражением и рефлексией, образом и объектом. Разница в том, что идеальные изображения, отражающие свойства реальных объектов, сами по себе не обладают этими свойствами. Идеальный образ не связан никакими физическими, химическими и другими свойствами материальных объектов. Они не имеют пространственных размеров, геометрических форм, объема, массы и т.д. Изображение розы не пахнет, а изображение огня делает сигарету несвежей. Идеал — это то, что одновременно существует и не существует. Она существует не как отдельная субстанция, существующая наряду с материей, а как субъективная реальность. Под субъективностью понимается то, что идеал всегда принадлежит субъекту, человеку или группе людей и не существует без его носителя, поэтому содержание образов и понятий сознания отражает специфику жизненного опыта носителя, его интересы, чувства, душевное состояние, переживания и т. д. Под субъективностью понимается также незавершенность отражения, которая связана с тем, что ощущения дают не зеркальное изображение, а более или менее приблизительное воспроизведение свойств объекта.
Следует отметить, что существуют два взаимосвязанных подхода к пониманию проблемы идеала. Первое условно называется «активная интерпретация идеала». Это связано с Эвальдом Ильенковым. Сторонники этого подхода черпают свойства идеала из свойств, присущих материи. Психологизм или информационный подход, возникновение которого связано с именем Давида Дубровского, рассматривает идеал как особое свойство субъективности, духовности, относительно независимое от материального, нейронного, объектно-практического. Оба подхода имеют как положительные, так и отрицательные стороны;
В-третьих, человеческая рефлексия не адаптивна, а активно трансформируется. Человек не удовлетворен тем, что дано природой, и он стремится изменить это дано так, чтобы оно отвечало его потребностям. Человек делает это прежде всего в своем сознании. Содержание сознания так или иначе практически реализуется. Но прежде чем она будет реализована, она принимает характер идеи. Идея — не только существующих объектов, которые еще не существуют в природе.
Структура и уровни сознания
При описании структуры сознания мы обычно выделяем следующие особенности:
Сознание — двумерное явление:
Во-первых, он содержит информацию о внешнем мире, об объекте;
Во-вторых, оно направлено на сознание-объект, то есть сознание действует как самосознание.
Образ мира, сформированный сознанием, включает в себя самого человека, его действия и состояния. То, что человек обладает способностью к самосознанию, является основой существования и развития психологии, так как без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без размышлений человек не мог бы прийти к мысли, что у него есть психика.
Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, своих мыслей, чувств и потребностей.
Способность человека развивать самосознание, то есть направлять свою умственную деятельность на себя, является уникальной характеристикой, отличающей его от животных.
В процессе самосознания человек познает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные и профессиональные способности, совершенствует себя.
Сознание, самосознание в человеческой психике тесно связано с бессознательным. Иногда, например, при фрейдизме, бессознательное находится в резком контрасте с сознанием. И решающая роль в жизни человека, согласно этому понятию, отводится не сознанию, а бессознательным, особенно сексуальным чувствам. По словам Фрейда, бессознательное появляется прежде всего во сне, в состоянии гипноза.
Однако существует и другая интерпретация отношений между сознательным и бессознательным, суть которой заключается в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. В философии эта интерпретация представлена рационализмом (Декарт), а современная психология предполагает, что сознательное и бессознательное в человеческой психике не отсекаются и постоянно воздействуют друг на друга. Более того, человек способен контролировать всю свою психику на уровне сознания.
Сознание включает в себя несколько основных структурных блоков, наиболее важными из которых являются:
- когнитивные процессы, которые включают в себя ощущения, восприятия, представления, мышление, память, речь и язык;
- эмоциональные состояния — положительные и отрицательные, активные и пассивные и т.д;
- волевые процессы — принятие и исполнение решений, волевые усилия.
Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и субъективно-практической деятельности человека для удовлетворения его разнообразных потребностей.
В заключение характеристики феномена сознания следует обратить внимание на некоторые его основные черты, которые наиболее часто цитируются в психологической литературе.
Сознание динамично, мобильно и изменчиво. В фокусе сознания человек постоянно, с утра до ночи и даже во сне, имеет тот или иной образ, мысли и понятия, которые сменяют друг друга. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда описывают термином «поток сознания». Эту особенность сознания впервые заметил древний философ Демокрит, который высказал мысль о том, что в мире все течет, все меняется, нельзя дважды входить в одну и ту же реку, а души людей течет, как ручей.
Сознание никогда не существует в «чистой форме», само по себе, изолированное от своего бетонного транспортного средства. Эта особенность сознания выражается термином «субъективность сознания», а также отражается в формуле: «Сознание — это субъективный образ объективного мира». Все продукты человеческой культуры, как материальные, так и духовные, изначально возникали в сознании их создателей.
Но каждое отдельное сознание появляется не из пустого места и не в вакууме. Важнейшей особенностью сознания, которая была подчеркнута национальной психологией, является тесная связь между индивидуальным и общественным сознанием. Эта связь происходит через язык и речь, которые по своему содержанию воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек так или иначе приобретает общественное сознание в процессе своего индивидуального развития посредством языка и речи.
Сознание активно. Эта характеристика сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «образа мира», но и в представительской и практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «Сознание не только отражает мир, но и создает его». То есть, в то время как психика животного в первую очередь обеспечивает адаптацию животного к окружающему миру, человеческое сознание может позволить ему изменить мир, приспосабливая его к своим потребностям.
Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, видения, не имеющие аналогов, прототипы в реальном мире. Человек, абстрагируясь от реального восприятия окружающей его реальности, способен рисовать в своем воображении то, что не существует в данный момент, или даже то, что никогда не существовало и никогда не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий и некоторых гипотез, претендующих на статус науки.
Проблема идеала
Важнейшей характеристикой как индивидуального, так и общественного сознания является идеальность. Идеал — это характерная черта, главная черта сознания, обусловленная социальной природой человека.
Сложность сущности и состава идеала, многообразие его определяющих факторов, проявлений, функций в жизни и деятельности человека — все это (как и многое другое) определило трудности его распознавания, большое разнообразие взглядов философов на природу идеала и его предназначение с разных точек зрения в рамках той или иной философской школы на глубоко расходящиеся во всей философии направления — материализм и идеализм (термин «идеализм» в своем генезисе восходит к «идеалу» и «идеалу»).
Иными словами, идеал выступает как одна из вечных и в то же время всегда актуальных проблем философии.
Несмотря на то, что проблема идеала существует с древнейших времен, по крайней мере со времен Платона, в ХХ веке после нескольких десятилетий забвения он вновь подтвердил свое существование, практически став новым. Неоспоримая заслуга в его возрождении принадлежит Е.В. Ильенков.
По его мнению, идеал не тождественен субъективной реальности, со всем, что существует в индивидуальном сознании. Это не столько часть индивидуального сознания, сколько составная часть общественного сознания, к которой человек привык, такие элементы социальной культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью человека. Идеалом являются образы, которые подлежат овеществлению или умственному перевоплощению. Идеал широко представлен в практической трудовой деятельности. Она отличается от практики тем, что сама по себе не содержит ни одного атома вещества создаваемого объекта. Когда у инженера появляется идея новой машины, он тем самым создает не настоящую машину, а идеальную. Идеальная форма — это форма вещи, но которая существует вне этой вещи, в сознании человека, в форме его активной жизнедеятельности.
Идеал — это то, что не существует в самой природе, а построено человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями и подлежит реализации на практике. Идеал как форма человеческой деятельности существует только в деятельности, а не в результате, потому что деятельность — это постоянное, продолжающееся «отрицание» настоящего, чувственно воспринимаемые формы вещей, их изменение, их «устранение» в новых формах. Когда объект создан, потребность общества в нем удовлетворена, а деятельность в его продукте погашена, то и сам идеал погашен. Идеал, например, хлеб, создается в голове голодного человека или пекаря, который делает этот хлеб; никакой идеальный хлеб не создается в голове упитанного человека, который занят строительством дома. Но если взять общество в целом, то всегда есть и идеальный хлеб, и идеальный дом, и каждый идеальный предмет, с которым реальный человек действительно имеет дело в процессе производства и воспроизведения своей материальной жизни.
Разница между деятельностью человека и животного заключается в том, что ни одна форма этой деятельности, ни одна способность, не наследуется вместе с анатомической материальной организацией его организма. Эти формы деятельности (активные способности) здесь передаются только косвенно, через формы объектов, которые человек создал для себя.
По мнению Е.В. Ильенкова, к идеалу относятся морально-нравственные нормы, регулирующие жизнедеятельность людей, правовые нормы, формы государственно-политической организации жизни, ритуально-юридические схемы деятельности во всех ее сферах, обязательные для всех правил жизни, жесткие правила ведения бизнеса и т.д., вплоть до логических норм мышления. Все эти структурные формы и схемы общественного сознания противопоставляются индивидуальному сознанию как особой, внутренне организованной реальности, как внешним формам его определения. «Идеальность» предстает как форма сознания и воли, как закон, регулирующий человеческое сознание и волю, как объективно убедительная схема деятельности сознания и воли.
Общественное сознание действует как исторически сложившаяся и исторически развивающаяся система форм и схем «объективного ума», «коллективного разума», «коллективного разума» человечества (непосредственно «народа» с его своеобразной духовной культурой), не зависящая от индивидуального сознания. Человек обретает идеал («идеальный» план жизнедеятельности) только и исключительно в ходе своего присоединения к исторически сложившимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой. «Идеальность» — это не что иное, как аспект культуры, ее измерение, уверенность, собственность.
По отношению к психике, к психической деятельности мозга он является таким же объективным компонентом, как горы и деревья, как луна и звездное небо. Следовательно, объективная реальность «идеальных форм» не является тщетным изобретением мстительных идеалистов, как это представляется псевдоматериалистам, которые признают «внешний мир», с одной стороны, и только «сознательный мозг» (или «сознание как свойство и функцию мозга») — с другой. Это реальный факт.
В сознании, понимаемом натуралистически, т.е. с точки зрения биохимика, анатома, физиолога высшей нервной деятельности, нет никакого «идеала», не существовало и никогда не будет. Какие существуют единственные материальные «механизмы», которые по своей самой сложной динамике обеспечивают деятельность человека в целом, в том числе и деятельность по «идеальному плану».
Вне человека и кроме человека нет никакого «идеала». Но человек, как отмечает Е.В. Ильенков, понимается не как отдельная личность со своим мозгом, а как реальная совокупность реальных людей, которые вместе осуществляют свою специфическую человеческую жизнедеятельность, как «совокупность всех общественных отношений», сформировавшихся между людьми вокруг общего дела, вокруг процесса общественного производства их жизни. Идеал и существует только «внутри» человека, которого так понимают.
Другой подход к проблеме идеала наиболее полно представлен в работе Д.И. Дубровского. Суть этой школы мысли заключается в неразрывной связи идеального и индивидуального уровней предмета с человеческой психикой.
Д. Дубровский считает ложной позицию о том, что идеал — это принципиально внеличностное и сверхличностное отношение, которое реализуется не в человеческой голове, а в самой социальной объективности. Идея о том, что идеал абсолютно независим от мозга, от его состояний, необоснованна. Идентификация идеала с мыслью, с рациональными схемами, стандартами, исключительно с теми психическими явлениями, которые обладают свойствами универсальности и необходимости, также, по его мнению, неоправданна; она ложна, как если бы идеал был несовместим со случайным, сингулярным (он ссылается на внезапные интуитивные поэтические или теоретические озарения, которые являются «случайными» и строго индивидуальными). С его точки зрения, проблема возникает тогда, когда идеал ассоциируется в основном с объективированными результатами деятельности (Дубровский прав, указывая на некоторые примеры идеала, приведенные Ильенковым: форма ценности, икона, формы государственно-политической организации жизни; но несправедливо предполагать это, поскольку в Е. Ильенков идеал имеет статус объективной реальности, то есть идеал сводится к материальному: он объективен только по отношению к сознанию индивида, в обществе остается субъективным по отношению к природе). В E.V. Идеализм Ильенкова предстает как закон, управляющий сознанием и волей человека, как объективная и убедительная схема деятельности сознания и воли. Эта позиция, считает Д.И.Дубровский, несовместима с творческой деятельностью сознания; живая творческая личность здесь лишена всякой автономии и становится марионеткой, функциональным органом «объективно-компульсивной схемы».
По его мнению, тот факт, что идеал является социальным продуктом и необходимым компонентом социальной самоорганизации, не означает, что он теоретически должен быть «расположен» внутри социальной системы в целом, а не внутри социального индивида или отдельных лиц. Идеал не существует сам по себе, он связан с материальными мозговыми процессами. Это всего лишь субъективное проявление некоторых нейродинамических процессов в мозге. В этом смысле идеал неизменно объективируется, ибо в противном случае его не существует. Идеальность — это чисто личное явление, реализованное определенным видом нейродинамического процесса в мозге. Этот конкретный вид процесса актуализирует информацию для человека в виде фактических субъективных переживаний. Подобно тому, как информация, хранящаяся в нейронных, субнейронных и молекулярных структурах мозга, которая не актуализируется для индивидуума, является лишь возможностью идеала, а не идеалом как таковым, так и информация, зафиксированная в памяти общества (в книгах, рисунках, машинах, произведениях искусства, иконах и других материальных системах), не является идеалом, не будучи актуализированной в сознании индивида.
Идеал — это психическое явление; он всегда представлен только в состояниях сознания индивидуумов; предложение, записанное на бумаге или на магнитофоне, может рассматриваться как продукт умственной деятельности, но такой продукт не содержит в себе идеала. Идеал является чисто субъективной реальностью и существует только в сознании социального индивида, которое не выходит за его пределы, хотя это качество связано с влиянием внешнего мира, с активной деятельностью человека, обусловленной органической вовлеченностью индивида в функционирование социальной системы. Категория идеала обозначает связанные с человеком изображения и действия на субъективном уровне в отличие от объективных действий, которые непосредственно приводят к изменениям материальных объектов. Эта категория обозначает такое свойство нашей мозговой деятельности, благодаря которому мы непосредственно получаем содержимое объекта, динамическую модель объекта, свободную от всех реальных физических свойств объекта, от его материальной «гравитации» и, следовательно, допускающую свободную эксплуатацию объекта во времени. Но субъективный образ отделен не только от подложки представляемой вещи, но и от нейродинамического кода, с которым она ассоциируется. Он также отделен от сигналов, связанных с информацией. Информация не существует отдельно от сигнала, она обязательно воплощается только в сигнале; но информация не зависит от энергетических характеристик сигнала, не зависит от конкретных физических и химических свойств его носителя; одна и та же информация может быть воплощена и передана различными сигналами. Другими словами, информация инвариантна по отношению к формам сигнала. Д.И. Дубровский приходит к выводу, что идеал — это способность личности иметь информацию в «чистом» виде и оперировать ею во времени. Он указывает на то, что реализация этой способности обеспечивает самоорганизующуюся систему (личность, коллектив, общество) с практически безграничным расширением диапазона возможностей представления реальности и управления ею (включая самопредставление и самоконтроль), поскольку моделирование на идеальном уровне не ограничено физическими ограничениями, общими для всех материальных процессов.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Задатки и способности в психологии
- Психология привычки, роль привычек в жизнедеятельности людей
- Отечественная нейропсихология
- Восприятие зрительных образов
- Диагностика творческого мышления
- Леонид владимирович Занков, советский психолог
- Елизавета ивановна тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей
- Айзенк Ханс Юрген, английский психолог — Биография и жизненный путь Г. Эйзенка
- Влияние детского опыта на отношение к жизни взрослых людей — Семья как фактор воспитания
- Общая характеристика нравственного поведения дошкольника — Особенности формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста