Оглавление:
Часть философских знаний, посвященная социальным явлениям и процессам, называется социальной философией. Особенности социальной реальности интересовали философов в древности. Однако социальная философия обрела самостоятельный статус только во второй половине 19 века.
В социально-гуманитарном знании существовало три основных подхода к объяснению социальных отношений:
- Натуралистический подход рассматривает общество по аналогии с природой, как естественное продолжение своих законов. Человек признан короной природы, хотя и не самым совершенным ее творением. С этой точки зрения характер социальной структуры и особенности социальных отношений объясняются климатическими условиями, рельефом местности, ритмами солнечной активности и др. Такой подход характерен для философии Т. Хоббса, П. Голбаха, Л.Н. Гумилева.
- Культурно-исторический подход рассматривает общество как неиндивидуальную реальность, воплощающую мир нравственных, эстетических, культурных смыслов и образов, определяющих ход всемирной истории и деятельность индивидуумов (Гердер, Кант, Гегель).
- Психологический подход объясняет общество от определяющей роли психологии, сферы бессознательных, эмоциональных и волевых проявлений (Фрейд и его последователи).
Эти подходы оказали большое влияние на развитие социальной философии, но из-за своего редукционизма (редукционизма к основанию) не смогли в полной мере отразить многообразие социальной жизни. В этом отношении в социальных науках в XX веке возникли две традиции в изучении общества: социологизм и историзм.
Социологи рассматривают общество как объективную реальность, которая является внешней по отношению к индивидуальному сознанию. Его модель — марксистская модель социальной реальности.
Историзм подразумевает вовлечение субъекта знания в социальную реальность. Основатель этой традиции У. Дильтеи предложил отделить науку от природы, а науку от разума. В этом случае изучение социальных явлений должно предполагать не только объяснение, но и понимание.
В настоящее время существует множество синтетических, социально-философских исследовательских программ социального развития: концепция социального действия М. Вебера, структурно-функциональная модель общества Т. Парсонса, теория социальной практики П. Бурдье и др.
Общество как объект философских знаний
В широком смысле этого слова общество — это часть изолированного от природы материального мира, который представляет собой совокупность отношений между людьми, сформировавшихся в процессе их жизненной деятельности. В более узком смысле слова общество — это отдельный этап истории человечества или конкретная социальная формация.
Общество — это сложная, саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных лиц и социальные группы.
Для этой системы характерны следующие особенности:
- Общество характеризуется большим разнообразием структур, систем и подсистем и имеет иерархический характер;
- Общество не сводится к людям, которые его составляют. Это система сверх-индивидуальных и вне-индивидуальных связей и отношений, которые человек создает посредством своей активной деятельности вместе с другими людьми;
- Общество является самодостаточным, то есть способным создавать и воспроизводить необходимые условия своего существования;
- Общество характеризуется динамизмом, незавершенностью и альтернативным развитием;
- Общество характеризуется нелинейным развитием, оно может как прогрессировать, так и регрессировать или находиться в состоянии застоя (стагнации).
Социальный прогресс и его критерии
Проблема направления исторического процесса ставилась еще в древние времена. Платон и Аристотель утверждали, что история общества — это циклический цикл, повторяющий одни и те же этапы. Хесиод и Сенека утверждали, что общество регрессирует. Древние китайские мыслители утверждали, что «золотой век» человечества был в прошлом.
Христианство породило идею о том, что развитие общества — это осуществление Божьего плана искупления человека. В Новом веке преобладали оптимистические оценки социального развития. Человеческий разум считался всемогущим, а возможности науки и техники безграничны. Трагические события XX века и возникновение глобальных проблем современности потребовали новых критериев социального прогресса в современных условиях.
Материальное производство является основой общественной жизни, но его количественный рост автоматически не приводит к прогрессу. Большое значение имеют такие моменты, как то, как и на что направлено производство, за счет чего достигается экономический рост. Кроме того, сегодня понятие прогресса связано с возможностями духовного и физического совершенствования человека, осознанием ценности его существования. Следовательно, критериями прогресса являются такие интегративные показатели, как ожидаемая продолжительность жизни, младенческая и материнская смертность, степень распространения различных заболеваний, состояние здравоохранения, количество врачей на душу населения и др. В связи с духовным развитием личности важное значение имеют такие показатели, как уровень грамотности, количество учащихся и студентов, качество образования и его доступность, развитие различных сфер культуры и искусства, интерес к духовным ценностям. ООН ежегодно готовит специальный доклад, который содержит рейтинг стран по индексу развития человеческого потенциала. Скандинавские страны традиционно занимают в нем первые места.
Таким образом, в начале XXI века критерии социального прогресса стали гуманистическими, то есть они связаны с существованием человека и обеспечением благоприятных условий для его развития.
Сущность и природа ценностей
Важнейшей отраслью философии является аксиология, которая является теорией ценностей.
Ценность — это объективное значение различных явлений реальности, содержание которых определяется потребностями социальных групп. Ценность всегда имеет социальное значение, то есть касается интересов многих людей или всего человечества. Значение всегда выражает положительное значение: Любая вещь может принести как пользу, так и вред человеку, но она может быть ценной только с положительной стороны. Из этого следует, что понятие ценности имеет функциональный характер.
Источником ценностей является практическая деятельность людей. В процессе преобразования мира люди знакомятся с различными свойствами вещей, выделяя наиболее важные из них. Ценности имеют исторический характер. Каждая историческая эпоха имеет свои ценности, которые могут быть сохранены, заменены новыми, также возможен возврат к более ранним ценностям.
Таким образом, различные вещи, явления реальности определяются как ценности, в зависимости от того, насколько они способствуют социальному прогрессу и насколько велика их роль в личном совершенстве.
Оценка, ее структура и функции
Наличие ценностей в жизни общества предполагает оценочную деятельность. Оценка зависит, с одной стороны, от предмета и, с другой стороны, от объективных условий. Оценочная деятельность осуществляется как сознанием человека, так и его чувствами, и в разных видах деятельности эти моменты сочетаются по-разному: в науке преобладает рациональная оценка, в искусстве — идеологическая и эмоциональная. Оценка зависит не только от объективной реальности, но и от характеристик субъекта оценки, от общества, в котором живут люди. Существует проблема реальных и ложных оценок. Оценка может быть сформирована на основе научных знаний, повседневного опыта, суеверий и предрассудков. В этом случае простая увязка оценки с наукой не обязательно делает ее правдивой.
В структуре оценки условно выделяются две стороны:
- Фиксация некоторых объективных свойств, объектов, процессов;
- Одобрение или осуждение того или иного явления.
Первая часть оценки имеет тенденцию к знаниям, вторая — к норме. Норма — это общепринятое правило, которое направляет и направляет человеческое поведение в соответствии с интересами общества или отдельных групп. Обычно норма — это требование, которое предписывает или запрещает действие. Нормы, установленные в обществе, обладают относительной стабильностью и, в свою очередь, влияют на оценочную деятельность.
Основные функции оценки:
- Эпистемологическое состоит в том, что оценка — это конкретный момент познания;
- Активизация выражает способность оценки к формированию активной позиции и ориентации на практическую деятельность;
- Изменение заключается в том, что оценка предполагает выбор, предпочтение некоторых объектов субъектом;
- Отношение заключается в том, что оценка является необходимым условием формирования и развития самосознания человека.
Проблема классификации значений
В философии существует два подхода к классификации ценностей. В первом случае основой для классификации являются характеристики объекта, а во втором — субъект ценностного отношения.
Первый подход различает материальные и духовные ценности. Эта классификация является очень общей и условной. Таким образом, это уточняется путем выделения отдельных видов ценностей в зависимости от видов деятельности. Отправной точкой социальной жизни является практика, а необходимым условием ее реализации — природные объекты. Они формируют природные ценности — воздух, воду, почву, леса. В связи с обострением экологических проблем выделяются экологические ценности (чистый воздух и вода, нетронутый лес и т.д.).
К материальным ценностям относятся ценности экономического характера. Они включают в себя не только материальные блага, но и процесс работы, посредством которого они создаются. С экономическими ценностями связаны социальные ценности: Жизнь, здоровье, свобода, достоинство и другие. Кроме того, существуют политические ценности: Суффрадж, свобода слова, совести, собраний и т.д. Собственно духовные ценности включают в себя этические и эстетические ценности. Особенностью этических ценностей является то, что они не имеют материального воплощения, а проявляются в морали, обычаях, идеалах и т.д.
Эстетические значения содержат два слоя:
- Первый слой формирует чувственную реальность, естественные свойства объектов;
- Второй слой — результат преломления этих свойств через призму человеческого опыта.
Особенностью духовных ценностей является то, что они существуют не только в виде объекта, но и как процесс деятельности, неотделимый от ее результатов. Как правило, они не имеют денежной формы выражения и в процессе потребления не превращаются в личную собственность. Духовные ценности не подвержены моральному устареванию в той же степени, что и материальные ценности. Их потребление не пассивно по своей природе; через их потребление человек духовно обогащается и совершенствуется.
Существуют индивидуальные, групповые и универсальные ценности, в зависимости от объекта ценностных установок.
Индивидуальные ценности порождаются потребностями и интересами индивида и действуют как личное преломление общих интересов.
Стоимость группы не сводится к простой сумме ценностей физических лиц, входящих в группу, они связаны с интересами группы. Основной интерес группы обычно заключается в том, чтобы либо сохранить свою позицию, либо изменить ее. Из этого следует, что ценности группы будут теми, которые удовлетворяют этот интерес. Если ценности индивида противоречат ценностям группы, то они будут принесены в жертву ценностям группы.
Универсальные ценности вырастают из индивидуальных и групповых ценностей и выражают основные интересы всех людей, независимо от расы или социального статуса: Жизнь, здоровье, благополучие, взаимопонимание и т.д.
Социальная обусловленность ценностных ориентаций
Ценностные ориентации формируются в результате сознательного выделения важных для субъекта объектов. Отдавая предпочтение некоторым ценностям, человек определяет направление своей жизни. Природа ценностной ориентации человека может быть определена по тому, как он действует. Если человек предпочитает отдельные ценности, это указывает на эгоистичную ориентацию ценностных ориентаций. Если он выбирает в качестве цели ценности коллектива, то это коллективистская ценностная ориентация. Предпочтение определенным ценностям находит свое отражение в различных социальных теориях. Религиозная этика делает особый акцент на аскетизме, который отрицает удовольствия земной жизни и провозглашает вечную небесную жизнь высшей ценностью.
Противоположностью аскетизма является гедонизм, который рассматривает удовольствие и отсутствие страдания как главную ценность. Эвдемонизм близок к этому: он рассматривает счастье как высшую ценность, но понимает его не как простое чувственное наслаждение, а как достижение внутренней свободы.
В 18 веке утилитаризм поднялся на волну критики феодализма. Это относится к полезности как руководящему принципу поведения. Утилитаризм рассматривает индивидуальные интересы как единственно истинные и сводит социальные интересы к сумме индивидуальных интересов.
Таким образом, система ценностных ориентаций индивида формируется под воздействием множества факторов, как общих социальных, так и характеристик микроокружения, окружающего индивида.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Дени Дидро, французский философ — просветитель, писатель
- Объективные и субъективные факторы и детерминанты социального управления
- Что такое познание и историко-философские варианты ответа на данный вопрос
- Эстетика марксизма
- Эстетика структурализма
- Античное мировосприятие
- Антропология и социальная философия Н.А. Радищева — Концепция философской антропологии
- История восточной философии
- Антропологический кризис: разрушение образа человека и угроза его существованию
- Фома Аквинский, философ и теолог, систематизатор схоластики