Оглавление:
«Ранним ноябрьским утром первобытный человек, пробудившись после короткого сна и встревоженный легким чувством голода, взял в правую руку недалеко от него буковую ветку и стал пристально копать в земле».
Гипотеза писателя-фантаста.
Давайте не будем критиковать министров пера. Возможно, так начался общий путь человека и технологии. Тем не менее, природа человека такова, что он стремится улучшить свою жизнь, адаптироваться и формировать мир в соответствии со своими потребностями, а технология является хорошим другом, компаньоном, помощником, а в некотором роде даже мастером в этом.
Технология всегда привлекала внимание философов, и это легко объяснить. Дело в том, что человеческая деятельность носит технический характер. В результате труда человек, отделившись от животного мира, сделал деятельность труда и связанные с ним идеи, умения, средства и орудия производства фундаментальной основой, положенной в основу его бытия Ракитовым А.И.
Технология (от греческого techne — искусство, ремесло) как термин имеет два значения. В первом смысле это относится и к орудиям труда, и ко всем искусственным приспособлениям (артефактам), созданным и используемым человеком для преобразования окружающей среды, выступающей в качестве объектов труда, и к созданию других средств производства и объектов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле, система способностей, относится к уровню навыков при выполнении определенного вида деятельности.
Философский анализ деятельности обычно использует второй смысл, но философия технологии оперирует преимущественно первым смыслом. Интерес к изучению технологии как философской проблемы очевиден еще в Аристотеле. Новая волна интереса к технологии в первом смысле связана с развитием инженерной мысли Ренессанса, а позднее — с баконскими и картезианскими традициями. Рационалистическая философия, особенно в лице мыслителей Просвещения, склонялась к тому, чтобы рассматривать технологический и технический прогресс как важнейшее средство разрешения всех социальных противоречий и достижения общего процветания.
Современная человеческая жизнь невозможна без использования различных машин. С помощью машин человек обрабатывает землю, добывает нефть, руду, другие минералы, перемещает, производит различные товары, организует свой досуг и т.д. Основным свойством технологии является ее способность выполнять полезную работу и, соответственно, позволять человеку не делать эту работу.
Человечество накопило в технологии свой многовековой опыт, методы, приемы, знания и преобразования природы и воплотило в себе все достижения культуры. Формы и функции технических средств отражали влияние человека на окружающий его мир.
Важные этапы в развитии технологий
История технологии является объективным условием для человеческой деятельности. Существуют различные взгляды на историческое развитие технологий. В классическом марксистском представлении история технологии выражается в последовательности последовательных этапов: Ручные инструменты, ручной труд, станочная техника, автоматизированные системы. Изменения в этой истории связаны с тем, что функции, ранее выполнявшиеся самим действующим человеком, были переданы техническому устройству. «Естественное» заменяется «искусственным», созданным, расширяя тем самым возможности человека в овладении внешним миром и глубинами собственной жизненной деятельности. Характер взаимоотношений между человеком и его техническими рабочими органами меняется.
Современный мир — это «технизированное» пространство и время. Если бы технологии сегодня исчезли, человек тоже исчез бы. Мы живем не в первозданном мире природы, а в «техносфере».
Идеи, высказанные американским философом и социологом Льюисом Мамфордом о периодизации технологического развития, привлекательны и своевременны. Он считал, что отправной точкой современной (а не древней) технологии можно считать начало второго тысячелетия нашей эры. Опираясь на опыт европейской истории, Л. Мамфорд выделяет три технологические эпохи.
Первый «электротехнический» (1000-1750) основан на «технологии воды и древесины». Вторая палеотехническая эпоха (со второй половины 18 века до середины 20 века) основана на угле и железе. И, наконец, третий, «неотехнический» (ныне постоянный), использует комплекс «электричество и сплавы»; как видим, периодизация базируется на основном виде энергии, используемой в технологии, и «веществе», которое играет центральную роль в создании технических устройств.
Отечественный исследователь Г.Ф. Суньягин предложил впечатляющую схему этапов технического развития. Согласно предложенной им исторической типологии, этапы технических изменений определяются определенным видом работ. Древняя технология с ее «разрушительным» характером (в контексте охоты и собирательства) отражает «адекватный» тип отношения к природе. Сельскохозяйственная практика, сложившаяся в ходе неолитической революции, выявила конструктивные моменты и технические особенности. Однако наиболее полные качественные грани в истории технологии стали заметны с появлением машинного производства. По его мнению, такие технические новшества позднего средневековья в Европе, как часы, стекло и печать, сыграли значительную роль в восстановлении «механизированного» мировоззрения. Часы позволили вырваться из природных циклов, из органического времени. Они позволили человеку «сгущать» время, подчинить его ритмам собственной деятельности, и дали ему понять его необратимость. С тех пор время стало «богатством», а его дефицит — «катастрофой». Жалоба о том, что «времени мало» все еще слышна повсюду. Стекло создало осознание однородности пространства. Произошла «десакрализация», снятие завесы с «ризницы». Возникли условия для утверждения обычного зрительного опыта как основы видения реальности, в дополнение к символическим ассоциациям. Буквенная печать изменила всю систему общения, унифицировала обозначенную реальность, заложила основу того, что в наш век называлось «Галактикой Гуттенберга».
Вышеприведенная типология интересна тем, что представляет технические новшества как факты, способствующие далеко идущим изменениям в менталитете человека и всей системе социальных отношений от экономики до высших идеологий. Периодическая история технологии, конечно, не исчерпывается приведенными примерами. «История технологий» как жанр имеет множество названий и содержит множество оригинальных авторских суждений. Пишется о естественной истории машин, различая «анатомию» (строение механизмов), «генетику» (непрерывность строения) и «физиологию» (принципы движения) машин.
Один из величайших физиков 20-го века, Макс Борн, прибегнул к смелому образу, чтобы обозначить основные границы технологического развития. По его мнению, выраженному в книге «Моя жизнь и взгляды», правомерно полагать, что одним из решающих факторов в истории является тип энергии, доступный человечеству в данный момент. С этой точки зрения история человечества делится на два — и только два — основных периода: первый — от Адама до наших дней, второй — с приходом атомной энергии, отныне и на все последующие времена Орешников И.М. Философия науки и техники. Переход от первого ко второму периоду знаменует окончание потребления солнечной энергии и начало использования ее чисто наземных источников.
Считается также широко распространенной периодизацией развития технологий, согласно которой она начинается с неолитической революции — перехода человека от присваивания к производительному труду. Долгое время технология развивалась медленно, в основном по совершенствованию техник и методов эмпирического опыта, секретов мастерства, строго передаваемых по канону наследственности, ее главной задачей в настоящее время является удовлетворение нужд и потребностей милитаризированного государства и общества (традиционная технология) XVI-XVIII века. — Период чрезвычайно быстрого социально-экономического развития (индустриализм). Потребности торговли, судоходства, мануфактурного производства требовали теоретического и экспериментального решения большого количества новых практических производственных задач. В этом смысле технология постепенно развивается в направлении информатики и экологии (постиндустриализм). Следует отметить, что все теории периодизации технологического развития независимы, дополняют друг друга и наделены правом на существование.
Технологии в индустриальном обществе: изменение его социальной роли и статуса
Давайте начнем с определения индустриального общества. Индустриальное общество — это определенный этап развития общества, заменяющий традиционное, аграрное (племенное, феодальное) общество. Термин произошел от А. Сен-Симона. Понятие индустриального общества было введено в 50-60-е годы ХХ века в произведениях Р. Арона, В. Ростова, Д. Бела и других ученых и философов «Большой энциклопедический словарь». В индустриальном обществе технология становится основой человеческой деятельности.
Его называют индустриальным, потому что в этом обществе заложен индустриальный способ производства, без которого не было бы индустриального общества.
Можно сказать, что первым этапом, который произвел революцию и заметно ускорил развитие производительных сил и ознаменовал начало индустриализации общества, был этап механизации, механизации производства, который освободил человека от напряженного физического труда и многократно увеличил его производительность.
Вторым этапом технологического развития на пути к индустриальному обществу является автоматизация, связанная с научными достижениями в области автоматизации, электроники, компьютерной техники, цехов и целых заводов.
Новый этап научно-технического процесса, на который мы поднялись благодаря индустриализации общества, связан со стремительным развитием механики, машиностроения, станкостроения, авиа- и судостроения, усовершенствованием горной промышленности, микроэлектроники, информационных технологий, биотехнологий, созданием робототехники, массовой компьютеризацией и так далее.
Таким образом, существование индустриального общества на современном этапе обусловлено тесной связью производства с достижениями фундаментальных наук, таких как физика, математика, химия, биология, а также наук, возникших на стыке различных областей знаний, таких как биотехнология, основанная на интеграции биохимии, генной инженерии и клеточных процессов в сочетании с микробиологическим синтезом. Последние занимают лидирующие позиции в индустриальном обществе. Суть индустриального общества как раз и заключается в качественном преобразовании существующих производительных сил, основанном на том, что наука становится непосредственной производительной силой. Это означает, во-первых, что научные знания становятся неотъемлемой частью практически всех, кто вовлечен в производственный процесс; во-вторых, что управление производством, технологическими процессами (особенно там, где используются автоматические системы управления) может быть основано только на науке; и, в-третьих, что научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность инкорпорируется как прямое звено в структуру производственного процесса. Таким образом, производство все больше становится сферой практического и технологического применения науки. Нередко из достижений науки появляются новые отрасли производства. Следовательно, наука должна опережать развитие производства, если она хочет играть роль в производстве. Сегодня индустриализация общества включает в себя науку, технологии, машиностроение, организацию труда и управление производством.
Таким образом, индустриальное общество коренится в перестройке развития производительных сил, его главными особенностями являются превращение науки в ведущую силу производства, внедрение автоматического управления, преобразование технологических методов производства и форм его организации. Все это требует качественной психологической и моральной перестройки, а также изменения всего образа жизни человека Спиркина А.Г. «Основы философии». Индустриализация общества влияет не только на производство, экономические процессы, но и через развитие человеческого фактора приводит к изменениям в социальной сфере, ускоряет сам ритм жизни, изменяет природу и формы общения между людьми.
Как представляется, возникновение индустриального общества связано только с распространением крупномасштабного машиностроительного производства. За этим атрибутом неразрывно следуют урбанизация, возникновение демократии, гражданского общества и правового государства, а также трансформация культуры и цивилизации в целом.
Система «человек-технология»: проблема возможной зависимости человека от технологии
«Потомки космонавтов привыкли, что все делается роботами. Даже когда у них были дети, их сразу же отдавали роботам, чтобы они воспитывали и учили; а люди, оставаясь, казалось бы, хозяевами на корабле, становились рабами роботов. Рабы безделья. И настал день, когда астронавты забыли, кто они, куда идут, почему они живут в этом мире… За тысячу лет они сошли с ума».
Отношение человека к миру технологий неоднозначно. По сей день в научных и научных кругах ведутся споры и дискуссии о роли и влиянии технологий в жизни человека. Таким образом, сегодня существуют понятия недоверия, технофобии и даже технофобии.
В древнем Китае были мудрые старейшины, которые предпочитали брать воду из реки в ведро, а не использовать технологическое устройство, такое как водяное колесо. Они оправдывали свои действия тем, что когда вы используете технологию, вы становитесь зависимым от нее и теряете свободу действий. Конечно, технологии могут сделать нашу жизнь легче и удобнее, но они также могут нанести большой урон нашему человеческому эго.
История знает как луддитов, теомахов конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, так и современных неолуддитов, которые обвиняют нашу современную машину в том, что она делает всех немыми деталями социальной машины, полностью зависящей от производительных и мирских машин, которые не могут жить за ее пределами.
Мыслители любого рода всегда озвучивали свои опасения, что технология может выйти из-под контроля, и продолжают это делать. От Аристотеля до Мохандаса Карамчанда Ганди было высказано много таких опасений. Еще в 1930-х годах Освальд Шпенглер утверждал в книге «Человек и технология», что человек, правитель мира, сам стал рабом машин. Технология втягивает всех нас, против нашей воли, в свой курс и подчиняет нас своему собственному ритму. И в этой сумасшедшей гонке, человек, который думает, что он правитель, будет загнан на смерть. «Восстание машин» — общая тема сегодняшнего массового культа.
Человек, вознесенный технологией над природой, порабощает ее и, освободившись от власти одного хозяина, подчиняется власти другого.
В 1846 году английская писательница Мэри Шелли создала Франкенштейна, искусственного монстра, который воевал со своими создателями. С тех пор это неомифологическое изображение не покидало страниц печати, кино и телевидения. Это стало общепринятым словом, разжигающим технофобию во всех ее формах.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философское учение о семье. Проблема брака и пола в философии
- Познание как предмет философского анализа
- Нравственное сознание
- Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма
- Гносеология в философии
- Концепция антропогенеза Теяр де Шардена
- Философия человека в новое и новейшее время
- Категория развития в философии
- Борис Петрович Вышеславцев, русский религиозный мыслитель
- Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого