Оглавление:
Когнитивные психические процессы обеспечивают и формируют материал внутреннего мира человека. Они давно привлекают внимание ученых не только потому, что формируют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, орудиями всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно полное, надежное и безопасное разделение объективной и субъективной составляющих в восприятии внешнего мира.
Когнитивные психические процессы включают в себя: Сенсация, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.
С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, представляет объективный мир и преобразует его в субъективный образ. Таким образом, процессы познания отличаются сложностью и уровнем адекватности отражения реальности, которые формируют систему.
В процессе отражения окружающего мира, при восприятии того, что в настоящее время его затрагивает, человек создает новые образы или визуальные представления того, что ранее его касалось.
Воображение: типы и формы проявления
Воображение — это ментальный процесс создания чего-то нового в виде изображения, представления или идеи. Человек может мысленно представлять себе вещи, которые он не воспринимал или не делал в прошлом, он может создавать образы объектов и явлений, с которыми раньше не сталкивался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием для его трудовой деятельности.
Физиологической основой воображения является формирование новых комбинаций из тех временных отношений, которые уже сформировались в прошлом. Создание нового предполагает такое сочетание, которое формируется из временных отношений, ранее не связанных друг с другом. Воображение — это всегда определенное отклонение от реальности, но источником воображения в любом случае является объективная реальность.
Ведущим механизмом воображения является передача свойства объекта. Эвристический характер переноса измеряется степенью, в которой он помогает выявить специфическую цельность другого объекта в процессе его распознавания или создания человеком.
Можно выделить несколько видов воображения, наиболее важными из которых являются пассивные и активные. Пассивное, в свою очередь, делится на добровольное (мечтательность, задумчивость) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия). Активное воображение включает в себя художественное, творческое, критическое, рекреационное и антициклическое. С этим типом воображения тесно связано сопереживание — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, иметь сострадание, сопереживать.
Активное воображение всегда направлено на решение творческих или личных задач, более внешне. Человек в основном озабочен окружающей средой, обществом, деятельностью и в меньшей степени — внутренними субъективными проблемами. Активное воображение возбуждается задачей и направляется ею; оно определяется усилием воли и поддается волевому контролю.
Восстановительное воображение — один из видов активного воображения, в котором происходит построение новых образов, представлений в человеке в соответствии со стимулом, воспринимаемым извне в виде словесных сообщений, схем, условных образов, знаков.
Предвидение лежит в основе очень важной и необходимой человеческой способности предвидеть будущие события и предсказывать результаты своих действий. Благодаря способности предсказывать, человек может видеть, как бы «глазом разума», что будет происходить в будущем с ним, другими людьми или вещами вокруг него. Чем моложе человек, тем больше и ярче представлена передовая направленность его воображения. У стариков и пожилых людей есть воображение, которое больше ориентировано на события прошлого.
Творческая фантазия — это вид воображения, в котором человек самостоятельно создает новые образы и идеи, которые представляют ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются в конкретных оригинальных продуктах деятельности. Творческая фантазия является необходимым ингредиентом и основой для всех видов творческой деятельности человека. Изображения творческого воображения создаются с помощью различных техник интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения выделяются два типа таких операций. Первые — операции, с помощью которых формируются идеальные изображения, вторые — операции, на основе которых обрабатывается готовый продукт.
Психологи, изучающие творческое воображение, различают две основные операции: Диссоциация и ассоциация.
Диссоциация — это негативная и подготовительная операция, в ходе которой чувственно данный опыт фрагментирован. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны вступать в новые комбинации. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — это первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации является основным препятствием для творческого воображения.
Объединение — это создание целостного образа из элементов разобщенных пиктографических единиц. В результате ассоциации появляются новые комбинации, новые образы. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции: например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
Одним из самых очевидных проявлений активности воображения в науке является мыслительный эксперимент. Мыслительный эксперимент — это такой тип познавательной деятельности, который строится по принципу реального эксперимента и принимает структуру последнего, но развивается совершенно идеальным образом. Мыслительный эксперимент, который в некотором смысле заменяет материальный эксперимент, служит его продолжением и развитием. Это позволяет нам исследовать ситуации, которые практически не реализуются, хотя в принципе они возможны.
Сон — это особая форма воображения. Он направлен в сферу более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного соответствия образу желаемого. В то же время, мечта может быть мощным мотивирующим фактором.
Изображения, которые человек использует и создает, не ограничиваются воспроизведением того, что воспринимается непосредственно. Перед человеком образы могут быть чем-то, что не было непосредственно воспринято, чем-то, чего не существует вообще, и даже чем-то, что не может существовать. Это только означает, что не каждый процесс, происходящий в образах, может быть воспринят как процесс воспроизведения, потому что человек не только воспринимает и созерцает мир, он изменяет и преображает его. Но для того, чтобы трансформировать реальность на практике, необходимо уметь делать это мысленно. Именно эту потребность выполняет воображение.
Воображение — это суть нашей жизни. Представь на минуту, что у этого человека не было воображения. Нас лишили бы почти всех научных открытий и произведений искусства, картин великих писателей и изобретений дизайнеров. Дети бы не услышали сказки и не смогли бы поиграть во многие игры. И как они могли выучить школьную программу без воображения?
Функции воображения
Люди так мечтают, потому что их разум не может быть «бездействующим». Она продолжает функционировать даже тогда, когда в мозг не поступает новая информация, когда она не решает никаких проблем. Это время, когда воображение начинает работать, и человек не может остановить его по собственному желанию.
Воображение имеет ряд специфических функций в человеческой жизни.
Первое из них — это представление реальности в образах и умение использовать их для решения проблем. Эта функция воображения связана с мышлением и органично включена в него.
Вторая функция воображения — регулировать эмоциональные состояния. С помощью своего воображения, человек способен удовлетворить, по крайней мере частично, многие потребности и снять напряжение, вызванное ими. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в добровольной регуляции когнитивных процессов и состояний человека, особенно восприятия, внимания, памяти, языка и эмоций. С помощью умело вызванных образов человек может направить внимание на нужные события. С помощью образов он получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания.
Четвертая функция воображения — это формирование внутреннего плана действий — способности осуществлять его в сознании посредством манипулирования образами.
Наконец, пятой функцией является планирование и программирование деятельности, создание таких программ, оценка их правильности, процесс их осуществления.
С помощью воображения мы можем контролировать многие психофизиологические состояния организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто добровольно, человек может воздействовать на органические процессы: Изменение ритма дыхания, частоты пульса, артериального давления, температуры тела.
Виды воображения
Теперь рассмотрим различные формы и типы человеческого воображения.
Отношение человека к процессу воображения напрямую определяет существование различных уровней воображения. На более низких уровнях изменение образов происходит непроизвольно; на более высоких уровнях сознание человека играет все более важную роль в формировании образов.
В своих низших и самых примитивных формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая происходит под влиянием низменных осознанных потребностей, побуждений и тенденций, не зависящих от какого-либо сознательного вмешательства со стороны субъекта. Образы воображения предстают перед воображением как бы по собственному желанию, кроме воли и желания человека, вместо того, чтобы быть сформированным им. В чистом виде эта форма воображения встречается лишь в очень редких случаях на более низких уровнях сознания и во сне. Это также называется пассивным воображением.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с целями. С ними человек по своей воле, усилиями воли, приносит соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения называется активной.
Существует также различие между воображением, репродуктивным или воспроизводящим, и преобразующим или продуктивным.
В репродуктивном воображении задача состоит в том, чтобы воспроизводить реальность такой, какая она есть, и хотя в ней также присутствует элемент воображения, это воображение больше связано с восприятием или памятью, чем с творчеством. Таким образом, тенденция в искусстве, называемая натурализмом, как и частичный реализм, может быть соотнесена с репродуктивным воображением. Известно, что биологи могут изучать флору русского леса на картинах Шишкина, так как все растения в его картинах написаны с документальной точностью.
Производительное воображение характеризуется тем, что в нем реальность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или тиражируется, хотя все же творчески трансформируется в картину. Таким образом, реальность также становится основой для творчества некоторых мастеров искусства, полеты фантазии которых уже не могут быть удовлетворены реалистическими средствами. Но эту реальность пересекает продуктивное воображение создателей, они строят ее по-новому, используя свет, цвет, вибрацию воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному представлению объектов (пуантилизм), разбивая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже такие произведения искусства, как абстракционизм, создавались продуктивным воображением. Мы сталкиваемся с продуктивным воображением в искусстве, когда мир художника — это фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», воображение братьев Стругацких.
Воображение, как мы знаем, тесно связано с творчеством (более подробно об этом мы поговорим ниже). И, как ни странно, эта зависимость обратная, то есть именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько же специфических типов воображения, сколько и видов человеческой деятельности — конструктивной, технической, научной, художественной, музыкальной и так далее. Но, конечно, все эти типы образуют один из видов высочайшего уровня — творческое воображение.
Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сны, галлюцинации, мечты и грёзы.
Сны можно классифицировать как пассивные и непроизвольные формы воображения. Их реальная роль в жизни человека до сих пор не выяснена, хотя известно, что люди находят в мечтах выражение и удовлетворение многих жизненных потребностей, которые по ряду причин не могут быть реализованы в жизни.
Галлюцинации — это воображаемые видения, которые, кажется, практически не имеют никакой связи с реальностью, окружающей человека. Как правило, они являются результатом различных нарушений психики или работы организма, сопровождающихся многими болезненными состояниями.
Мечты, в отличие от галлюцинаций, являются нормальным психическим состоянием, которое является фантазией, связанной с желаниями.
Сон — это форма особой внутренней деятельности, которая заключается в создании образа того, что хочется делать. Мечта отличается от мечты тем, что она более реалистична и в большей степени связана с реальностью, то есть в основном достижима. Мечты занимают довольно большую часть времени человека, особенно в подростковом возрасте, и являются приятными мыслями о будущем для большинства людей, хотя некоторые люди также имеют тревожные видения, которые создают ощущение тревоги и агрессии. Процесс воображения редко реализуется сразу в практических действиях человека, поэтому мечта является важной предпосылкой для реализации творческих способностей человека. Необходимость мечты заключается в том, что сначала это простая реакция на высоко стимулирующую ситуацию, но затем она часто становится внутренней потребностью человека. Мечта также очень важна в младшем школьном возрасте. Чем моложе мечтатель, тем чаще его мечта не столько выражает его ориентацию, сколько создает ее. Это формирующая функция мечты.
«Техника» воображения
Трансформация реальности посредством воображения не происходит произвольно, она имеет свои обычные способы, которые выражаются в различных методах или техниках трансформации, бессознательно используемых людьми. В психологии выделяется несколько таких методов.
Первый такой метод — агглютинация, т.е. сведение воедино или объединение в новые необычные комбинации различных частей, не связанных в повседневной жизни. Сочетание — это не случайная сборка, а сознательный подбор определенных признаков в соответствии с определенной идеей и концепцией композиции. Она широко используется в искусстве, науке, технических изобретениях, и особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примерами являются классические сказочные фигуры человека-животного или человека-птицы, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.
Другая техника — акцентирование некоторых сторон изображаемого феномена. Подчёркивание — это подчёркивание возможностей. Часто это достигается путем изменения пропорций в разных направлениях. Это техника карикатуры: она воспроизводит черты оригинала, преувеличивая их или другие особенности. Чтобы быть осмысленным, акцент должен подчеркивать то, что является отличительным, а что — существенным. Акцентуация активно использует изменение объектов путем их увеличения или уменьшения (гиперболизация и буквальность), что характерно для причудливых представлений реальности. Примерами могут служить следующие сказочные персонажи: беспрецедентно сильный Святогор, крошечная Дюймовочка или гигантский Гулливер. С одной стороны, появление гиганта, его огромные размеры могут сделать внутреннюю силу и важность символов более очевидными, с другой стороны, фантастически небольшой размер может быть контрастировано, чтобы подчеркнуть большие внутренние сильные стороны персонажа.
Мы также знаем, что третий способ создания образов — схематизация. В этом случае изображения объединяются, а различия сглаживаются. Четко показаны основные черты сходства. Примером может служить любой схематический чертеж.
И последний метод можно назвать типизацией, то есть специфическим обобщением. Она характеризуется подчеркиванием сущности, сходства во всех отношениях фактов и их воплощением в конкретном образе. В этом методе некоторые символы опускаются полностью, в то время как другие упрощаются и освобождаются от деталей и осложнений. В результате все изображение трансформируется. Например, есть профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.
Таким образом, в фантазии, конечно, прослеживается тенденция к аллегории, к симилитету, к использованию образов в переносном смысле. Все средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, трофеи и фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. И все основные формы творческой трансформации мира, которые использует искусство, в конечном счете, отражают те трансформации, которые использует воображение.
Воображение в творчестве
Воображение играет важную роль в любом творческом процессе, и его значение особенно велико в художественном творчестве. Суть художественного воображения заключается, прежде всего, в умении создавать новые образы, способные быть носителями идеального содержания. Особая сила художественного воображения заключается в его способности создавать новую ситуацию не нарушая, а сохраняя основные условия жизненной силы.
Принципиальная ошибка заключается в том, что чем более странным и необычным является произведение, тем больше воображения имеет его автор. Воображение Льва Толстого не слабее воображения Эдгара Аллана По. Просто все по-другому. На самом деле, чем реалистичнее работа, тем сильнее должно быть воображение, чтобы изображение, описанное в ней, было визуальным и изобразительным. Ибо, как вы знаете, сильное творческое воображение признается не столько тем, что человек может придумать, придумать, а тем, как он знает, как изменить реальность в соответствии с требованиями художественного плана. Но наблюдение за реальностью и жизнью, конечно, не означает фотографически точное копирование того, что воспринимается, ибо истинный художник обладает не только необходимой техникой, но и особым взглядом на вещи, который отличается от взгляда нетворческой личности. Поэтому основная цель произведения искусства — показать другим то, что видит художник, чтобы другие тоже могли это увидеть. Даже в портрете художник не фотографирует изображенного человека, а преображает то, что он воспринимает. Продукт такого воображения часто дает более глубокую и правдивую картину, чем может дать даже фотография.
Воображение в художественном творчестве, конечно, также позволяет значительно отклониться от реальности, значительно отклониться от нее. Художественное творчество выражается не только в портрете, но и в скульптуре, сказке и фантастической истории. Как в сказке, так и в фантастической истории отклонения могут быть очень большими, но в любом случае они должны быть мотивированы идеей, концепцией работы. И чем значительнее эти отклонения от реальности, тем более мотивированными они должны быть, в противном случае они не будут поняты и оценены. Творческое воображение использует такого рода вымысел, отклонение от некоторых особенностей реальности, чтобы придать образность и ясность реальному миру, главной идее или плану.
Некоторые переживания, ощущения людей в повседневной жизни могут быть невидимыми для глаз человека, но воображение художника, отвлекаясь от реальности, преображает ее, освещает ее более ярко и более четко показывает ту часть этой реальности, которая особенно важна для него. Отойти от реальности, чтобы глубже проникнуть в нее и лучше понять ее — такова логика творческого воображения.
Не менее необходима фантазия и научное творчество. В науке она формируется не в меньшей степени, чем в творчестве, а только в других формах.
Даже английский химик Пристли, открывший кислород, сказал, что все великие открытия могут быть сделаны только учеными, которые «придают полную игру своему воображению». Роль воображения в науке, и похвалил Ленин, который считал, что «нужно не только поэтам». Даже в математике это необходимо, потому что воображение — это качество наибольшей ценности». Особая роль воображения в научной работе заключается в том, что оно преобразует образное содержание проблемы и тем самым способствует ее решению.
Очевидно, что роль воображения проявляется в экспериментальных исследованиях. Экспериментатор, который с помощью своих знаний и гипотез проектирует эксперимент, достижения науки и техники, должен представить себе такую ситуацию, которая отвечала бы всем необходимым условиям. Другими словами, он должен представить себе такой опыт и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который до реального опыта всегда проводил «эксперимент» в своем воображении, был физик Э. Резерфорд.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Критерии психического здоровья личности
- Представители когнитивной психологии
- Взаимодействие с тревожными детьми — Причины тревожности у детей
- Проблема возникновения и развития психики
- Жизненные ситуации и активность человека
- Личностные деформации стрессового типа
- Задачи когнитивной психологии
- Феноменология нейропсихологических нарушений при сосудистых и атрофических деменциях
- Практика по коррекционной работе с детьми с нарушением речи
- Пантомимика в психологии