Оглавление:
Психологические знания так же стары, как и сам человек. Он не мог существовать, если бы не руководствовался поведенческими мотивами и чертами характера своих ближних. Когда исследователи обращаются к изучению личности, они могут сначала столкнуться с различными чертами и их проявлениями в поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты, связь между сознательным и бессознательным (подсознательным), и многое другое — это неполный список черт, с которыми нужно бороться.
С различными качествами, личность, в то же время, является единым целым. Это порождает две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять совокупность черт личности как системы и выделить в ней то, что обычно называют системообразующим фактором (или чертой), и, во-вторых, раскрыть объективные основы этой системы.
Теория структуры личности, разработанная З. Фрейд, который очень популярен в западных странах, можно классифицировать как психодинамическую, неэкспериментальную теорию, охватывающую всю жизнь человека и использующую внутренние психологические характеристики человека, особенно его потребности и мотивы, чтобы описать его как личность. Он считал, что лишь малая часть того, что происходит в сознании человека и отличает его как личность, на самом деле осознается им.
Сущность психоаналитической теории личности
Согласно мыслям Фрейда, началом и основой жизни человеческой души являются различные инстинкты, стремления и желания, которые изначально присущи человеческому телу. Недооценивая сознание и социальную среду в процессе формирования и существования человека, Фрейд утверждал, что главную роль в организации человеческой жизни играют различные биологические механизмы. В частности, он считал, что существуют врожденные влечения к инцесту (инцесту), каннибализм, стремление убивать в каждом человеке с рождения, которые оказывают большое влияние на все психологические действия и поведение человека. Фрейд настаивал на том, что психическое развитие человека отражает развитие человечества, потому что каждый человек несет в своих психических структурах бремя далеких предковых переживаний.
По мнению Фрейда, две универсальные космические движущие силы играют особенно важную роль в формировании человеческой жизни: эрос (сексуальное влечение, стремление к жизни, стремление к самосохранению) и танатос (смертельное влечение, агрессивное влечение, разрушительное влечение).
Изображая жизнедеятельность человека в результате борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются главными движущими силами прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность существования человека, но и в значительной степени определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.
Согласно концепции Фрейда, носителем полового влечения является универсальная психическая энергия с сексуальной окраской (либидо), которую он иногда интерпретирует как энергию сексуального притяжения или сексуального голода.
Очень важную роль играет концепция либидо. В то же время, Фрейд не смог выработать четкую интерпретацию либидо, и в зависимости от различных поворотов теоретических исследований, он интерпретировал либидо в том или ином смысле.
В некоторых случаях он называл либидо количественно переменной силой и заявлял, что либидо следует отличать от энергии, которая должна лежать в основе всех психических процессов. В других он утверждал, что либидо, в своей глубочайшей основе и в конечном результате, является лишь продуктом дифференциации энергии, действующей в целом в психике.
Неосознанные (особенно сексуальные) стремления личности составляют ее потенциал и основной источник ее деятельности, задают мотивацию ее действий. В связи с невозможностью удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественной форме, человек вынужден постоянно искать компромисс между глубоким стремлением и социально приемлемой формой его реализации. Модель личности Фрейда представляет собой трехуровневую структуру: нижний слой (Я или ИД), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями Средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Суперэго или Суперэго) — нормы общества, принятые индивидом. Самые агрессивные, агрессивные и спорные слои — это эго и суперэго. Они атакуют человеческую психику с обеих сторон и порождают невротическое поведение. Поскольку суперэго неизбежно становится больше, массивнее и тяжелее по мере развития общества, Фрейд видит всю историю человечества как историю нарастающего психоза.
Раскрывая суть концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал — важнейшую роль в формировании и функционировании человеческой жизни играет и Эдипов комплекс. Изучая сны своих пациентов, Фрейд заметил, что многие из них сообщали ему с возмущением и возмущением о снах, в которых главным мотивом был половой акт с матерью (инцест). Рассматривая это как определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное влечение человека направлено на мать, в то время как первое сильное желание и ненависть направлены на отца.
В Эдиповом комплексе, по мнению Фрейда, «культивируется младенческая сексуальность, которая оказывает решающее влияние на сексуальность взрослого человека». Перед каждым новорожденным стоит задача преодолеть Эдипов комплекс; те, кто этого не делает, страдают от невроза.
Таким образом, по мнению Фрейда, Эдипов комплекс является основой существования человека, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из самых важных отношений такого рода — это отношения между «я» и «эго».
Структура личности
Фрейд изначально задумал психическую жизнь как состоящую из трёх уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, дающего мотивирующую силу человеческому поведению (как в его моторной, так и в мыслительной форме), является бессознательное. «Оно» насыщено сексуальной энергией (Фрейд называл его «либидо»). Это царство закрыто для сознания табу, навязанными обществом.
В 1920-х годах психологические взгляды Фрейда претерпели некоторые изменения в структуре человеческой личности. Позднее, в 1920 г. «На другой стороне удовольствия и себя и это» (1923 г.), он предложил другую модель, которая должна была оказать значительное влияние на психологические теории личности.
Таким образом, мы интерпретируем понятие бессознательного из доктрины репрессий. Мы рассматриваем подавленных как типичный пример бессознательного. Однако мы видим, что есть два вида: латентные, но способные к сознанию. Наше знакомство с психической динамикой не может повлиять на нашу номенклатуру и описание. Скрытое бессознательное, только в конечном смысле, но не в динамическом, мы называем предосознательным: термин «бессознательное», «предосознательное», «сознательное», значение которого уже является чисто описательным. Говорят, что предчувствие находится почти ближе к сознательному, чем к бессознательному, и, поскольку мы назвали бессознательное ясновидящим, мы, a fortiori, будем называть его латентным предчувствием.
Таким образом, мы можем обойтись без наших трёх терминов (сознательного, бессознательного, преклонного) до тех пор, пока не упускаем из виду тот факт, что в описательном смысле есть два вида, бессознательное и в динамическом смысле только один. В одних случаях, когда повествование преследует особые цели, это различие может быть проигнорировано; в других, разумеется, оно абсолютно необходимо.
Реальная разница между бессознательным и предсознательным состоит в том, что первое остается неизвестным (неопознанным) по материалу, а второе связано с изображением слов.
Чувства и ощущения также становятся однозначными только при контакте с системой; если путь туда заблокирован, то это не достигается в форме отношений.
Сокращенно, но не совсем корректно, тогда говорят о бессознательных ощущениях, как о близких к бессознательным представлениях, хотя эта аналогия недостаточно обоснована. Различие между сознательным и пред-сознательным не имеет смысла в случае ощущений, так как здесь пред-сознательное исключается; ощущения либо сознательные, либо бессознательные.
Даже когда ощущения ассоциируются со словесными представлениями, их сознание не обусловлено последним: они становятся непосредственно сознательными. Проясняя взаимосвязь между внешними и внутренними восприятиями и системой поверхностей, мы можем начать строить наше представление о себе.
Мы видим, что он исходит из системы восприятия бессознательного, или из его центра, ядра, и включает в себя, прежде всего, предсознательное, которое вступает в контакт со следами воспоминаний.
Эрос и Танатос
По мнению Фрейда, Эрос и Танатос — две антагонистические категории, первая из которых тяготеет к жизни, а вторая — к смерти.
В греческой мифологии Эрос — бог любви и сексуальности, жизненного инстинкта и самосохранения. Очень мощное представление об Эросе было создано Платоном в его философии, где тиран Эрос находится в авангарде человеческих желаний, ведя их в качестве телохранителя. В Платоне Эрос никогда не одевается в земное тело и служит своего рода проводником от богов к человеку и обратно.
З. Фрейд часто использует термин «эрос» в своей работе «На другой стороне принципа удовольствия». В финальной версии Фрейд представляет Эрос как главный двигатель человеческой экстрасенсорной жизни. По мнению ученого, либидо — это энергетический потенциал эроса, энергия всех сексуальных влечений. Тенденция к сексуальному влечению определяется преобладающим принципом психической жизни — принципом удовольствия.
Противоположным полюсом к Эросу является Танатос, стремление к смерти, стремление к агрессии и разрушению. Танатос стремится разорвать связи, разрушить, даже самоуничтожить. Примерами проявления Танатоса являются распад семьи, алкоголизм, война, самоубийство, наркомания и др.
Борьба между Эросом и Танатосом попеременно успешна, но исход этой борьбы предопределен природой вещей и может быть только один — Танатос всегда побеждает.
Танатос силен и функционирует на основе энергии либидо. У него есть два направления действий:
- О людях и различных объектах в форме деструктивных действий, таких как садизм и вандализм;
- на себя, что проявляется в мазохизме и самоубийстве.
В человеческой психике, как указал З. Фрейд в своей работе «Я и Я», идет постоянная борьба между этими двумя направлениями, а между ними — человеческое «Я».
Когда Эрос нарушает мир и подчиняется принципу удовольствия, инстинкты смерти ищут мира и берут человека с собой. Каждый человек управляется либо тоской по смерти, либо тоской по жизни.
В смертельной тоске формируется саморазрушающаяся психическая структура — например, садизм, мазохизм. Во втором случае деструктивная составляющая нейтрализуется, а агрессия используется в интересах самого себя и направляется на социально согласованные цели. Но даже в этом случае, разрушительная составляющая энергии либидо, когда передается на внешние объекты, может проявиться как стремление к лидерству, доминированию и власти.
С самого раннего детства, подчеркнул Фрейд, отказ от прямой агрессии представляет собой самую сложную жертву, которую общество требует от человека.
Эрос как желание жизни
Эрос как инстинкт жизни предполагает биологический инстинкт, а не какую-либо заметную степень сексуальности. Фактически, принципу удовольствия предшествует сублимация, которая вводит репрессивные элементы в общественно полезную деятельность.
Существуют и другие формы сублимации, упомянутые Z. Фрейд упомянул, в частности, ингибированные половые влечения, которые тесно связаны с сублимированными влечениями. Они не отказались от своих прямых сексуальных целей, но их реализации мешает внутреннее сопротивление. После того, как они успокоились, они довольны некоторой аппроксимацией удовлетворенности. З. Фрейд назвал их «социальными инстинктами» и привел в качестве примера отношения родителей и детей.
Все человеческое поведение, отметил Фрейд в своих ранних работах, так или иначе вытекает из жизненного инстинкта.
Энергия Эроса направлена на сохранение жизни и ее воспроизводство. Агрессия в этом контексте рассматривалась как реакция на блокирование этих импульсов, то есть агрессия в человеческой жизни еще не имела черт постоянного и неизбежного явления.
После ужасов Первой мировой войны ученый делает мрачные выводы о природе и источнике агрессии. Он начинает говорить о существовании антагонистического инстинкта, Танатос.
Между Эросом и Танатосом существует постоянная оппозиция, а значит, и напряженность. Он согласился с заявлением о том, что существуют определенные вещества, которые могут накапливаться.
Конфликт между Эросом и Танатосом в структуре личности становится центральным.
Существуют обстоятельства, при которых возникает противоречивая природа доктрины инстинкта смерти и связанной с ним агрессии. Во-первых, это чистая теория без всякой эмпирической поддержки, а во-вторых, по мнению Э. Фромма, теория Фрейда применима ко всем живым организмам, в том числе и к животным. Однако аналогичного эффекта в отношении животных не наблюдается. По этой причине большинство последователей Фрейда отвергли доктрину Танатоса.
Однако утверждение о том, что наступление агрессии происходит от врожденного драйва, находит поддержку и сегодня.
Танатос, как фактор смерти
Термин «мортидо», который существует в психоанализе, относится к желанию танатоса, желанию самоуничтожения.
В одной из существующих версий говорится, что инстинкт смерти пробуждается от основных неудовлетворенных биологических потребностей. Это может быть плохое питание, неэффективная социальная реализация, самоутверждение собственности, которые активируют механизм мортидо.
При активации мортидо возникает постоянное депрессивное состояние ума — это подавление обмена веществ, гормональной секреции и иммунной активности. Мортидо активируется эндорфин-анкефалиновым дисбалансом в нейрохимии мозга и проявляется как тревога и агрессия.
В первом случае энергия Мортидо заставляет человека избегать разрушительных факторов, она толкает его на то, чтобы взять ситуацию под контроль, а во втором она направлена на внешние объекты, чтобы уничтожить их. Главная цель этой темной энергии — уничтожить «объект ненависти». Когда человек не в состоянии выполнить свой «акт гиперкомпенсации» в силу определенных обстоятельств, мортидо направляется внутрь и запускает механизм самоуничтожения.
По сравнению со своим антонимом, либидо, мортидо недостаточно изучено в психоанализе.
Термин, относящийся к энергии ломки, распада и противостояния жизни, был введен Паулем Федерном, учеником Фрейда.
Согласно теории психоанализа, личность человека основывается на фундаментальных побуждениях — либидо (творческое), которое переживается как приятно знакомое, и мортидо (разрушительное), которое переживается как боль, неизвестное, пугающее.
Термин «драйв смерти» был предложен Z. Фрейд ссылается на стремление в живом организме восстановить первоначальное состояние, т.е. неодушевленное, неорганическое.
Когда человек находится в плохом состоянии, кажется, что он хочет умереть, но на самом деле это вряд ли так.
Фрейд вывел инстинкт смерти из простого наблюдения, что все живые существа рождаются и умирают, поэтому все живые существа бессознательно стремятся к смерти.
Генетики склонны говорить о существовании генетически обусловленного механизма старения, следствием которого является смерть.
Жизнь основана на рождении и смерти, а сущность основания, пищевой пирамиды, основана на убийстве и питании. Значит, смерть — это средство жизни, но не ее конец.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Классификация тренинговых групп
- Психологические особенности личности преступника
- Основы общей психологии
- Манипуляция как стиль социально-психологического взаимодействия
- Общие представления о «я-концепции»
- Групповая сплоченность по А. В. Петровскому
- Бине Альфред, французский психолог, доктор медицины и права парижского университета — Разработка тестов по измерению интеллекта (IQ-тест)
- Агрессия, ее причины и последствия — Агрессивность как инстинктивное поведение
- Дневные и ночные страхи у детей
- Визуальное восприятие