Оглавление:
Духовная сфера общественной жизни — это подсистема, содержанием которой является производство, хранение и распределение социальных ценностей, способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов и воспроизводить духовный мир человека.
Духовная жизнь общества — ведущий, важнейший процесс формирования и развития его духовной культуры.
Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитие индивидуального сознания; способность человека осознавать себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их соответствия потребностям и интересам личности и других субъектов общества, а также степень развития образования, воспитания, науки, информационного общества, искусства, практической реализации свободы совести граждан.
Духовная сфера общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности учреждений и субъектов духовной жизни.
Структура сферы духовной жизни общества, как и другие сферы, может быть представлена во многом. Наиболее распространенный подход заключается в присвоении относительно самостоятельных процессов духовной жизни, которые имеют свою цель, содержание и способы осуществления. В духовной жизни выделяются:
- процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личное и общественное мировоззрение через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию;
- научная жизнь;
- художественная и эстетическая жизнь;
- образовательный и воспитательный процесс в обществе;
- духовной и нравственной жизни;
- Функционирование религии, вольнодумство и атеизм;
- Информационная жизнь общества.
Мораль вовлечена в структуру духовной жизни общества через определенный аспект: процессы понимания роли и значения морали, ее категорий, норм и принципов функционирования духовной жизни.
Основные функции духовной жизни общества: а) Общие: воспроизводство индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; идеологические; методологические; регулятивные; коммуникативные и др. б) Специфические: научно-познавательные; художественно-эстетические; образовательные и формирующие и др.
Рассмотрим некоторые элементы содержания духовной жизни общества.
Наука
Наука характеризует сферу интеллектуальной жизни с точки зрения роли эмпиризма и рациональности, процесса производства, хранения, спроса и использования научно-теоретических знаний.
Наука — это форма интеллектуальной деятельности человека, направленная на получение знаний о природе, обществе, человеке и самих знаниях, на открытие объективных законов и существенных свойств бытия.
Типичной структурой науки как феномена духовной жизни общества является единство научного сознания, институтов науки и деятельности ее субъектов. Поэтому объективно-истинные знания, полученные вне научной сферы, не входят в содержание науки и формируют сферу обыденно-практических или рациональных, абстрактно-логических вненаучных знаний.
Широко признанной классификацией наук является признание трех основных групп: Наука о природе — естественные науки; Наука об обществе — социальные науки или социальные, гуманитарные науки; Наука о технологии — технические науки. Науки о человеке можно разделить на специальную группу — антропологию или включить в естественные, социальные и технические науки.
Науки также подразделяются на фундаментальные (в основном теоретические) и прикладные (направленные на относительно быстрое применение научных знаний на практике).
Характеристики научного знания:
- она отражает регулярное, существенное, качественное в материальном мире.
- это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, доктрин. 3.
- научное знание — особенно истинное знание в единстве объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. Обманы и ложные знания возможны и в науке. Она должна быть встроена в сложную практическую жизнь людей.
- это знания, полученные на основе специальных методов и средств (устройств).
- научные знания имеют доказательную ценность.
Культура и эстетика
Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неодушевленной и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, красивого, совершенного, трагического и комического, серьезного и игривого, а также среднего, уродливого, несовершенного. Она включает в себя искусство, популярную художественную культуру, элитную и массовую культуру, а также различные художественные субкультуры.
Художественную культуру изучает специальная наука — эстетика. Отражение в сознании людей и постижение художественной культуры как непосредственно, так и с помощью эстетики формирует их эстетическую культуру. Эстетическая культура — это состояние сознания, мировоззрения и всего духовного мира субъекта, воспроизводящее художественную культуру и определяющее степень его вовлеченности в мир искусства, народной и других культур. Признаки эстетической культуры личности: художественные и эстетические знания; эстетические потребности и интересы; эстетический идеал; эстетический вкус; эстетический опыт; эстетические чувства; художественные и эстетические качества и т.д.
Главным элементом искусства и эстетической жизни общества является искусство. Это своего рода профессиональная художественно-эстетическая деятельность, направленная на воспроизведение, распространение и потребление художественных ценностей. Она характеризуется авторством, стилем и направлением художественного творчества. Например, искусство отличается от популярной художественной культуры, которая развивается спонтанно, у него обычно нет конкретных авторов, оно не специализировано и не является средством получения выгоды его анонимными создателями, оно не направлено на вознаграждение.
Структура искусства: архитектура; изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика и др.); художественная литература; музыка; хореография; театр; кино; водевиль; аудио-видео; компьютерное искусство, в том числе виртуальное, прикладное искусство и др.
При характеристике основных понятий художественной культуры (искусства) следует обращать внимание на категории эстетики: художественный образ; художественная форма; красивое и уродливое; возвышенное и низкое; трагическое и комическое.
Религия
Религия — одна из древнейших и фундаментальных (наряду с наукой, образованием, искусством) форм духовной культуры. В современной теории популярное определение религии основано на признании ее основы веры в Бога («религия — это вера в Бога»). В то же время широко распространены и другие подходы к пониманию природы религии: Религия — это система догм, верований и культовых символов, основанная на важности почитания божественного, признания святого и святого; религия также является одной из форм адаптации человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей через веру в сверхъестественное и ожидание от него возмездия.
Основой религии является вера в особое сверхъестественное. Наиболее важные особенности, определяющие место религии в отношениях между человеком и бытием, обнаруживаются в вере. Религиозная вера состоит из: 1) фактического убеждения, т.е. веры в правильность основ религиозной доктрины; 2) знания наиболее существенных положений доктрины; 3) признания и соблюдения норм морали и богослужения, содержащихся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований повседневной жизни верующего.
Существуют различные типы религий: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и многобожие (исповедующие многобожие); ритуальные — ориентированные на совершение определенных культовых поступков; и искупительные религии, признающие центральное место в доктрине догм об особом образе жизни человека, его посмертной судьбе. Важную роль играют национальные религии, распространенные среди представителей одной или смежных наций, и племенные религии. Национальные религии включают синтоизм (Япония), конфуцианство (Китай), иудаизм (иудеи) и другие. Существует множество религиозных сект, а также так называемых «живых» религий, псевдорелигиозных объединений. Мировые религии являются наиболее распространенными и многочисленными с точки зрения адептов. Основными мировыми религиями в современном мире являются христианство (появилось в начале I тысячелетия н.э.), ислам (появился в VII веке н.э.) и буддизм (появился в VI — V веках до н.э.).
О роли мира и других религий в современном мире говорят следующие данные.
- подавляющее большинство людей, живущих на Земле, являются последователями одной из существующих мировых религий. Например, по оценкам, число последователей христианства на сегодняшний день составляет 1,99 млрд. человек, ислама — 1,19 млрд. человек, буддизма — 359 млн. человек.
- в ряде стран мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признают одну из религий государственной и обязательной.
- многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, сохраняют принципы общечеловеческой морали. Роль таких религий в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщении людей к нему весьма значительна.
К сожалению, религиозные противоречия продолжают оставаться источником и питательной средой для кровавых конфликтов, терроризма, фактором разделения и противостояния. Религиозно-агрессивный фанатизм губителен, противоречит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, человеческим интересам.
Свобода совести
Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. В соответствии со статьей 28 Конституции Российской Федерации «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, в том числе право единолично или совместно с другими исповедовать или не исповедовать религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Таким образом, свобода совести позволяет людям выбирать между религиозными убеждениями и атеизмом. Выбор свободы совести не является основанием для оценки характеристик человека с заранее предопределенным результатом: вера — это плохо, вера — это хорошо и так далее. О человеке судят по тому, как его качества проявляются на практике, в поведении, общении и деятельности.
Главное в понимании свободы совести как правовой нормы Российской Федерации — это то, что ее реализация является личным, частным делом каждого человека. Это один из естественных, неотъемлемых и не ограниченных ничем и никем.
Таким образом, свобода совести включает в себя три свободно выбранных варианта ориентации своего мировоззрения и личной позиции
- Верить в любую религию, свободно выбирать свою религию;
- Не верить ни в какую религию и придерживаться атеистических взглядов и убеждений.
- Свободно, без преследований, критиковать любую религию или атеизм на основе взаимного уважения и терпимости.
Следует отметить, что человеческая духовность иногда понимается или объясняется только или точно так же, как и религиозная. Эта интерпретация односторонняя. Она несовместима с принципом свободы совести и четко направляет мировоззрение, духовный мир человека к религиозности, и обычно определенным образом. Духовность человека — состояние его сознания, природа и направление его мировоззрения, совокупность социальных качеств.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Основные идеи философии нового времени
- Основные понятия философии марксизма и ее историческое значение
- Философский постмодернизм. Дискурс, ризома, симулякры – категории постмодерна
- Судьба марксизма в XX в — Рождение марксистской философии
- Происхождение и становление нравственности
- А.И. Герцен. «Письма об изучении природы» — Биография Герцена
- Философия политического сознания
- Учение Гераклита
- Философия и мифология — Социально-исторические истоки философии
- Блаженный Августин