Оглавление:
Потребность в знаниях — одно из наиболее присущих человеческим качествам. При этом вся история человечества, несомненно, может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обработки камня и добычи огня до возможностей получения и использования информации в компьютерной сети.
В то же время современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к постиндустриальному обществу или информационному обществу (основанному на производстве и распространении знаний). В то же время в информационном обществе любая ценность знаний, как и возможности их получения, постоянно возрастает: с каждым днем по всему миру постепенно появляются тысячи совершенно новых книг и различных компьютерных сайтов, а объем оцифрованной информации исчисляется терабайтами.
В таких условиях проблемы познания становятся все более актуальными. В то же время, наиболее общие вопросы познания развивает ветвь философии, называемая гносеологией (от греческого гнозис — знание + логос — учение), или теория познания.
В этом случае когнитивная потребность является одной из важнейших в структуре человеческих потребностей и выражается в любопытстве, стремлении к пониманию, наряду с духовными исканиями и т.д. Сильное стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное, является самым необходимым элементом человеческой жизни.
Более того, древние мыслители не разрабатывали особых, особых философско-исторических концепций. В то время знания об обществе еще не были отделены от знаний о природе, потому что считалось, что все принадлежит одному космосу. В этом случае высшей задачей было распознать мировую гармонию, мировое целое, частью которого был сам человек. Различные взгляды античных философов на общественную жизнь, историю и даже ее развитие, а также общие концепции в трудах античных историков должны отличаться анализом различных областей античной мысли, так или иначе связанных с основными проблемами историзма.
Более того, в средние века преобладала концепция разделения мира на земной и небесный. В то же время, к последнему, то есть к Богу, как высшему принципу и началу всего, что существует, стремится вся человеческая мысль. Среди прочего, понятие универсальной зависимости человека от земных и небесных царей и понимание человеческой жизни как арены борьбы добрых и злых сил пронизывало средневековое мировоззрение, не оставляя места научному подходу к пониманию истории и общественной жизни в целом.
Намек на возможность выхода из тех противоречий, в которых старый материализм запутался в своих попытках применить установленные критерии науки к общественному знанию, появился, более того, из неожиданной четверти от идеалистической философии в лице Гегеля. Именно Гегель открыл фундаментальный для социальной теории факт диспропорции между сознательно поставленными целями действий людей и социальными последствиями их действий.
Концепция познания
Познание в целом — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.
Чаще всего познание требует от человека ясного убеждения в его правоте и особой смелости: многие ученые за свои идеи попадали в тюрьму и даже в огонь. Следовательно, познание имеет социальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями и убеждениями людей.
В этом случае познание всегда делится на два основных типа: индивидуальное (по каждому субъекту) и цивилизационное (по всему человечеству или в рамках одной цивилизации). Более того, цивилизационное познание состоит из индивидуальных познаний людей. Хотя индивидуальное человеческое познание почти полностью зависит от цивилизационного познания.
Поскольку познание — это вид деятельности, оно имеет общие черты с другими видами деятельности — работой, образованием, игрой, общением и т.д. Следовательно, в познании можно выделить элементы, характерные для каждого вида деятельности — потребность, мотив, цель, средство и результат.
В принципе, мотивы познания очень разнообразны и, как правило, практичны: мы стараемся узнать об объекте, чтобы понять, как его можно использовать или как эффективнее им пользоваться. Но различные мотивы могут быть и теоретическими: часто забавно просто решить недоумение или открыть для себя что-то совершенно новое.
Цель познания — получить очень достоверные знания об объектах, явлениях, даже о мире в целом. В этом случае когнитивная деятельность в конечном итоге направлена на бесспорное достижение истины. Более того, истина в классическом смысле эквивалентна знанию самой реальности.
Различные средства познания в науке называются методами и методами исследования. В этом случае они включают в себя наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д.
Кроме того, действия в процессе познания также очень разнообразны. Например, в научном познании предполагается следующая последовательность действий: Постановка проблемы, выдвижение гипотезы, выбор техники, исследование проблемы, разработка теории.
Общий результат познания — это, среди прочего, фактическое знание объекта: его внешних и внутренних особенностей, свойств, элементов, отношений, исторического развития и т.д. Следует отметить, что иногда можно добиться результата, не ставя в качестве цели сознательный поиск истины. В то же время знания могут быть побочным продуктом другой деятельности. Например, представления о свойствах различных материалов можно получить в процессе работы или игры. Таким образом, можно сказать, что когнитивная деятельность переплетается со всеми другими формами деятельности.
При этом в системе различных форм человеческих отношений с миром важнейшее место занимает познание или приобретение знаний об окружающем человеке мире, его природе и структуре, законах развития и, более того, о самом человеке и человеческом обществе.
В то же время, познание — это процесс приобретения человеком совершенно новых знаний, открытие ранее неизвестного.
Основная эффективность познания достигается в первую очередь за счет активной роли человека в этом процессе, обусловленной необходимостью его философского осмысления. Иными словами, речь идет о том, чтобы выяснить предпосылки и обстоятельства, условия восхождения к истине, овладеть необходимыми для этого методами и концепциями. Таким образом, философские проблемы знания формируют объект эпистемологии, гносеологии.
Более того, эпистемология дает ответы на вопросы, что такое знание, каковы его основные формы, каковы законы перехода от невежества к знанию, каков субъект и объект знания, какова структура процесса познания, что такое истина и каковы его критерии и многие другие. В данном случае в философии термин «эпистемология» был введен шотландским философом Ж. Ферье в 1854 году.
Кроме того, совершенствование средств познания является неотъемлемой частью истории человеческой деятельности. Многие философы прошлого посвятили себя разработке вопросов познания, и не случайно эта проблема выходит на первый план и становится определяющей для развития философской мысли. В этом случае познание появляется вначале в наивных, иногда очень примитивных формах, то есть существует как общее познание. В то же время его функции не утратили своей значимости и по сей день. Более того, по мере развития человеческой практики и совершенствования способностей и навыков людей в понимании реального мира наука становится основным средством не только познания, но и материального производства. Кроме того, раскрываются основные принципы научного знания, на основе которых формируется и организуется научная мысль.
Следовательно, познание развивается от чувственных впечатлений абстрактной мысли к их синтезу, в ходе которого человек вновь получает чувственные впечатления, переходит к новым размышлениям и т.д. Иными словами, процесс познания развивается по спирали, он развивается, накапливается и имеет определенный внутренний ритм.
Кроме того, существуют общие философские принципы, охватывающие как мир в целом, так и сферу познания (связь познания человека с миром), принципы специальной научной мысли, принципы специальных научных теорий. Кроме того, одним из мощнейших факторов, в то же время преображающих жизнь общества в XX веке, несомненно, стала наука. Хотя это, в свою очередь, сделало его объектом тщательного и скрупулезного изучения. Кроме того, развернулся широкий фронт исследований, в центре которого находилась когнитивная деятельность человека и общества. В данном случае психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, изучение науки — это лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы знаний. Не осталась в стороне и философия, образовавшая широкую область, называемую философией науки (с целым рядом подразделений: Философия биологии, Философия физики, Философия математики).
Формы знаний
Одной из главных задач философии по отношению к проблеме знания является обязательное раскрытие содержания самой природы знания, раскрытие всех его форм, структуры и типологии. При этом разнообразие форм и стадий познания в отечественной философской литературе очень долгое время сводилось главным образом к классификации «чувственного» и «рационального (логического)» познания. Объективно такой подход был оправдан, потому что без ощущения, без чувственности, а также без соответствующего мышления, логической обработки полученных результатов, невозможно познание реальности.
В то же время развитие эпистемологии подтвердило важность многих других способов получения знаний. Таким образом, при рассмотрении научного знания с точки зрения его систематики, иерархии, на первый план выходит проблема отношений между теорией и эмпиризмом. В то же время, существует множество других подходов.
Нужно выяснить, что чувственно, а что рационально?
Понимая и объясняя чувственную природу познания, последователи чувственности (от латинского «sensus» — чувство, ощущение) сделали многое. Они дали чувственность — ощущение и даже восприятие — главную роль в познании. Фактически, познание человеком внешнего мира всегда осуществляется с помощью различных сенсорных впечатлений. Соответственно, сенсация является основным источником знаний.
Сенсация — это первый, самый простой элемент познавательного процесса, результат действия внешнего мира на органы чувств человека. Более того, с появлением психофизики механизм ощущений был глубже изучен, в то же время с его помощью была установлена минимальная интенсивность воздействия стимулов, необходимая для получения ощущений — нижний и абсолютный пороги. В этом случае верхний порог чувствительности устанавливает такое значение интенсивности стимула, при котором, несомненно, происходят болезненные ощущения. Точно установлено экспериментально, что чувствительность сенсорных органов увеличивается в арифметической прогрессии, с увеличением интенсивности стимулов — в геометрической прогрессии.
В этом случае в процессе эволюции животного мира в растениях и животных были разработаны специальные анализаторы, позволяющие воспроизводить различные виды ощущений, то есть по-разному реагировать на разнообразные раздражители. Например, мимоза реагирует на механическое действие (касание рукой), складывая листья. А теплокровные животные не воспринимают инфракрасное излучение. Все это свидетельствует о различной способности разных организмов воспринимать и обрабатывать информацию (информацию об окружающем мире). Если мы подходим к человеку с этой точки зрения, то зрение и осязание являются первыми среди органов восприятия, за ними следуют слух, дегустация и обоняние. В то же время в последние годы внимание ученых привлекли способности некоторых людей воспринимать экстрасенсорное восприятие (экстрасенсорное восприятие). При изобилии информации об этом явлении, большая часть которой не выходит за рамки его изложения, характер экстрасенсорного восприятия остается неясным.
Абсолютно важно подчеркнуть, что формирование способности человека чувствовать не ограничивается его биологической природой, а протекает под очень сильным воздействием социальных факторов, среди которых важнейшее место естественным образом занимает обучение и воспитание. В этой связи исходные условия для распознавания ощущений создаются только в процессе восприятия.
Восприятие — это такое отражение человеческих (и животных) объектов в процессе прямого сенсорного воздействия, которое приводит к формированию целостных сенсорных образов. Человеческое восприятие, несомненно, формируется в процессе практической деятельности на основе различных ощущений. При индивидуальном развитии человека и привыкании к культуре предметы выделяются и осмысляются, встраивая совершенно новые впечатления в систему уже существующих знаний.
В то же время биологическая природа восприятия изучается через физиологию высшей нервной деятельности, основной задачей которой является изучение структуры и функции мозга и, более того, всего нервного аппарата человека. Однако именно деятельность всей системы нервных структур служит основой для формирования рефлекторных связей в коре головного мозга, которые отражают взаимоотношения объектов. В этом случае предыдущий опыт человека в процессе восприятия помогает распознать вещи и классифицировать их по соответствующим характеристикам. Более того, в процессе восприятия человек отражает не только объекты природы в их естественной форме, но и объекты, созданные самим человеком.
В этом случае восприятие осуществляется как с помощью биологических структур человека, так и с помощью различных искусственных средств, специальных устройств и даже механизмов. На сегодняшний день ассортимент таких приборов чрезвычайно расширился: от учебных микроскопов до радиотелескопов с самым сложным компьютерным программным обеспечением. Большое значение для расширения границ человеческого восприятия имеет также компьютеризация и растущая информатизация. Это порождает особую актуальность такой философской проблемы, как отношения между человеком и компьютером, «мыслящей» машиной.
Однако познание не ограничивается процессами непосредственной сенсорной рефлексии: восприятием и ощущением. В то же время, мышлению отводится важнейшая роль в обретении истины.
Мышление — это процесс отражения объективной реальности и высшего уровня человеческого познания. В отличие от ощущения и восприятия, мышление включает в себя сложное опосредованное отражение реальности и помогает человеку получить знания о таких особенностях и характеристиках, которые он не может воспринимать непосредственно своими органами чувств.
Комплексный характер всего мыслительного процесса сделал мышление объектом изучения многих дисциплин, начиная от психологии и физиологии высшей нервной деятельности и заканчивая логикой и эпистемологией. В последние десятилетия мышление привлекает особый интерес со стороны компьютерных наук и кибернетики. Сегодня существует множество исследований, в которых обсуждается проблема возможности создания искусственного интеллекта. Несомненные достижения в моделировании и разработке новых типов компьютеров поддерживали оптимизм сторонников расширения границ ментальной сферы. Однако имеющиеся результаты в создании компьютерных систем последних поколений не всегда оправдывают все надежды.
Конструкторам «искусственного интеллекта» не удалось преодолеть барьер, отделяющий даваемые природой естественные мыслительные структуры от искусственных. До сих пор им не удалось, даже с помощью мощнейших логических аппаратов и, казалось бы, совершенных технических средств, проникнуть во внутренние механизмы деятельности мозга, в его структуру, чтобы в полной мере понять уникальную особенность человеческой мысли. Без решения этой задачи создание искусственного интеллекта невозможно.
Успех в раскрытии сущности знания, прояснении представлений о его чувственных и рациональных формах на определенном этапе привел к его абсолютизации, что и привело к противоречию эмпиризма и рационализма.
Эмпирика (от греческого слова empeiria — опыт) — это философское течение, представители которого считают смысловой опыт единственным источником знаний. Особенно широкое распространение эмпиризм получил в учениях философов-идеалистов в XIX веке.
Противоположным направлением эмпирики в этом отношении является рационализм (от латинского слова rationalis — разумный). Кроме того, его адепты пытались сравнить все истины, лежащие в основе всех знаний и якобы оправдывают себя «ясными и однозначными» математическими аксиомами. Сама философская сущность рационализма проявляется в утверждении, что разум — это основа бытия, включая знание и нравственность. Термин рационализм особенно распространен, опять же в девятнадцатом веке. Более того, рационализм предполагает, что разум является источником и критерием достоверности знания; в рамках рационализма рассуждение отделено от сенсорного восприятия.
Рационализм делится на онтологический и эпистемологический. В этом случае онтологический рационализм утверждает рациональность бытия, существование определенного разумного начала в бытии. Кроме того, гносеология — объясняет причину основной формы знаний. Кроме того, многие эмпирические рационалисты (Декарт, Лейбниц, Спиноза) отстаивали идею сверхчувствительности в противовес сенсорному восприятию.
В этом отношении противостояние эмпиризма и рационализма оставило очень отчетливые следы в истории философии. Хотя понимание реальных причин возникшего заблуждения способствовало его преодолению, последствия одностороннего толкования не были полностью устранены.
Сегодня мы различаем эмпирический и теоретический уровни знаний. Их различают по разным основаниям: по объекту исследования, стадии отражения объективного мира и характеру его связи с практикой, по логическим методам познания и т.д.
Эмпирическим является этап познания, содержание которого получено вне всяких сомнений из опыта (в данном случае наблюдение, измерение, эксперимент). Кроме того, на этом уровне знаний находятся фиксированные качества и свойства исследуемого объекта, доступные для сенсорного наблюдения. Все данные наблюдений и экспериментов составляют всю эмпирическую базу теоретических исследований. Потребность в такой информации иногда приводит к разделению наук на экспериментальные и теоретические, хотя на практике невозможно достичь ситуации, когда теория полностью исключается из экспериментальных дисциплин, а любое упоминание об эксперименте удаляется из теоретического.
Личное познание
Личное познание принадлежит отчасти индивидуальному ненаучному опыту человека, отчасти коллективному (научному) познанию, если субъект личного познания принадлежит к сообществу ученых, деятелей науки. Во втором случае личное познание подчиняется стандартам научной деятельности.
Личное познание первого типа (ненаучное познание) может существовать как совместно с индивидуальной научной деятельностью, так и независимо от нее, когда человек не занимается научной деятельностью. Это личное познание обычно неотделимо от остального индивидуального жизненного опыта каждого человека и вплетается в ткань этого опыта. Личный опыт человека — это то, что включает в себя элементы познания, элементы игровой (художественной, спортивной) деятельности, элементы управленческой трансформации. В то время как в науке выдвигают и проверяют гипотезы — теории — в ненаучном индивидуальном познании выдвигают и проверяют гипотезы.
Наука — это форма коллективного познания, ставшая особой сферой человеческой деятельности. Более того, она возникла в результате разделения человеческой деятельности на познавательную, художественную, управляющую — преобразующую и многое другое. Одни люди занимались в основном познанием, другие — в основном преобразованием управления и так далее.
Каждый человек, который ведет научную деятельность, является не только познавательным субъектом, но и ученым, ученым — субъектом научно-познавательной деятельности. В этом процессе, намеренно или непреднамеренно, он координирует свои когнитивные усилия с когнитивными усилиями других ученых.
Личное познание принимает форму ощущений, восприятий и представлений. Это психические формы отражения реальности или, как их еще называют, сенсорные формы познания.
Восприятие — это отражение индивидуальных свойств, характеристик объектов.
Восприятие — это целостное рассмотрение объектов и их взаимосвязей.
Представление представляет собой обобщенное отражение объектов, их характеристик и отношений, основанное на сравнении во времени различных восприятий и ощущений.
Разница между ними, как и в математике — между точкой, прямой и плоскостью, или между первым измерением (прямой), вторым измерением (плоскость), третьим измерением (объемное тело).
Следует помнить, что эти формы чувствительности могут искажать саму реальность. В таких случаях говорят о видимости, а также о миражах, фантомах, галлюцинациях, видениях.
Насколько сложно понять ощущения и восприятия как формы познания, показывает следующий пример: оазис в пустыне — мираж или реальность? Когда человек видит оазис, он, несомненно, задается вопросом: это мираж, призрак или реальность? Если он заранее знает, что не может быть оазиса в этом месте, он будет оценивать свое восприятие оазиса, как своего рода мираж, иллюзия видения. Если он заранее знает, что должен быть оазис в этом месте, он будет оценивать свое восприятие оазиса как реального доказательства существования оазиса в этом месте. Если он заранее не знает, должен ли быть оазис в том или ином месте, он оценивает свое восприятие оазиса в зависимости от того, знает ли он что-нибудь о миражах в пустыне или нет. Если он не знает о возможности миражей, он примет видение оазиса как истинное. Если он заранее знает о возможности миража, то, вероятно, задаст себе вопрос: Оазис в этом месте — мираж или реальность? Более того, он займет позицию скептика, признавая равную вероятность истины и лжи.
Социальное познание
Социальное познание — это процесс познания общества учеными-социологами, результатом которого является социальное познание (социальная теория) как часть социального сознания: социофилософского, социологического, исторического и др. Социальное познание отличается от естественного познания главным образом своим объектом, субъектом и результатом. В то же время социальное (общественное) познание является важнейшей функцией общественного сознания. Социально-философское познание функционирует как познание связи между социальным бытием и общественным сознанием и является одной из сторон общественного сознания.
Более того, объектом общественного познания является общество, которое, несомненно, является результатом сознательной деятельности людей, общин и институтов. В то же время общество — это диалектическое единство сознательного, субъективного и бессознательного, объективного. Это меняет характер социальных законов по сравнению с естественными законами, заменяет проблему случайности и необходимости проблемой свободы и необходимости, и т.д.
Общество изучается многими социальными (социальными) науками: История, социология, социальная философия и др. Кроме того, каждая из этих наук изучает общество со своей стороны, имеет свой объект исследования, что означает специфику его знаний.
В то же время, богатство общественного производства, общественных знаний формируется из продуктов деятельности человека. Но это не просто сумма этих продуктов. Продукты деятельности индивидов приобретают совершенно новую функцию, когда они входят в различные сферы общественного производства и развития общественного познания. Они становятся условиями и объектами деятельности других людей, потребляются и преображаются ими.
Именно через непредвиденные обстоятельства — деятельность индивидуумов — проявляется потребность, определяемая не законами психической деятельности индивидуума, а законами развития общественного производства. Здесь индивиды являются буквально теми связями, которые опосредуют взаимодействие социальной формы.
Направление развития науки определяется также законами общественного развития знания, а не законами индивидуальной мысли.
В этом процессе знания, которые становятся социально значимыми и отвечают потребностям общества, включаются в социальное знание (институт НАУКИ), в социально-исторический опыт человечества.
Трансформируя часть социального познания в индивидуальное (специальное образование — институт образования и самообразования), напротив, трансформируя части индивидуального познания в социальное познание (творчество индивида), развитие социального познания реально осуществляется. Более того, в обоих случаях познание отличается от мышления своим смысловым значением. В первом случае это одно из информационных условий мышления, во втором — творческий продукт. Именно в рамках этого диалектического единства и формируется институт разума.
Переход от знания (информации) к мысли — это превращение продукта в процесс. Знания, которые перетекают в мышление, диктуют его структуру, так сказать. Однако, принимая форму процесса мышления, познание перестает быть самим собой. Она претерпевает качественные изменения, которые подчиняются уже не специфическим законам общества, а законам экстрасенса в «пси-системе» индивида.
Таким образом, формальный интеллект человека в прошлом, его способность присваивать элементы социального познания, анализировать на их основе сиюминутную реальность и творчески раскрывать ее закономерности в определенных рамках, мог быть не меньше формального интеллекта человека в настоящем. Только сами пределы были совершенно разными, и они определялись уровнем общественного познания, достигнутого до того времени в Институте Науки (глубина знания — информационное обеспечение — степень его правдивости, широта, степень обобщения…).
Таким образом, соблюдение определенных пропорций между развитием общественных знаний и возможностями развития личных знаний (самообразования) постоянно реализуется путем обобщения элементов общественных знаний. Таким образом, сегодня уже существует потребность в так называемом программированном обучении.
Развитие проблемы запрограммированного обучения обусловлено существующей диспропорцией между скоростью развития социального познания и недостаточными возможностями для этой скорости усвоения социального опыта индивидами. Конечно, процесс приобретения знаний можно и нужно постоянно рационализировать. Однако самым радикальным способом устранения ярко выраженной диспропорции является обобщение знаний о социальном опыте, концентрация на его общих принципах, переработка исторического в логическое.
В то же время, в связи с таким утверждением, вдруг возникает вопрос: является ли история предметом науки или нет…? Какие критерии определяют его научность или ненаучность в социальном познании?
Научное познание имеет тенденцию становиться совершенно безличным и пытается утверждать то, что раскрывает коллективный разум человечества.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Проблема субстанции. Поиски субстанциональной основы мира
- Алексей Федорович Лосев, российский философ и филолог
- Философские идеи Ф.М. Достоевского
- Логика как способ выражения смыслового содержания идеи
- Общество, история и культура. Ключевые понятия и методологические подходы
- Исторические этапы в развитии политической философии
- Ф. Энгельс и его философия
- Августин о платоновских идеях и о памяти
- Эпиктет, древнегреческий философ
- Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности