Для связи в whatsapp +905441085890

Шарль Монтескьё, французский просветитель, правовед, философ — Бессмертная слава

Монтескье стоял у истоков идеологического движения, которое их готовило. Он одним из первых призвал французский народ к социальным преобразованиям, основанным на гражданском равенстве, демократических свободах, мире и гуманизме. Вместе с Вольтером он вступил в эпоху Французского Просвещения. В традициях гуманистов Ренессанса, выступавших за освобождение человеческого сознания от оков религиозного мракобесия, он поднимал наиболее актуальные вопросы своего времени, говорил о них в полный голос и обращал на них внимание не только во Франции, но и во всей Европе.

Его молодость наступила в последний, самый невероятный период правления Людовика XIV, когда во всей его мощи были сказаны печальные последствия завоевательных войн во Франции, которые довели страну до полного разорения и обнищания. Сохранилось, правда, великолепное великолепие Версаля, созданное гением Мансарда, Лебрюна, Ленотра; но за тем островом, за благородными дворцами и парками, простиралось огромное море популярной бедности.

Шарль Монтескьё, французский просветитель, правовед, философ - Бессмертная слава

Бессмертная слава

Монтескье был самым старым по возрасту в кругу французских просветителей. Он родился в 1689 году в замке Ла Бреде, недалеко от города Бордо, в семье бедного дворянина де Секонда. Его бездетный дядя Монтескье, председатель парламента в Бордо (председатель суда), завещал ему свое имя, состояние и должность. Таким образом, жизненный путь будущего писателя был обозначен.
Шарль Монтескье был отправлен в религиозную школу — ораторское училище в деревне Жуилли недалеко от Мо, где он оставался в течение пяти лет, до 1705 года, когда он занялся изучением права в рамках подготовки к работе судьи. «Когда я закончил колледж, мне вручили книгу по юриспруденции, и я начал искать идею права», — вспоминал он позже. Серьезное изучение французского права и наблюдения за жизнью позволили Монтескье увидеть экономические, социальные и политические беспорядки в стране.

В должности, унаследованной от дяди, он вскоре был избран членом Академии Бордо, в работе которой принимал активное участие, делая ряд исследований по различным предметам в области гуманитарных и точных наук.
В 1720 г. Монтескье написал роман «Персидские письма», который анонимно опубликовал в следующем году. Основные идеи этого романа были позднее изложены в «Размышлениях о причинах величия и падения Римской империи» (1734 г.) и в виде сложной, достаточно последовательной системы в «Духе законов» (1748 г.).

Монтескье воплощает в себе тип борющегося ученого, который исследует научные проблемы не из академических интересов, а во имя переустройства социальной жизни людей. «Разве цель работы не в том, чтобы оставлять людей счастливее, чем мы!» Что бы ни создавал Монтескье, будь то выученный трактат или легкомысленная прозаическая поэма «Храм книги», везде, где он облекает свои мысли в «светлую, искрометную игру французского остроумия».

«Персидские буквы»

В его философском романе «Персидские буквы», трактате, политических доктринах представлены лично и в ярких образах. Мы не найдем здесь исчерпывающего освещения персонажей, автору было важно в острой публицистической форме, с художественной конкретностью донести до читателя философские и политические идеи.
Сюжет романа разворачивается следующим образом: Богатый и благородный узбек и его подруга Рика едут в Европу, чтобы познакомиться с зарубежными обычаями и культурой. На родине узбеки оставляют после себя друзей, роскошный дворец (погребение), загородные дома и большой женский посох, которых держат в гареме под неустанным и жестоким присмотром белых и черных евнухов-рабов. Письма узбеков, его друзей, евнухов и персидских жен дают содержание романа. Такая повествовательная форма: давала автору большую свободу, тем более что нужно было затронуть очень острые политические вопросы, а также в какой-то степени обмануть бдительность королевских цензоров, облечь в свет тенденциозную политическую речь и увлекательную переписку «дикарей», обменивающихся мнениями о европейской «цивилизации».
Несмотря на чрезвычайно изменчивую характеристику, читателю даются яркие образы персов: умного, избалованного узбекского, избалованного обожанием своих рабов; страстного, чувственного Заши; простого, близорукого евнуха Нарсита; и грубого, проницательного Солима.
Не выходя за рамки эпистолярного романа, Монтескье превращает свое произведение в политический трактат. Книга Монтескье относится скорее к жанру философских романов, созданных Французским Просвещением XVIII века. В своем романе писатель анализирует два типа государств — восточный деспотизм и европейскую монархию — и критикует оба во имя республики. Монархия — это жестокое состояние, которое всегда перерастает в деспотизм. Святилище чести, славы и добродетели особенно установлено в республиках и. в тех странах, где может быть произнесено слово «отечество», говорит узбек, один из персонажей романа. Поэтому книга составлена в двух планах: с одной стороны — деспотическая Персия, с другой — монархическая Франция.
Одной из основных идей социальной теории Просвещения было признание того, что деспотизм нивелирует человека и подавляет свободное развитие индивидуальных черт характера. Впервые эта идея была выражена в философском романе Монтескье.
«С нами все персонажи однообразны, потому что все они вынуждены; мы видим людей не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими их заставляют быть». В этом порабощении сердца и ума слышится только голос страха, и страх имеет только один язык; не голос природы, который выражает себя так много и проявляется во многих формах», — оправдывается в одном из своих писем персидско-узбекский.

Фундаментальная революционная доктрина

Французское Просвещение создало доктрину естественных прав человека. Они утверждали, что сама природа дает людям право на счастье, свободу, удовлетворение естественных физических и духовных потребностей. Мыслители эпохи Просвещения считали, что политический порядок и законы должны утверждать этот разумный, естественный порядок вещей; в противном случае люди имеют право отвергать как правительство, так и законы, противоречащие естественному порядку вещей. Таким образом, возникла доктрина нравственного права народа на свержение деспотизма силой.
Эта фундаментальная революционная доктрина мыслителей Просвещения была впервые выдвинута Монтескье, и в самой скромной форме — «Сказки о нравственности восточных гаремов». (Гнев одной из наложниц узбеков Роксаны против законов гарема, законов, противоречащих природе, приобретает в романе Монтескье глубокое философское и политическое значение. «Я заменил ваши законы законами природы», — с гордостью заявляет Роксана своему угнетателю. Роксан погибает. Ее ждет ужасная казнь. Но она умирает непобедимой. Моральная прямота на ее стороне.
«Когда государь, вместо того чтобы обеспечить счастливую жизнь своим подданным, осмеливается их угнетать или уничтожать, причина послушания отпадает: подданные больше не связаны с государем, ничто не связывает их с ним, и они возвращаются к своей естественной свободе», — пишет Монтескье.
По мнению Монтескье, монархия имеет ряд преимуществ перед деспотизмом. В нем больше свободы, как отмечает узбек в своих письмах, где женщины не угнетаются, как в Персии. В монархии преобладающим стимулом, который сдерживает или побуждает человека к действию, является честь, в то время как в деспотизме стимулом является страх. Но в любой момент монархия может легко превратиться в деспотизм. Это его порок.

Критика Монтескье

Он ориентируется на наиболее существенные аспекты феодального государства: королевскую власть и католическую церковь. В ХХХVII Письме Монтескье пишет портрет «Короля Солнца» Людовика XIV, ставшего классическим образцом абсолютного монарха. Как выглядит французский король?
Театральная маска величия сбрасывается, и перед нами предстает бездарный и тщеславный человек, который принимает турецкий и персидский деспотизм за свою желанную модель. Он любит славу и трофеи войны и в то же время не хочет ставить доброго генерала во главе войск; он отличает лакея и не затмевает достойного патриота. Наконец, он полностью во власти своей восьмидесятилетней любовницы (мадам Ментенон). Позже Монтескье назвал Людовика XIV «жадным по отношению к своему народу». Он также саркастически нападает на католическую церковь.
Функция епископов, которую он иронизирует, состоит в том, чтобы позволить верующим нарушать законы в обмен на соответствующие денежные пожертвования. Это также функция папы, «старого идола, польщенного привычкой». Когда Монтескье был в Риме в 1738 году, он представился Папе Римскому. Последний принял его очень любезно, и даже позволил ему и всей его семье не соблюдать никаких постов до конца жизни. Монтескье был благодарен за такую лестную привилегию. Однако на второй день Папа послал ему быка, освобождающего его от поста, и счет на красивую сумму. Издевательский книжник вернул и быка, и счет Папе Римскому, заявив, что возьмет его на слово.
Монтескье решительно осуждает религиозную нетерпимость Людовика XIV, который отменяет Нантский эдикт Генриха IV1 года. Он заявляет, что религиозный фанатизм породил бесчисленное количество кровопролитий, преступлений и беспощадных войн. «Никогда не было империи, в которой так много внутренних раздоров, как в Царстве Христа.»
Писателя интересует не только церковь, но и религия. Земля является «атомом», «только точка во Вселенной», и боги являются не более чем создание воображения человека, который сделал их по своему образу и подобию. «Кто-то метко сказал, — пишет он, — что если треугольники сделают себя богами, они дадут им три стороны».
В 1751 году некий аббат Готье опубликовал памфлет против писателя, который он назвал «Персидские письма», богохульной книгой».

Монтескье позволяет себе остроумные шутки и каламбуры о святой личности Божьей. Философ хорошо знал политическую реакционную природу церкви и религии. В его трудах мы находим такое предложение: «Христианство, как и магометанство, заботится только о благе грядущей жизни и жертвует ей земной жизнью, а поскольку религия подавляет в нас желание обеспечить земное процветание, то деспотизм, распространяющийся повсюду, угнетает нас все больше и больше» («Мысли и фрагменты»).

Доктрина материальности мира и движения материи

«Мир, любимый Реди, ни в коем случае не является непреложным. Это верно даже для небес. Астрономы убеждены в происходящих там изменениях, которые являются совершенно естественным следствием вселенского движения материи».
Письма Усбека полны остроумных обвинений в лени, тщеславии, любопытстве, любопытстве и других пороках французского дворянства.
Монтескье решительно осуждает захват иностранных земель, колониальную политику так называемых цивилизованных государств, бесчеловечную жестокость в обращении с аборигенами. Он называет колонизаторов варварами, которые показывают миру, как много жестокости возможно. Работорговля, насильственный вывоз черных в Америку, находят в нем самого непримиримого противника. Он признает только два вида справедливых войн: оборона Отечества от иноземных захватчиков и помощь союзнику, подвергшемуся нападению. Все остальные войны по своей природе несправедливы и незаконны. Союз двух государств для угнетения третьего является незаконным. Нерушимость нации, ее суверенитет — это ее естественное право, равно как и ее право жить в мире. «Мирные договоры настолько священны для людей, что они подобны голосу природы, отстаивающей свои права.»
Монтескье иногда обращается к далекой истории в своих Героических Письмах, споря о правах народа. Иногда этот аргумент довольно наивен, как, например, утверждение, что «справедливость вечна и не зависит от человеческих законов». Справедливость, по мнению Монтескье, присуща вещам, она существует независимо от человека, и неважно, кто на нее смотрит.
Непосредственно из этой теории абсолютности понятия справедливости вытекает глубоко идеалистическая идея Монтескье о том, что идея справедливости, присущая всем людям, является великим социальным фактором, противодействующим злоупотреблениям деспотизмом и тиранией.
«Мы окружены людьми, которые сильнее нас; они могут навредить нам тысячами способов и, более того, в большинстве случаев, безнаказанно». Какое утешение для нас знать, что в сердцах людей есть внутреннее начало, которое постоянно борется за нас и защищает нас от их интриг.

Монтескье противоречит себе. Усбекен, выражавший эти мысли, очевидно, не нашел этого внутреннего начала справедливости, когда приговорил своих женщин к бесчеловечным пыткам и наказанию. Монтескье также ошибается, когда заявляет, что «душа государя — это форма, в которой формируются все остальные». Из этого преувеличенного значения, которое все мыслители Просвещения придавали роли монарха в государстве, вышла ложная теория просветленной монархии.

Мыслители Просвещения не понимали, что сам монарх был выразителем и исполнителем воли правящего класса, что если он отклонится от курса, проложенного правящим классом, то будет немедленно удален под каким-то благовидным предлогом.

Монтескье ставит принцип частной собственности довольно высоко. Он заявляет, что там, где неприкосновенность частной собственности не обеспечена законом, не может быть ни общего блага, ни прогресса. На страницах своей книги Монтескье начинает полемику между узбекским и его другом Рэди по поводу вопроса, который впоследствии будет поднят Академией Дижона и на который Жан-Жак Руссо ответит в своем первом трактате «Внесло ли развитие наук и искусств в очищение нравственности»? Этот вопрос беспокоил современников Монтескье. Рэди — противник цивилизации. Он считает, что каждое новое изобретение помогает только тиранам. «Одно только изобретение бомбы лишило всех народов Европы свободы.» Реди говорит об огромных разрушениях, нанесенных химией Земле, о том, что рано или поздно будет обнаружено средство, которое уничтожит все человечество. Он завершает свой пессимистический отказ от науки и искусства словами: «Блаженны невежества детей Мухаммада! Сладкая простота, так добра к нашему Пророку, что вы всегда напоминаете мне о простоте первобытных времен и о спокойствии, царившем в сердцах наших предков.
Узбек, а вместе с ним и автор книги, отрицает мысли, высказанные Реди. Напротив, он утверждает прогрессивный характер развития науки и искусства, но подходит к этому вопросу с чисто буржуазной точки зрения. По его мнению, двигателем прогресса является страсть к обогащению; эта страсть пронизывает все слои общества, от ремесленников до священнослужителей. Желание наживы рождает труд и сомнительность; «прибыль — величайший монарх на земле».
Государство, которое признало бы только те виды искусства, которые необходимы для человеческих нужд, и отвергло бы те, которые движимы похотью на роскошь и удовольствия, было бы самым несчастным и умерло бы, «оборот капитала и рост доходов застопорились бы».
Так, в 18 веке во Франции, приземившись в давно исчезнувших формах феодальных условий, была осуществлена идеологическая подготовка буржуазных условий.
Письма Монтескье «Персидские буквы» имели оглушительный успех у его современников. «Букмекерские торговцы любыми средствами пытались получить продолжение». Они захватывали землю каждого, кого встречали и пересекали. «Сэр! — Вы сказали, — Сочините мне «Персидские письма», — вспомнил позже писатель.
Имя автора «Письма» вскоре стало известно всем. Простая, элегантная и несколько фривольная форма представления открыла им доступ в аристократические салоны, где, читая, увлеченные описанием жизни в Восточном Сералье, они намекали на скандальные аспекты придворной жизни во Франции, не вдаваясь в подлинный смысл книги.

Церковники, однако, рассматривали книгу как самую большую опасность для существующих фондов. Когда Монтескье был номинирован во Французскую академию, «Персидские буквы» стали серьезным препятствием для его избрания в академию. На книгу был наложен церковный запрет.
Но он жил и нашел свой путь к народу, к массам. Она была тем более доступна и понятна широкому кругу читателей, потому что была переведена в красивую форму. Стиль Монтескье — «настоящий поток французского духа: он течет в несколько каменистой постели, но как прозрачны воды! как много веселья, очарования и света в речушках и маленьких каскадах!
Это поток, который течет после Вольтера и Бомарше», — писал французский историк Сорель из книги Монтескье.

Поэтический талант

После Персидских писем Монтескье больше не занимался художественным творчеством всерьез. Правда, он написал две галантные поэмы в духе классицистической поэзии того времени — «Храм книги» и «Путешествие в Пафос». К этим стихам Монтескье сам придавал мало значения. Он полностью посвятил себя изучению истории и права. Мысли, выраженные в «Персидских письмах», всегда волновали писателя.
Чтобы проверить правильность своих взглядов на политические институты, законодательство, различные системы управления, Монтескье отправился в Западную Европу. В течение трех лет (с апреля 1728 г. по апрель 1731 г.) он жил за пределами Франции, серьезно и тщательно изучая общественно-политическую организацию Италии, Голландии, Германии и особенно Англии.
Монтескье указал на недостатки буржуазной системы. «Мы видим, что в странах, где один только дух торговли оживляет людей, все человеческие дела и даже нравственные добродетели становятся бизнесом» («Дух законов», гл. XX, гл. II). А в другом эссе «Деньги высоко ценятся в Англии, добродетель и честь мало ценятся, а кривость проникла во все классы (Записки об Англии)».
Но, в целом, Монтескье был очень доволен порядком в Англии после «Славной революции» 1688 года. Он вернулся во Францию как ярый сторонник британских политических институтов и даже разбил свой парк в манере английских парков: «Для меня, чтобы взять у вас отпуск, мое поместье Ла Брэд, где вы найдете красиво украшенные мысли, которые я позаимствовал у Англии», — писал он друзьям.
В Англии Монтескье встретился с видными политическими деятелями того времени — Уолполом, Болингброком. Он даже путешествовал вместе по Европе с графом Честерфилдом. В Честерфилде Монтескье познакомился со Свифтом и поэтом Попом. Его также представили Королеве. В Англии он был избран членом ученого Королевского общества.
Монтескье, после возвращения во Францию, стал немного лучше. Теперь, следуя примеру Англии, он уже хочет союза буржуазии с аристократией, считает его лучшим выходом и защищает привилегии дворянства. Обращаясь к министрам, он пишет: «Ты, кому доверены интересы французского дворянства, не бросай завистливых взглядов на почетные права этого сословия и не протягивай жадных рук своих к их собственности». Он тщательно составляет генеалогию своей семьи, а ранее в «Персидских письмах» смеется над теми, кто пытается «очистить предков и украсить двери каретки гербами».

Биография Чарльза Монтескье

Монтескье родился в родовом поместье Ля Бреде недалеко от Бордо, его отец был дворянином семьи Секонда. В 1705 году он окончил колледж ораторов, а затем изучал право в Париже и Бордо.

В 1714 году Монтескье был назначен советником парламента Бордо. В 1715 году он женился на Жанне де Лартиг, протестантке, которая родила ему троих детей. В 1716 году, после смерти дяди, Карл унаследовал пост вице-президента парламента Бордо и титул барона. Но общественная служба вскоре стала для него обузой. В 1726 году он ушел в отставку с поста президента парламента Бордо, чтобы посвятить себя науке.

Монтескье вел уединенную жизнь, наблюдая за явлениями природы, размышляя и ищу нормы во всем. Как владелец Шато де Ла Бреде, он сохранил некоторые корпоративные убеждения, характерные для парламентской аристократии. В то же время он представлял собой редкий тип представителя французской аристократии того времени, который не позволял себе быть поглощенным соблазном роскошной жизни над моралью и жаждой знаний.

12 мая 1729 года Монтескье был посвящен в «Рог», Лондонский масонский домик.

Монтескье был частым гостем в литературных клубах и салонах и был знаком со многими литераторами, дипломатами и учеными.

Монтескье написал свою последнюю работу «Опыт вкуса» в 1752 году незадолго до смерти, и она была опубликована в 7-м издании в 1757 году.

Политическое учение Монтескье

Основные политические взгляды Шарля Монтескье можно обобщить в следующей концепции: Свобода может быть гарантирована только набором законов, то есть свобода — это способность делать то, что позволяют законы.

Монтескье считает, что необходимо обеспечить законодательную, исполнительную и судебную власть в каждом штате. В то же время исполнительную власть должен возглавлять король.

Монтескье признал связь между законами и климатом. Он отметил, что различия в законах обусловлены различиями в образе жизни и потребностях, вызванными климатом, и определил соответствие между законами и принципами правительства.

Принцип управления — это основополагающий энтузиазм, который движет конкретным типом управления. Для республики — это политическая добродетель, для монархии — это честь, для деспотизма — это страх.

Работа «О Духе Законов»

Законы, принимаемые мужчинами, должны основываться на возможности свободных отношений, а отношения правосудия должны предшествовать закону, который их устанавливает. У людей есть некоторые законы, которые определяют отношения между правителем и правящим — это политический закон. Существует также свод законов, которые определяют отношения между всеми гражданами — это гражданское право.

Как только люди объединились в обществе, они потеряли осознание своей слабости. Равенство, которое существовало до исчезновения и начала войны. Каждое общество осознает свою власть — отсюда и состояние войны между нациями. Индивидуумы чувствуют свою силу — начинается война между индивидуумами. Объект войны — это победа, а объект победы — это завоевание. Из этих принципов вытекает необходимость создания законов, составляющих закон наций.

Мир управляется не божественным провидением или удачей, а объективными общими причинами морального и физического порядка, которые действуют в каждом обществе и определяют «дух народа» и соответствующие формы и нормы государственной и правовой жизни.

Человек определяется как материальными, так и идеальными факторами:

  • С одной стороны, климат, почва, рельеф;
  • С другой стороны, обычаи, религия, законы и принципы управления.

В результате всего этого формируется общий дух народа. Необходимо избегать всего, что может привести к изменению духа нации. Необходимо, чтобы законодательная власть соответствовала духу народа, потому что этот дух не противоречит принципам правления, так как народ делает лучшее, что он свободно делает в соответствии со своим природным гением. Основная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, которую он отстаивает, — это политическая свобода.

Главная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. По мнению Монтескье, разделение и взаимное сдерживание властей является главным условием обеспечения политической свободы в ее отношении к структуре государства.

Известны три формы правления: Республика, Монархия, Деспотизм. Чтобы раскрыть их сущность, идей, которые даже невежественные люди имеют о них будет достаточно.

Республиканское правительство: когда власть находится в руках всего народа, это демократия, или в руках части народа, это аристократия.
Монархия: концентрация всей власти в руках одного человека, правление которого наравне с дворянством определяется фиксированными непреложными законами, не позволяющими монархии превратиться в деспотию.
Деспотизм: человек, который произвольно игнорирует все законы и правила.

Принципы правления:

  • Республика — Добродетель;
  • Монархия — Честь;
  • Деспотизм — Страх.

Одним из основополагающих законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть сосредоточена в руках народа. Однако, помимо постоянных законов, необходимы также указы Сената, которые являются актом временного действия.

Он охарактеризовал основные законы аристократии как право одной из секций народа принимать законы и следить за их исполнением.

Фундаментальные законы монархии определяются наличием косвенных способов перемещения власти. Самым важным из этих путей является власть дворянства, потому что если нет дворянства, то монарх становится деспотом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Николай Александрович Бердяев, крупнейший русский политический, религиозный философ
  2. Соотношение сознания, психики, мышления и познания
  3. Понятие этнической общности людей
  4. События 1917 года глазами русских философов
  5. Этапы философии Нового времени
  6. Первые высшие технические учебные учреждения в России
  7. Понятие эстетических категорий, идеалов, норм, принципов
  8. Л. Лопатин и его философия
  9. Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков
  10. Проблема истины в гносеологии