Оглавление:
Познание является высшей формой отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности индивидуумов, но последние могут познавать только в той мере, в какой они овладевают коллективно разработанной, объективированной системой знаний, которая передаётся из поколения в поколение.
Есть разные уровни познания:
- Сенсорное восприятие;
- Аргументация;
- Эмпирическое познание;
- Теоретическое познание.
Существуют также различные формы познания: познание, направленное на получение знаний, неотделимых от индивидуального субъекта (восприятие, представление), познание, направленное на получение объективированных знаний, которые существуют вне индивидуального субъекта (например, в виде научных текстов или рукотворных вещей).
Объективное познание осуществляется коллективным субъектом по законам, несводимым к индивидуальному познавательному процессу, и действует как часть психического производства.
Мы также различаем такие виды познания как:
- Обыденное
- Художественное
- Научное
- Естественно-научное
- Общественно-научное
Декарт как представитель рационализма
Рационализм (соотношение — разум) как целостная система эпистемологических воззрений начал складываться в XVII-XVIII вв. в результате «триумфа разума» — развития математики и естественных наук, хотя его истоки можно найти и в греческой философии, например, Парменид различал знание «по истине» (полученное с помощью разума) и знание «по мнению» (полученное в результате чувственного восприятия).
Культ разума в целом характерен для 17-18 веков. — Только то, что вписывается в определенную логическую цепочку — правда. Обоснование безусловной достоверности научных принципов математики и естественнонаучного рационализма пытается решить вопрос: каким образом знания, полученные в процессе познавательной деятельности, становятся объективными, универсальными и необходимыми. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание с этими логическими свойствами достижимо через разум, который выступает его источником и критерием истины как таковой. Например, рационалист Лейбниц добавляет к основному тезису сенсационистов «нет ничего в разуме, чего раньше не было в здравом уме»: «Кроме самого разума».
Тривиализация роли чувств и восприятий, в форме которых реализуется связь с миром, приводит к отделению от фактического объекта знания. Призыв к разуму как единственному источнику научного знания привел рационалиста Декарта к выводу о существовании врожденных идей. Хотя с точки зрения материализма это можно назвать «генетическим кодом», передаваемым из поколения в поколение. Вслед за этим Лейбниц указал на существование предрасположенностей (предусловий) мышления.
Наука, по мнению Декарта, строит гипотетический мир, и этот (научный) вариант мира равен любому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте, поскольку именно Бог является «строителем» всего существа, и он мог бы использовать этот (научный) вариант построения мира для реализации замыслов. Такое понимание мира Декартом как системы тонко сконструированных машин отменяет различие между естественным и искусственным. (Завод является тем же самым эквивалентным механизмом, что и часы, разработанные человеком, с той лишь разницей, что искусственность пружин часов настолько же уступает заводу, как искусство Верховного Творца отличается от конечного создателя (человека). Впоследствии аналогичный принцип был включен в теорию моделирования мышления, кибернетики: «Ни одна система не может создать систему более сложную, чем сама по себе».
Таким образом, если мир — это механизм, а наука о нем — механика, то процесс познания — это построение определенной версии машины мира из простейших начал, которые есть в человеческом сознании. В качестве инструмента Декарт предложил свой метод, основанный на следующих правилах:
Начните с простого и очевидного. Путем вычитания, получите более сложные утверждения.
Действуйте таким образом, чтобы не пропустить ни одного звена (непрерывность цепочки выводов), что требует интуиции, которая видит первые принципы, и дедукции, которая дает последствия от них.
Как истинный математик, Декарт сделал математику основой и моделью метода, оставив в понятии природы только те определения, которые вписываются в математические определения — расширение (размер), фигура, движение.
Наиболее важными элементами метода были измерение и порядок. Декарт вытеснил понятие цели из своего учения, потому что он исключил понятие души (как посредника между неделимым разумом (духом) и делимым телом).
Декарт определил ум и душу и обозначил воображение и эмоции как методы работы ума. Уничтожение души в ее прежнем понимании позволило Декарту сопоставить две субстанции природы и разума, сделать природу мертвым объектом для человеческого познания (конструирования) и использования, но это поставило серьезную проблему в философии Декарта — связь между душой и телом, а поскольку все является вопросом механизма — он попытался решить ее механически: в «шишковидной железе» (где, по словам Декарта, находится сосуд души) механические эффекты, передаваемые чувствами, достигают сознания.
Декарт был последовательным рационалистом, даже когда думал о категориях этики — он видел аффекты и страсти как результат телесных движений, которые (до тех пор пока не озарялись светом разума) приводят к заблуждениям ума (а значит, и к злым поступкам). Источником заблуждений является не разум, а свобода воли, которая заставляет человека действовать там, где разум еще не имеет ясного (т.е. божественного) сознания.
Бэкон как представитель материализма
Фрэнсис Бэкон был основателем английского материализма и экспериментальной научной методологии. Философия Бэкон сочетала эмпиризм с богословием, натуралистическое мировоззрение с началом аналитического метода.
Бэкон противопоставлял мышление о Боге доктрине «естественной» философии, основанной на эмпирическом сознании (empiria — empeiria — опыт). Как материалистический эмпирик, Бэкон (наряду с Гоббсом, Локом, Кондиллаком) считал, что сенсорный опыт отражает в знании только объективно существующие вещи (в отличие от субъективно-идеалистического эмпиризма, признающего единственную реальность субъективного опыта).
В отличие от рационализма (Декарта), эмпирика сводит рационально-познавательную деятельность ко всем возможным комбинациям даваемого опытом материала и интерпретирует его как ничего не способствующее содержанию знания.
Здесь эмпирики столкнулись с неразрешимыми трудностями в выделении исходящих компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для того чтобы объяснить реально происходящий познавательный процесс, эмпирики вынуждены выйти за рамки сенсорных данных и рассматривать их вместе с особенностями сознания (такими как память, активная деятельность интеллекта) и логическими операциями (индуктивное обобщение), прибегнуть к категориям логики и математики для описания экспериментальных данных как средства конструирования теоретических знаний. Попытки эмпириков оправдать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простые индуктивные обобщения чувственного опыта потерпели полный провал.
Очень трудно сделать вывод о предельной правильности любого из описанных понятий знания — полное отрицание важности опыта одной школой и отрицание организующего принципа как более сложной системы (частью которой является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет этого сделать.
Скорее всего, как уже не раз доказала история, правда будет лежать где-то за пределами картины, но философы все равно будут пытаться выяснить, «что первично», «что пришло первым» ….. — идея ли это или дело….. Пытаемся запустить колесо истории от абсолютной точки — начала координат пространства времени.
Это увлекательно и респектабельно, но совершенно невозможно для человеческого разума на современном этапе его развития, так как невозможно найти начало идеального круга. Идея рождает материю и наоборот. Этот процесс бесконечен, всегда был и всегда будет. Правильно говорить о формах восприятия этого мира Homo Sapiens, ибо все остальное является лишь его интерпретацией непонятного — абсурда за абсурдом. Мы пытаемся объяснить иррациональное, сверхъестественное рациональным, основанным на приблизительных сенсорных впечатлениях и логике наук, построенной на приблизительных и иррациональных коэффициентах (например, p-число, константа Планка h и т.д.), отсекая все другие каналы обмена информацией с внешним, более сложным и все более иррациональным миром.
Формы и методы познания. Обратимся к научным знаниям и военно-научным исследованиям как к процессу. Она включает 2 основных уровня — эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень — объект исследования отражается внешними условиями, которые доступны для живого наблюдения и выражают внутренние условия. Экспериментальные исследования направлены непосредственно на объект.
Признаки эмпирических знаний: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация и классификация — основные методы и средства — сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. В этом опыте нет ничего слепого, он спланирован и построен по теории.
Теоретический опыт — опирается на силу абстрактного мышления, проникает в суть явлений через рациональную обработку эмпирических данных.
Признаки теоретических знаний: создание теоретической модели, общей картины и ее глубокого анализа. Широко используются такие когнитивные методы, как абстракция, идеализация, синтез, дедукция, внутренняя научная рефлексия.
Оба уровня познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. А абсолютизация одного из уровней в ущерб другому недопустима.
Если рассматривать теоретическое познание, то определяем его структурные составляющие, определяющие динамику научного познания. К ним относятся научный факт, проблема, гипотеза, теория.
Научный факт — факт, который описан в научных терминах и поддается проверке.
Проблема заключается в форме знания, которое рождается из необходимости объяснить факт. Это своего рода знание незнания, вопрос, требующий ответа. Правильно поставить проблему — это задать вопросы и определить способы их решения.
Гипотеза — это форма знаний, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда факторов, истинное значение которых не определено и должно быть доказано. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в категорию достоверных истин и становится научной правдой.
Теория является высшей формой научного познания, обеспечивающей целостное представление о регулярных и существенных взаимосвязях конкретной области реальности (Ньютоновская механика, Дарвиновская теория эволюции, Эйнштейновская теория относительности).
Теория должна отвечать двум требованиям: Последовательность и экспериментальная контролепригодность.
При этом выделяются следующие структурные элементы:
- Первые принципы — понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы;
- Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств объектов («идеальный газ»);
- Логика теории;
- Набор законов определенной теории;
- Центральным элементом теории является закон.
Основные функции теории: синтетическая, объяснительная, методологическая, прогностическая и практическая.
Военные научные исследования следуют той же схеме, отличительная особенность в области исследований — военная деятельность.
Для повышения качества научного исследования важно правильно подобранный метод.
Метод (от греческого «путь к чему-то») — это совокупность определенных правил, приемов, процедур, норм познания и действия. Другими словами, метод, инструмент, с помощью которого приобретаются знания.
Метод разработан на основе определенной теории. И действует в познании как система регуляторов.
Разнообразие видов человеческой деятельности подразумевает разнообразие методов. Но в рамках лекции мы рассмотрим методы науки.
В зависимости от степени обобщения, методы делятся на:
- Социальные методы (системные, структурно-функциональные, вероятностные, моделирование, формализация).
- Некоторые научные методы применяются в отраслях науки, соответствующих конкретной форме движения материи (механика, физика, химия, биология, общественные науки).
- Дисциплинарные методы.
- Методы междисциплинарных исследований.
По своему функциональному значению такие методы являются эмпирическими методами исследования. Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений реальности. Сравнение, предметное исследование (измерение) и эксперимент предполагают активное вмешательство в ход исследуемых процессов.
Среди научных методов теоретических исследований выделяются:
- Формализация — представление основных знаний на формализованном языке.
- Аксиоматический метод — метод построения научной теории на основе аксиом, из которых логически вытекают все теоретические положения.
- Гипотетико-дедуктивный метод — метод, суть которого заключается в формировании системы гипотез, дедуктивно приводящих к утверждениям об экспериментальных фактах.
Общие логические методы также широко используются в научных исследованиях:
- Аанализ — реальное или мысленное разделение объекта на части, а синтез — их объединение в единое целое.
- Абстракция — процесс абстрагирования от ряда свойств с присвоением свойств, представляющих интерес для исследователя.
- Идеализировать — мыслительный процесс, связанный с формированием абстрактных объектов, не существующих в реальности.
- Индукция — движение мысли от сингулярного (опыт, факты) к общему (обобщения) и дедукция — обратный процесс.
- Аналогия — это установление сходства в сторонах, свойствах и отношениях между неидентичными объектами.
Моделирование — метод изучения объекта путем воспроизведения его свойств на другом объекте, аналоге модели, имеющем сходство с объектом.
Системный подход — это совокупность общих научных методов, основой которых является рассмотрение объектов как систем.
Выявлению военных феноменов используется весь арсенал методов, разработанных человечеством. Но в то же время у них есть своя специфика. Методами, которые формируют эмпирические военные знания, являются военное наблюдение и разведка.
Наблюдение в боевой обстановке переходит в разведку. Его объект — враг.
Объективная проверка военных феноменов также важна:
- Изучение местности и врага;
- Техническая проверка оружия;
- Экскурсия;
А также допрос или допрос. Особое значение для военных экспериментов имеет военно-технический/социальный/оперативно-тактический эксперимент.
В военно-теоретических исследованиях используются методы компьютерного моделирования поля боя, математические методы построения моделей системы управления огнем и расчета направления движения марша. Количественные исследования, основанные на теории вероятностей, теории алгоритмов.
Гносеология (познавательный процесс) — отрасль философии, изучающая процесс познания, основными элементами которого являются: объект, субъект и взаимодействие между ними в процессе рефлексии.
Познание — исторически, отражает мир в субъективных образах человека через чувства и разум.
Научное познание и военно-научные исследования опираются на основы науки, имеют определенную структуру развития знаний и используют разнообразные методы.
Процесс познания достаточно многослойный, так же как и социальная практика многослойная. Во-первых, познание отличается глубиной, степенью профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны различают обычное и научное познание. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, в той или иной степени присущи каждому человеку. Второй вид знаний возникает в результате глубоко специализированной деятельности, требующей профессиональной подготовки, которая называется научным познанием.
Познание также отличается своим объектом. Знание природы приводит к формированию физики, химии, геологии и т.д., которые вместе образуют естественные науки. Познание человека и общества определяет формирование гуманитарных и социальных дисциплин. Есть также художественное познание. Религиозное познание очень специфично и направлено на понимание тайн и догм религии.
Логическое мышление, методы и приёмы формирования концепции, законы логики играют важную роль в познании. Воображение, внимание, память, отзывчивость, эмоции, воля и другие способности человека играют все более важную роль в познании. Эти способности имеют немаловажное значение в области философского и научного познания.
Следует отметить, что в процессе познания человек использует как чувства, так и разум, в их тесной связи друг с другом и с другими человеческими способностями. Таким образом, органы чувств предоставляют человеческому разуму данные и факты о познанном объекте, а разум обобщает их и делает определенные выводы.
Научная правда никогда не лежит на поверхности, кроме того, первые впечатления от предмета пресловуто обманчивы. Познание связано с открытием тайны об исследуемом объекте. За очевидным, то, что лежит на поверхности, наука стремится раскрыть неочевидное, объяснить функциональные законы исследуемого объекта.
Познающий субъект — это не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная творческая личность, осознающая свою свободу в познании. Вопрос рефлексии тесно связан с вопросом творческой природы познания. Механическое копирование, где бы и кем бы оно ни осуществлялось, исключает творческую свободу человека, за которую его критиковали многие философы. Неоднократно задавался вопрос: либо процесс познания — это рефлексия (и тогда в нем нет ничего творческого), либо познание — это всегда творчество (и тогда оно не является рефлексией). Вообще-то, эта дилемма в корне неверна. Только при поверхностном, одностороннем, абстрактном понимании познания, когда тот или иной аспект становится абсолютным, возможно противостояние рефлексии и творчества.
Творчество — это конкретная человеческая деятельность, в которой реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество — это создание чего-то нового, чего раньше не существовало. С эпистемологической точки зрения, научное творчество — это построение научных образов исследуемого объекта. Воображение и интуиция играют важную роль в творчестве.
В недавнем прошлом предполагалось, что познание имеет две стадии: сенсорная рефлексия реальности и рациональная рефлексия. Затем, когда стало понятно, что в человеке чувственность в несколько мгновений взаимопроникает в рациональность, мы стали думать, что уровни познания эмпирические и теоретические, а чувственность и рациональность — это те факультеты, на основе которых формируются эмпирика и теория.
Этот взгляд наиболее соответствует реальной структуре познания, но этот подход упускает из виду исходный уровень познания (сенсорное познание) — «живое созерцание», этот уровень не отличается от эмпирического. Если эмпирический уровень характерен только для научного познания, то живое созерцание происходит как в научно-художественном, так и в бытовом познании.
Эмпирическое познание
Скорее, живое созерцание — это не когнитивная способность, а результат реализации этих способностей, или реальный процесс познания подразумеваемой стороны объекта.
Выделяются три взаимосвязанные формы живого созерцания:
- Сенсация — отражение в сознании человека отдельных аспектов, свойств объектов, прямое воздействие на органы чувств;
- Восприятие — это полная картина объекта, непосредственно представленная в живом созерцании и совокупность всех его аспектов, синтез отдельных ощущений;
- Восприятие — это обобщенный смысловой образ объекта, который в прошлом действовал на чувства-органы, но в настоящее время не воспринимается.
Восприятия делятся на зрительные (наиболее важные), слуховые, вкусовые и т.д., в соответствии с органом чувств, через который они получены. В целом, ощущения являются неотъемлемой частью восприятия.
Проводится различие между памятью и воображением. Как правило, изображения получаются нечеткими, расплывчатыми, усредненными, но в них, как правило, выделяются наиболее важные особенности объекта и отбрасываются несущественные.
Когнитивные способности человека связаны с органами чувств.
Человеческий организм имеет экстерцептивную систему, направленную во внешнюю среду (зрение, слух, вкус и т.д.), и интерцептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.
Все эти факультеты сгруппированы в группу под названием «способность чувственно отражать реальность». В связи с многочисленными значениями слова «чувство», правильнее разделить на сенсорно-эмоциональное и сенсорно-сенсорное.
Теоретическое познание
Теоретические знания наиболее полно и адекватно выражаются в мышлении.
Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляемый в процессе практической деятельности и позволяющий раскрыть ее основные закономерные связи (на основе сенсорных данных) и их выражение в системе абстракции.
Различают два уровня аргументации:
- Рассуждение — первый уровень мышления, на котором работа абстракций осуществляется по неизменной схеме, шаблону; это умение последовательно и четко заключать, правильно структурировать свои мысли, четко классифицировать факты, строго систематизировать;
- Разум (диалектическое мышление) — высший уровень теоретических знаний, который характеризуется прежде всего творческой операцией абстракций и сознательным изучением собственной природы.
Следует отметить, что рассуждения — это обычное мирское мышление, здравый смысл; его логика изучает структуру высказываний и доказательств, сосредотачиваясь на форме знания, а не на его содержании.
С помощью разума человек понимает природу вещей, их законы и противоречия. Главной задачей разума является объединение коллектора и выявление причин и движущих сил исследуемых явлений. Логика разума — это диалектика, представляемая как учение о происхождении и развитии знания в единстве его содержания и формы. Процесс развития предполагает взаимосвязь разума и понимания и их взаимные переходы от одного к другому и наоборот.
Разум и понимание происходят как в живом созерцании, так и в абстрактной мысли, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.
Разум и понимание представляют собой особый срез познавательного процесса, когда мышление является либо рассуждающим и ориентирующе-адаптивным, либо понимающим и креативно-конструктивным.
Сознание познания
Мышление не всегда осуществляется в развитой и логической форме. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно, понимает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность постичь истину путем прямого восприятия, без рассуждений через дискурс, называется интуицией. Он играет важную роль в познании и придает ему новый импульс и направление. Интуиция (угадывание) — это умственная интуиция, позволяющая проникнуть в суть вещей. С древних времен интуиция делится на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Кроме того, интуиция может быть технической, научной, повседневной, медицинской и т.д., в зависимости от специфики деятельности субъекта.
Различные интерпретации интуиции подчеркивают в своем феномене общий момент непосредственности в процессе познания, контрастирующий или противопоставляющий опосредованность логической мысли.
Интуиция поддается экспериментальным исследованиям. Здесь следует упомянуть работы Я. А. Пономарева, Олтона, К. Факуора.
Наблюдения за людьми показали, что интуиция широко распространена даже в обычных условиях. Нередко субъект в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, делает выбор своих действий так, как будто «чувствует», что нужно действовать определенным образом, а не иначе.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Школа Фа Цзя (легизм) как оппонент конфуцианской философии
- Механизмы социокультурного изменения
- Специфика научного познания в античной Греции
- Географический детерминизм: его сущность и основные черты
- Семен Людвигович Франк, русский философ, религиозный мыслитель
- Авраам Ибн Дауд, еврейский богослов-философ
- Эволюция нравственных представлений
- Проблема смысла истории в европейской социальной философии
- Христианская социалистическая идея Л. Франка
- Феминизм: методологические основы изучения политических реалий