Оглавление:
Рассматривая кризис современной психологии и критикуя тех, кто считает, что он вызван существованием «множества психологий», Выготский приходит к выводу, что кризис коренится в эмпирике, которая существует в двух основных формах: натуралистической и интроспективной. Выготский находит поддержку своей точке зрения в состоянии прикладной психологии, которая является движущей силой психологического кризиса: существующая психология терпит неудачу в практике. Выход из этой ситуации Выготский видит в построении новой психологической методологии. Нам нужна диалектика психологии», — потребовал Выготский.
Естественно-научная психология возникла во второй половине 19 века. Это было вызвано резким развитием естественных наук. Начиная с XVII века человечество накопило огромное количество информации, полученной в основном в результате экспериментов, которые использовались в физике, химии и биологии. Это открытие — эксперимент — позволило человеку в течение двух столетий чувствовать себя царем природы, самым важным живым существом на нашей планете.
Психологи хотели присоединиться к потоку открытий, внести в него свой вклад. Ради этой благородной цели они сделали эксперименты своим главным методологическим инструментом. Символическим актом в истории психологии стало основание В. Вундтом в 1879 г. в Лейпциге первой психологической лаборатории, которая дала большое количество экспериментальных данных. Конечно же, сам Вундт не ограничивался экспериментальными исследованиями в одиночку. Помимо научной психологии, он также основал гуманитарную психологию народов.
Таким образом, экспериментальная психология отождествляла себя с самой психологией. Возникает вопрос: что такое эксперимент? Служит ли она средством познания для субъекта психологии? Дело в том, что естествознание, в конце 19 века доминировавшее в позитивистской философии, верило в то, что главное в экспериментах — это манипулирование чувственно воспринимаемыми объектами. И чем больше таких манипуляций происходит, тем ближе знание законов, регулирующих такие объекты.
На самом деле, однако, эксперимент — это не приближение к реальности, а абсолютный отход от нее. Действительно, давайте представим, что происходит во время эксперимента, например, в лаборатории И. П. Павлова. Здесь собаку помещают в искусственные условия в изолированном помещении, пытаясь обездвижить ее ремнями и вставляя в слюнную железу свищ, из которого при виде корма слюна выходит через трубку. Экспериментатор делает записи в соседней комнате в течение этого времени. Он отмечает количество делений, при которых слюна в пробирке увеличивается после того, как он поместил корм перед голодной собакой. Таким образом, делается попытка превратить собаку в образец.
Затем исследователь начинает делать обобщения. На первом уровне делаются первые заявления о зависимости количества слюны от условий, при которых собаке предъявляются условные и необусловленные стимулы. Затем, на новом уровне обобщения, делается вывод: так работает вся нервная система высших животных, в том числе и человека. Далее: так работает высшая нервная система. И наконец: так работает человеческая душа. Происходит переход от записей о количестве слюны к грандиозному выводу о механизмах работы человеческой души. Всевозможные обобщения — вплоть до глобальных философских обобщений — делаются на основе работы человека, полностью оторванного от реальности. Это часто встречается в психологической науке, основным методом которой является эксперимент. Это, конечно, не означает, что экспериментальный метод должен быть выброшен из психологии. Просто помните, что эксперимент, как и любой другой метод, имеет свои ограничения. Необходимо всегда помнить о проблеме операционализации, которая связана с сопоставимостью выводов с фактическими результатами экспериментального исследования. Если в эксперименте мы получаем разное количество собачьей слюны, то вряд ли это является достаточным основанием для того, чтобы сделать выводы о работе человеческого разума.
Что такое реальность?
Рассмотрев проблему метода в теории Л.С. Выготского, необходимо рассмотреть, как в этой теории трактуется понятие реальности, которое лежит в основе предмета психологической науки. Каждый исследователь признает существование так называемой объективной реальности, мира, который существует вне «я». Это один из основных постулатов научных исследований. Психология всегда пыталась ответить на вопрос: Является ли его объект формой такой реальности? На самом деле, смысл этого вопроса сводится к следующему: представляет ли объект психологического исследования нечто подобное тому, что мы воспринимаем с помощью наших чувств? Таким образом, психология интерпретировала проблему своего объекта в соответствии с картезианской дихотомией телесного, материального, расширенного вещественного и нерасширенного вещественного сознания. Материальный, чувственно воспринимаемый мир считался реальностью, независимо от того, признавался ли этот мир первичным или вторичным по отношению к миру идей. Идеальный мир, в том числе и внутренний мир человека, в разных философских школах трактовались по-разному.
В так называемых идеалистических философских школах внутренний мир человека является истинной, первичной реальностью. Эта точка зрения возникла в восточной философии. Проиллюстрируем это следующим примером. Есть ваза. Это нереальное явление, потому что когда ваза ломается, ее больше не существует. Разбитые куски вазы можно раздавить. Это тоже не реальность, потому что она не всегда есть. Существует только абстрактная материальность, из которой появляются пыль, осколки вазы и сама ваза. Эта концепция вошла в европейскую философию через учение Платона, который утверждал, что восприятие — это мнение, то есть ложная и искаженная информация о том, что существует вокруг нас. Мнения даются нам через чувственное восприятие. Истинное знание дает нам только посвящение в мир истин, идей. Эта встреча происходит через запоминание: Мы помним мир, который на самом деле существует и в котором жила наша душа.
В материалистических теориях чувственно данный мир считался первичной и даже единственно возможной реальностью. В последнем случае уже упомянутая выше точка зрения была принята в качестве критерия реального — то, что существует вне и независимо от нашего сознания, является реальным. Эта точка зрения была принята Выготским.
Здесь стоит процитировать одно из высказываний Л.С. Выготского: «Психея построена как инструмент, который подбирает и изолирует отдельные черты явлений: Таким образом, глаз, который будет видеть всё, ничего не увидит; сознание, которое будет знать обо всём, ничего не будет знать; а самосознание, если оно будет знать обо всём, то ничего не будет знать. Наш опыт ограничен между двумя порогами, мы видим только маленькую часть мира; наши чувства дают нам мир в разделах, экстрактах, которые важны для нас. В пределах пороговых значений они опять-таки не отмечают все разнообразие применений, а переводят их заново с помощью новых пороговых значений. Сознание следует за природой, как будто в прыжках, с пробелами, с пробелами. Психея выбирает устойчивые точки реальности посреди общего движения. Это остров безопасности в Гераклитовом потоке».
Эта реальность, которая лежит ниже порога сознания, не «представлена» нам, чтобы использовать термин А.Н. Леонтьева. Эта часть реальности не передается нашему сознанию. Сознание перепрыгивает с «острова» на «остров»: с «острова» А на «остров» В, затем на «остров» С и т.д. Мы не знаем реальный мир ниже порога, но то, что мы не можем воспринимать его своими чувствами, не делает его менее реальным. На самом деле, часть этого огромного, таинственного мира является предметом нашей науки. В результате этих «прыжков» сознание «вырывается» и дает нам «кусочки» реальности. Часто мы верим, что нам дана вся реальность, и все, что нужно, это создать еще одно устройство, которое увеличит дискриминационные способности наших органов чувств, и еще один кусочек реальности откроется. Но Выготский утверждает прямо противоположное: наше сознание таково, что в принципе ему не нужно «целое» реальности. Мы знаем лишь малую часть мира вокруг нас.
Каково единство психологического анализа?
Выготский антиэмпирическая психология.
Вспомним определение единицы, данное Л.С. Выготским: это «часть» объекта обучения, содержащая его фундаментальные свойства. У Выготского нет другого определения единицы. С помощью этой концепции он пытается исследовать объект психологии. Но, называя значение «единством», он использует понятие «единство» как объяснительный принцип, то есть с помощью этого понятия он объясняет нам свое понимание смысла. Выготский не использует понятие «единство» как объект исследования. Остается только догадываться, что это такое: «единство психологического анализа». В работах Выготского нет ни подробной картины, ни точного определения этого понятия. Нам придется сделать это самим.
Если мы посмотрим на различные психологические тексты, то обнаружим следующую закономерность. В каждом тексте есть ключевое понятие, постоянно используемое автором: «оккупированное присутствие» М.Хайдеггера, «карнавализация» (или, возможно, «действие») М.М. Бахтина, «инсталляция» Д.Н. Узнадзе, «рефлекс» И.П. Павлова и др. Если внимательно проанализировать роль этих понятий, в том числе и понятия «смысл» у Л.С. Выготского, то мы обнаружим сходную функцию всех них: все они служат «заменителями» объекта исследования. Если внимательно прочитать труды Выготского, то можно заметить, что на каждом этапе развития его теории отдельные понятия играют ключевую роль, так сказать, «подмены». Можно сказать, что с помощью этих понятий автор, кажется, моделирует объект своего исследования. Это основная функция единицы психологического анализа: это модель объекта исследования, содержащая авторское понимание объекта.
Но мы не можем ограничиться этим кратким определением функции единицы психологического анализа, чтобы более полно раскрыть содержание категории «единица анализа». Нужно обратиться к принципам так называемого системного подхода, который использовал в своей работе Л.С. Выготский, который сам, несомненно, обладал системным мышлением. Термин «психологическая система», используемый Выготским, нельзя считать случайным. Автор культурно-исторической психологии попытался исследовать объект психологического исследования как систему. А Выготский постарался использовать в своей методологии принципы системного подхода, которые, кстати, были использованы и К. Марксом при написании экономических работ.
Существуют три основных аспекта системного подхода, которые мы должны применять в любых исследованиях. Мы начинаем изучать предмет и спрашиваем: для чего он, какова его функция? На самом деле, мы начали здесь и определили сущность как модель объекта исследования.
Вторым аспектом системного подхода является развитие. Невозможно понять объект исследования, если ограничиться анализом его функциональных свойств. Мы должны понять историю его развития во многом. Например, Л.С. Выготский применил онтогенетическое исследование формирования концепции, а А.Н. Леонтьев — филогенетический анализ развития деятельности.
Генетический анализ, применяемый Л.С. Выготским, основан на важном методологическом принципе, заимствованном из работы К. Левина. Это так называемый причинно-следственный генетический закон. Когда мы смотрим на объект в его настоящем состоянии, говорит Левин, мы тем самым исследуем только внешний вид объекта, его фенотипическую составляющую. Выготский сформулировал эту мысль следующим образом: Старая психология воспринимала объект — человеческую психику — как вещь, а не как процесс; поэтому она не могла понять закономерностей, по которым функционировал этот объект. Мы должны, продолжил Выготский, учитывать историю субъекта, его генезис и рассматривать субъект психологии как причинно-следственный, то есть причинно-исторический феномен.
Суть концепции «единства психологического анализа»
Актуальной методологической проблемой психологии является проблема единиц анализа, которая также рассматривается как многократное изменение представлений об единицах анализа психики.
Существовавшие в психологии научные школы имели свои представления о единицах анализа психики — восприятиях, идеях, чувствах, реакциях, поведенческих действиях.
Проблема анализа была очень важна для Джорджа Пиаже. Проблема анализа была очень важна для Piaget.
В его работе единицей анализа является интеллектуальная операция, обладающая свойством обратимости и включения в группировки.
С.Г. Выготский провел детальный анализ проблемы единиц анализа психики, различая анализ по единицам и анализ по элементам.
Деление исследуемого целого на отдельные части представляет собой анализ по элементам; он еще не дает никакого представления о функционировании или целом.
Анализ по единицам уже подразумевает присвоение в исследуемом объекте ряда единиц, содержащих существенные свойства всего объекта.
Изучая единицы анализа, можно сформировать картину не только изучаемого объекта, но и его свойств.
Для объяснения различий между этими возможностями Выготский привел пример элементного анализа в химии. Например, исследуемое химическое вещество — вода. В воде различают два элемента, кислород и водород. Они не имеют ничего общего с самой водой, ни по физическим, ни по химическим свойствам. Изучение с помощью единиц означает изучение свойств молекулы воды, которая, являясь мельчайшей частицей вещества, уже дает представление о его свойствах.
Анализ работ психологов позволил Л.Г. Выготскому и Н.Д. Гордеевой сформулировать требования к блоку анализа менталитета:
- Блок анализа должен быть структурной единицей, а не диффузным целым, построенным из элементов;
- В форме противоположностей единица должна содержать свойства целого, так как противоположности всегда объединяются в значимое единство;
- Единицы жизнедеятельности должны обладать генеративными свойствами и возможностью трансформации в нечто иное, по сравнению с первоначальными формами;
- Устройство должно быть живой частью целого, но может быть убито как живое существо и как единое целое при дальнейшем разложении на элементы;
- К единицам психологического анализа должен применяться таксономический подход;
- Единицы анализа психики должны иметь реальную, сенсорно-визуальную форму;
- Анализ разложения целого на единицы должен создать возможность синтетического изучения свойств;
- Единицы анализа должны позволить исследовать связь исследуемой психологической функции не только со всей сферой сознания, но и с отдельными основными функциями.
В русской психологии проблема единиц анализа неоднократно поднималась, и Л.С. Выготский решал ее не только по отношению к проблеме мысли и языка. Он был одним из первых, кто решил эту проблему в отношении личности.
Проблема единиц анализа менталитета
Проблема единиц анализа является ключевой методологической проблемой в психологии, которую различные авторы решили по-своему. Эта проблема всегда была одной из главных проблем в психологии. Понятие «единица анализа в психике» интерпретировалось по-разному.
В неклассической психологии восприятия меняются в соответствии с изменениями в способах рационализации реальности. Принцип невозможности сводить целое к совокупности его частей был основой неклассической психологии, поэтому он превратился в единицы анализа изучаемого умственного субъекта в целом. Примером такого подхода являются структурные отношения между персонажем и фоном.
Л.С. Выготский, который рассматривал сначала значение, а затем осмысленный опыт человека как единицы психологического анализа, изменил трактовку понятия.
Логика анализа по единицам была впоследствии реализована преемниками ученого.
Д. Н. Узнадзе рассматривал отношение как единицу анализа.
А. Леонтьев, напротив, имел в виду деятельность как единицу анализа. По его теории, деятельность в целом не может быть достигнута простым соединением отдельных элементов. По его словам, деятельность — это активное взаимодействие человека с окружающей действительностью. Субъект в данном случае — это человек, а объект — это область реальности, ответственная за удовлетворение потребностей субъекта.
В. П. П. Зинченко рассматривает действие субъекта как единицу деятельности и развивает предложенную им функциональную структуру единиц психиатрической системы. Проблема рассматривалась отдельно в советской психологии.
А. Н. Н. Леонтьев считал это личным смыслом, и Л. И. Божович рассматривал действие как единицу анализа психики.
Д. В. В. Любовский отмечает, что ключевой опыт — это единица анализа личности человека. По мнению Ф.В. Бассина, единицей анализа личности является когнитивный опыт.
Основы дифференциально-психологического анализа
Каждая наука основана на системе фундаментальных принципов.
Дифференциальная психология основана на следующих принципах:
- Принцип формального подхода и его реализация;
- Принцип соотношения части и целого;
- Взаимосвязь внутри- и меж-индивидуальных закономерностей;
- Взаимодействие факторов endo и exo при определении различий;
- Измеряемость и статистическая оценка изучаемых явлений.
Формальный подход в изучении индивидуальности определяется набором методов анализа структуры человеческих характеристик, которые являются стабильно универсальными.
Используя этот подход, можно провести необходимое различие между типичными индивидуальными психологическими характеристиками и другими комбинациями характеристик, составляющих индивидуальность человека.
Формальный подход описывает структуру психики с точки зрения темперамента, способностей, характера, стиля и других конструкций.
Формальный подход заключается в определении достоверности анализируемых параметров и выявлении инвариантной структуры исследуемого явления.
Анализ индивидуальности в формальном подходе также использует основные принципы: Иерархия, инвариантность и координация взаимодействия.
Вместе эти принципы образуют некий теоретический гештальт, определяющий специфику формального подхода, и сочетаются с рядом важных взаимосвязанных положений.
Дифференциальная психология имеет не только свои собственные принципы, но и области исследований.
Объект его внимания чаще всего оказывается атрибутом собственного — остроты восприятия, профессиональной ориентации, иногда индивидуальности в целом.
Направления, на которые указывает Штерн для функционирования психологии индивидуальных различий, развиваются.
Среди прочего, психология индивидуальных различий сохраняет свою неоднородность, проявляющуюся в преобладании частных психологических теорий; например, теория темперамента не коррелирует с теориями личностных качеств.
Таким образом, основным направлением дифференциальной психологии является сведение гетерогенных знаний к единой теории индивидуальности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Практико-ориентированные методы обучения
- Детско-родительские отношения и типы семейного воспитания
- Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста
- Концепции нравственного развития личности
- Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте
- Аттестация педагога-психолога — Понятие «аттестация». Цели, задачи, принципы и правила аттестации педагогов
- Природа потребностей человека
- Психология ощущения и восприятия
- Особенности содержания гендерных представлений у дошкольников — Семья как институт социализации
- Креативное развитие личности в психологии