Оглавление:
Всем людям без серьезных психических отклонений нетрудно различить мир вне себя и мир собственных ощущений. Но когда они начинают философствовать, причудливый путь рассуждения иногда приводит к парадоксальным выводам.
Вопрос о том, существует ли вообще внешний мир, является чисто философским и возникает нигде, кроме как в философских спорах. Это, однако, дает многим мыслителям повод отнестись к этому серьезно и сделать предположения, которые практически неоспоримы, но в которые они сами начинают верить.
В большинстве случаев вообще не возникает вопроса о том, насколько реально то, что наблюдается, просто потому, что это очевидно для нас и для других людей, которых мы тоже наблюдаем.
Вопрос о том, в какой степени наблюдаемое соответствует явлению, которое находится вне нас, можно решить, сказав столько же, сколько мы способны воспринимать конкретные признаки того, что находится вне нас. Даже если это вызывает у нас жестокие иллюзии, эти иллюзии вызываются именно этим, внешним, и таким образом характеризуют это свойство внешнего как причину иллюзии. Существует ли внешнее независимо от нашего специфического восприятия — это подвид этого глобального философского вопроса. Если мы признаем, что внешнее существует вообще, что внешнее — это не только наше воображение, то мы можем быть уверены, что когда кто-то умирает, с внешним ничего особенного не происходит.
Наши чувства существуют объективно по отношению к другим людям и достаточно хорошо передаются объективными органами восприятия. А когда кислота сжигает металл, она также сжигает кожу или язык за счет тех же самых свойств, что очень надежно воспринимается. Поэтому, если вы почувствуете, что это больно, вы разумно поймете, что это также больно и другому человеку, т.е. вполне объективно.
О восприятии реальности
Во времена Ньютона считалось, что мир такой, каким мы его воспринимаем. Есть человек, наблюдатель, и то, что он наблюдает, находится перед ним. Человек существует, умирает, и образ мира остается неизменным. Он меняется, конечно, по мере развития вселенной, но человек не имеет никакого влияния на этот образ. Такова точка зрения науки, согласно Ньютону.
Потом появляется другой вид. Есть человек, наблюдающий за миром, но это не та картина, которую видят снаружи. Это совокупность человеческих качеств и того, что он наблюдает. Человечество пришло к этому через изучение себя. Мы начали изучать нашу физиологию и увидели, что видим различную картину в зависимости от наших способностей, наших чувств, их усиления приборами и т.д. Таким образом, мы не только объективно наблюдаем то, что существует, но и одновременно участвуем в процессе наблюдения. Это уже близко к виду известного ученого Хью Эверетта.
Согласно каббалистической науке, картина выглядит совсем по-другому. Есть человек, который чувствует что-то внутри себя. Что это? Он чувствует, что в нем формируется единое поле, в котором он есть, и все остальное, то есть образы, представления о внешнем и внутреннем мирах. Внутри него есть миры, а снаружи — ничего.
Сегодня мы подходим к этой теме также с точки зрения науки. Исследователи в области квантовой физики начинают соглашаться с этим мнением, а основные, естественные науки уже приближаются к нему. Наука Каббалы говорила об этом тысячи лет. Она уже давно указывает на различные стадии понимания человеком мира, на то, как он будет определять мир, в котором он существует. Пока он не достигнет такого уровня понимания, что он понимает: все зависит только от его внутренних качеств.
Когда человек начинает понимать, что он на самом деле не знает, что его окружает, что все существует только внутри него самого, это приводит к выводу, что, изменяя свои свойства, он также может изменить свое впечатление о мире. То, что сегодня кажется твердым, жидким, газообразным, изменит его параметры и границы. Он будет проникать в стену, и воздух, который сейчас прозрачен, может стать для него полностью непрозрачным. В зависимости от того, какими свойствами он будет обладать.
Наука Каббалы ставит человека в положение, с которого она заставляет его смотреть на мир по-другому, она забирает его так далеко от себя, что человек входит в совершенно другое измерение.
Уровни бытия
Обычно считается, что реальность — это нечто объективное, которое приходит извне или возникает само по себе каким-то неизвестным образом. Что-то непреложное, что так или иначе влияет на человеческую жизнь.
История философии выработала различные термины для понимания триады типов реальности. Реальность понимается как все, что существует в реальности. Древнейшие из них — тело, душа и дух. В экзистенциалистской философии говорят о существовании и трансцендентности. М. Бубер видит сущность отношений (между душами, существами) в связи «И-Тоу» и называет объект «Это» (вещь, лишенная уникального человека). С.Л. Фрэнк, в дополнение к этой связи, вводит понятие «мы», которое не является набором отдельного «я», а выражает изначальную целостность духа. Материалисты обобщают понятие тела до категории Вещественности, но теряют измерение Духа и сводят душу к сознанию как функцию и отражение Вещественности. Давайте построим ряд этих понятий, чтобы увидеть в них категорический инвариант и выразить его (уточнить, сделать более ясным):
Объективная реальность — тело, материя, ID.
Субъективная реальность — душа, существование, я и Ты.
Трансцендентная реальность — дух, трансцендентность, мы.
ИЗМЕНЕНИЕ (существование, латинская экзистенция, от глагола ex-sisto, ex-sistere — явиться, выйти, явить, существовать, встать, проявить себя, стать, быть сделанным) — философская категория для обозначения конкретного бытия.
ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ (TRANSCENDENCE — латинский трансцендент — трансцендент, трансцендент) — философский термин, обозначающий высший вид понятного объекта, который принципиально не может быть представлен как возможный объект сенсорного опыта. Таким образом, не каждый понятный объект является Т., а только тот, который относится к другим понятным объектам как к чему-то разумному. Например, Ти можно назвать Богом.
Объективная реальность
Существует уровень бытия каждого существа, при котором его существование фиксируется повторяющимися внешними отношениями с другими существами: если прикоснуться пальцем к двум проводам, несущим электрический ток, то происходит поражение электрическим током. Внутренняя природа существа здесь остается неизменной: до тех пор, пока тело является проводником, ток неизбежен; когда меняются его свойства, оно подчиняется другим, опять же внешним, законам. Используя классическую философскую терминологию, можно сказать, что объективная реальность — это способ бытия, в котором она выступает в качестве бытия для других.
В философии существует понятие материи, определяющее объективную реальность, которую человек может чувствовать, копировать, фотографировать, представлять (но которая существует вне его сознания и ощущений). Условно, материя может быть разделена на две группы: ту, которую познает человек, и ту, которая находится вне его познания. Это разделение очень условно, однако его необходимость очевидна: когда мы говорим о материи, мы можем анализировать только то, что познает человек.
Для описания материи выделяются три объективные формы ее существования: Движение, пространство и время.
Здесь под движением понимается не только механическое движение тел, но и любое взаимодействие, любое изменение состояния объектов — формы движения разнообразны и могут передаваться от одного к другому. Очень часто мы говорим о движении, а не об отдыхе, и рассматриваем их как эквивалент. Это, однако, глубокий обман: покой — относителен, а движение — абсолютно.
Пространство и время — это формы материи. В философии термин «пространство» относится к структуре объектов, их свойству расширяться, занимать место среди прочих. Термин «бесконечность» используется при описании пространства. Термин «время» используется для обозначения продолжительности существования объектов и направления их изменения. Последние две категории: Пространство и время одновременно относительны и абсолютны. Они относительны, потому что их свойства постоянно меняются, и они абсолютны, потому что ни один объект не может существовать вне пространства и времени.
Философская категория материи, рассматриваемая как объективная реальность, давно переросла отдельную одежду научного (физического) и повседневного понимания. В физике материя давно отождествляется с веществом, с чем-то, что имеет массу и занимает физическое пространство. В повседневном сознании материя — это, грубо говоря, то, к чему можно прикоснуться руками (задайте себе контрольный вопрос: кто, по-вашему, материалист?). Философы попытались связать понятие материи с некоторыми универсальными свойствами, которые не зависят от конкретной физической формы реализации. Эти попытки были предприняты в двух направлениях — эпистемологическом и онтологическом.
В эпистемологии материя тесно связана с проблемой истины: есть ли в мире нечто, что не зависит от нашего сознания и чему должно соответствовать истинное знание. В случае положительного ответа это нечто называется объективной реальностью, которая существует независимо от человеческого сознания и отражается им. Вот как Ленин определил материю. Онтологический подход направлен на определение места материи в системе онтологических свойств бытия, что в идеале также обосновывало бы соответствующие гносеологические понятия.
Аристотель противопоставлял материю как пассивный материал активной форме — творческому элементу, организующей материи. Классический пример: мрамор и статуя из мрамора. Форма здесь понимается не просто как структура, как связь между элементами композиции, а именно как нечто, что формирует. Этот подход уже содержит противопоставление материи как объекта воздействия активному субъективному принципу. На этом фоне современная концепция информации может быть задумана как аристотелевское введение формы в информационно-упорядоченный материал. Другая онтологическая линия, берущая начало у Декарта, связывает материю с атрибутом расширения. В Декарте пока нет четкого разграничения между физическим и философским отношением к этому имуществу. В ХХ веке Тейльярд де Шарден решительно противопоставляет внешне направленный материал идеальному стремлению к внутренней концентрации («самой внутренней вещи») и считает, что и то, и другое существует во вселенной на всех уровнях ее развития.
Остается уточнить, что внешнее и внутреннее разделены не их положением в физическом пространстве, а отсутствием или наличием уникального, спонтанного начала, не поддающегося повторению: мрамор — это мрамор, а статуя несет на себе печать индивидуальности создателя. Таким образом, как отметил молодой К. Маркс, жестко определенный атом Democritus является материальным, в то время как атом Эпикура, со своим спонтанным «отклонением», является идеальным. Но эта спонтанность по определению индивидуальна и отличает, согласно Буберу (третья онтологическая линия), лицо «Ты» от стандартного «Оно».
Таким образом, вышеупомянутые онтологические линии дополняют друг друга в обработке материи. Материя или объективная реальность предстает не только как независимая от сознания человека (это особый случай, хотя и очень важный для гносеологии), но и как все (сущности любой природы) в том аспекте, в котором она противостоит субъективности (внутреннему стремлению, начальному направлению интенции) и определяется внешними рецидивирующими отношениями. В материи существует связь, но не связь с тем, что исходит изнутри. Можно, конечно, как это делается в диалектическом материализме, приписать материи внутреннюю спонтанность, «самодвижение», но потом либо сводить эту «спонтанность» к особой структуре («единству и борьбе противоположностей»), либо просто называть материю единым целым.
Материалисты полагают, что субъективная внутренняя связь может быть выведена из объективных внешних связей («бытие определяет сознание»). Если мы стоим на такой точке зрения, то должны признать, что внешнее некогда существовало без внутреннего, изначально фильтрующего влияния (душа появляется как табула раса, «пустая доска», на которой окружение оставляет свои записи). Но это путь к «инженерии человеческой души» и полной роботизации человека.
Однако реальный пафос материализма заключается не в абсолютизации внешней среды, а в соблюдении присущих объективной реальности законов (повторяющихся регулярных отношений), с которыми субъект должен считаться. Истинный материалист — это не тот, кто рассматривает всё духовное как производное и вторичное (в лучшем случае, как полезный катализатор), а тот, кто понимает, что, несмотря на уникальность наших внутренних субъективных миров, все мы живём в мире объективной реальности и поэтому должны выработать соответствующее теоретическое и практическое отношение к нему.
Истинный материалист также понимает, что объективная реальность — это не только материя и чувственно воспринимаемые вещи, но и свойства, отношения и сущности каждой природы в том соотношении, в котором они определяются внешними взаимодействиями. При этом структура молекулы не менее материальна, чем составляющие ее атомы, объективное направление течения воды не менее материально, чем столб воды, общественные отношения не менее материальны, чем входящие в них индивидуумы.
Наиболее подходящими формами человеческого развития объективной реальности являются наука на теоретическом уровне и технология на практическом. И то, и другое основано на знании закономерностей. Отказ от их достижений нелепо, но и надежда на то, что их хватит для решения всех человеческих проблем и понимания онтологии бытия (как полагают представители науки и технократии), также несостоятельна. Проявление и знание законов внешнего (объективного, материального) взаимодействия необходимо, но еще не достаточно для проектирования бытия и понимания этого процесса.
Реальность — ключевое понятие в философии, и с ней связан главный вопрос философии: что есть первичное, материя или сознание (объективная или субъективная реальность); способен ли человек познать окружающую его реальность.
Такой вопрос: есть ли жизнь на Юпитере? Кто-нибудь видел это? Нет. Значит, он не взаимодействовал с человеческим царством познания. Поэтому его не существует в нашей реальности. Но что, если он там? Поэтому мы не можем сказать ничего «объективного» о жизни на Юпитере, но мы вполне способны сказать, что в «человеческом мировоззрении» нет жизни на Юпитере. Так есть ли смысл говорить о чем-то «объективном», независимом от наблюдателя?
Дело не в существовании чего-либо, дело в том, что моя реальность включает в себя только то, с чем я взаимодействовал (или то, что я создал сам), и я не квалифицирован говорить ни о чем, кроме этого.
«Объективная реальность» не может быть описана и видна без взаимодействия с областью познания. И такое взаимодействие неизбежно отодвигает реальность на уровень субъективной реальности.
Есть ли объективная реальность?
В 1982 году произошло замечательное событие. Команда исследователей под руководством Алена Аспекта из Парижского университета представила эксперимент, который может оказаться одним из самых значительных в XX веке.
Аспект и его команда обнаружили, что элементарные частицы, такие как электроны, способны мгновенно общаться друг с другом при определенных условиях, независимо от расстояния между ними. Неважно, 10 футов между ними или 10 миллиардов миль.
Каким-то образом, каждая частица всегда знает, что делает другая. Проблема этого открытия заключается в том, что оно нарушает постулат Эйнштейна о предельной скорости распространения взаимодействия, равной скорости света. Поскольку путешествие быстрее скорости света равносильно преодолению временного барьера, эта пугающая перспектива заставила некоторых физиков объяснить эксперименты Aspect сложными обходными путями. Но другие были вдохновлены предложить более радикальные объяснения.
Физик Лондонского университета Дэвид Джозеф Бом, например, считает, что открытия Aspect предполагают, что реальная реальность не существует, и что вселенная, несмотря на ее кажущуюся плотность, в своей основе является вымыслом, гигантской, роскошно детализированной голограммой. Чтобы понять, почему Бом пришел к такому поразительному выводу, нужно поговорить о голограммах. Голограмма — это трехмерная фотография, сделанная лазером.
Чтобы сделать голограмму, объект, который нужно было изобразить, сначала должен был быть освещен светом от лазера. Затем второй лазерный луч, добавленный вместе со светом, отраженным от объекта, создает интерференционную картину, которую можно закрепить на фольге. Захваченное изображение выглядит как бессмысленное чередование светлых и темных линий. Однако, как только изображение освещается другим лазерным лучом, появляется трехмерное изображение захваченного объекта.
Трехмерность — не единственное замечательное свойство голограмм. Когда голограмма разрезается пополам и освещается лазером, каждая половина содержит все исходное изображение. Если мы вырежем голограмму еще на более мелкие кусочки, то увидим все изображение объекта в каждом кусочке. В отличие от обычных изображений, каждый фрагмент голограммы содержит всю информацию об объекте.
Принцип голограммы «целое в каждом произведении» дает нам принципиально новый подход к вопросу организации и порядка. Почти за всю свою историю западная наука развивалась с мыслью о том, что лучший способ понять явление, будь то лягушка или атом, — это препарировать его и исследовать его отдельные части. Голограмма показала нам, что некоторые вещи во вселенной не позволяют нам этого делать. Когда мы препарируем что-то, что расположено голографически, мы не получаем те части, которые его составляют, но получаем то же самое, но в меньшем размере.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Уровни развития способностей и индивидуальные различия
- Задачи нейропсихологии
- Произвольная регуляция поведения у детей дошкольного возраста
- Сущность и значение акцентуаций характера
- Виды деятельности человека с точки зрения психологии — Понятие человеческой деятельности
- Оценка профессиональной пригодности и психологической совместимости на основе рисунка личности — История профориентации
- Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка
- Развитие памяти у детей дошкольного возраста
- Стратегии, тактики, модели и стили поведения в конфликте
- Психомоторные процессы