Для связи в whatsapp +905441085890

Теории личности. Теория к. Г. Юнга — Архетипы

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Кессвиле, Швейцария. Он вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын реформаторского пастора Швейцарии, он был очень интровертным ребенком, но отличным учеником. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался одиночными прогулками, где восхищался тайнами природы. В школьные годы, вспоминает Юнг, он был полностью поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями. Он был убежден, что он обладал тайными знаниями о будущем, у него также была фантазия, что два разных человека сосуществовали в нем.

Юнг изучал медицину в университете Базеля, получив медицинскую степень в области психиатрии в 1900 году. В том же году он стал ассистентом в Цюрихской клинике для душевнобольных, где работал под руководством Эжена Блюлера, автора термина «шизофрения». Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией вскоре привел его к работе Фрейда. Узнав об интерпретации снов, Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. Наконец-то они встретились в доме Фрейда в Вене в 1907 году. Этот визит Юнга во Фрейд стал началом тесных личных и профессиональных отношений. Образование Юнга произвело глубокое впечатление на Фрейда. Он считал, что Юнг в идеале мог бы представлять психоанализ в мировом научном сообществе, потому что он не еврей. Юнг был признан «старшим сыном» с титулом «наследник и кронпринц». В 1910 году он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако в 1913 году по классическому эдиповскому сценарию эти два ученых разорвали свои отношения. В следующем году Юнг ушел в отставку с поста президента Психоаналитической ассоциации. Разлучение было вызвано личными и теоретическими причинами. Они больше не встречались.

В течение следующих четырех лет Юнг страдал от тяжелого психического кризиса, который настолько ослабил его, что он отказался читать лекции в Цюрихском университете. Он был буквально одержим исследованием собственных мечтаний и фантазий, которые, по мнению некоторых ученых, сводили его с ума. И только после окончания Первой мировой войны он смог прервать свое путешествие по лабиринту внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, с человеческими устремлениями и духовными потребностями в качестве своих основных идей. Всю свою последующую работу и творчество Юнг приписывал влиянию этого периода болезненного самоанализа в глубины своего подсознания. Его автобиография «Воспоминания, мечты, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».

Трагический эпизод в жизни Юнга был связан с обвинениями в симпатиях к нацистам. Юнг страстно отверг эти нападения и в конце концов был реабилитирован. Всю оставшуюся жизнь он путешествовал и читал лекции по всему миру. Изучение различных культур в Америке, Африке и Азии дало ему возможность расширить свое понимание человеческой природы. Его аналитическая психология в конечном итоге нашла очень широкую аудиторию в разных странах, и многие из его книг актуальны и по сей день.

Юнг умер в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария.

Пересмотр Юнгом психоанализа породил сложный комплекс идей из таких разнообразных областей, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуальных исследований, в сочетании со сложным и загадочным писательским стилем Юнга, является причиной того, что его психологическая теория является наиболее трудной для понимания. Понимая эти трудности, мы надеемся, что эта краткая встреча с Юнгом послужит вам отправной точкой для дальнейшего чтения.

Теории личности. Теория к. Г. Юнга - Архетипы

Архетипы

Юнг утверждал, что душа (термин, аналогичный личности в теории Юнга) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго — центр сферы сознания. Это та составляющая психики, которая включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, через которые мы ощущаем нашу целостность и постоянство и воспринимаем себя как человеческие существа. Через эго мы можем видеть результаты нашей нормальной сознательной деятельности.

В личном подсознании находятся конфликты и воспоминания, которые когда-то были сознательными, но теперь подавлены или забыты. Она также включает в себя те сенсорные впечатления, которым не хватает яркости, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, понятие Юнга о личном бессознательном в некотором роде схоже с понятием Фрейда. Юнг, однако, пошел дальше Фрейда, подчеркнув, что личное бессознательное содержит комплексы или кластеры эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, которые человек извлекает из своего прошлого личного опыта или из опыта предков, наследственности. Согласно идеям Юнга, эти комплексы, сгруппированные вокруг наиболее распространенных тем, могут оказывать довольно сильное влияние на поведение человека. Например, человек с силовым комплексом может потратить значительное количество психической энергии на деятельность, которая непосредственно или символически связана с темой власти. То же самое относится и к человеку, на которого сильно влияет его мать или отец, или деньги, секс, или какой-то другой комплекс. Сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение и мировоззрение человека. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален для каждого из нас и обычно доступен для сознания. В результате компоненты комплекса, или даже весь комплекс, могут стать сознательными и оказывать чрезмерное влияние на жизнь человека.

Наконец, Юнг предложил существование более глубокого слоя в структуре личности, которую он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное — это хранилище скрытых следов памяти человечества и даже наших человекоподобных предков. Она отражает мысли и чувства, которые являются общими для всех людей и являются результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как сказал сам Юнг, «коллективное бессознательное содержит в себе все духовное наследие эволюции человека, перерожденное в структуре мозга каждого индивидуума». Содержание коллективного бессознательного формируется, таким образом, благодаря наследственности и является одинаковым для всех людей. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Юнг выдвинул гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, называемых архетипами (буквально «первичные модели»). В действительности архетипы — это не воспоминания или образы как таковые, а те самые предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют универсальные модели восприятия, мысли и действия в своем поведении в ответ на объект или событие. Здесь врождена именно склонность эмоционально, познавательно и поведенчески реагировать на определенные ситуации, например, на неожиданную встречу с родителем, любимым человеком, незнакомцем, змеей или смерть.

Среди многих архетипов, описанных Юнгом, есть мать, дитя, герой, мудрец, божество солнца, сквайр, бог и смерть (см. таблицу).

Юнг считал, что каждый архетип ассоциируется со склонностью выражать определенный тип чувств и мыслей об объекте или ситуации, о которой идет речь. Например, восприятие ребенком своей матери включает в себя аспекты ее фактических характеристик, окрашенных бессознательными представлениями о таких архетипичных материнских признаках, как забота, плодородие, зависимость. Кроме того, Юнг предположил, что архетипичные изображения и идеи часто находят отражение в снах, а также распространены в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В частности, он подчеркнул, что символы, используемые в разных культурах, часто имеют поразительное сходство, поскольку они происходят из архетипов, общих для всего человечества. Например, во многих культурах он сталкивался с образами мандал, которые являются символическими воплощениями единства и цельности самого себя. Юнг считал, что понимание архетипичных символов помогает ему анализировать сны пациента.

Некоторые из важнейших архетипов

Количество архетипов в коллективном бессознательном состоянии может быть неограниченным. Однако в теоретической системе Юнга особое внимание уделяется персонажу, аниме и анусу, тени и «Я».

Персона относится к многочисленным ролям, которые мы играем в соответствии с социальными требованиями. В юнгианском понимании личность служит цели произвести впечатление на других или утаить свое истинное «я» от других. Персона, как архетип, необходима нам для того, чтобы ладить с другими в повседневной жизни. Юнг, однако, предупредил, что если этот архетип станет слишком важным, то можно будет стать поверхностным, поверхностным, сведенным к одной роли и отчужденным от истинных эмоциональных переживаний.

В отличие от роли, которую играет персона в нашей адаптации к окружающему нас миру, теневой архетип представляет собой репрессированную темную, злую и анималистическую сторону личности. Тень содержит в себе наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Однако, тень также обладает и положительными качествами. Юнг видел тень как источник жизненной силы, спонтанности и творчества в жизни человека. По словам Юнга, функция эго — направлять энергию тени, сдерживать вредные стороны нашей природы до такой степени, что мы можем жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Признание Юнгом врожденной андрогинной природы человека находит выражение в архетипах анимы и ануса. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на биологическом факте, что в организме вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. Этот архетип, по мнению Юнга, развивался на протяжении многих веков в коллективном бессознательном состоянии в результате опыта с противоположным полом. Многие мужчины хотя бы частично «феминизировались» к годам жизни с женщинами, в то время как в отношении женщин наблюдается обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анус, как и все другие архетипы, должны выражаться гармонично, без нарушения общего равновесия, чтобы личностному развитию в направлении самореализации не препятствовали. Иными словами, мужчина должен выражать свои женские качества наряду с мужскими, в то время как женщина должна проявлять и мужские, и женские качества. Если эти необходимые качества остаются неразвитыми, то это приводит к одностороннему росту и функционированию личности.

Я — самый важный архетип в теории Юнга. Я представляет собой ядро личности, вокруг которого организованы и объединены все остальные элементы. Когда достигается интеграция всех аспектов души, чувствуешь единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга, развитие «Я» является главной целью человеческой жизни. К процессу самореализации мы вернемся позже, когда рассмотрим концепцию индивидуализации Юнга.

Главным символом архетипа «Я» является мандала и ее многочисленные вариации (абстрактный круг, нимб, окошкообразная розетка). Целостность и единство самого себя, символически выраженное в полноте таких фигур, как мандала, находит, по мнению Юнга, свое отражение в снах, фантазиях, мифах, религиозных и мистических переживаниях. Юнг считал, что религия — это великая сила, позволяющая человеку искать полноту и целостность. Однако гармонизация всех частей души — это сложный процесс. Истинный баланс личных структур, по его мнению, не может быть достигнут, по крайней мере, до среднего возраста. Более того, архетип «я» не реализуется до тех пор, пока не произойдет интеграция и гармония всех аспектов души, сознательной и бессознательной. Поэтому достижение зрелого «я» требует последовательности, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Самый известный вклад Юнга в психологию — это два основных направления или установки, которые он описал: Экстраверсия и Введение. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в индивидууме, но одна из них обычно становится доминирующей. Экстравертное отношение показывает ориентацию интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт динамичен, разговорчив, быстро выстраивает отношения и связи, движущей силой которых являются внешние факторы. Интроверт, с другой стороны, погружается в свой внутренний мир мыслей, чувств и переживаний. Он созерцателен, сдержан, ищет уединения и склонен дистанцироваться от объектов, так как его интерес сосредоточен на себе. По словам Юнга, экстраверта и интроверта в одиночку не существует. Обычно они оба присутствуют и противостоят друг другу: если один кажется доминирующим и рациональным, то другой — подчиненным и иррациональным. Сочетание ведущей и поддерживающей ориентации на эго приводит к тому, что люди, чьи модели поведения однозначны и предсказуемы.

Психологические функции

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что эта пара противоположных ориентаций не может адекватно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четырьмя основными функциями, которые он определил, были мышление, ощущение, ощущение и интуиция.

Юнг классифицировал мышление и чувство как рациональные функции, потому что они позволяют формировать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности определенных вещей, основываясь на логике и рассуждениях. Функция, противоположная мышлению, чувству, информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Тип ощущения фокусируется на эмоциональной стороне жизненного опыта и оценивает ценность вещей с точки зрения «плохого или хорошего», «приятного или неприятного», «мотивирует что-то или вызывает скуку». По мнению Юнга, когда мышление выполняет руководящую функцию, личность ориентируется на построение рациональных суждений, целью которых является определение того, является ли оцениваемый опыт истинным или ложным. И когда направляющая функция — это ощущение, личность ориентирована на то, чтобы судить о том, является ли это ощущение в первую очередь приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных функций, чувств и интуиции Юнг назвал иррациональной, потому что они просто пассивно «захватывают», регистрируют, события во внешнем (чувство) или внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их смысла. Ощущение — это прямое, неоценимое реалистичное восприятие внешнего мира. Перцептивный тип воспринимает в первую очередь вкус, запах и другие ощущения от раздражителей во внешнем мире. Для интуитивного типа, напротив, характерно подсознательное и бессознательное восприятие текущего опыта. Интуитивный тип опирается на предчувствия и догадки и улавливает суть жизненных событий. Юнг утверждал, что когда направляющей функцией является ощущение, человек улавливает реальность на языке феноменов, как если бы он ее фотографировал. С другой стороны, когда направляющей функцией является интуиция, человек реагирует на бессознательные образы, символы и скрытый смысл переживаний.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Но так же, как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интровертность) обычно является доминирующей и сознательной, так и только одна функция рациональной или иррациональной пары обычно является доминирующей и сознательной. Другие функции находятся в бессознательном состоянии и играют вспомогательную роль в регулировании поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мышление, ощущения, ощущения и интуитивные типы людей. Согласно теории Юнга, интегрированный или «индивидуум-индивидуум» использует все противоположные функции, чтобы справиться с жизненными обстоятельствами.

Две ориентации на эго и четыре психологические функции взаимодействуют, образуя восемь различных типов личности. Например, экстравертный тип мыслителя фокусируется на объективных фактах, имеющих практическое значение в его окружении. Обычно он производит впечатление холодного и догматичного человека, который живет по установленным правилам. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд. Напротив, интровертный интуитивный тип фокусируется на реальности своего внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится подальше от других и безразличен к ним. В данном случае Юнг, вероятно, ссылался на себя как на прототип.

Развитие личности

В отличие от Фрейда, который подчеркивал решающее значение ранних лет как решающего этапа в формировании личностных моделей поведения, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, эволюцию на протяжении всей жизни. Он в основном молчит о социализации в детстве и не разделяет точку зрения Фрейда о том, что только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты) определяют поведение человека. Для Юнга люди постоянно приобретают новые навыки, достигают новых целей и становятся все более и более выполненными. Он придавал большое значение жизненной цели человека — «обретению себя», которая проистекает из стремления к единству между различными компонентами личности. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и цельности в дальнейшем находит свое отражение в экзистенциальных и гуманистических теориях личности.

По мнению Юнга, конечной целью жизни является полная реализация себя, то есть формирование единой, уникальной и целостной личности. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, называемый индивидуализацией. В своем окончательном выражении, индивидуация подразумевает осознанное осознание уникальной психической реальности человека, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип себя становится центром личности, балансируя многие конфликтующие качества, которые составляют личность как одно великое целое. Это высвобождает энергию, необходимую для дальнейшего личного роста. Результатом реализации индивидуализации, которую очень трудно достичь, Юнг назвал самореализацию. Он считал, что этот завершающий этап развития личности доступен только способным и высокообразованным людям, которые также имеют достаточно свободного времени для этого. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Младшие подростки с конфликтным поведением из многодетных семей в условиях образовательного учреждения
  2. Большие социальные группы и массовые явления психики — Сущность и типы больших социальных групп
  3. Методы и методики психодиагностики
  4. Гендерные различия в творческом мышлении
  5. Психологические условия адаптации детей раннего возраста к доу
  6. Причины употребления пав студентами и формирование зависимости
  7. Групповая психодиагностика
  8. Виды гендерной идентичности
  9. Внимание и деятельность
  10. Панические состояния у лиц, переживших домашнее насилие