Оглавление:
В последние десятилетия проблема субъективного благополучия все чаще становится объектом исследований психологов. Это дает психологической науке и практике острую необходимость определить, что служит основой внутреннего равновесия человека, из чего оно состоит, какие эмоциональные и оценочные отношения лежат в его основе, как оно участвует в регуляции поведения и как помочь человеку решить проблему благополучия. Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет многие действия субъекта, различные виды его деятельности и поведения: бытовые, экономические, политические. Этот опыт является существенным фактором состояния общественного сознания, групповых установок, ожиданий, отношений в обществе. Без их учета невозможно построить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование. Удовлетворенность жизнью напрямую влияет на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Значение этого важного явления хорошо известно в повседневном сознании и науке. В то же время во многих научных работах удовлетворение жизнью интерпретируется как достаточно простое явление, как оценка, с помощью которой человек характеризует свою нынешнюю жизненную ситуацию. Конечно, такая оценка респондента имеет свой смысл, но следует отметить, что за ней стоит широкий спектр опыта субъективного благополучия индивида. Различные аспекты субъективного благополучия, внутренняя картина этого опыта, редко становились предметом психологических исследований. Ученые в различных областях науки установили факты, связанные с переживанием человеком благополучия или нездоровья, как правило, ссылаясь на душевное состояние человека. Однако сегодня все больше внимания уделяется необходимости анализа личностных, социокультурных и социопсихологических детерминант благополучия, поскольку оно зависит от взаимодействия и взаимного влияния ряда различных внутренних и внешних компонентов. Начиная с 1960-х годов, было проведено достаточное количество исследований по вопросам этно-социального благополучия людей. Опыт счастья имеет значительный культурный и этнический отпечаток. Например, социологические исследования показали, что люди, которые чувствуют себя счастливыми, чаще всего встречаются в Индии и реже всего в Швеции. И эти исследования дают нам право утверждать, что ни политические, ни экономические факторы не могут быть постоянной основой благосостояния. Поэтому мы должны искать конкретные этнические, культурные обстоятельства, которые влияют на уровень благосостояния. Однако такие исследования не направлены на выявление широкого круга культурно и этнически специфических характеристик, которые позволили бы более полно учесть взаимосвязь этнически детерминированных характеристик оценки жизни и опыта благосостояния, сформировавшегося в результате этнической социализации. Чаще всего такие исследования направлены на выявление различий, обусловленных этнической принадлежностью человека.
Обратимся к определению такого понятия, как «счастье». Таким образом, «счастье» — это эмоциональное состояние, когда человек испытывает внутреннее удовлетворение условиями своего существования, полнотой и смыслом жизни и выполнения своей цели. Понимание «счастья» субъективно — каждый человек определяет его по-своему. Для кого-то счастье — это миллионы евро в швейцарских банках, для кого-то это работа, которая ему нравится, даже если это минимальная зарплата, для кого-то это бутылка алкогольного напитка. «Счастье жизни приходит от концентрации на глубинах. Ты можешь видеть только дерево и быть счастливым. Когда ты очень сосредоточен, чтобы увидеть дерево». Я считаю, что выбранная мною тема очень актуальна в контексте сегодняшней жизни. Все мы знаем, что новый век принес России долгожданный период стабильности. Однако даже в 2000-е годы «большинство из нас все еще были вынуждены жить в настоящем и планировать только на ближайшее будущее», — говорит социолог Борис Дубин, и их удовлетворение вновь обретенным процветанием часто граничило с позицией «после нас, потопа». Во время мирового экономического кризиса, который Россия переживает в 2009 году, все должны задуматься о том, как у них дела, чего ожидать в будущем и что будет лучше в настоящем. Большой энциклопедический словарь Даля приписывает слову «благополучие» следующее значение: благополучие — это спокойное, ненарушенное течение жизни. Можно ли ожидать спокойной жизни в условиях, когда весь мир стоит на пороге нового тысячелетия? На мой взгляд, это возможно. Если человек может сознательно сделать настоящее мощным инструментом борьбы со страхом и неуверенностью в завтрашнем дне, то его можно назвать успешным. В конце концов, самый верный путь к счастью — это «не иметь то, что мы хотим иметь, а хотеть и ценить то, что имеем».
Счастье, удовлетворение и благополучие
Для характеристики состояния субъективного мира человека с точки зрения его благосклонности используются различные термины: Опыт счастья, удовлетворение жизнью, эмоциональное благополучие и благополучие». Удовлетворенность» — это очень широкий термин, который очень распространен и в этом отношении имеет поле дефиниции с нечеткими границами. Говорят и пишут об удовлетворенности жизнью в целом и об удовлетворенности отношениями с конкретным человеком, независимо от степени значимости этого человека для человека. Удовлетворенность может быть испытана через события различной значимости для человека. Одно слово относится к опыту успешного завершения книги, о которой пишут уже несколько лет, а также к ощущению после хорошего приема пищи. В последнем случае слово «благополучие» вряд ли уместно — мы не говорим, что чувствуем себя хорошо после хорошей еды. Последнее подразумевает обобщенный опыт, имеющий особое значение для человека. Физическое благополучие не может происходить только потому, что нет острого чувства голода и желудок работает хорошо, или потому, что обувь удобна для ног. Хотя и то, и другое может приносить удовлетворение и быть важным для физического благополучия в целом. Физическое благополучие заключает в себе разнообразные чувства, определяемые физическим существованием человека и ощущениями, которые возникают в организме. Важной особенностью термина «удовлетворенность жизнью» для психолога является его неоднозначность в объекте оценки — что именно удовлетворяет или не удовлетворяет респондента. Предмет оценки очень часто ускользает от внимания исследователя. Но в зависимости от того, что именно принимает во внимание респондент: внешние обстоятельства жизни или оценивает ли он свои решения, действия и поступки, свой собственный успех, сама оценка в значительной степени зависит от него самого. Несмотря на эту неопределенность, отказаться от этого понятия или полностью заменить его другим невозможно, поскольку оно занимает свое видное место в менталитете как отдельных людей, так и общества в целом.
Выражение «эмоциональный комфорт» часто встречается в научной и популярной литературе. Нам кажется, что это выражение имеет метафорическое содержание, что затрудняет его использование в качестве одного из центральных терминов для описания субъективного мира личности. В большинстве словарей комфорт трактуется достаточно однозначно — как «удобство, приятные условия». Поэтому, характеризуя эмоциональную жизнь человека, необходимо опираться на его образный смысл. Для научной концепции такая характеристика должна рассматриваться как недостаток. Обычно концепции, основанные на метафорах, усложняют разработку теории, которая включает их в свой концептуальный аппарат. По этим причинам концепция благополучия представляется нам более многообещающей среди обсуждаемых.
Понятие благополучия имеет достаточно ясное значение, и его интерпретации в широком смысле схожи или последовательны в различных научных дисциплинах и в повседневном сознании. Благополучие и благополучие имеют огромное значение для всего субъективного мира индивидуума. Не случайно концепция благополучия была принята Всемирной организацией здравоохранения в качестве основного определения понятия «здоровье». В нем здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. По мнению экспертов ВОЗ, благосостояние в большей степени связано с самоуважением и чувством социальной принадлежности, чем с биологическими функциями организма. Это относится к реализации физических, психических и социальных возможностей человека. Традиционно психологическое благополучие рассматривается через дихотомию психических заболеваний и лишений. В то же время на рубеже XX и XXI веков под влиянием активно развивающегося экзистенциально-феноменологического подхода к личности сформировалось представление о неадекватности медицинской модели психологического благополучия. В это время необходимость выйти за рамки дихотомии «болезни здоровья» и обращение исследователей к положительным аспектам функционирования личности обусловили актуальность изучения этого феномена во взаимосвязи с различными аспектами человеческого существования.
Существуют объективные показатели благополучия, о которых знает каждый человек. Восприятие собственного благополучия или благополучия других людей, оценка благополучия базируется на объективных критериях благополучия, успеха, показателях здоровья, материального благополучия и т.д. Последние оказывают определенное влияние на опыт благополучия. Но этот опыт во многом обусловлен спецификой отношения человека к себе, миру в целом и его отдельным аспектам. Все внешние факторы благополучия с любыми объективными характеристиками, обусловленными природой психики, не могут непосредственно влиять на переживание благополучия, а только через субъективное восприятие и субъективную оценку, которые обусловлены особенностями всех сфер личности.
Другими словами: Индивидуальное благополучие по своей природе в первую очередь субъективно. Объективных показателей качества жизни человека может быть достаточно для многих экономических исследований, но, например, практически в каждом опросе социолог должен учитывать не только объективные показатели, но и субъективные мнения респондентов. Понятно, что для психолога субъективная сторона человека как субъекта исследования имеет первостепенное значение.
Следует отметить, что, несмотря на значительную роль субъективных факторов в благополучии человека, полностью идентифицировать понятия благополучия и субъективного благополучия вряд ли возможно — за ними лежат разные, хотя и очевидные реалии. Поэтому мы сочли необходимым добавить к термину «благополучие» определение термина «субъективный».
Компоненты благополучия человека
Личность является интегратором всех индивидуальных умственных действий. Личность в своей сущности, в своем самосознании — это то, что человек, сознавая себя субъектом, называет своим «я». «Я» — это личность в целом, в единстве всех аспектов бытия, отраженных в самосознании. Человек в большей степени приписывает свое «я» своему внутреннему психическому содержанию. В очень широком смысле, все, что переживает человек, все психическое содержание его жизни, является частью личности.
Особое значение для психологии личности и психологии в целом имеет то, что опыт благополучия является существенным компонентом доминирующего настроения человека. Через настроение, субъективное благополучие, как интегративный, особенно содержательный опыт, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и, следовательно, на поведенческий успех, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия и многие другие аспекты внешней и внутренней деятельности человека. Регулятивная роль субъективного благополучия человека заключается в этом постоянном влиянии. Опыт благополучия зависит от различных аспектов бытия человека и сочетает в себе многие особенности отношения человека к самому себе и окружающему миру. Личное благополучие состоит из ряда компонентов:
Социальная составляющая.
Личностная социализация в современных условиях социального развития влияет на всю деятельность человеческой жизни, определяет ее направленность, систему ценностных ориентаций, взаимоотношений. В процессе социализации — внутренние критерии самооценки, система взаимоотношений, жизнедеятельности и другие объекты социальной сферы, в которых находится сама личность и в которых осуществляется ее поведение и деятельность. Система внутренних отношений человека формируется на основе его представлений, которые устанавливают определенную систему координат, в которую он помещает все важные, значимые события; эта система включает в себя внутренние и внешние инстанции, которые динамичны во времени и образуют целые целостности, в которых они могут коррелировать, противоречить или совпадать. Социальное благополучие — это удовлетворение индивида его социальным статусом и текущим состоянием общества, к которому он принадлежит. Это также удовлетворение межличностными отношениями и статусом в микросоциальной среде, чувство общности. Ведущими факторами, составляющими социальное благополучие, являются: социальная зависимость, личностные качества, жизненный прогноз, уверенность в жизни и эмоциональная предрасположенность, удовлетворенность исполнением своих обязанностей в трудовой деятельности, удовлетворенность состоянием, интуитивное и созерцательное отношение к действительности, социальный комфорт, чувство гражданственности, ценностное отношение к будущему. Спектр мнений о сфере принадлежности к социальному благополучию необычайно широк. Социальное благополучие рассматривается на разных уровнях: с одной стороны, как феномен социального сознания и общественной психологии, с другой — как индивидуально-личностное состояние. Помимо отнесения самосознания к более высоким уровням общественного сознания — к сфере идеологических, политических, духовных феноменов, существует также тенденция включения его в систему глубоких бессознательных индивидуальных психических феноменов. Следует отметить, что в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы ведущими, приоритетными задачами правительства являются создание условий для реализации семейного потенциала и повышения качества жизни граждан. Таким образом, сейчас очень большое внимание уделяется социальному и материальному благополучию граждан.
Материальная составляющая.
Материальное благополучие — это удовлетворение материальной стороной своего существования, полнота безопасности и стабильность материального благополучия. Мы все стремимся к материальному благополучию. Степень этого самого «материального благополучия» различна для каждого из нас. Богат не тот, у кого много денег, а тот, у кого их достаточно. У каждого из нас свои потребности и способности. Именно способности в основном определяют уровень материального благополучия конкретного человека в конкретный момент времени. По мере того, как меняется наше самочувствие, меняются и наши возможности. По этой причине качество жизни каждого человека разное. Показателем прямых характеристик качества жизни является итоговый вариант Первой международной системы показателей, разработанной в 1978 году. Всего эта система показателей включает 186 показателей, разделенных на 12 групп: демографические характеристики населения; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания, жилищные условия и снабжение потребителей товарами длительного пользования; образование и культура, условия труда и занятости; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; рекреация, культура и спорт; социальное обеспечение, свобода человека.
Религиозный компонент.
Духовное благополучие — чувство принадлежности к духовной культуре общества, осознание возможности участия в богатстве духовной культуры; осознание и переживание смысла своей жизни; вера — в Бога или в себя, в судьбу или удачу на жизненном пути, в успех своего дела или партии, к которой принадлежит субъект; способность свободно исповедовать свою веру и т. д. Религиозные люди верят, что благополучие человека полностью зависит от послушания Господу. В соблюдении заповедей милосердного Отца лежит великое добро. Вся забота о Боге, постоянная любовь, забота, удивительные намерения по отношению к человеку должны связывать сердца и делать ноги, чтобы идти по пути послушания Ему. Мы должны бояться Господа, мы должны идти перед Ним, любить Его, служить Ему всем сердцем и душой, соблюдать заповеди и таинства. Физическое благословение тела — в здоровье, благословение духа — в познании истины, а благословение души — в Божьей любви. Нет большего утешения для усталых и часто обескураженных сердец, чем непоколебимая уверенность в том, что Бог любит их, и нет большего блаженства, чем питать пламенную любовь к Нему.
Физическая составляющая.
Под физическим благополучием мы понимаем хорошее физическое самочувствие, физический комфорт, ощущение здоровья и удовлетворительное физическое состояние человека. Точнее, мы можем определить физическое состояние человека как естественное состояние организма, характеризующееся полным равновесием с биосферой и отсутствием заметных болезненных изменений. Это зависит от двигательной активности человека, разумного питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно только в том случае, если вы откажетесь от чрезмерного потребления алкоголя, курения, наркотиков и других вредных привычек. Состояние здоровья может быть объективно определено только по совокупности многих параметров: антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, которые определяются с учетом пола и возрастных факторов, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий.
Психологическая составляющая.
Психологическое благополучие — это согласованность психологических процессов и функций, чувство целостности, внутреннее равновесие. Психологическое самочувствие более стабильно при личной гармонии. Гармония личности — это согласованность нескольких процессов ее развития и самореализации, пропорциональность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии проявляется в концепциях согласованности и регулярности. Бережливый означает «с правильной пропорцией между его частями». Гармония личности — это также пропорциональность основных аспектов бытия человека: пространства человека, времени человека и энергии человека. Психическое здоровье зависит от системы мышления человека, его отношения к окружающему миру и его ориентации в этом мире. Это также зависит от умения определять свое положение в окружающей среде, отношения с людьми, вещи, знания и т.д., и достигается за счет умения жить в гармонии с самим собой, родственниками, друзьями и другими людьми, умения предсказывать различные ситуации и разрабатывать поведенческие модели с учетом необходимости, возможности и желания. Психологическое благополучие — это совокупность личностных ресурсов, обеспечивающих субъективный и объективный успех человека в системе «субъект-окружение». В современной психологической науке связь между терминами «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие» неясна. Некоторые исследователи рассматривают субъективное благополучие как компонент психологического благополучия, другие считают психологическое благополучие частью психологического благополучия. В некоторых работах эти термины рассматриваются как синонимы. В посторонней психологии подходы к изучению психологического благополучия условно делятся на эвдемонистические и гедонистические. Как отмечают исследователи, основным недостатком гедонистического подхода является его теоретическая недоразвитость, в то время как эвдемонистическим подходом является сложность эмпирической оценки психологического благополучия. Попытки преодолеть эти недостатки привели к сближению этих подходов и построению интегративных моделей психологического благополучия. Так, в зарубежной психологии наиболее популярной среди исследователей является многомерная модель психологического благополучия К. Риффа, основанная на основных теоретических понятиях, ориентированных на изучение позитивного психологического функционирования личности. Указанная модель включает в себя шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с другими людьми, автономность, управление окружающей средой, наличие целей в жизни и личностный рост.
В отечественной психологии интегративный подход к психологическому благополучию представлен, в частности, разработанной А.В. Ворониной многоуровневой моделью психологического благополучия. Эта модель рассматривает психосоматическое, психическое и психологическое здоровье как уровни психологического благополучия. Для каждого уровня автор предоставляет как субъективные, так и объективные параметры измерения, оцениваемые внешними экспертами.
Понятие феномена «психологического благополучия» в современной психологии личности
Проблема позитивного психологического функционирования стала привлекать внимание исследователей с середины 20 века.
Теоретическую основу для понимания феномена психологического благополучия заложила Н. Брэдберн, согласно которой для описания этого феномена необходимо работать с атрибутами, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективное ощущение общего удовлетворения или неудовлетворенности жизнью. Взгляды Брэдберна на природу и структуру личного благополучия получили широкое признание в научных кругах, а разработанная им Шкала баланса эффектов до сих пор используется в исследованиях для изучения различных аспектов психологического благополучия. Брэдберн изучил отношения, существующие между уровнями психологического благополучия и различными социальными факторами. Была выявлена существенная взаимозависимость между уровнем психологического благополучия и уровнем материального дохода. Исследование четко показало, что люди с более высоким доходом часто имеют более высокий уровень психологического благополучия, о чем свидетельствует высокая корреляция между положительным влиянием и уровнем дохода. В то же время, отсутствие обратной корреляции со шкалой негативного аффекта говорит о том, что «деньги могут усилить чувство радости, но не уменьшить чувство печали».
Все подходы к изучению феномена психологического благополучия, можно разделить на несколько групп.
В первой группе мы рассмотрим феномен «психологического благополучия» в двух основных течениях: гедонистическом и эвдемоническом. К гедонистическим теориям относятся все те доктрины, в которых благополучие описывается главным образом с точки зрения удовлетворенности-неудовлетворенности и основывается на балансе положительных и отрицательных аффектов, как, например, концепции Н. Брэдберна и Е. Динер.
Н. Брэдберн создал концепцию психологического благополучия как равновесия между положительным и отрицательным аффектом, которое, по его мнению, достигается за счет постоянного взаимодействия двух аффектов. События повседневной жизни, которые приносят нам радость или разочарование, отражаются в нашем сознании и накапливаются в нашем сознании в виде соответствующим образом окрашенного аффекта. То, что нас беспокоит и что заставляет нас волноваться, накапливается как негативный аффект, в то время как события повседневной жизни, которые приносят нам радость и счастье, усиливают положительный эффект.
Разница между положительным и отрицательным воздействием является мерой психологического благополучия и отражает общее чувство удовлетворения или неудовлетворенности жизнью.
Э. В своих работах Динер ввел понятие «субъективного благополучия». Субъективное благополучие, состоит из трех основных компонентов: Удовлетворенность, Приятные эмоции и Неприятные эмоции, все три из которых вместе образуют единый показатель субъективного благополучия. Как отмечает сам автор, речь идет о познавательной и эмоциональной сторонах самопринятия. Динер считает, что большинство людей так или иначе оценивают то, что с ними происходит, с точки зрения «хорошо это или плохо», и в основе этой интеллектуальной оценки всегда лежит соответствующим образом окрашенная эмоция. Субъективное благополучие предназначено не для того, чтобы просто показать, насколько человек подавлен или встревожен, а для того, чтобы показать, насколько счастлив один человек, а не другой, т.е. автор приравнивает субъективное благополучие к переживанию счастья.
Таким образом, можно утверждать, что у человека высокий уровень субъективного благополучия, если он большую часть времени испытывает удовлетворение от жизни и только в определенных ситуациях испытывает неприятные ощущения.
Эвдемоническое понимание этой проблемы основано на постулате о том, что личностный рост является наиболее важным и необходимым аспектом благополучия. Такой подход характерен для взглядов А. Уотермена.
С точки зрения А.А. Кроника, отношение индивида к возможным путям обретения счастья формирует и так называемые эвдемонические отношения: гедонистические, аскетические, активные, созерцательные. Эти установки — психологический материал, характеризующий в той или иной степени, где, в какой сфере объективной деятельности, человек стремится к самореализации, и как, с помощью каких именно психологических средств, он стремится к этому.
Счастье здесь понимается как форма опыта полноты бытия, связанного с самореализацией: «Этот опыт возникает тогда, когда мотивация человека к миру преобразуется в бесконечно большую ценность». Психологические способы нахождения счастья автор понимает как способы саморегуляции человеком своей мотивации к миру и выделяет две формы этой саморегуляции: усиление человека в смысле мира и усиление его возможностей. Эти две формы саморегулирования лежат в основе четырех относительно самостоятельных принципов саморегулирования человека его мотивации к миру: максимизация полезности, минимизация потребности, минимизация сложности, максимизация возможностей.
Принцип максимизации полезности заключается в том, что человек стремится к наиболее полезным предметам, которые полностью удовлетворяют его потребности. Полезность субъективно отражается в эмоциональном состоянии приятности, поэтому максимизация полезности одновременно означает стремление к позитивно окрашенным эмоциональным переживаниям различной интенсивности.
Принцип минимизации потребностей заключается в стремлении человека уменьшить интенсивность своих приводных потребностей. Такое стремление может иметь место в том случае, когда удовлетворение потребностей само по себе невозможно.
Принцип минимизации сложности заключается в принуждении человека к упрощению своего мира в целом и к упрощению определенных объектов — целей его различных видов деятельности.
Это стремление может проявиться в тех случаях, когда сложность цели превышает уровень человеческих способностей или когда цель трудно достичь за имеющееся у человека время.
Принцип максимизации способностей заключается в стремлении человека к всестороннему развитию и самосовершенствованию в физическом и ментальном плане. В этом случае образ жизни имеет активный характер самосовершенствования.
Во второй группе мы рассмотрим психологическое благополучие на основе изучения проблемы позитивного психологического функционирования личности.
Основателем этого подхода был К. Рифф. Она обобщила и выделила шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с другими людьми, автономия, управление окружающей средой, смысл жизни и личностный рост.
Человек с высокой самостоятельностью способен быть самостоятельным, не боится противопоставлять свое мнение мнению большинства, может позволить себе нестандартное мышление и поведение, оценивает себя по собственным предпочтениям. Отсутствие автономии может привести к конформизму и чрезмерной зависимости от мнения других.
Методы исследования
Для организации и проведения данного исследования были использованы следующие методы:
- метод анализа научно-методической литературы.
- методы психологической диагностики: метод «Анкета социально-психологической коррекции К. Роджерса и Р. Алмаза» и «Шкала субъективного благополучия».
Методы математической статистики.
Методика обзора научно-методической литературы позволила изучить понятие субъективного благополучия, его особенности и проявления. Кроме того, были рассмотрены компоненты субъективного благополучия личности и концепция феномена «психологического благополучия» в современной психологии личности. В результате обзора литературы было установлено, что различные аспекты субъективного благополучия, внутренний образ этого переживания редко рассматриваются в качестве предмета психологических исследований, поэтому в настоящее время существует необходимость организации и проведения исследований в этом направлении.
Методы психологической диагностики: выбор этих методик обосновывается их соответствием основным целям исследования, достоверностью и валидностью.
«Анкета социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда», адаптированная А. К. Осницким, содержит 101 высказывание о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, поведенческом стиле. В вопроснике по СПА предлагается ряд факторов в качестве причин для адаптации: Принятие себя и других, эмоциональный комфорт, интернационализм, т.е. ответственность, независимость поведения, партнерская позиция, при которой человек способен устанавливать отношения как равные без доминирования и чрезмерной субординации. В качестве оснований для дезадаптации это подразумевает: низкое самопринятие и низкое принятие других, т.е. конфронтацию с ними, эмоциональный дискомфорт, который может иметь совсем другую природу, сильную зависимость от других, т.е. иностранное доминирование, стремление к доминированию. На позитивном полюсе находится принятие людей, утверждение их жизни и их отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения других к себе. Негативный полюс является критическое отношение к людям, раздражение, презрение к ним, ожидание негативного отношения к себе.
«Шкала субъективного благополучия» — это инструмент психодиагностического скрининга для измерения эмоциональной составляющей субъективного благополучия и эмоционального комфорта. Определение субъективного благополучия включает в себя три свойства критерия.
Благополучие определяется внешними критериями, например, жизнью добродетельной, «правильной». Такие определения называются нормативными. Согласно этому определению, человек чувствует себя хорошо, если он обладает какими-то социально желательными характеристиками; критерием благополучия является система ценностей, принятая в конкретной культуре.
Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и увязывается со стандартами респондента в отношении того, что представляет собой хорошая жизнь.
Третье значение субъективного благополучия тесно связано с повседневным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо преобладают в жизни человека, либо к которым человек субъективно склонен.
Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным статусом и некоторыми физическими симптомами. Элементы разделены на 6 кластеров в соответствии с их содержанием:
- напряжение и чувствительность.
- признаки, сопровождающие лежащую в основе психоэмоциональную симптоматику.
- изменения настроения.
- важность социальной среды.
- самооценка здоровья.
- уровень удовлетворенности повседневной деятельностью.
Методы математической статистики включали: расчет среднего арифметического, вычисление среднеквадратического отклонения, погрешность среднего и достоверность разности по Т-тесту Стьюдента.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психологические особенности пожилых людей
- Изучение депрессии
- Типы и виды опроса в психологическом исследовании
- Черный юмор детей и молодежи как специфическая форма девиантного поведения
- Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе
- Психологическая помощь в кризисных ситуациях
- Этапы психического развития личности
- Психотерапия подростков
- Общение с пожилыми людьми
- Личностные характеристики как основа стрессоустойчивости