Оглавление:
Начало новой эры философской мысли
Философия Ренессанса и Ренессанса ознаменовала собой поиск новых путей, нового пути и нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Возникла новая форма философского мышления, которую можно назвать философским мышлением Нового времени. Если окончательное расхождение ренессансной мысли и ее философии с томистическо-шоклассическим средневековьем проявилось в отторжении феодальных условий и «феодальной» мысли прогрессивными слоями общества того времени, то философия Нового времени в собственном смысле слова является ее программным выражением во многом уже «реализованных» интересов и взглядов Попова В.Е. Философии. Учебник для высших учебных заведений.
В философии Бакона и Декарта впервые в целостной теоретической форме были выражены интересы и взгляды зарождающегося класса — буржуазии. Период возникновения их систем (примерно последние годы XVI века и первая половина XVII века) — это время постепенной стагнации экономического процветания итальянских городов, а центр экономического развития постепенно смещается в Англию, Голландию и частично во Францию.
Во второй половине XVI века в Нидерландах происходит бурное экономическое развитие. С развитием производства формируются новые общественные отношения и в то же время усиливаются противоречия между Нидерландами и Испанией. Во второй половине XVI века происходит серия восстаний и мятежей против испанской гегемонии, которой сопротивляются почти все слои голландского общества. Кульминацией восстаний стала первая буржуазная революция в Европе 1609 года.
Голландская буржуазная революция стала первым политическим действием во многом незрелого социального класса — буржуазии.
Во второй половине 15 века Англия также стала державой первостепенной важности и крупной колониальной и торговой державой. Все это приводит к быстрому развитию мануфактурного производства, основанного на наемном труде, то есть на тех общественных отношениях, которые по существу чужды феодализму.
Восходящая буржуазия и дворяне, которые в основном занимаются буржуазным производством, имеют не совсем одинаковые, но совпадающие интересы, особенно в области хозяйственного предпринимательства. Экономическая деятельность и интересы реальной практической жизни приводят этот класс общества (не только в Англии) к ориентации на реальное знание мира, особенно природы, к ориентации на знание, основанное не только на цитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеля, но и на практическом опыте. Повышение социальной значимости класса, сопровождающее развитие экономической и промышленной жизни, и развитие научного знания, особенно научного, основанного на эмпирике и опыте, обеспечивают социальный и эпистемологический фундамент, из которого возникла и черпала силу как особая философия Бекона, так и вся философия Нового времени.
Ориентация на чувственность и целесообразность знания не является, однако, единственной выразительной особенностью зарождающейся науки Нового времени, повлиявшей на характер философской мысли того времени. Стремление к систематизации, количественному росту и все большей дифференциации знаний привело к развитию теоретического мышления, которое не только стремилось к причинно-следственным (связанным с законами) объяснениям связи между отдельными явлениями и феноменальными областями, но и пыталось создать целостную картину мира, опираясь на новую науку и ее данные. Если проецировать ориентацию на чувственность и целесообразность знания на развитие научно обоснованного эмпиризма, то стремление к прояснению взаимосвязей и взаимодействий естественным образом ведет к повышению роли рационального наблюдения.
Противоречие между рационализмом и эмпиризмом в современной философии.
В исследованиях философов XVII века упор делается на методологические и эпистемологические проблемы. Познание рассматривается как отражение реальности в человеческом разуме, как наблюдение и эксперименты с объектами природы, раскрывающими познающему уму тайну их существования, а сам ум наделен статусом суверенности. Это как наблюдать и исследовать вещи снаружи.
Новый век — это эпоха многогранной критики традиционного средневекового схоластика. Критика схоластики и формирование новой философской парадигмы преследовалась с двух позиций. С одной стороны, философы XVII века признали неадекватность схоластических взглядов и концепций требованиям жизни. — С одной стороны, философы XVII века — Фрэнсис Бэкон, Джон Локк и Томас Хоббс — были убеждены, что истинная философия может быть построена только на основе экспериментальной естественной науки. Они заложили основу этого эпистемологического течения, называемого эмпиризмом.
С другой стороны, многие философы современности рассматривали авторитарную схоластическую философию, для которой догмы христианской доктрины и заповеди «Отцов Церкви» и Аристотеля были единственным источником знаний, как главное препятствие на пути создания основательной научной философии, и обращались к пониманию и обобщению методов математического знания. Они — Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц — видели в истинах математики разворачивающийся «естественный свет» человеческого разума, который своей силой, без помощи каких-либо властей и даже без помощи сверхъестественного «откровения Бога» может проникнуть в любую тайну и постичь любую истину. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций был Р. Декарт. Он стал основоположником этого направления в эпистемологии, которое называлось рационализмом.
Поэтому с первых шагов нового становления философии наука поляризовала философские взгляды: математика и математическая естествознание оказали влияние на философию в направлении ее превращения в абстрактную рациональную науку; эмпирическая методология предложила совершенно иную архитектуру философских взглядов.
Одним из первых, кто противопоставил категории схоластической философии и умозрительного мышления о Боге, природе и человеке доктрине «естественной» философии, основанной на эмпирическом знании, был Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Его часто называют последним великим философом Возрождения и основателем философии современности.
Ф.Бакон впервые сформулировал идею всеобщей реформы человеческого знания на основе внедрения экспериментального метода исследований и открытий.
«Цель нашего общества — познание причин и скрытых сил всего сущего и расширение власти человека над природой до тех пор, пока для него все не станет возможным» Хрестоматия по философии /редактор А.Р. Абдуллин. — М.: Кнорус, 2008. С. 275.. Только истинное знание, по словам Бэкона, дает людям реальную власть и обеспечивает их способность изменять лицо мира. Здесь две человеческие тоски — по знаниям и по власти — находят свой оптимальный противовес. Английский мыслитель считал, что все проблемы общества можно решить с помощью научно-технического прогресса.
Научный прогресс, по мнению Бэкона, должен быть достигнут в первую очередь за счет перехода от научных спекуляций к анализу вещей. Бакон создал индуктивную концепцию научных знаний, основанную на опыте и экспериментах и определенной методологии их анализа и обобщения. Опыт и вводный инструктаж занимают центральное место в методической программе Бэкона. Научные знания, по мнению Бэкона, возникают не только из прямых данных сенсоров, но и из целенаправленно организованного опыта, эксперимента.
Английские корни Просвещения
Многие мыслители XVIII века. В XVIII веке стали уверенно заявлять, что первой и главной задачей любого «истинного друга прогресса и человечества» является «просвещение умов», просвещение людей, ознакомление их со всеми важными достижениями науки и искусства. Такой акцент на просвещении масс стал столь характерен для культурной жизни европейских стран в XVIII веке. Век стал настолько характерным, что XVIII. Позднее столетие было названо веком Просвещения или веком Просвещения.
Англия была первой страной, вступившей в эту эру. Англия раньше других стран встала на путь капиталистического развития. Это была первая страна, в которой произошла революция, закончившаяся казнью короля. Несмотря на то, что в 1688 году монархия была восстановлена, она не смогла существенно повлиять на капиталистическое развитие. Поэтому не случайно, что идеи Просвещения упали на плодородную землю Англии. Эти идеи были разработаны Т. Хоббсом (1588-1679), затем Джоном Локком и другими мыслителями.
Для английских мыслителей эпохи Просвещения была характерна борьба с традиционным религиозным мировоззрением, которое объективно препятствовало свободному развитию науки о природе, человеке и обществе. Идеологическая форма свободного мышления в Европе с первых десятилетий XVIII века. Идеологической формой свободной мысли в Европе с первых десятилетий XVIII века был деизм.
Но Английское Просвещение было просвещением элиты, имело аристократический характер. Напротив, Французское Просвещение было направлено не на аристократическую элиту, а на общее городское общество.
T. Хоббс по праву считается основателем Английского Просвещения. Хоббс, ученик и личный секретарь Ф. Бэкона и продолжатель английской эмпирической линии, подверг дуализму Декарта резкой критике в своей доктрине субстанций.
Хоббс систематизировал учение Бэкона и создал новую форму материализма — механический материализм. Вся природа была задумана Гоббсом как коллекция вытянутых тел, отличающихся между собой размерами, формой, положением и движением. Движение в этом контексте понималось как чисто механическое движение. Снижены к движениям и усилиям, а также к психической жизни человека и животных. Это сложные механизмы, которые полностью определяются извне.
Внешние чувства являются источником не только идей, но и всех человеческих знаний. Действие окружающих объектов на органы чувств человека порождает первоначальные идеи, которые в дальнейшем обрабатываются разумом путем сравнения, объединения и разделения идей. Человеческой души как особой субстанции нет, а вера в Бога — это плод философии.
Однако основные работы Гоббса «Философские идеи учения гражданина», «Левиофаны» и др. сосредоточены на проблемах общественной жизни. Он разрабатывает контрактную теорию государства, которая уже была сформулирована Эпикуром. По мнению Гоббса, обществу и государству предшествуют полная анархия и «война всех против всех». Это «состояние природы», в котором люди находились долгое время, характеризовалось неограниченной личной свободой. И для обеспечения их личной безопасности, защиты частной собственности и других личных прав. Люди сознательно решили отказаться от этого и доверить его государству.
Хоббс считал самую совершенную форму правления абсолютной монархией. Власть государства распространяется не только на человеческое поведение, но и на его взгляды: религиозно-моральные и даже научные. И все же, по словам Хоббса, каждый субъект имеет право защищать себя. Когда субъект перестает пользоваться покровительством старой власти, он может свободно подчиняться новой. Таким образом, ярый монархист Гоббс логически приходит, чтобы оправдать революционные движения, свидетелем которых он стал.
Учение Гоббса, особенно его натуралистический взгляд на государство и право, сыграли большую роль в развитии Просвещения в целом.
Появление просветительской мысли также тесно связано с именем Дж. Локка, первого великого философа в ряду английских мыслителей эпохи Просвещения. Джей Локк был другом Ньютона. Его философия стояла на тех же позициях, что и научная программа выдающегося физика.
Французский материализм XVIII века
Хотя родиной Просвещения была Англия, которая одной из первых вступила на путь капиталистического развития, исторически это движение нашло свое наибольшее распространение во Франции в XVIII веке.
Французское Просвещение возникает из понимания прогрессивно мыслящей частью общества необходимости перемен в обществе.
Представители Французского Просвещения потрясли сложившиеся представления о Боге, мире и человеке, продемонстрировали новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи зарождающейся буржуазии и, наконец, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 годов.
В философии Французского Просвещения можно выделить три основных течения:
- Деистично;
- атеистически-материалистически;
- утопическо-социалистический (коммунистический).
Франсуа Вольтер (1694 — 1778) — философ, писатель, эссеист, один из основоположников французского Просвещения, страстно выступавший против религии, особенно католицизма, верил, что Бог — основатель мира, авторитетное происхождение всего сущего, но был убежден, что никакая теория или практика не может достоверно доказать ни его присутствие, ни его отсутствие. Вольтер видел необходимость признать существование Бога с нравственно-эстетической точки зрения, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках морали. С точки зрения знаний, Вольтер выступал за сочетание эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому.
Современником и во многом подобным Вольтеру был Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755), французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих областях знаний), который также был деистом — он видел Бога как Творца, но отверг Его способность вмешиваться в человеческие дела и процессы природы, он видел Бога как средство поддержания порядка и воспитания нравственности. В то же время он отверг идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую церковь за их претензии на власть и влияние в обществе, вводил в заблуждение верующих (по многим вопросам), подавлял человеческую инициативу.
Философия Монтескье имела большое значение для всей последующей истории человечества; философ выдвигал основные идеи, на которых строится большинство современных демократий:
- Идея примата права;
- Идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную Андрейченко Г.В. Философия. Философия для университетов.
Следующим представителем Французского Просвещения был… Жан Жак Руссо (1712 — 1778), занимавшийся социо-политической философией, отстаивал позицию революционной демократии.
В целом, можно выделить следующие основные моменты философии Руссо. Он:
1) видеть в Боге волю мира и разум мира;
2) Он считал, что материя не может быть создана и всегда существует объективно;
3) Он верил, что человек имеет смертное тело и бессмертную душу;
4) Он был убежден, что человек не может полностью понять мир (особенно природу вещей и явлений);
5) Он был против самой религии, против христианства.
6) Адвокат эмпирических (экспериментальных) знаний.
7) Он считает, что частная собственность является основной причиной социальных противоречий;
8) оправдывает право людей на восстание и т.д.
Французский философ Этьен Кондильяк (1715-1780) уделял меньше внимания проблемам общества и сосредоточил свои основные усилия на изучении проблем знания (гносеология). Можно выделить следующие основные идеи его философии:
- мир знаменит;
- Человек может знать внешний мир настолько, насколько позволяют его человеческие способности (ум, чувства);
- внешний мир является источником всех знаний;
- Познание основано на чувственном восприятии (отражение действительности органами чувств в сознании человека);
- Не бывает самостоятельного познания по разуму без участия чувственного восприятия.
Следующее течение французской философии Просвещения — атеистическо-материалистическое.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Томас Гоббс
- Соотношение биологического и социального
- Философия возрождения
- Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного востока xx века
- Реформаторское понимание добра и зла в философии зарубежного Востока XX века
- Методология и методы научного познания — Научное познание как объект методологического анализа
- Антропология л. Фейербаха. Г. Гегель и к. Маркс об отчуждении человека
- Методология социальной философии
- Онтологические и ценностные теории человека. Проблема необходимости и свободы личности
- Идеи современной синергетики