Оглавление:
Теоретические направления персонологии часто делятся на три основные категории.
Первый — психоанализ — представляет человека как существо с инстинктивными и внутрипсихическими конфликтами. Этот неясный взгляд на человеческую природу вытекает из изучения Фрейда людей с психическими расстройствами и подчеркивает бессознательные и иррациональные силы как контролирующие факторы в поведении.
Второе направление психологии личности — бихевиоризм — относится к людям как к практически послушным и пассивным жертвам экологических сил. Как мы видели у Скиннера, бихевиористы рассматривают обучение и опыт как основные строительные блоки того, что мы определяем как личность.
Гуманистическая психология, третье и новейшее направление в персонологии, предлагает радикально противоположную интерпретацию человеческой природы. Ученые, отождествляющие себя с этой школой мысли (также называемой «Третьей Силой» или «Движением реализации человека»), утверждают, что человек по своей природе хорош и способен к самосовершенствованию.
Гуманистическая психология считает, что человек естественным образом движется к личностному росту, творчеству и самодостаточности, если только экстремальные экологические силы не препятствуют этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди — это высокосознательные и разумные существа, не имеющие доминирующих бессознательных потребностей или конфликтов.
Некоторые теоретики, такие как Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, в значительной степени заимствовали эти взгляды, но именно Авраам Маслоу является общепризнанным выдающимся представителем гуманистической теории личности. Его теория самореализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и определения, характерные для гуманистического направления. Невозможно понять жизнь человека без учета его самых высоких устремлений.
Основные принципы гуманистической психологии
Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, которые объединились под руководством Маслоу в начале 1960-х годов, чтобы сформировать жизнеспособную теоретическую альтернативу двум основным интеллектуальным течениям в психологии, психоанализе и бихевиоризме. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой — ее лучше рассматривать как движение (т.е. специфическую группу теоретических подходов к личностной и клинической психологии).
Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Несмотря на то, что взгляды сторонников этого движения представляют достаточно широкий спектр, они разделяют определенные базовые понятия о человеческой природе. Практически все эти понятия имеют глубокие корни в истории западной философской мысли (Durant, 1977). Гуманистическая психология глубоко укоренилась в экзистенциальной философии, разработанной такими европейскими мыслителями и писателями, как Сёрен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Несколько видных психологов также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Самые известные из них — Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мэй.
Экзистенциалистский взгляд на человека проистекает из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в определенный момент времени и пространства. Экзистенциалисты считают, что каждый из нас живет как «существо в мире» и осознанно и болезненно осознает свое существование и конечное небытие (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет смысла, если мы не живем в нем. Отвергая представление о том, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо воздействий окружающей среды (особенно ранних), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что каждый из нас в конечном счете несет ответственность за то, кем и чем мы становимся.
Конечно, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за осмысление своей жизни — это не данность. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелым и даже пугающим бременем. С экзистенциалистской точки зрения, люди осознают, что они ответственны за свою собственную судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночества и страха. Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в определенное время и место, несут ответственность за выбор, который они делают.
Для экзистенциалистов вопрос в том, можно ли жить подлинной (честной и искренней) жизнью в сознательной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Поскольку экзистенциальная философия считает, что каждый человек ответственен за свои поступки, она обращается к гуманистической психологии… Гуманистические теоретики также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — это мыслящие существа, которые переживают, решают и свободно выбирают свои действия. Следовательно, гуманистическая психология берет на себя ответственного человека, который свободно выбирает из предложенных вариантов. Как отметил Сартр — «Я — мой выбор».
Важнейшее понятие, которое психологи-гуманисты взяли из экзистенциализма, — это понятие становления. Человек никогда не стоит на месте, он всегда становится. Старший студент колледжа решительно отличается от переодетого, хихикающего подростка, которым он был четыре года назад. И еще через четыре года он может сильно отличаться от других, поскольку учится новому образу жизни, например, становится родителем или делает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо, человек отвечает за реализацию как можно большего количества возможностей; только тогда, когда он выполняет это условие, он живет по-настоящему подлинной жизнью. С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений.
Люди, которые отказываются становиться отказываются расти? они отрицают, что они сами содержат в себе все возможности полного человеческого существования. Для психолога-гуманиста такой взгляд — это трагедия и извращение того, какими могут быть люди, поскольку он ограничивает их возможности для жизни. Проще говоря, это ошибка для людей, чтобы отказаться от возможности сделать каждый момент своего существования как можно более полное удовлетворение и максимально использовать свои способности. Те, кто отказывается принять вызов создания достойной жизни, совершают то, что экзистенциалисты называют предательством.
Несмотря на то, что гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и осмысленной жизни нелегок. Это особенно актуально в период глубоких культурных изменений и конфликтов, когда традиционные верования и ценности уже не являются адекватным руководством к жизни и поиску смысла в человеческом существовании. В бюрократическом обществе человек имеет тенденцию к обезличиванию и исчезновению в группе. Таким образом, многие люди становятся отчужденными и отстраненными — чужими для себя и других. Другим не хватает «мужества быть» — оторваться от старых закономерностей, настаивать на том, что у них есть, и искать новые и эффективные пути к лучшей самореализации.
Люди должны взять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, потому что независимо от того, хотели они этого или нет, они пришли в этот мир, и они несут ответственность за человеческую жизнь — свою собственную. Уклоняться от свободы и ответственности — значит быть не аутентичным (не аутентичным), вести себя вероломно и, в конечном счете, жить в отчаянии от безысходности. Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», которую знает каждый, — это субъективная или личная реальность, а не объективная. Эту точку зрения можно обобщить как феноменологическую или «здесь и сейчас» тенденцию. Как экзистенциалисты, так и психологи-гуманисты подчеркивают важность субъективного опыта как основного явления в изучении и понимании человека.
Теоретические конструкции и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для переживающего его человека. Так, Маслоу напомнил: «Ничто не заменяет опыта, абсолютно ничего» (Maslow, 1966, p. 45). В различных теоретических трудах Маслоу изложил свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как скоро станет ясно, его персонологическое направление сильно отличается от теорий, которые преобладали в последние 50 лет, в частности, психоанализ и бихевиоризм. Но прежде чем подробно рассмотреть, что влечет за собой этот подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.
Индивидуум в целом
Один из самых фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, заключается в том, что каждый человек должен рассматриваться как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи концентрировались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что они пытались понять, человек в целом. Чтобы использовать избиточную метафору, психологи изучали деревья, а не лес. На самом деле, теория Маслоу изначально развивалась как протест против тех теорий (особенно бихевиоризма), которые касались индивидуальных поведенческих выражений и игнорировали индивидуальность человека. Для Маслоу человеческое тело всегда ведет себя как единое целое, а не как ряд дифференцированных частей, и то, что происходит в одной части, влияет на весь организм. Этот холистический взгляд, сформулированный в часто цитируемой фразе гештальт-психологии: «Целое больше, чем сумма его частей и отличается от них», встречается во всех теоретических трудах Маслоу. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные его части. «В хорошей теории нет такой реальности, как потребность в желудке, или рте, или гениталиях». Есть только потребность человека. Это Джон Смит хочет есть, а не желудок Джона Смита. Более того, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к его отдельным частям. Еда удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка….. Когда Джон Смит голоден, он голоден везде» (Maslow, 1987, p. 3). Для Маслоу центральной чертой личности является непременное единство и всеобщность.
Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них люди — это больше, чем животные; это их собственный вид. Это суждение резко контрастирует с радикальным бихевиоризмом, который в значительной степени опирается на изучение поведения животных (например, крыс и голубей) для разработки объяснений человеческого поведения. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивали членство человека в животном царстве, Маслоу считал, что человек отличается от других животных. Он считал, что бихевиоризм и его философия дегуманизируют человека, рассматривая его как машину, состоящую из цепей условных и необусловленных рефлексов. Поэтому изучение животных не подходит для понимания человека, потому что он игнорирует те качества, которые присущи человеку (например, идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина) и, что не менее важно, те, которые он использует для создания поэзии, музыки, науки и других творений ума.
Теория Фрейда ясно допускает, что человек находится во власти бессознательных и иррациональных сил. Кроме того, Фрейд утверждал, что если не контролировать либидинальные импульсы, то в результате люди будут уничтожать других или самих себя. Справедлива эта точка зрения или нет, но Фрейд мало верил в человеческую добродетель и с пессимизмом размышлял о судьбе человека. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что человеческая природа по существу хороша или, по крайней мере, нейтральна. Вы можете поставить под сомнение этот вид, если вас ограбили грабители во время вечерней прогулки по парку. Однако, по мнению Маслоу, разрушительные силы в человеке являются результатом разочарования или неудовлетворенных базовых потребностей, а не врожденных пороков. Он считал, что каждый человек по своей природе имеет потенциал для положительного роста и улучшения. Именно этот оптимистичный и возвышенный взгляд на человечество держал Маслоу на протяжении всей своей жизни.
Творческий потенциал человека
Признание приоритета творческой стороны в человеке является, пожалуй, самым значимым понятием в гуманистической психологии. Маслоу первым предположил, что творчество является наиболее универсальной чертой человека, которую он изучал или наблюдал (Maslow, 1950). Маслоу (1987) охарактеризовал его как врожденное качество человеческой природы и рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях с рождения. Это естественно: деревья производят листья, птицы летают, люди создают. Однако он также признал, что большинство людей утрачивают эту черту в результате «культуризации» (во многом обеспечиваемой формальным образованием). К счастью, некоторые люди сохраняют свой свежий, наивный и непосредственный взгляд на вещи, или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, они могут восстановить его с течением времени. Поскольку, по словам Маслоу, способность к творчеству присуща каждому из нас, она не требует особых талантов или навыков. Нам не нужно писать книги, сочинять музыку или рисовать картины, чтобы быть творческими. Относительно немногие так делают. Творчество — это универсальная функция человека, ведущая ко всем формам выражения. Например, могут быть креативные дисковые жокеи, программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже преподаватели колледжей!
Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов к изучению поведения не придавал должного значения функционированию, образу жизни или жизненным целям здорового человека. В частности, он резко раскритиковал увлеченность Фрейда изучением болезней, патологии и дезадаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является односторонней и лишена универсальности, поскольку в ее основе лежат аномальные или «больные» аспекты человеческой природы (т.е. ее недостатки и несовершенства) и игнорируются сила и добродетель человека. Для устранения этого недостатка Маслоу сосредоточился на психически здоровом человеке и понял такого человека с другой точки зрения, чем психически больной человек. Он считал, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявил, что изучение калек, слаборазвитых и нездоровых людей может привести только к «калечащей» психологии. Он решительно настаивал на изучении самореализующихся, психически здоровых людей как основы более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология исходит из того, что самореализация является основной темой человеческой жизни, темой, которая не может быть доступна только через изучение людей с психическими отклонениями. Гуманистически ориентированные работы Маслоу нашли понимание у психологов в 1960-х и 1970-х годах. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они видели как механистические и дегуманизированные модели человеческого поведения. Хотя популярность гуманистического направления с тех пор несколько снизилась, его влияние на важные тенденции в развитии психологии и теории личности до сих пор очевидно. Такие области, как консультирование, социальная работа, образование, медсестринское дело, деловое администрирование и маркетинг также находятся под влиянием идей Маслоу (Leonard, 1983).
Мотивация: иерархия потребностей
Вопрос мотивации является, пожалуй, самым важным во всей персонологии. Маслоу (1968, 1987) считал, что люди мотивированы стремиться к личным целям и что это делает их жизнь осмысленной и целеустремленной. Действительно, мотивационные процессы лежат в основе гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, непревзойденного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Когда одна потребность удовлетворена, другая выходит на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда один человек удовлетворяет его, другой громко требует удовлетворения. Человеческая жизнь характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то хотят. Маслоу предложил, чтобы все человеческие потребности были врожденными или инстинктивными, и чтобы они были организованы в иерархическую систему приоритетов или доминирования. На рисунке схематично изображена эта концепция иерархии потребностей в человеческой мотивации.
Эта схема основана на предположении, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены, прежде чем человек сможет осознать наличие потребностей, расположенных в верхней части, и мотивироваться ими. Следовательно, один вид потребностей должен быть полностью удовлетворен, прежде чем другой вид потребностей может проявиться и стать эффективным. Удовлетворение потребностей, находящихся в нижней части иерархии, позволяет потребностям, находящимся выше в иерархии, стать сознательными и участвовать в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены до того, как возникнут потребности в безопасности… физиологические потребности и потребности в безопасности должны быть в определенной степени удовлетворены до того, как возникнут и должны быть удовлетворены потребности в принадлежности и любви. По мнению Маслоу, такое последовательное расположение основных потребностей в иерархии является основным принципом, лежащим в основе организации человеческой мотивации. Он предполагал, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем больше индивидуальности, человеческих качеств и психического здоровья он будет проявлять.
Маслоу признал, что из этого иерархического расположения мотивов могут быть исключения. Он признал, что некоторые творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Есть также люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они предпочли бы пережить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Например, общественные и политические активисты в Южной Африке, странах Балтии и Восточной Европы продолжают борьбу, несмотря на истощение, тюремное заключение, физические лишения и угрозы смерти. Голодная забастовка, организованная сотнями китайских студентов на площади Тяньаньмэнь, — еще один пример. Наконец, Маслоу предложил, чтобы некоторые люди создали свою собственную иерархию потребностей через характеристики своей биографии. Например, люди могут отдавать предпочтение потребностям в уважении перед потребностями в любви и принадлежности. Этих людей больше интересует престиж и продвижение по службе, чем близость или семья. Однако в целом, чем ниже иерархия потребностей, тем сильнее и более приоритетными они являются.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают все или ничего. Потребности пересекаются, и человек может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей одновременно. Маслоу предположил, что потребности среднестатистического человека удовлетворяются приблизительно следующим образом: 85% — физиологические потребности, 70% — безопасность и защищенность, 50% — любовь и принадлежность, 40% — самооценка и 10% — самореализация (Maslow, 1970). Более того, потребности, возникающие в иерархии, развиваются постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но и частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их одновременно. Следует также отметить, что не имеет значения, насколько высоко человек поднялся в иерархии потребностей: если потребности на более низких уровнях больше не удовлетворяются, человек возвращается на этот уровень и остается там до тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной степени.
Теперь давайте посмотрим на категории потребностей Маслоу и выясним, что каждая из них влечет за собой.
Физиологические потребности
Самые основные, самые сильные и насущные из всех человеческих потребностей — это те, которые необходимы для физического выживания. Эта группа включает в себя потребности: Пища, напитки, кислород, физическая активность, сон, защита от экстремальных температур и сенсорная стимуляция. Эти физиологические потребности напрямую связаны с биологическим выживанием человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне, прежде чем более высокие потребности станут актуальными. Иными словами, человек, который не может удовлетворить эти основные потребности, не будет достаточно долго интересоваться потребностями, которые занимают более высокие уровни иерархии. персонология мужская мотивационная потребность
Конечно, в американской культуре социальная и физическая среда обеспечивает основные потребности большинства людей. Однако, если одна из этих потребностей остается неудовлетворенной, она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или исчезают на заднем плане. Вряд ли хронически голодный человек будет стремиться сочинять музыку, делать карьеру или создавать смелый новый мир. Такой человек слишком занят поиском еды.
Необходимость жизнеобеспечения имеет решающее значение для понимания человеческого поведения. Разрушительное влияние нехватки пищи и воды на поведение было описано в многочисленных экспериментах и автобиографиях. Одним из примеров того, в какой степени голод может доминировать в человеческом поведении, является исследование мужчин, которые отказались служить в армии во время Второй мировой войны по религиозным или другим причинам. Они согласились принять участие в эксперименте, в котором они были помещены на полуголодную диету для изучения влияния фактора лишения пищи на поведение (Keys и др., 1950). Во время исследования, когда мужчины начали терять вес, они стали равнодушны почти ко всему, кроме еды. Они постоянно говорили о еде, и кулинарные книги стали их любимым чтением. Многие из мужчин даже потеряли интерес к своим подружкам! Этот и многие другие зарегистрированные случаи показывают, как внимание, как правило, смещается с более высоких потребностей на более низкие, когда последние больше не удовлетворяются.
Когда физиологические потребности удовлетворяются в достаточной степени, другие потребности, часто называемые потребностями безопасности, становятся более важными для человека. К ним относятся потребности в организации, стабильности, правопорядке, предсказуемости событий и свободе от таких угрожающих сил, как болезни, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долгосрочном выживании.
Маслоу предположил, что проявление потребностей в безопасности наиболее легко наблюдается у младенцев и маленьких детей из-за их относительной беспомощности и зависимости от взрослых. Например, младенцы реагируют вздрагиванием при неожиданном падении или испуге от громких шумов или мигающих огней. Необходимость обеспечения безопасности так же очевидна, когда заболевают дети. Ребенок со сломанной ногой может испытывать беспокойство, страдать от кошмаров и показывать потребность в защите и комфорте, которая была не очень выражена до несчастного случая.
Еще одним показателем необходимости обеспечения безопасности является предпочтение ребенка определенному типу зависимости, стабильной рутине. По мнению Маслоу, дети младшего возраста наиболее эффективно функционируют в семье, где, по крайней мере, в некоторой степени, установлены четкие правила и дисциплина. Если эти элементы отсутствуют в окружающей среде, ребенок не чувствует себя в безопасности, становится беспокойным, недоверчивым и начинает искать более стабильные сферы жизни. Маслоу далее заявил, что родители, которые воспитывают своих детей без ограничений и разрешения, не удовлетворяют их потребности в безопасности. Если ребенок не обязан ложиться спать в определенное время или есть через регулярные промежутки времени, это только приводит к замешательству и страху. В этом случае у ребенка нет ничего стабильного в его окружении, на что можно было бы положиться. Маслоу считал ссоры родителей, случаи физического насилия, раздельного проживания, развода и смерти в семье особенно пагубными моментами для благополучия ребенка. Эти факторы делают его среду обитания нестабильной, непредсказуемой и, следовательно, ненадежной.
Потребность в безопасности также сильно влияет на поведение людей, которые переросли детство. Предпочтение безопасным рабочим местам со стабильно высокой заработной платой, открытие сберегательных счетов и покупка страховки (например, медицинского страхования и страхования на случай безработицы) можно рассматривать как поведение, частично мотивированное поиском безопасности. В какой-то степени система религиозных или философских убеждений позволяет человеку организовать свой мир и окружающих его людей в единое, осмысленное целое и тем самым почувствовать себя «в безопасности». Еще одним проявлением необходимости обеспечения охраны и безопасности является то, что люди сталкиваются с реальными чрезвычайными ситуациями, такими как войны, наводнения, землетрясения, беспорядки, общественные беспорядки и тому подобное.
Маслоу предположил, что некоторые типы взрослых невротиков (особенно навязчиво-компульсивного типа) в первую очередь мотивированы поиском безопасности. Некоторые невротические пациенты ведут себя так, как будто надвигается крупная катастрофа, отчаянно пытаясь привести свой мир в безопасную, стабильную, хорошо организованную структуру, в которой не могут возникнуть новые непредвиденные обстоятельства. Потребность невротического пациента в безопасности «часто находит конкретное выражение в поиске защитника: более сильного человека или системы, на которую он может положиться» (Maslow, 1987, p. 19).
Третий ряд в пирамиде Маслоу состоит из потребности в принадлежности и любви. Эти потребности вступают в силу, когда удовлетворяются физиологические потребности и потребности в безопасности. На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими людьми, в своей семье и/или группе. Принадлежность к группе становится доминирующей целью индивидуума. Следовательно, человек будет остро ощущать кайф одиночества, социального остракизма, отсутствия дружбы и отторжения, особенно когда это вызвано отсутствием друзей и близких. Студенты, обучающиеся вдали от дома, становятся жертвами необходимости принадлежности, желания быть признанными и принятыми в группу сверстников.
Потребности в принадлежности и любви играют большую роль в нашей жизни. Ребенок жаждет жить в любящей и заботливой обстановке, где все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки, которые стремятся к любви в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, как правило, участвуют в религиозных, музыкальных, спортивных, академических или других сплоченных группах. Подростки испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть незнакомого опыта с человеком противоположного пола. Тексты популярных песен достаточно убедительно свидетельствуют о сильном влиянии потребности в принадлежности и любви на этом жизненном этапе.
Маслоу определил два типа взрослой любви: дефицит или D-любовь и бытие или B-любовь (Maslow, 1968). D-любовь основана на дефиците потребности — это любовь, которая исходит от желания получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секса, или компании того, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Например, отношения могут удовлетворить нашу потребность в комфорте и защите — будь то долгосрочные отношения, совместная жизнь или брак. Так что это эгоистичная любовь, которая принимает, а не дает. B-любовь, с другой стороны, основана на осознании человеческой ценности другого человека, без желания изменять или использовать их в своих интересах. Маслоу определил эту любовь как любовь «быть» другим, несмотря на свои недостатки. Она не является собственнической, не навязчивой, а направлена, прежде всего, на формирование у другого человека его позитивного Я-образования, самосознания, чувства важности любви — все это позволяет человеку расти. Кроме того, Маслоу отверг идею Фрейда о том, что любовь и привязанность производятся от сублимированных сексуальных дисков….. Для Маслоу любовь не синоним секса. Скорее, он настаивал на том, что зрелая любовь предполагает здоровые, нежные отношения между двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и ценимым важно для здорового чувства собственного достоинства. Когда тебя не любят, это приводит к пустоте и враждебности.
Несмотря на отсутствие эмпирических доказательств необходимости принадлежности и любви, Маслоу настаивал на том, что их влияние на поведение в меняющемся и изменчивом обществе, таком как Соединенные Штаты, является потенциально разрушительным. Америка стала землей кочевников (согласно переписи населения, по крайней мере, раз в год, примерно пятая часть населения меняет место жительства), превратилась в нацию без корней, отчужденную, равнодушную к проблемам дома и общины, страдающую от поверхностности человеческих отношений. Несмотря на то, что люди живут в густонаселенных районах, они часто не общаются друг с другом. Многие едва знают имена и лица людей в своих окрестностях и не задумываются над разговорами с ними. В целом, нет ничего удивительного в том, что поиск близких отношений является одной из наиболее распространенных социальных потребностей человечества.
Именно Маслоу утверждал, что потребность в принадлежности и любви часто не удовлетворяется в американском обществе, что приводит к развитию патологии и дезадаптации. Многие из них неохотно открываются для интимных отношений из страха быть отвергнутыми. Маслоу пришел к выводу, что существует существенная связь между счастливым детством и здоровьем во взрослой жизни. Такие доказательства, по его мнению, подтверждают тезис о том, что любовь является основным требованием для здорового развития человека.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Любовная зависимость: формы, психодинамика и психокоррекция взаимозависимых отношений
- Современные психологические технологии
- Активное социально-психологическое обучение — Понятие об активном социально-психологическом обучении
- Одиночество как социально-психологическая проблема
- Когнитивная психотерапия
- Интуиция как психологический процесс
- Особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте — Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
- Психотерапия аддиктивного поведения
- Диагностика нарушений в семейном воспитании и их влияние на готовность ребенка к школьному обучению
- Кто такой маргинал