Для связи в whatsapp +905441085890

Эстетика в экзистенциализме — Эстетика абсурда

Характеризуя состояние современной буржуазной эстетики, нельзя не упомянуть экзистенциализм. Под влиянием этого философского и эстетического течения развиваются некоторые художественные направления, тенденции, жанры и виды буржуазного искусства: «новый роман», «театр абсурда» и подобные явления в кино, музыке и живописи. Экзистенциализм — это гетерогенное явление. Например, западногерманские философы Хайдеггер и Ясперс были не только воинственными иррационалистами и открытыми врагами науки, но и воинственными антикоммунистами. Позиция французских экзистенциалистов Мерло-Понти, Жана Вале, Симоны Бовуар, Жана-Поля Сартра и А. Камю несколько иная. В современном экзистенциализме все иррационалистические тенденции, кажется, слились в единое целое. Возможно, буржуазная мысль никогда еще не работала так энергично, чтобы доказать бессилие и тщетность человеческой мысли, как у философов-экзистенциалистов.

В картине мира, нарисованной экзистенциалистами, нет никаких ценностей, нет места красоте, величию человека, его возвышенным мыслям и поступкам. По сути, экзистенциалисты разрушают основу эстетики — красоту человека. Сознательно или бессознательно происходит эстетизация уродливого, уродливого, аморального и подлого.

Эстетика в экзистенциализме - Эстетика абсурда

Эстетика абсурда

Понятие «абсурд» и определение «абсурда» в настоящее время являются одними из самых популярных в лексиконе ряда гуманитарных дисциплин. И хотя считается, что понятие абсурда впервые появилось в своем «современном значении» в S. И хотя предполагается, что понятие абсурда в его «современном значении» впервые появляется в Кьеркегоре («Страх и трепет», 1843), изучение проблемы и ее источников обновляет на каждом шагу работы и идеи гораздо более отдаленные во времени — особенно древняя риторика и логика, что, безусловно, объяснимо, потому что сам термин в европейских языках происходит от латыни (ab — «от», surdus — «глупый», ab-surdus — «бессмысленный, нелепый, причудливый»).

Даже непосредственно в философии отношение к абсурду с гносеологической и онтологической точки зрения совершенно иное, этот термин ни в коей мере не определен одинаково в учениях христианских богословов средневековья, рационалистов XVIII века и экзистенциалистов XX века. Абсурдность рассматривается в контексте логических парадоксов как семантическая проблема, как категория стиля, как категория текста.

Когда речь идет об абсурде на уровне театрального языка, то речь идет как о более узком толковании (принципы и художественные приемы «абсурдизации» самого театра), так и об очень широком, для драматургов и режиссеров, утверждающих абсурд в театре, интуитивно или сознательно обращаются к теории и практике абсурда, как она сложилась на протяжении многих веков европейской культуры и национальных языков.

По абсурду мы понимаем, следуя за Г. Померанцем, А. Трифоновым, значение которого неслышимо. Другими словами, абсурдное послание, соединяющее казалось бы несвязанное, говорит о том, что жизнь вне наших представлений о жизни. Для рационалистов, чьи взгляды здесь имеют особое значение, поскольку С. Бекетт активно опирается на рационалистическую философию XVIII века, «абсурд — это бездна, отделяющая правильный рациональный мир сознания от неупорядоченной гармонии хаоса, надвигаемого ветрами смысла». Исследователи отмечают, что проблема абсурда действительно не рассматривалась отдельно от понятий «смысл» и «разум» классической философии в течение длительного периода ее развития, и абсурд, соответственно, воспринимался как «обратная сторона смысла, его преобразованная форма» .

Понятие экзистенциалистов

Определение «абсурда» здесь подчеркивает иррациональность жизни, ее изначальную спонтанность, хаотичность, бессмысленность и, следовательно, неподвластность рациональности. А. Камю в своем учебном пособии «Миф о Сизифе». Очерк абсурда посвящен абсурдности человеческого существования в мире и нашему восприятию этой бессмысленности, «чувству абсурда». Ж.-П. Сартр, «объясняющий» Камю, говорит о «чувстве абсурда, то есть неспособности постичь явления реальности с помощью человеческих понятий и слов».

Представители ряда современных школ, изучая структуру знака, приходят к очень интересным наблюдениям об абсурдном мире и «абсурдном высказывании». По мнению Ж. Делеза, например, «с точки зрения структуры, смысл всегда слишком велик».

На сегодняшний день использование этого термина в области актуальных эстетических исследований достаточно неоднозначно. Что касается фактов истории искусства, то понятие «абсурдность» часто интерпретируется очень широко, что в последнее время можно рассматривать как своеобразную тенденцию к принятию «модных» терминов. Абсурд как характеристика литературного феномена впервые (хотя А. Камю также говорил о «абсурдном творчестве», имея в виду творчество «абсурдного человека», т. е. по сути, размышлял о глобальной роли искусства в абсурдном мире: «…абсурдное произведение иллюстрирует отказ от мышления вне престижа, смиренное согласие быть сознанием, создающим только видимость, прикрывая образы чем-то, что не имеет рационального основания». Даже термин «театр абсурда», введенный Мартином Эсслином, до сих пор не признан всеми критиками. С другой стороны, круг абсурдистов значительно расширился за счет соседних литературных феноменов, предшествовавших или принявших традицию, так что можно назвать не только драмой, но и прозой и поэзией, которые считаются литературой абсурда. Самое простое решение было найдено у «наследников»: молодые современники Беккета и Ионеско, именно благодаря развитию их творчества, доказали как возможность пересмотра принципов абсурдизма, так и их формирование в новое качество.

Что касается литературы до появления классического театра абсурда в середине прошлого века, то, поскольку в список постоянно добавляются новые имена «предшественников», для получения четкого представления о процессе «абсурдизации» литературы необходимо обратиться к конкретным исследованиям. Чаще всего упоминается первая половина двадцатого века, хотя есть и выходы в более старые эпохи.

Например, в произведении В. Воронина «Законы фантазии и абсурда в художественном тексте» произведение Дж. Теория абсурдной литературы» Э. Клиева («…это исследование ни в коей мере не историко-литературное: читателю предлагается явно теоретико-литературное исследование», основанное на материале «произведений основоположников литературной ерунды Э. Лира и Л. Кэрролла»). В работе вводится понятие «английского классического абсурда». Интересно отметить, что Жиль Делез в своей знаменитой книге «Логика смысла» также рассматривает «Алису в стране чудес» как литературный образец, но термины «бессмыслица» и «абсурдность» здесь последовательно спариваются и разводятся, по сравнению с «смыслом», бессмыслица и абсурдность кажутся близкими терминами, но, вероятно, их действительно не следует смешивать. «Чепуха, — объясняет Делез, — не имеет конкретного значения, но выступает против отсутствия смысла, а не против самого смысла, который он производит в избытке».

Феномену русского абсурда посвящен ряд солидных исследований. Абсурдность в данном случае изучается как стилистическая доминанта, во многом определяющая специфику русской литературы на данном этапе ее развития.

Автор монографии «Поэтика абсурда» О. Чернорицкая в статье «Трансформация тел и действий: Физиология перехода в поэтике абсурда», дает определение феномена: «Поэтика абсурда — это психофизиологически обусловленный переход метафоры в абсурдную реальность», а также исследует «профаническое сознание» главного героя, характерное для этого типа литературы, и сюжетно-обоснованные идеи, построенные на парадоксальных конструкциях. Такой подход к объекту исследования, как правило, характеризуется предпочтением абсурда: «С мифологической и религиозной точки зрения основным средством абсурда считается эстетика как таковая, т.е. красивая, притягательная, она заставляет человека забыть себя, оторваться от повседневных забот и уйти в сферу загробной жизни, в место, где не действуют никакие земные законы».

Французский исследователь творчества Обериутов Жан-Филипп Жаккар сравнивает пьесы Хармса «Элизабет Бам» и Ионеско «Лысый певец» в своем произведении «Даниэль Хармс: театр абсурда, настоящий театр». Д. Токарев в своей монографии «Курс в худшем» рассматривает произведения Беккета и Хармса как явления одного типа. Абсурд как текстовая категория у Даниила Хармса и Самуила Беккета»: «Беккет придал особый смысл реальности, которую он описал в своих текстах: не называя ее абсурдной, он, тем не менее, подошел к абсурду бытия как некой абсолютной реальности, в которой исчезает всякая оппозиция между человеком и миром, оппозиция, которая служила основой экзистенциалистской философии. Именно в этой абсолютизации абсурда, понимаемого не как нечто абсурдное и чужеродное, а как самодостаточность «быть самим собой», Бекетт близок к Хармам 1930-х годов».

Абсурдность наиболее ярко проявляется в поэтике и эстетике современности и поэтому органично коррелирует с другими явлениями современности. Для того чтобы абсурдность перешла от уровня отраженных в работе логических или экзистенциальных парадоксов к характеристикам художественной системы, должно было возникнуть принципиально новое («пост-нетцшеанское») отношение к искусству (к тексту) и к миру, не предполагающему причинно-следственных связей между событиями и объектами. В этом случае снова парадоксально считать Гёте или Леонида Леонова «абсурдными авторами».

Но даже в отношении модернизма абсурд вряд ли является статичной категорией. Здесь важно различие между модернизмом и авангардизмом, а также эволюция самого модернизма с начала до конца достижений середины и даже второй половины ХХ века. Для авангарда абсурд — это средство шокировать публику, агрессивно демонстрировать нелогичность мира и сознания. Не ставя под сомнение существование русского абсурда, я бы утверждал, что он во многом был порожден авангардными усилиями.

Модернизм касается абсурда как онтологической, так и эпистемологической особенности, и в этом смысле он является одной из важнейших (и фундаментальных) черт модернистского мировоззрения, однако готовность писателя-модерниста выражать абсурд любыми доступными средствами в модернизме сильно варьируется — в зависимости как от количества этих средств, так и от намерений писателя. Развитие философии экзистенциализма стало ключевым моментом в развитии модернизма, и мы не можем обойти вниманием закономерность экзистенциалистского утверждения абсурда как одной из его важнейших концепций. Несмотря на свою связь с экзистенциализмом, увидеть понятие «абсурд» именно в версии Камю («противоречие между иррациональностью и соблазнительным стремлением к ясности абсурдно», «абсурд лежит не в человеке и не в мире, а в их общем присутствии», и независимо от того, определяли ли они свое творчество как абсурдное, поздние модернисты, будь то С. Беккет, А. Роб-Гриель или Г. Грасс, создавали свои произведения в новом культурном пространстве, не только «пост-никезийском», но и пост-экзистенциалистском.

Авангардная драма раннего модернизма, если проследить принципы воплощения абсурда в театре, при всей его пламенности и восторге от бросающегося в глаза, весьма проблематична с точки зрения развития нового театрального языка. Можно сказать, что этот театр настолько радикален, что в своей борьбе против традиций и «реалистической» условности вряд ли склонен адаптировать свое нововведение даже не к условностям, а к условиям сцены.

Что касается экспериментов в драме и театре в непосредственной близости от ХХ века, то несомненным успехом первой половины театрального века стал экспрессионистский театр, но открытия этого модернистского движения во многом вдохновили, как это ни парадоксально, главных драматических авторов, разработавших свою театральную концепцию и условность, Б. Брехта.

Поэтика и эстетика абсурда, постепенно завоевывая признание в литературе, также не сразу произвели новую форму или новый этап театральной условности для западного театра ХХ века.

Экзистенциализм

Слово экзистенциализм происходит от латинского слова «существование». Экзистенциализм — это течение в эстетике ХХ века, в котором иррациональность и буржуазные мотивы пронизывают все данное направление эстетики. Эта тенденция возникла после Первой мировой войны и окончательно сформировалась в 1930-х и 1940-х годах.

Философия экзистенциализма и эстетика экзистенциализма возникла в результате кризиса буржуазного сознания. Эта теория получила наибольшее распространение в 50-х годах. За эти годы произошли некоторые примечательные изменения в его проблемных аспектах. В то же время усиливаются социально-политические мотивы эстетики экзистенциализма, отражающие различные нюансы его национального варианта, а также его религиозно-атеистических версий и внутренних гетерогенных образований. Идеи феноменолога Гуссерля и экзистенциалиста Хайдеггера рассматриваются как общее основание.

Методологическая эстетика

Методологическая эстетика экзистенциализма исходит из феноменологических предположений о глубоких различиях и специфических отношениях сознания, при которых сознание функционирует как активное начало. Окружающая материальная культура, природа, которая может быть наделена пассивностью или, другими словами, «прочностью», также может быть классифицирована как активное начало. Исходя из этого, это означает, что эстетическое отношение к миру, противопоставляемое инструментально-практическому, может функционировать как сфера «свободы сознания». Здесь реальность может быть подвергнута «отрицанию», где реальность может быть «преодолена», она также подтверждает активность сознания. И поэтому не случайно экзистенциальная эстетика обращается к проблеме воображения, где она может быть интерпретирована таким же субъективно-идеалистическим образом. Эта эстетика может установить консонанс между теми авангардными школами, которые претендуют на деятельность художественного восприятия на стороне интеллектуализма.

Концепция экзистенциализма

В рамках концепции экзистенциализма прослеживается тенденция онтологизации эстетического восприятия, где оно понимается как факт активного взаимного влияния природы и человека (Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю). Эта тенденция может быть подкреплена резким усилением антитехнологических настроений. Эти чувства были среди буржуазной интеллигенции 60-70-х годов. Таким образом, это дальнейшее развитие современной феноменологической эстетики.

Творчество в экзистенциалистской эстетике

Особенно важное место в эстетике экзистенциализма занимает изучение творчества. В первую очередь это касается литературного творчества, которое наиболее полно соответствует экзистенциалистским представлениям о художественном творчестве.

В Хайдеггере, например, творчество рассматривается в общем контексте проблем бытия; в Марселе — это способность быть «верным существу». Сартр, с другой стороны, пытается раскрыть специфику творчества, которое он называет «ренегатом поэтом», не отождествляющим себя с благом буржуазного общества, которое его окружает. Помимо выявления скрытых проблем такого общества, нельзя идти против его нравственности и переходить от того, чтобы быть «жертвой» к тому, чтобы быть «палачом».

Утопическое утверждение

Искусство отождествляется в экзистенциалистической эстетике с той областью практики, в которой свобода человека может быть реализована в первую очередь. Эта свобода идеалистически приравнивается к свободе сознания. Поэтому создается концепция утопического утверждения, которая утверждает, что художественное развитие — это путь к разворачиванию человеческого чувства свободы, где можно преодолеть силы, давящие на них в реальности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Мировоззрение, его структура и значение для общества и человека
  2. Метафизическая свобода и гражданские свободы в философии нового времени
  3. Проблемы главы государства и отделение политики от морали в доктрине Макиавелли — Биография Макиавелли
  4. Современные методологические программы
  5. Природное основание общества
  6. Псевдо-Дионисий Ареопагит
  7. Бернар Клервоский и Перт Дамиани: восприятие монашеством новой аристотелевой логики
  8. Проблема детерминационных связей между основными подсистемами общества в истории социально-философской мысли
  9. Религиозно-философские идеи Симеона Полоцкого
  10. Феноменологическая антропология А. Шюца